- Преподавателю
- Классному руководителю
- Самоанализ деятельности за 2013-2014 учебный год
Самоанализ деятельности за 2013-2014 учебный год
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Истомина М.В. |
Дата | 26.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Российской Федерации
МАООУ «Ленинская санаторная школа-интернат»
Самоанализ
деятельности за 2013-2014 учебный год
Истомина Марина Васильевна
воспитатель
первая квалификационная категория
с. Ленинск, 2014
1. В 3 классе на конец 2013-2014 учебного года было 12 человек: 5 девочек и 7 мальчиков. Состав детей в течение года менялся: убыло 2 человека (оставлены на повторный курс обучения), прибыло 5 человек.
Педагогическая деятельность в классе была организована и велась мною по следующим основным направлениям (блокам):
Педагогическая деятельность
Следует заметить, что данные блоки имеют такое строгое деление условно, так как в процессе жизнедеятельности класса они тесно взаимосвязаны. Были определены общие принципы, способы организации и виды деятельности.
Принципы деятельности:
-
учёт возрастных особенностей воспитанников;
-
преемственность с технологиями учебной деятельности (СДП, ИКТ, ЗТ, ТПО, ТКМ)
-
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности, которые уже имелись как в классе, так и в школе.
Способы организации деятельности:
-
реализация разработанных программ к занятиям
-
включение ребенка в систему классных и общешкольных коллективных дел, которые являются частью воспитательной системы нашего образовательного учреждения
Виды деятельности:
- игровая
- познавательная
- проблемно-ценностное общение
- проектная
- досугово-развлекательная (досуговое общение)
- художественное творчество
- трудовая
- спортивно-оздоровительная
Одной из форм организации внеурочной деятельности является внеклассное занятие. Внеклассные занятия проходили по разработанным мною программам: «Народные узоры», «Герои книжек на экране».
Отличительные особенности программ:
-
определение видов организации деятельности, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программ;
-
в основу их реализации положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты
В зависимости от содержания и способов организации деятельности детей не только на внеклассных занятиях, но и в процессе жизнедеятельности группы, уделяла внимание формированию, тренировке и развитию универсальных учебных действий (УУД):
- личностных (умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор)
- познавательных (умение результативно мыслить и работать с информацией в современном мире)
- регулятивных (умение организовывать свою деятельность)
- коммуникативных (умение общаться, взаимодействовать с людьми)
направленных на поэтапное достижение следующих уровней воспитательных результатов:
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь (формирование позитивного отношения к базовым ценностям)
3-й уровень - школьник получает опыт самостоятельного общественного действия (взаимодействие с социальными субъектами)
При этом старалась учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУДов со следующими показателями:
1.Состояние здоровья детей
2.Успеваемость по предметам
3.Уровень развития речи
4.Степень владения русским языком
5.Умение слушать и слышать педагога, задавать вопросы
6.Стремление принимать и решать поставленные задачи
7.Навыки общения со сверстниками
8.Умение контролировать свои действия
Какие приёмы активизации деятельности, обеспечивающие формирование УУДов, использовались?
УУД
Виды заданий
Личностные
-
Участие в проектах
-
Подведение итогов занятия, прошедшего дня, события
-
Творческие задания
-
Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, аудиозаписи
-
Мысленное восприятие картины, ситуации, видеофильма
-
Оценка события, происшествия
-
Самооценка деятельности, поступка
Познавательные
-
Упорядочивание
-
«Найди отличия»
-
«На что похоже?»
-
Поиск лишнего
-
«Лабиринты»
-
«Цепочки»
-
Работа со схемами, таблицами
-
Хитроумные решения
Регулятивные
-
«Преднамеренные ошибки»
-
Поиск информации в предложенных источниках
-
Самоконтроль
-
Взаимоконтроль
-
«Ищу ошибки»
-
Взаимопроверка
Коммуникативные
-
«Составь задание партнёру»
-
Отзыв на работу товарища
-
Групповая работа, работа в паре (тройке)
-
«Отгадай, о ком говорим»
-
«Опиши устно»
-
«Объясни»
Классное собрание (отряд «Муравьишки»)В 3 классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьниками второго и третьего уровня результатов. Вот почему ведущей формой организации деятельности детей являлась групповая, а также работа в паре, тройке. Совместно с педагогическим микроколлективом была продолжена работа по организации и развитию ученического самоуправления в классе.
Совет командиров
У каждого из детей в классе было своё поручение. Состав звёздочек и поручения менялись каждые полгода. Еженедельно на классном собрании подводились итоги деятельности звёздочек, которые отражались в отрядном уголке.
Критерии деятельности:
- прилежание в учёбе, труде, спорте в меру своих сил и способностей
- добросовестное выполнение поручений
- участие в делах класса, школы
- отсутствие грубых нарушений правил поведения
По итогам лучшие звёздочки поощрялись поездкой в г.Кудымкар.
Наряду с групповой формой работы осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Использование активных методов и приёмов (деятельностного, стимулирования, лечебной педагогики, формирования сознания), создание ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение навыками проектной деятельности, ситуативного общения, выход в социумы (село, поселение, город, район, край) в рамках социально-творческой деятельности - всё это, несомненно «работало» на достижение воспитательных результатов.
2. Выяснить, является ли воспитательная деятельность эффективной, помогает диагностика, которая предусматривает:
- личность самого воспитанника
- детский коллектив
Показатели
Методы и методики
Эффективность проводимых занятий
Наблюдение, анализ
Результаты промежуточной и итоговой аттестации (косвенный показатель)
Анализ, беседа с учителем
Социальная активность детей (участие в опд, выставках, конкурсах, проектах, концертах, соревнованиях как в классе, так и вне класса; результативность участия)
Анализ, наблюдение
Состояние здоровья детей
Анализ, методика Н.К.Смирнова, Сирса
Организация самоуправления в классе
Наблюдение, анализ, беседа
Удовлетворённость детей жизнедеятельностью в классе, школе
Наблюдение, опрос, беседа
Уровень достижения детьми таких результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков
Тестирование, наблюдение, анкетирование, анализ (методики Н.К.Смирнова, Н.П.Капустина, Сирса, Коломенского), диагностика уровня сформированности УУД
Качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, отношение к окружающему миру.
Тестирование, наблюдение, анкетирование, анализ (методики Н.К.Смирнова, Н.П.Капустина, Сирса, Коломенского), диагностика уровня сформированности УУД
Диагностика, проводимая в течение года, показала:
Содержание деятельности детей в воспитательном пространстве класса, школы было представлено, помимо занятий, и в других многообразных формах: игры, конкурсы, КТД, тематические недели, викторины, субботники, соревнования, тематические выставки, походы, прогулки, экскурсии, дежурства, творческие работы, концерты, школьные, районные, массовые спортивные соревнования, в которых большинство ребят принимали активное участие.
Традиции и ключевые дела нашего класса
- дежурство по классу, спальной комнате, школе
- выполнение поручений, закреплённых за детьми
- подведение итогов деятельности звёздочек на классном собрании (воскресенье)
- оформление наглядности в спальные комнаты (к Зимним Олимпийским играм в Сочи - 2014, 8 Марта, 23 февраля, 9 Мая, Пасхе, Дню космонавтики)
- контроль за внешним видом детей класса (ведение «Экрана чистоты») с обязательным ежемесячным подведением итогов и поощрением детей в конце учебного года
- ведение уголка Здоровья
- прогулка к местному ключу (по выходным дням)
- просмотр отечественных м/ф и сказок (по выходным дням) с последующим обсуждением
- чтение вслух педагогом художественной литературы перед дневным и ночным сном
- организация и проведение чаепития
Итоги участия класса в мероприятиях
Общешкольный конкурс
1-е полугодие
2-полугодие
«Самый уютный класс»
1место
1 место
«Самая уютная спальная комната»
1 место
1 место
1 чет
2 чет
3 чет
4 чет
«Самый здоровый класс»
1 место
1 место
1место
1место
Общешкольные соревнования
1-е полугодие
2-е полугодие
«Президентские состязания»
2 место
2 место
Окружной л/а пробег, посвящённый памяти В.Кольчурина
Андреев Владимир (участие)
Окружной «Кросс наций-2013»
Андреев Владимир (участие)
л/а кроссы
Участие
Шашечный турнир
Участие
Лыжные гонки
Участие
Поселенческая эстафета, посвящённая
9 Мая
Участие представителей класса в сборных командах (1.2 место)
Муниципалитет
(город)
Край
РФ
Результат
III Всероссийский конкурс рисунков «Страна БезОпасности»
Караваев.Е, Епин В. -дипломы
Конкурс бранного ткачества и вышивки
Сизова С. - 3 место
Фотоконкурс «Мир глазами детей и взрослых»
Ярков И., Андреев В. -сертификаты
Конкурс детских и юношеских работ ДПТ « Пармалőн серрез»
Ванькова Я. -сертификат
Литературно - художественный конкурс «Мой водный край»
Бражкина Н. - 1 место
Всероссийская занимательная викторина «На заснеженной полянке»
Ванькова Я. -1 место
Всероссийская занимательная викторина «Удивительные растения «
Ванькова Я. - 1место
Всероссийская занимательная викторина «Космическое приключение»
Епин В. - 1место
Всероссийский конкурс сочинений «Мамочка, любимая моя!»
Сизова С. - 1 место
Всероссийский конкурс по чтению «С.В.Михалков - поэт из страны детства»
Епин В. - 2 место
Конкурс рисунков и плакатов по тематике безопасности дорожного движения «Рисуем безопасность»
Епин В., Сизова С. - сертификаты
Всероссийский творческий конкурс, посвящённый Зимним Олимпийским играм 2014 в Сочи «Россия, вперёд!»
Ярков И. - 2 место
Диагностика, проведённая педагогом - психологом в конце учебного года, выявила уровень сформированности универсальных учебных действий.
Показатели сформированности УУД (чел)
уровень
Познавательные
(общий приём решения задач)
Коммуникативные
(«Дорога к дому»)
Регулятивные
(«Проба на внимание»)
Личностные
(моральная дилемма)
высокий
3 (25%)
8(67%)
5(42%)
2(16%)
средний
5 (42%)
4(33%)
5(42%)
7(59%)
низкий
4(33%)
-
2(16%)
3(25%)
У большинства обучающихся на высоком уровне сформированы коммуникативные УУД; на среднем уровне - личностные (стремление к реализации собственных интересов с учётом интересов других). С низкими показателями познавательных, регулятивных и личностных универсальных действий являются дети, имеющие проблемы с обучением. (2 чел. оставлены на повторный курс обучения, 1 чел. продолжит обучение по программе коррекционного образования).
Результаты социометрического теста (система межличностных взаимоотношений в коллективе) по Коломенскому
1-я четверть
4-я четверть
Лидер
1(10%)
1(8%)
Принятый
5(50%)
7 (59%)
Пренебрегаемый
3(30%)
3(25%)
Отвергнутый
1(10%)
1(8%)
1-я четверть
4-я четверть
Коэффициент
благополучия
60%
67%
Индекс изолированности
40%
33%
Результаты данного тестирования показывают, что коэффициент благополучия взаимоотношений к концу учебного года остался на высоком уровне. Обучающиеся оказываются в благоприятном положении в системе личных отношений.
Показатели социального и психического здоровья по Н.К.Смирнову
Показатели
1-я четверть
4-я четверть
Состояние ребёнка не вызывает тревоги
6чел (60%)
12чел (100%)
Следует обратить внимание на проблемы ребёнка, проанализировать режим, нагрузку, трудности
4чел (40%)
-
Необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребёнка
-
-
Показатели уровня тревожности по Сирсу
Уровень
1-я четверть
4-я четверть
Низкий
10чел (100%)
12чел (100%)
Средний
-
-
Высокий
-
-
Показатели уровня воспитанности по Н.П.Капустину
Показатели
1-я четверть
4-я четверть
Высокий
4 чел (40%)
4 чел (33%)
Хороший
3 чел (30%)
6чел (50%)
Средний
3 чел (30%)
2чел (17%)
Низкий
-
-
Итого средний показатель
4,2 (хороший)
4,3 (хороший)
Показатели физического развития (чел)
Показатели
На момент поступления
май
рост
вес
огк
рост
вес
огк
Высокий
1
1
-
1
1
1
Средний
2
1
1
1
2
4
Низкий
9
10
11
10
9
7
Динамика заболеваний
Характер заболевания
2012-13 гг.
2013-14гг.
Заболевания органов дыхания
3 (33%)
-
Заболевания органов пищеварения (ЖКТ)
2 (22%)
1(8%)
ЛОР заболевания
3 (33%)
3(25%)
Болезни мочеполовой системы
1 (11%)
-
Педикулез
4 (44%)
2 (17%)
Энтеробиоз
-
3 (25%)
Травмы
-
-
ОРВИ
-
3(25%)
Грипп
1(11%)
-
Кожные заболевания
1(11%)
2 (17%)
ОРЗ
2 (22%)
1 (8%)
Проведённый анализ деятельности за прошедший учебный год, результаты диагностики позволяют судить о том, что большинство обучающихся 3 класса достигло второго, часть из них - третьего уровня результатов внеурочной деятельности.
3. Формирование универсальных учебных действий младших школьников - одна из приоритетных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Сегодня отмечается противоречие между потенциальными возможностями устного народного творчества в формировании универсальных учебных действий у младших школьников и недостаточной обеспеченностью педагогов школьного образования методиками формирования этих действий обучающихся средствами фольклора. Вот почему в этом учебном году мною была определена индивидуальная методическая тема «Формирование УУД через устное народное творчество» с последующей разработкой проекта, цель которого установить роль малых жанров устного народного творчества в развитии универсальных учебных действий младших школьников.
Для реализации проекта самостоятельно изучала материалы и документы, использовала ресурсы Интернет-пространства, посещала уроки учителя С.В.Сторожевой, занятия воспитателей О.П.Рыбьяковой, Т.Г.Поповой, Н.А.Ярковой, Л.М.Поповой, С.И.Останиной, обменивалась информацией и имеющимся опытом с коллегами в процессе деятельности (провела открытое занятие по программе «Народные узоры»), на совещаниях МО воспитателей и классных руководителей (выступление по теме «Арт-технологии в образовательном процессе»), педагогическом совете школы («Этнокультурный компонент в воспитательном пространстве школы - интерната», «Технология развития критического мышления в начальной школе»), на курсах повышения квалификации воспитателей ГПД и интернатов образовательных учреждений Пермского края («Содержание деятельности педагогов, организующих воспитательную работу с обучающимися по новым стандартам»), приняла участие в работе муниципальной научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы», осуществила ряд публикаций методических разработок и статей в СМИ.
Общим итогом моей педагогической деятельности в 2013-14 учебном году считаю прохождение аттестации на первую квалификационную категорию.
На очередной учебный год передо мной стоят следующие задачи:
1.Продолжить деятельность по достижению обучающимися 4 класса 2 и 3 уровня воспитательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
2.Продолжить реализацию проекта самообразования.