Индивидуальный инновационный проект Метапредметное направление – как условие способствующее самореализации и социализации личности

Актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде является одной из приоритетных в образовательной политике государства.Важным элементом системы гражданского воспитания является обобщение и распространение опыта педагогов для создания единой модели, позволяющей достичь наиболее качественного результата. В проекте предполагается разработка и апробация механизма осуществления внедрения мероприятий по всестороннему развитию гражданского воспитания  как в урочной, так и во внеурочно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки администрации города Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №8» г. Перми













Метапредметное направление - как условие способствующее самореализации и социализации личности.




Руководитель проекта:

Учитель истории и обществознания

МАОУ «Гимназия №8» города .Перми

Лузгина Ольга Владимировна










Пермь - 2014

Раздел № 1:

Номинация: творческий проект.

Автор, должность: Лузгина Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания.

Название ОУ: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 8»

Адрес: 614113, город Пермь, улица Ушакова, 76-8. Luzgina2008@rambler.ru

Индивидуальный инновационный проект Метапредметное направление – как условие способствующее самореализации и социализации личности.

Телефон сотовый: 89630177735


Аннотация:

Актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде является одной из приоритетных в образовательной политике государства. Важным элементом системы гражданского воспитания является обобщение и распространение опыта педагогов для создания единой модели, позволяющей достичь наиболее качественного результата.

В проекте предполагается разработка и апробация механизма осуществления внедрения мероприятий по всестороннему развитию гражданского воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Проект будет реализован при совместной работе педагогов, учащихся, родителей и представителей общественных организаций.

Проект является второй ступенью деятельности педагогов направленной на формирование личности старшеклассника гимназии. Предшествующая работа была направлена на создание комплексной программы для подготовки базы для создания наиболее эффективных условий для образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.

Цель: Создание условий для образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.

Задачи:

- формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества;

- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека; чувства патриотизма к своему учебному заведению, району, краю, родине;

- освоение демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений;

- овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни города и государства; потребности к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию;

- овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни города и государства; потребности к самообразованию, саморазвитию;

- диагностика готовности учащихся к реальной взрослой жизни;

- формирование коммуникативных навыков, необходимых в дальнейшей жизни, чувства толерантности и социального партнерства.

Обоснование проекта:

Современное общество озабочено падением нравственного сознания у подрастающего поколения и перед институтами гражданского общества стоят конкретные задачи, направленные на формирование у школьников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, правового самосознания и патриотизма, способности к успешной адаптации и социализации в обществе.

Существенный вклад в гражданское становление личности, принадлежит институту образования.

Формирование гражданских качеств гимназистов и школьников не должно ограничиваться учебной деятельностью в гуманитарных и негуманитарных предметных областях, воспитание гражданина во внеклассной деятельности должно находиться в состоянии партнерства образовательного учреждения и других институтов.

Актуальность гражданского воспитания в детской и молодежной среде является одной из приоритетных в образовательной политике государства. Важным элементом системы гражданского воспитания является обобщение и распространение опыта педагогов для создания единой модели, позволяющей достичь наиболее качественного результата.

Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования в контексте ФГОС является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Создание проекта обусловлено рядом актуальных для современного общества проблем:

- становление гражданского общества и формирование активной, гражданско-сознательной личности;

- падение моральных, этических и культурных ценностей у молодежи;

- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации.

В проекте предполагается разработка и апробация механизма осуществления внедрения мероприятий по всестороннему развитию гражданского воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Говоря о нравственности, толерантности и культуре старшеклассника, невозможно не сказать о партнерстве с общественными организациями, и проведения определенных мероприятий в сфере создания условий формирования «конечного продукта» - формирования активного, адаптированного старшеклассника:

- формирование мировоззрения и активной жизненной позиции, связанной с урочной деятельностью, проводимой в метапредметном направлении. Оно связано с изучением гуманитарных предметов, привитие патриотизма параллельно на предметах: литературы, истории, обществознания;

- получение общеучебных умений и навыков: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства с помощью дополнительных элективных курсов и факультативов;

- учреждение гимназической организации старшеклассников и создание центра по работе с общественностью и планирование работы в гимназическом пространстве;

- создание комплексной программы гражданского воспитания учащихся старшего школьного возраста в условиях гимназии.

Важную роль в данном направлении играет метапредметность, включающая освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Проект будет реализован при совместной работе педагогов, учащихся, родителей и представителей общественных организаций.

Проект является второй ступенью деятельности педагогов направленной на формирование личности старшеклассника гимназии. Предшествующая работа была направлена на создание комплексной программы для подготовки базы для создания наиболее эффективных условий для образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности.

Содержание проекта:

1 этап - подготовительный, апрель-июнь 2013 года.

Проведение социальной практики, основанной на принципе преемственности и социализации:

- обобщение и передача накопленного опыта будущими выпускниками;

- проведение мониторинга, выявляющего наиболее активных и заинтересованных учащихся, для создания организации в рамках гимназии;

- проведение совместных мероприятий в виде дискуссий, диалогов, встреч с целью передачи опыта и помощь в разработке мероприятий следующего учебного года, направленных на создание пространства, способствующего формированию личности.

2 этап - внедрение экспериментального проекта, сентябрь 2013-апрель 2015 года.

Подготовка и реализация плана деятельности организации старшеклассников, направленная на:

- совершенствование системы дополнительного образования для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей всех возрастных групп школьников с учетом их индивидуальных особенностей;

- выявление наиболее значимых для школьников тем, с целью организации социальных проектов и отдельных практик для объяснения и закрепления проблемных для гимназистов вопросов;

- информирование о деятельности организации через средства массовой информации гимназии (школьная газета «Большая перемена» и «Правовой листок», радиолинейки, сайт гимназии);

- формировать навыки и знания по установлению партнёрских отношений (создание работы в трех группах: первая - профессиональные работники образования, выступающие в роли тьюторов; вторая - представители различных сфер социума и третья - учащиеся гимназии);

- обобщение опыта через проведение мониторинга и передача его через активное участие в общешкольных конференциях, конкурсах, проектах и встречах разного уровня (от школьного до международного, например -:региональный этап Международного фестиваля «Детство без границ» и другие);

- проведение социальных проектов, охватывающих всё пространство гимназии, например:

практико-ориентированный проект «Мы - россияне», посвященный празднованию 20-летия Конституции РФ.

Деятельность группы в рамках данного проекта:

- создание и проведение в классах начальной школы ознакомительных мероприятий: «Знакомство с Конституцией» (2-4 классы);

- конкурс рисунков «Конституция глазами детей» и организация выставки работ (2-4 классы);

- проведение радиолинейки;

- организация тематической викторины (5-11 классы);

- проведение тематических уроков (6-11 классы);

- организация и проведение дискуссии: «Что такое патриотизм? Нужен ли он в наше время?»(9-11 классы).

3 этап - обобщаюше-аналитический этап, апрель 2015 года; мониторинг, анализ подведение итогов. Оформление итогов Проведение семинаров, открытых мероприятий для старшеклассников и педагогов района и города. Публикация методических разработок.

План-график:

Сроки

Мероприятия

Результат

1

Апрель-июнь 2013 года.

- Проведение социальной практики;

- подготовка мероприятий для старшеклассников, направленных на установление контакта с общественностью;

- изучение потребностей старшеклассников, семьи и социального окружения.

Анализ полученной информации

2.

Сентябрь 2013-апрель 2015 года.

- Информирование о деятельности организации через средства массовой информации гимназии;

- обобщение опыта через проведение мониторинга и передача его через активное участие в общешкольных конференциях, конкурсах, проектах и встречах разного уровня (от школьного до международного);

- проведение социальных проектов (например: практико-ориентированный проект «Мы - россияне», посвященный празднованию 20-летия Конституции РФ;

- проведение Парламентских уроков, встреч, экскурсий, дебатов и создание на базе гимназии дискуссионного клуба.

Создание опросной базы (для проведения мониторингов);

- подготовка и выявление заинтересованных и одаренных учащихся для участия в конкурсах;

- выявление социально значимых тем для разработки в проектах практической направленности (поддержка исторических традиций, волонтерское направление, патриотическое направление и т.д.)

3.

Апрель 2015 года.

- Мониторинг;

- анализ, подведение итогов. Оформление итогов;

- проведение семинаров, открытых мероприятий для старшеклассников и педагогов района и города;

- публикация методических разработок.

Методические разработки, описание проекта для передачи опыта (через СМИ, сборник материалов гимназии, встречи старшеклассников со сверстниками района и города)..

Апробация:

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. На первом этапе была проведена работы построенная на принципах преемственности и коллективизма. Была подобрана и сформирована инициативная группа старшеклассников (с учетом индивидуальных особенностей) для создания и работы в проекте, направленном на создание условий для образовательного пространства, способствующего самореализации и социализации личности, где учитель выступал в роли консультанта, а не организатора процесса.

Огромную роль играет институт социального партнерства, который позволяет гимназистам получать профессиональный опыт от социальных работников, психологических центров, представителей органов власти и представителей общественности, через экскурсии в Законодательное собрание Пермского края, Городскую Думу города Перми, встречи с Уполномоченным по правам ребенка в Пермском крае и другими интересными людьми.

Гимназия и далее будет продолжать деятельность, направленную на поддержку контакта между школьниками и людьми, которые могут повлиять на становление личности гражданина и патриота.

Результативность:

- создание единого гражданско-правового пространства учебно-воспитательного процесса в гимназии;

- здоровая среда в гимназии, основанная на комфортном морально-психологическом климате, обстановке доброжелательства и сотрудничества;

- правовая грамотность учащихся, способствующая формированию правовой культуры;

- создание методической базы, необходимой для использования для продолжения деятельности проекта (мультимедийных презентаций, мониторинговых опросников, тематических викторин и много другого);

- активное и результативное участие гимназистов в конкурном движении;

- организация и участие в акциях, направленных на борьбу с социальными проблемами общества и молодежи;

- повышение качества при сдаче единого государственного экзамена в предметах патриотического цикла;

- информирование о деятельности организации через средства массовой информации гимназии (школьная газета «Большая перемена» и «Правовой листок», радиолинейки, сайт гимназии);

- распространение информации и обобщенного опыта деятельности организации через средства массовой информации гимназии (школьная газета «Большая перемена» и «Правовой листок», радиолинейки, сайт гимназии), СМИ района, конференции, встречи, проекты.

.

Анализ нормативно-правовой базы:

- Конституция РФ.

- Закон РФ «Об образовании» (статья 14 - Общие требования к содержанию образования);

- Постановление Правительство Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания;

- Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р "О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы";

- Концепция «Модернизации российского образования на период до 2015 года»
(29.12.2001 распоряжение №1756-р) о развитии интеллектуальной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, любящей свое Отечество, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. - № 1-2010.

3 .Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. -№ 3-2010.

4. .Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж.

«Воспитание школьников», № 2 -2012.

5. Воспитание гражданских ценностей и правовой культуры в школьном образовании//Материалы научно-практической конференции.- Пермь.2007.

6. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте соотношения социальных воздействий и обучения// Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 49-56.

7. Рубцов В.В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды// Психология проектирования. - М., 1996

8. Интернет ресурсы.


© 2010-2022