- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программ а по краеведению
Рабочая программ а по краеведению
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильина Е.С. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования Опочецкого района»
СП Макушинская средняя школа
«Принято»
Руководитель МО
Михайлова Е. М.
ФИО
Протокол № __________
От «___» __________2015 г.
«Согласовано»
Методист
Загацкая С. А.
ФИО
«____» ____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Центр образования Опочецкого района» ________________
Дмитриева С. Ю.
Приказ от «___» _________2015 г. № _______
Рабочая программа
Наименование предмета дополнительного образования Краеведение
Срок реализации программы, учебный год 1 год, 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану всего 35 часов в год; в неделю 1 час.
Программа составлена на основе
Авторской программы педагога дополнительного образования «Центр детскогои юношеского туризма и экскурсий» г. Псков Павловой Светланы Владимировны 2009 г.
(название, автор, год издания, кем рекомендовано)
Рабочую программу составила
Ильина Екатерина Сергеевна
ФИО (полностью)
Учитель истории и обществознания
(должность)
первая
(квалификационная категория)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Пояснительная записка.
-
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
-
Содержание учебного курса.
-
Тематическое планирование с основными видами деятельности.
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
-
Приложение: календарно-тематическое планирование курса.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Велико воздействие краеведения на разум и душу. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.
Создание условий для интеллектуальной, творческой и духовной самореализации личности отвечает интересам стабилизации и процветания всего общества. Развитие растущего человека как социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания им культурного наследия. В условиях становления национальной государственности и возрождения национальной духовности народа приоритетным направлением работы образовательных учреждений стало развитие национально-регионального образования. Даже в условиях усилившейся миграции населения страны, по данным Госкомстата, свыше 3/4 населения живет в тех регионах, где они родились. Как говорится в народе, "где родился, там и пригодился". Это говорит о том, что национально-региональные знания, полученные в школьные годы, пригодятся до конца жизни. Опыт последних десятилетий показывает, что интерес к прежним патриотическим идеалам и традициям значительно снизился, а новые идеалы еще только формируются. Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями регионального значения. Региональный компонент образования нашел свое отражение, прежде всего в краеведческих учебных курсах.
Под краеведением в системе дополнительного образования понимают изучение обучающимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - микрорайона, города, села, района, области.
Актуальность программы заключается в том, несмотря на очевидный потенциал краеведения оно не получило широкого распространения и не введено в перечень основных предметов в общеобразовательных учреждениях г.Пскова и Псковской области. Изучение истории родного региона помогает ребенку установить связь с историей России, воспитывает чувство гражданственности и любви к городу и стране, в которой он живет. Знания по истории Псковского региона даются в контексте общей истории России. Все программы, утвержденные Министерством Образования РФ для внешкольных учреждений по краеведению, не отражают особенности территорий. В связи с этим возникла необходимость в создании своей собственной программы, рассчитанной на определенный возраст и круг интересов детей. Достигнуть этого можно путем применения различных форм и методик подачи материала.
Цели и задачи деятельности:
Образование и воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия.
Образовательные задачи:
- формирование знаний в области краеведения;
- понимание взаимосвязи локального с глобальным;
- расширение кругозора через формирование знаний по архитектуре, археологии и искусству.
Развивающие задачи:
- развитие навыков исторического мышления;
- овладение умениями планирования деятельности;
- формирование пространственно-временных представлений, развитие воссоздающего воображения;
-совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и общекультурных навыков.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей;
- создание атмосферы успешности каждого и совместной работы коллектива в целом;
- формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
Особенности программы:
Работа строится как исследовательская, обучающиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с историческими памятниками.
Использование современных педагогических технологий, а также использование информационно-компьютерных технологий, что позволяет разнообразить формы работы.
Тематическое содержание программы основывается на хронологическом подходе, т.е. в основном подчинено периодизации истории родного края. Задания строятся на постепенном усложнении, с учетом знаний, умений и навыков, полученных ранее.
Предпрофильная подготовка учащихся среднего звена. Содержание курса дает возможность обучающимся узнать о профессии экскурсовода, помогает овладеть навыками экскурсионной работы.
Основные принципы, идеи и мотивы построения программы:
- принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.
- принцип культуросообразности, т.е. воспитание с учетом культурных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев.
- идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.
- идеи демократизации и сотрудничества, которые предполагают включение как можно большего числа людей в организацию жизни объединения.
Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.
- идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные способности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.
- идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализация способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, являющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.
- идея интеграции предполагает целевое деятельное эмоциональное единство объединения, семьи, психолого-педагогических центров и правоохранительных органов.
Срок реализации программы - 1 год.
Возраст обучающихся - школьники 11-14 лет.
Формы и режим занятий.
Реализация программы будет проводится в виде занятий творческого объединения, включающие теоретические и практические занятия, согласно составленному расписанию 1 раз в неделю. Обучение и воспитание будет проводиться в коллективной, групповой, индивидуальной форме.
Согласно уставу учреждения наполнение учебной аудитории предусматривает численность группы 15 человек на начало обучения.
-
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов внеурочной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать внеурочные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного внеурочного курса.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Святые Псковские купола.
Псковское зодчество. Понятие храм, церковь, монастырь. Мирожский монастырь, Ивановский собор. Своеобразие церквей и храмов. Иконопись. Строительный материал.
2. Изборск.
Основание Изборской крепости. Труворово городище. Рост Изборска в 9-13 веках. Словенские ключи. Стены и башни крепости. Крепость на Жеравьей горе. Значение Изборска в истории Псковской области. Определение роли Изборска как стража западной границы Русской земли. Исследование особенностей крепостного строительства Изборска.
3. Печоры.
Возникновение Псково-Печерского монастыря. Этимология названия. Вехи истории. Борьба во время Ливонской войны. Рост и укрепление города. Знаменитые жители.
4. Порхов.
Основание Порхова в 1239 г. Александром Невским.
История строительства Порховской крепости. Порховский уезд. Волышово - бывшая усадьба графов Строгановых, где сохранился не только парк, но и охотничьи, хозяйственные и коннозаводские строения.
В усадьбе Холомки находится дом А. Г. Гагарина - первого ректора Санкт-Петербургского Политехнического института.
Курорт "Хилово".
Остатки Никандровой пустыни, основанной преподобным Никандром Псковским.
5. Псковская вечевая республика.
Политическое устройство Псковской феодальной республики.
Вече - верховный орган власти. Псковская судная грамота- сборник законов Псковской республики.
Княжество, функции князя, система выбора нового князя. Исполнительная власть - посадники. Принцип голосования на вече. Решение наиболее важных вопросов жизни Пскова. Землевладение в 14-15 века.
Экскурсия в Кремль (виртуально). Инсценировка собрания вече.
6. Псков в 16 веке.
Взаимосвязь истории Пскова с экономикой, культурой и идеологией Русского государства.
Ливонская война и Псков.
Войско Стефана Батория, осада Пскова. Усиление феодального гнета, увеличение государственных налогов.
Восстания.
7. Северная война и Псков.
Хронология военных событий.
Создание новой системы фортификации. Сооружение бастионов.
Роль Пскова в Северной войне.
Изменение положения Пскова в торговой сфере.
Политика Екатерины II. Промышленность и экономика в первой половине 18 века.
8. Псков через века.
Основные вехи истории Псковского края с 9 по 18 век.
Обобщение экономического, политического и культурного развития региона. Личность и события.
Участие в краеведческой игре по станциям «Псков через века».
9. Загородный поход.
Основные навыки туристского мастерства.
Составление плана похода, изучение карты, распределение обязанностей.
Ожидаемы результаты к концу обучения
Образовательные:
-
приобретение знаний по истории Псковского края с 13 до 18 века;
-
установление взаимосвязи истории Пскова с историей России
Развивающие:
-
приобретение навыков исторического мышления;
-
формирование пространственно-временных представлений.
-
совершенствование коммуникативных навыков;
-
овладение умениями планирования деятельности
Воспитательные:
-
укрепление семейных связей;
-
воспитание ценности природного и культурного наследия родного края;
-
формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде;
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№п\п
Наименование темы
Основные виды деятельности
Общее количество часов
1
Святые Псковские купола
Составляют паспорта храмов как сохранившихся, так сохранившихся частично и исчезнувших. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают слайды и комментируют. Просматривают презентации и совместно обсуждают.
4
2
Изборск
Составляют исторические справки улиц, отмечают интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома.
Просматривают слайды и комментируют.
Исследуют топонимическое название города. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности.
3
3
Печоры
Исследуют топонимическое название города. Составляют исторические справки улиц, отмечают интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома. Просматривают презентации и совместно обсуждают. Просматривают слайды и комментируют. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности.
3
4
Порхов
Исследуют топонимическое название города. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Составляют исторические справки улиц, отмечают интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома.
Просматривают слайды и комментируют.
3
5
Псковская вечевая республика
Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают слайды и комментируют.
Просматривают презентации и совместно обсуждают.
5
6
Псков в 16 веке
Просматривают слайды и комментируют. Составляют паспорта храмов как сохранившихся, так сохранившихся частично и исчезнувших.
Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности.
5
7
Северная война и Псков
Просматривают слайды и комментируют.
Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают презентации и совместно обсуждают. Выясняют причины войны и участие Пскова.
5
8
Псков через века
Просматривают слайды и комментируют.
Составляют паспорта храмов как сохранившихся, так сохранившихся частично и исчезнувших. Соотносят данные письменных источников (летописи, жития святых, своды законов, сказания и т. п.) с конкретными историческими объектами на местности. Просматривают презентации и совместно обсуждают.
5
9
Загородный поход
Выполняют проблемные задания на развитие исторического мышления и пространственно-временных представлений.
2
-
ОПИСАНИЕ УЧЕБГО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Список литературы
Для педагога:
1.Александров А.А. Княгиня Ольга: летопись, археология, топонимика-Псков,1987.
2.Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшкин Г.Н. Историческое краеведение. - М., 1980.
3.Болховитинов Е.П. Сокращенная Псковская летопись. - Псков, 1993.
4.Бологов А.А. Псков: Путеводитель.-3-е изд.Л,,1988.
5.Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси 13-17 веков.- М.,1998.
6.Колосова И.О. Псковские посадники 14-15 веков.- М., 1984.
7.Краснопевцев В.П. Улицы Пскова: История в названиях.- Псков, 1994.
8.Лобанов Н.А. Пища жителей древнего Пскова // Археология и история Пскова и 9.Псковской земли. - Псков, 1988.
10.Морозкина Е. Щит и зодчий. Путеводитель по древнему Пскову. - Псков, 1994
11.Новиков А.Л. Учебно-познавательные игры с элементами топографии- М, 2002.
12.Псковский край в литературе./под ред. Вершининой Н.Л. Псков: ПГПИ, 2003.
13.Псковская энциклопедия -Псков, 2003.
14.Псковские хроники: история Псковского края в документах.- Псков, 2001
15.Псков через века- СПб., 1994.
16.Рабикович М.Т. Очерки русской культуры и этнографии русского феодального города : горожане, их общественная жизнь и домашний быт.-М.,1978.
17.Решетников М.М. Школьный музей и краеведческая работа // Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993, №5-6.
18.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
19.Степанов Ю. Легенды и придания Псковщины - Псков, 1993.
20.Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений- Псков,2001
21.Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск 4.-М., 2003.
Для обучающихся:
22.Морозкина Е. Щит и зодчий. Путеводитель по древнему Пскову. - Псков, 1994
23.Степанов Ю. Легенды и придания Псковщины - Псков, 1993.
24.Путешествие по Пскову. Путеводитель школьника.- Псков, 1999.
Для родителей:
25.Туристская игротека (Игры, конкурсы, викторины). Выпуск 4.-М., 2003.
26. Псковская энциклопедия -Псков, 2003.
27. Краснопевцев В.П. Улицы Пскова: История в названиях.- Псков, 1994.
-
ПРИЛОЖЕНИЕ: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема курса, количество часов
№ занятия в теме
Тема занятия
Дата проведения
Дом. задание
По плану
Фактически
Тема 1. Святые Псковские купола 4 ч.
1\1
Псковское зодчество.
2\2
Понятие храм, церковь, монастырь.
3\3
Мирожский монастырь, Ивановский собор.
4\4
Иконопись. Строительный материал.
Тема 2. Изборск 3 ч.
5\1
Основание Изборской крепости. Труворово городище.
6\2
Значение Изборска в истории Псковской области.
7\3
Исследование особенностей крепостного строительства Изборска.
Тема 3. Печоры 3 ч.
8\1
Возникновение Псково-Печерского монастыря.
9\2
Борьба во время Ливонской войны.
10\3
Знаменитые жители.
Тема 4. Порхов 3 ч.
11\1
Основание Порхова в 1239 г. Александром Невским.
12\2
Курорт "Хилово".
13\3
Никандрова пустынь.
Тема 5. Псковская вечевая республика
5 ч.
14\1
Политическое устройство Псковской феодальной республики.
15\2
Вече - верховный орган власти.
16\3
Псковская судная грамота- сборник законов Псковской республики.
17\4
Землевладение в 14-15 века.
18\5
Экскурсия в Кремль (виртуально).
Тема 6. Псков в 16 веке 5 ч.
19\1
Взаимосвязь истории Пскова с экономикой, культурой и идеологией Русского государства.
20\2
Ливонская война и Псков.
21\3
Войско Стефана Батория, осада Пскова
22\4
Восстания.
23\5
Восстания.
Тема 7. Северная война и Псков 5 ч.
24\1
Хронология военных событий.
25\2
Создание новой системы фортификации.
26\3
Роль Пскова в Северной войне.
27\4
Политика Екатерины II.
28\5
Промышленность и экономика в первой половине 18 века.
Тема 8. Псков через века
5 ч.
29\1
Основные вехи истории Псковского края с 9 по 18 век.
30\2
Основные вехи истории Псковского края с 9 по 18 век.
31\3
Личность и события.
32\4
Личность и события.
33\5
Участие в краеведческой игре по станциям
«Псков через века».
Тема 9. Загородный поход 2 ч.
34\1
35\2
Основные навыки туристского мастерства.
Составление плана похода, изучение карты.