Рабочая программ а по краеведению

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования Опочецкого района»

СП Макушинская средняя школа


«Принято»

Руководитель МО

Михайлова Е. М.

ФИО

Протокол № __________

От «___» __________2015 г.


«Согласовано»

Методист

Загацкая С. А.

ФИО


«____» ____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Центр образования Опочецкого района» ________________

Дмитриева С. Ю.

Приказ от «___» _________2015 г. № _______



Рабочая программа

Наименование предмета дополнительного образования Краеведение

Срок реализации программы, учебный год 1 год, 2015-2016 учебный год

Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час.

Программа составлена на основе

Авторской программы педагога дополнительного образования «Центр детскогои юношеского туризма и экскурсий» г. Псков Павловой Светланы Владимировны 2009 г.


(название, автор, год издания, кем рекомендовано)


Рабочую программу составила

Ильина Екатерина Сергеевна

ФИО (полностью)

Учитель истории и обществознания

(должность)

первая

(квалификационная категория)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Пояснительная записка.

  2. Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

  3. Содержание учебного курса.

  4. Тематическое планирование с основными видами деятельности.

  5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

  6. Приложение: календарно-тематическое планирование курса.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально-регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. Как говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни. Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение, прежде всего в краеведческих учебных курсах.

Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - микрорайона, города, села, района, области.

Актуальность программы заключается в том, несмотря на очевидный потенциал краеведения оно не получило широкого распространения и не введено в перечень основных предметов в общеобразовательных учреждениях г.Пскова и Псковской области. Изучение истории родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к городу и стране, в которой он живет. Знания по истории Псковского региона даются в контексте общей истории России. Все программы, утвержденные Министерством Образования РФ для внешкольных учреждений по краеведению, не отражают особенности территорий. В связи с этим возникла необходимость в создании своей собственной программы, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей. Достигнуть этого можно путем применения различных форм и методик подачи материала.

Цели и задачи деятельности:

Образование и воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия.

Образовательные задачи:

- формирование знаний в области краеведения;

- понимание взаимосвязи локального с глобальным;

- расширение кругозора через формирование знаний по архитектуре, археологии и искусству.

Развивающие задачи:

- развитие навыков исторического мышления;

- овладение умениями планирования деятельности;

- формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;

-совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;

- создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;

- формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Особенности программы:

Работа строится как исследовательская, обучающиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с историческими памятниками.

Использование современных педагогических технологий, а также использование информационно-компьютерных технологий, что позволяет разнообразить формы работы.

Тематическое содержание программы основывается на хронологическом подходе, т.е. в основном подчинено периодизации истории родного края. Задания строятся на постепенном усложнении, с учетом знаний, умений и навыков, полученных ранее.

Предпрофильная подготовка учащихся среднего звена. Содержание курса дает возможность обучающимся узнать о профессии экскурсовода, помогает овладеть навыками экскурсионной работы.

Основные принципы, идеи и мотивы построения программы:

- принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

- принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев.

- идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.

- идеи демократизации и сотрудничества, которые предполагают включение как можно большего числа людей в организацию жизни объединения.

Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.

- идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.

- идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.

- идея интеграции предполагает целевое деятельное эмоциональное единство объединения, семьи, психолого-педагогических центров и правоохранительных органов.

Срок реализации программы - 1 год.

Возраст обучающихся - школьники 11-14 лет.

Формы и режим занятий.

Реализация программы будет проводится в виде занятий творческого объединения, включающие теоретические и практические занятия, согласно составленному расписанию 1 раз в неделю. Обучение и воспитание будет проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме.

Согласно уставу учреждения наполнение учебной аудитории предусматривает численность группы 15 человек на начало обучения.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов внеурочной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать внеурочные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного внеурочного курса.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.


  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Святые Псковские купола.

Псковское зодчество. Понятие храм, церковь, монастырь. Мирожский монастырь, Ивановский собор. Своеобразие церквей и храмов. Иконопись. Строительный материал.

2. Изборск.

Основание Изборской крепости. Труворово городище. Рост Изборска в 9-13 веках. Словенские ключи. Стены и башни крепости. Крепость на Жеравьей горе. Значение Изборска в истории Псковской области. Определение роли Изборска как стража западной границы Русской земли. Исследование особенностей крепостного строительства Изборска.

3. Печоры.

Возникновение Псково-Печерского монастыря. Этимология названия. Вехи истории. Борьба во время Ливонской войны. Рост и укрепление города. Знаменитые жители.

4. Порхов.

Основание Порхова в 1239 г. Александром Невским.

История строительства Порховской крепости. Порховский уезд. Волышово - бывшая усадьба графов Строгановых, где сохранился не только парк, но и охотничьи, хозяйственные и коннозаводские строения.

В усадьбе Холомки находится дом А. Г. Гагарина - первого ректора Санкт-Петербургского Политехнического института.

Курорт "Хилово".

Остатки Никандровой пустыни, основанной преподобным Никандром Псковским.

5. Псковская вечевая республика.

Политическое устройство Псковской феодальной республики.

Вече - верховный орган власти. Псковская судная грамота- сборник законов Псковской республики.

Княжество, функции князя, система выбора нового князя. Исполнительная власть - посадники. Принцип голосования на вече. Решение наиболее важных вопросов жизни Пскова. Землевладение в 14-15 века.

Экскурсия в Кремль (виртуально). Инсценировка собрания вече.

6. Псков в 16 веке.

Взаимосвязь истории Пскова с экономикой, культурой и идеологией Русского государства.

Ливонская война и Псков.

Войско Стефана Батория, осада Пскова. Усиление феодального гнета, увеличение государственных налогов.

Восстания.

7. Северная война и Псков.

Хронология военных событий.

Создание новой системы фортификации. Сооружение бастионов.

Роль Пскова в Северной войне.

Изменение положения Пскова в торговой сфере.

Политика Екатерины II. Промышленность и экономика в первой половине 18 века.

8. Псков через века.

Основные вехи истории Псковского края с 9 по 18 век.

Обобщение экономического, политического и культурного развития региона. Личность и события.

Участие в краеведческой игре по станциям «Псков через века».

9. Загородный поход.

Основные навыки туристского мастерства.

Составление плана похода, изучение карты, распределение обязанностей.

Ожидаемы результаты к концу обучения

Образовательные:

  • приобретение знаний по истории Псковского края с 13 до 18 века;

  • установление взаимосвязи истории Пскова с историей России

Развивающие:

  • приобретение навыков исторического мышления;

  • формирование пространственно-временных представлений.

  • совершенствование коммуникативных навыков;

  • овладение умениями планирования деятельности

Воспитательные:

  • укрепление семейных связей;

  • воспитание ценности природного и культурного наследия родного края;

  • формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде;


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№п\п



Наименование темы



Основные виды деятельности

Общее количество часов





1





Святые Псковские купола

Составляют паспорта храмов как сохранившихся, так сохранившихся частично и исчезнувших. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают слайды и комментируют. Просматривают презентации и совместно обсуждают.





4





2





Изборск

Составляют исторические справки улиц, отмечают интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома.

Просматривают слайды и комментируют.

Исследуют топонимическое название города. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности.





3






3






Печоры

Исследуют топонимическое название города. Составляют исторические справки улиц, отмечают интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома. Просматривают презентации и совместно обсуждают. Просматривают слайды и комментируют. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности.






3





4





Порхов

Исследуют топонимическое название города. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Составляют исторические справки улиц, отмечают интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома.

Просматривают слайды и комментируют.





3




5




Псковская вечевая республика

Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают слайды и комментируют.

Просматривают презентации и совместно обсуждают.




5




6




Псков в 16 веке

Просматривают слайды и комментируют. Составляют паспорта храмов как сохранившихся, так сохранившихся частично и исчезнувших.

Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности.




5




7




Северная война и Псков

Просматривают слайды и комментируют.

Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают презентации и совместно обсуждают. Выясняют причины войны и участие Пскова.




5





8





Псков через века

Просматривают слайды и комментируют.

Составляют паспорта храмов как сохранившихся, так сохранившихся частично и исчезнувших. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают презентации и совместно обсуждают.





5


9


Загородный поход

Выполняют проблемные задания на развитие исторического мышления и пространственно-временных представлений.


2







  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Список литературы

Для педагога:

1.Александров А.А. Княгиня Ольга: летопись, археология, топонимика-Псков,1987.

2.Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшкин Г.Н. Историческое краеведение. - М., 1980.

3.Болховитинов Е.П. Сокращенная Псковская летопись. - Псков, 1993.

4.Бологов А.А. Псков: Путеводитель.-3-е изд.Л,,1988.

5.Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси 13-17 веков.- М.,1998.

6.Колосова И.О. Псковские посадники 14-15 веков.- М., 1984.

7.Краснопевцев В.П. Улицы Пскова: История в названиях.- Псков, 1994.

8.Лобанов Н.А. Пища жителей древнего Пскова // Археология и история Пскова и 9.Псковской земли. - Псков, 1988.

10.Морозкина Е. Щит и зодчий. Путеводитель по древнему Пскову. - Псков, 1994

11.Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии- М, 2002.

12.Псковский край в литературе./под ред. Вершининой Н.Л. Псков: ПГПИ, 2003.

13.Псковская энциклопедия -Псков, 2003.

14.Псковские хроники: история Псковского края в документах.- Псков, 2001

15.Псков через века- СПб., 1994.

16.Рабикович М.Т. Очерки русской культуры и этнографии русского феодального города : горожане, их общественная жизнь и домашний быт.-М.,1978.

17.Решетников М.М. Школьный музей и краеведческая работа // Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993, №5-6.

18.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

19.Степанов Ю. Легенды и придания Псковщины - Псков, 1993.

20.Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений- Псков,2001

21.Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск 4.-М., 2003.

Для обучающихся:

22.Морозкина Е. Щит и зодчий. Путеводитель по древнему Пскову. - Псков, 1994

23.Степанов Ю. Легенды и придания Псковщины - Псков, 1993.

24.Путешествие по Пскову. Путеводитель школьника.- Псков, 1999.

Для родителей:

25.Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск 4.-М., 2003.

26. Псковская энциклопедия -Псков, 2003.

27. Краснопевцев В.П. Улицы Пскова: История в названиях.- Псков, 1994.




  1. ПРИЛОЖЕНИЕ: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема курса, количество часов

№ занятия в теме



Тема занятия

Дата проведения



Дом. задание

По плану


Фактически


Тема 1. Святые Псковские купола 4 ч.





1\1




Псковское зодчество.



2\2

Понятие храм, церковь, монастырь.




3\3

Мирожский монастырь, Ивановский собор.



4\4

Иконопись. Строительный материал.


Тема 2. Изборск 3 ч.



5\1

Основание Изборской крепости. Труворово городище.



6\2

Значение Изборска в истории Псковской области.



7\3

Исследование особенностей крепостного строительства Изборска.

Тема 3. Печоры 3 ч.


8\1

Возникновение Псково-Печерского монастыря.



9\2

Борьба во время Ливонской войны.


10\3

Знаменитые жители.

Тема 4. Порхов 3 ч.


11\1

Основание Порхова в 1239 г. Александром Невским.


12\2

Курорт "Хилово".


13\3

Никандрова пустынь.

Тема 5. Псковская вечевая республика

5 ч.



14\1


Политическое устройство Псковской феодальной республики.



15\2

Вече - верховный орган власти.



16\3

Псковская судная грамота- сборник законов Псковской республики.


17\4

Землевладение в 14-15 века.



18\5

Экскурсия в Кремль (виртуально).


Тема 6. Псков в 16 веке 5 ч.



19\1

Взаимосвязь истории Пскова с экономикой, культурой и идеологией Русского государства.


20\2

Ливонская война и Псков.



21\3

Войско Стефана Батория, осада Пскова


22\4

Восстания.


23\5

Восстания.

Тема 7. Северная война и Псков 5 ч.



24\1



Хронология военных событий.



25\2

Создание новой системы фортификации.



26\3

Роль Пскова в Северной войне.


27\4

Политика Екатерины II.



28\5

Промышленность и экономика в первой половине 18 века.

Тема 8. Псков через века

5 ч.


29\1


Основные вехи истории Псковского края с 9 по 18 век.



30\2

Основные вехи истории Псковского края с 9 по 18 век.


31\3

Личность и события.


32\4

Личность и события.



33\5

Участие в краеведческой игре по станциям

«Псков через века».

Тема 9. Загородный поход 2 ч.


34\1

35\2

Основные навыки туристского мастерства.

Составление плана похода, изучение карты.



© 2010-2022