Инновационные технологии в работе классных руководителей»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд

Тема семинара:"Инновационные технологии в работе классных руководителей»

(Выступление зам. директора по ВР МОУ «СОШ №24» Хисамовой В.А.)

2 слайд

Школа решает следующие воспитательные задачи:

• Гуманизация воспитательного процесса, выраженного в создании условий для всемерного развития личности в ходе совместной деятельности учеников, родителей, учителей

• Поддержание и укрепление школьных традиций. Создание условий для художественно - эстетического развития, для творческой самореализации учащихся

• Укрепление здоровья учащихся

• Совершенствование методического мастерства классных руководителей. Внедрение в воспитательный процесс новых информационно- коммуникационных технологий.

Что есть педагогическая технология? В чём заключается инновационные методы воспитания? С чем ещё на практике связаны эти понятия?

Инновационные методы обучения и воспитания являются структурными элементами педагогических технологий. В американской педагогической литературе инновационные методы называют стратегиями. Например, если хозяйка , точно следуя рецепту кулинарной книги, готовит некое блюдо, то она реализует инновационный метод(стратегию). Если же она готовит обед из нескольких блюд, то она действует по технологии. Технология - слово означает «процесс», алгоритм действий, воспроизводимость педагогического процесса и педагогических результатов. Технология коллективной мыследеятельности состоит из системы проблемных ситуаций, решаемых микрогруппами.

Функции технологии

Вызов

Осмысление

Рефлексия

  • Мотивационная (пробуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  • Информационная(вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)

  • Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями)

  • Информационная(получение новой информации по теме)

  • Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания)

  • Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации)

  • Информационная(приобретение нового знания)

  • Мотивационная(обсуждение по поводу дальнейшего расширения информационного поля)

  • Оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции)

Каждый приём, стратегия должны быть нацелены на раскрытие творческого потенциала обучаемых.

В современных условиях мы должны внедрить новые технологии в воспитательный процесс.

В основе воспитательной системы школы лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям, ученическое самоуправление

Воспитание успешно, если оно системно. В воспитательной системе школы выделяются тематические периоды традиционных дел. Они готовятся по системе КТД. Главные дела являются понятными, личностно значимыми тогда, когда в них участвуют все ученики и родители.Система ключевых дел в школе формировалась с учетом традиций и желаний учащихся, выявляемых в ходе анкетирования. Первые места в рейтинге самых интересных школьных дел выступают «Выборы президента школы», «Выборы депутата на городскую Думу», Новогодние праздники, спортивные соревнования, концерты, акции.Наряду с традиционными, организовываем и новые дела. Интересно прошел конкурс «Интел - планет», где выявлены школьные таланты. По-новому было организовано традиционное представление классов - в виде мультимедийной презентации с комментариями учащихся. Далее ожидается конкурс - презентация «Мир профессий».

Основной структурной единицей главных дел является класс, как первичный коллектив, но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, формируется чувство школы, чувство «мы»,состоящее из ярких «я»

Крупные события школьной жизни, подготовленные большинством, содержат в себе основополагающие ценности и нравственные ориентиры. Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового самосознания. Не меньшее значение эти крупные дела имеют для учителей, они выводят за рамки своего предмета, открывают возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. С целью развития познавательного интереса во внеурочную воспитательную работу вводятся информационно-коммуникационные технологии.

Каковы же возможности использования ИКТ в воспитательном процессе средней общеобразовательной школы. Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим характерной особенностью развития образования в России и отдельных ее регионов является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и педагогический процесс в целом.

Инновация - нововведение, новшество, изменение.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного учреждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);

  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);

  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

  1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность.

  2. По способу возникновения и протекания инноваций.

  3. По глубине и ширине осуществления.

  4. По характеру происхождения и масштабности.

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  1. Возникновение или зарождение идеи нового.

  2. Перевод идеи в цель.

  3. Разработка путей реализации цели и проектирование.

  4. Реализация проекта.

  5. Распространение новой практики.

Источники зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция руководителя, педагогов;

  • опыт, рожденный в данной школе;

  • опыт, рожденный в других школах;

  • директивы и нормативные документы;

  • потребности педагогического коллектива работать по-новому.

В организации воспитательного процесса возрождаются и находят свое дальнейшее развитие теории прошлого российского образования: Ушинского, Крупской, Макаренко, Сухомлинского и др. В современной инновационной практике рассматриваются основные идеи воспитательной работы, реализуемые в 20-х годах XX века: создание детского коллектива, организация взаимодействия школы со средой, развитие самостоятельности, инициативы, творчества и др.

Главное отличие инновационного образовательного учреждения от традиционного состоит в создании условий для развития всего потенциала личности, личности готовой к любому, даже непредвиденному будущему, способной адаптироваться к новым ситуациям, конкурентоспособной на рынке труда. Развитие школы (т.е. переход ее в новое качественное состояние) не может быть осуществлено иначе, чем через освоение новшеств, через инновационный процесс.

И здесь, одним из главных направлений работы нашего коллектива должно стать внедрение в учебно-воспитательный процесс современных компьютерных технологий.

Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры и учителя, и школьников. Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и не профессиональных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая «информационная» среда обитания людей, и в этой среде нам необходимо найти свое место. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий.

Опыт применения информационных технологий показывает явные преимущества по сравнению с традиционным уроком, т.к.

  • значительно возрастает концентрация внимания;

  • увеличивается темп урока и подачи учебной информации;

  • материал излагается в более доступной и интересной форме;

  • увеличивается объем изучаемой информации;

  • легче усваивается изучаемый материал.

Кроме того, неоспоримым преимуществом является:

  • яркость и наглядность представления материала;

  • образное изложение материала.

Показателем является не то, как мы можем преподнести материал, а как работают учащиеся, т.е. учитель-консультант.

Продуктивная деятельность без информационных технологий невозможна, и мы должны менять систему работы с детьми. Информационные технологии в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, и наша школа не должна в этом направлении отставать от других педагогических коллективов. У нас есть для этого все необходимое.

Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (www) и множества систем (протоколов) передачи данных. Когда сейчас слово Интернет употребляется в обиходе, то чаще всего имеется в виду Всемирная паутина и доступная через нее информация, а не сама физическая сеть.Интернет предоставляет множество услуг, среди которых первое место по популярности среди пользователей занимают услуги Всемирной паутины (www), электронная почта, мессенджеры. Как же среди такого обилия информации разыскать то, что необходимо? Для этого Интернет предоставляет услуги поисковых систем. Получив новые знания, учителя вместе со своими воспитанниками активно включились в проектную деятельность на уроках. Нашим коллективом опробованы возможности использования ИКТ и во внеурочной воспитательной работе.

3 слайд

Ключевые дела школы:
• презентации «Мир профессий», «ОППН», ЮИД, ДЮП
• выборы президента школьной республики
• создание электронной базы данных
• День народного Единства, День Науки, День цветов
• экологический турнир, танцевальный батл, брейн - ринги
• акции "Городской парк», «Добро пожаловать, скворцы!», «Творим добро», «Ветеран живёт рядом»
• школьная газета «Переменка»
• встреча с ветеранами
• вечера, встречи со знаменитыми людьми нашего города
и другие дела

Резкое снижение интереса учащихся к учению, падение престижа к получению образования…Все это позволило по-новому взглянуть на методы учебно-воспитательного процесса, совершенствовать технологию обучения и воспитания. С этой целью методический совет школы решил активизировать внедрение компьютера в учебно-воспитательный процесс и школа приняла направление компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Мы считали, что использование компьютерного обеспечения в процессе обучения приведет к повышению интереса учащихся к учению, будет способствовать формированию информационной культуры школьников. Подготовит заинтересованных ребят III ступени школы к получению профессии. Да и функции компьютера разнообразны: от вспомогательного средства управления учебной деятельностью до организации досуга учащихся во внеурочное время.

У нас компьютер вошел в процесс учебно-воспитательной деятельности как объект изучения и как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и развить возможности в индивидуализации обучения. Это позволило осуществить объяснение и подсказку, похвалу и, наконец, быстроту реакции ученика. Заметили мы и великую возможность компьютера в проблемном обучении, при котором учащийся выступает как исследователь, а это позволило совершенно по-новому строить преподавание рядов предметов. По нашему мнению именно эти два направления и составили основу компьютеризации обучения. Я считаю, что в нашей школе педагоги разделяют точку зрения и осуществляют решение данной проблемы по формированию у каждого учителя сознания необходимости информатизации процесса обучения и внесения соответствующих изменений в методику преподаваемых ими предметов; поиск оптимальных форм приме нения компьютера в учебном процессе; изучение влияния компьютерного обеспечения на отношение школьников в учебной и внеурочной деятельности. Изучив предложение родителей и учащихся Совет школы решил начать изучение основ информатики и вычислительной техники с младших школьников. В воспитательно - образовательном процессе, я думаю, "...что машина - компьютер пришла к нам всерьез и надолго…".

В помощь педагогам хочу предложить книгу «Организация воспитательного процесса в школе» Авторы: Рожков М.И., Байбородова Л.В.(Р63 Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с,18ВК 5-691-00361-5). В пособии раскрываются основы организации воспитательного процесса и технология воспитания учащихся в современной школе. В книге нашли отражение как теоретические вопросы, так и формы и методы воспитательной работы с учащимися. Особое внимание уделяется методике работы педагога, классного руководителя, являющихся ключевыми фигурами в воспитательном процессе. Книга знакомит их с конкретными способами влияния на ученический коллектив, раскрывает пути развития школьного само­управления, взаимодействия с детскими организациями и объедине­ниями. В пособии также даются рекомендации по проведению анали­за воспитательной работы, ее планированию, изучению результатов и эффективности. Значительное место в книге отведено методике про­ведения различных игр, творческих мероприятий, дискуссий и т. п.Пособие адресовано студентам педагогических вузов, а также учи­телям, классным руководителям, методистам.

У одних слова «воспитание» и «воспитательный процесс» вызовут раздражение, так как напоминают о формальных мероприятиях, проводимых в традиционной школе. Другие испытают радость от того, что смогут познакомиться с новым подходом к организации процесса воспитания человека в современной школе. Авторы пособия обращаются, и к тем и к другим. Несомненно, что задачи, стоящие перед школой сегодня, несколько иные, чем десять лет назад. Да и те, кто решает эти задачи, стали другими. В то же время школа, как всегда, выполняет главную общественную функцию - воспитание человека. И эта функция одна из самых сложных. На протяжении веков общество было недовольно воспитанием молодежи. Времена менялись, а задача воспитания подрастающего поколения всегда оставалась актуальной, и решение ее всегда было противоречивым.Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, тоталитаризма, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования гражданина обновленной России старыми средствами.

К сожалению, на определенном этапе реформирования школы, в начале девяностых годов, в педагогической науке и практике ослабло внимание к проблемам организации воспитательного процесса в школе» Это было обусловлено многими объективными и субъективными причинами. С одной стороны, чаще всего воспитание ассоциировалось с традиционными подходами, предполагающими манипулирование поведением учащихся; с другой - с новыми задачами (прежде всего задачей формирования индивидуальности), которые невозможно решить традиционными средствами. Однако в последнее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательного процесса становится наиболее значимой. Педагоги отчетливо понимают, что сегодня этот процесс происходит в новой школе, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем.

4 слайд

Цели школы в равной степени отражают как требования личности, так и интересы общества.Разрабатывая новую теорию и методику организации воспитательного процесса, мы и анализируем возможность использования в воспитании учащихся тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе:

- раскрываем концептуальный взгляд на проблему воспитания учащихся: рассматривается соотношение понятий социализации, воспитания и развития; затем на основе системного подхода определяются сущность и структура воспитательного процесса,

- выявляем роль субъектов воспитания в решении задач формирования личности учащихся, определяем основные подходы к решению проблемы взаимодействия участников воспитательного процесса; рассматриваем возможности стимулирования самовоспитания учащихся; раскрываем роль классного руководителя, ученического коллектива и детских организаций в решении воспитательных задач.

В третьих, изучая технологии организации воспитательного процесса анализируем методы и приемы воспитания, предлагаем конкретные технологии анализа эффективности процесса воспитания, его целеполагания и планирования.

5 слайд

На основе анализа современных концепций воспитания определены новые подходы к воспитанию:

  • Личностно-созидающий подход в организации воспитательного процесса:изначальная устремлённость педагогического коллектива на созидание растущей личности, её непрерывный рост.

  • Индивидуализация растущей личности в процессе её социализации:предоставление ребёнку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга.

  • Создание благоприятных условий:

-для удовлетворения многообразных культурно-образовательных потребностей детей;

- психического и физического оздоровления детей;

- для удовлетворения дефицита общения детей, педагогов, родителей;

- для самовыражения самоутверждения и самореализации каждого ребёнка.

Здесь хочется сказать, о системе организации программно - методического сопровождения:

1. Функции деятельности по методической поддержке классных руководителей:

- диагностическая;

- прогностическая;

- адаптационная;

- инновационно - развивающая;

- организационно - педагогическая деятельность;

- информационно - аналитическая.

2. Принципы работы:

- демократичность;

- научность;

- системность;

-открытость;

- целенаправленность;

-принцип конкретности и интеграции;

- оперативность и гибкость.

6 слайд

3. Организация (формы организационной работы)

1) аналитико - диагностическая деятельность

- наблюдение;

- тестирование;

- соцопросы;

- анкетирование;

- проектирование;

- консультирование;

- анализ.

2) Инновационно - развивающая, информационно - организационная, информативно - педагогическая деятельность

- посещение занятий, праздников;

- конкурсы;

- обучающие семинары;

- тренинги;

- открытые программы;

- конференции;

- обзоры педагогической литературы;

- методическая учёба;

- педагогические советы;

- работа методического объединений;

- работа творческих групп;

-скорая методическая помощь.

От вышесказанного исходит: результативность воспитательной системы.

Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы школой определены критерии и показатели её эффективности.

7 слайд

1-ый критерий - самоактуализация личности учащихся.Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребёнка.

2-ой критерий - удовлетворённость детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

3-ий критерий - конкурентоспособность нашего учебного заведения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно - воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в своём учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города.

Такая модель инновационной технологии школы превосходит по всем важнейшим параметрам воспитательно-образовательного процесса:

• Познавательным возможностям, предоставляемые школьникам;

• Позитивному характеру взаимодействия между педагогическим коллективом и учащимися; при активной субъектной позиции учащихся в учебно-воспитательном процессе;

• состоянию дисциплины;

• ответственному отношению к учебе;

• дифференциации (диверсификации) обучения и воспитания; реализации личностной направленности с учетом специфики микросоциума,

• превращении школы в безопасную, свободную от наркотиков и других видов зависимостей социальную среду, способствующую образованию и воспитанию детей и молодежи;

• интенсивной подготовке молодежи к успешной интеграции, адаптации к "рыночному" социуму;

• тщательной диагностике потребностей, способностей и проблем учащихся и их семей.

• интеграции системы непрерывного образования.

Управлять развитием инновационной школы - значить вести грамотный отбор тех новшеств, которые являются движущей силой развития образовательно-воспитательной системы в целом.

Принципы системы воспитательной работы

Основные направления содержания воспитательной работы

Формы организации воспитательной деятельности

Методические объединения классных руководителей МОУ

Направления работы МО

Школьное самоуправление

Структура школьного самоуправления

Президент и кабинет министров

Направления работ школьного самоуправления

Система воспитательной работы школы базируется на следующих принципах:

В центре внимания - внутренние ценности, нереализованные возможности ученика;

Ученик - субъект воспитательного взаимодействия;

Ученик и учитель находятся в партнёрских отношениях;

Добровольность в принятии содержания и формы творческой деятельности;

Школа - зона психологического комфорта для ребёнка и педагога.

Основные направления содержания воспитательной работы

Организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;

Обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, культурного развития, а также саморазвития личности ребёнка;

Организация работы по патриотическому, гражданственному воспитанию;

Развитие творческих способностей и творческой инициативы детей и взрослых;

Развитие ученического самоуправления;

Развитие коллективно-творческой деятельности;

Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;

Приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

Формы организации воспитательной деятельности

Воспитание в процессе обучения;

Внеучебная деятельность:

внутриклассная;

межклассная;

внешкольная;

массовая, общешкольная;

работа с семьёй и общественностью.

9 слайд

МО классных руководителей

ооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий в классных коллективах.

Изучение, обобщение и использование на практике передового педагогического опыта классных руководителей.

Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы в классных коллектива.

Совместная творческая, развивающая деятельность (сотрудничество) школы, семьи, общественности.

Развитие гуманистических отношений между взрослыми и детьми.

10 слайд

Направления работы МО

Учебная деятельность: Контроль за посещением уроков и успеваемостью

Контроль за ведением дневников учащимися

Контроль за выполнением устава школы

Контроль за выполнением требований к внешнему виду учащихся

Методическая деятельность: Проведение заседаний МО.

Диагностика затруднений учителей и выбор инновационных форм повышения квалификации.

Разработка новых направлений и форм активизации деятельности учащихся.

Организация обмена опытом через взаимопосещение внеклассных мероприятий и выступления на заседаниях МО.

Организация семинара на тему "Применение новых технологий в организации воспитательного процесса в классе".

Проведение открытых внеклассных мероприятий с инновационной технологией.

Выступление учителей с сообщениями по теме самообразования в воспитательной работе на заседаниях МО и педагогических советах школы.

Создание картотеки находок воспитательных приемов на уроке и во внеклассной работе.

Внеклассная деятельность: Организация работы кружков

Проведение общешкольных и участие в районных воспитательных мероприятиях

Организация классного и школьного самоуправления

11, 12 слайд. Результативность

Итак, уважаемые коллеги, новые технологии воспитательного процесса ждут:

  • Мастер - классы для тех, кто «довёл» свой авторский продукт до методики, технологии или развёрнутой программы.

  • Лаборатории для тех, кто готов поделиться самыми первыми результатами, любопытными находками.

  • Проектные мастерские для тех, кто нашёл перспективный ход от проблемы - к задаче.

  • Стендовые доклады для тех, кому проще представить свой опыт в форме схемы, письменного текста или слайд - презентации, а нев устной речи.

  • Статьи и методические разработки в электронном сборнике.

И немного о наших делах:

13 слайд -Гуманитарное направление; 14 -16 слайд -ОППН;

17, 18 - КВН; 19 - 20 - Детские молодёжные организации «Соц. Проектирование»; 21 - СНТ; 22, 23, 24 - Краеведческое направление;

25 - Тимуровцы XX века; 26, 27 - Тимуровские отряды;

28, 29 - Музейная работа; 30 - ДЮП; 31 - Применение ИКТ;

32, 33, 34 - Художественно-эстетическое направление;

35, 36, 37, 38 - Военно - патриотическое направление воспитания;

39 - кружок «Технология обработки древесины»;

40 - кружок «Своими руками»; 41 - спортивные кружки;

42 - кружок «Любим рисовать»; 43, 44 - Отряд ЮИД;

45 - Праздники. «Праздник науки»; 46 - «Праздник цветов»;

47 - 55 Мероприятия по Году Семьи.

Новые технологии раскрываются в основных направлениях воспитательной работы: понятие воспитательной системы, учет психологических особенностей подростков и молодежи, приемы работы с родителями, формы организации ученического самоуправления, методика работы классного руководителя; организация профессиональной ориентации, правового воспитания и культурно-досуговой деятельности. Особый интерес вызывают методики диагностики социально-психологической направленности личности старшеклассника, взаимоотношений родителей в семье, профориентации старших подростков, а также извлечения из современных законодательных документов в области образования. Особенно новшество можно ввести при проведении родительских собраний, правовых и культурно - досуговых мероприятий в форме брейн-рингов, ситуативных практикумов, конкурсно - игровых программ и бесед-диалогов.

Современному педагогу уже нельзя ограничиваться стандартным набором мероприятий, подчинённых календарному плану. У каждого класса свои особенности и трудности в развитии. Значит, в основе планов внеклассных занятий в первую очередь должен быть не календарь, а проблемы конкретного класса. А в настоящее время проблемы решаются только с инновационными формами и методами - с новыми технологиями.

56 слайд. Заключительный слайд.

(презентация работы «Привет солдату»)

Литература:

1. Копысова Э.С. Современные концепции воспитания. "Вестник ПОИПКРО", 2001, №1.

2. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях. "Классный руководитель", 2001, № 3.

3.Движение к новой школе. «Классное руководство и воспитание школьников», 2008, №9.

4. Е.А.Генике «Профессиональная компетентность педагога». Что нужно знать о технологиях. Журнал «Директор школы», 2008г., №5.

© 2010-2022