- Преподавателю
- Классному руководителю
- Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса
Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антонова Н.В. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Системно-методическое обеспечение воспитательного процесса
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении призваны выполнять все педагогические работники. В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом проводит классный руководитель. Воспитание - духовно-практическая деятельность учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора, индивидуальной ответственностью, которую выстраивает каждый классный руководитель, определяя ее цели, насыщая ее ценностями, подбирая методы и средства. Классный руководитель - педагог-профессионал, посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.
Рассматривая проблему системно-методического обеспечения воспитательного процесса, мы акцентируем внимание на таких важных аспектах, как:
- работа школьного методического объединения (далее - ШМО) классных руководителей;
- дневник классного руководителя;
- портфолио класса;
- проведение Смотра-конкурса «Лучший класс года».
Целью ШМО классных руководителей является совершенствование форм и методов воспитания в образовательном учреждении через повышение мастерства классного руководителя.
Основными задачами ШМО классных руководителей являются:
- оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы;
- формирование у классных руководителей теоретической и практической базы для моделирования системы воспитания в общеобразовательных учреждениях;
- изучение и обобщение интересного опыта работы;
- содействие развитию воспитательной системы муниципального общеобразователь-ного учреждения;
- проведение диагностики эффективности воспитательного процесса в классных коллективах.
Формы и методы работы ШМО классных руководителей различны:
-
проведение педагогических экспериментов по проблемам методики воспитания учащихся и внедрение их результатов в воспитательный процесс;
-
«круглые столы», совещания и семинары по методическим вопросам;
-
презентации опыта работы;
-
тренинги, ролевые игры;
-
заседания ШМО по вопросам методики воспитания учащихся;
-
открытые внеклассные мероприятия;
-
взаимопосещение внеклассных мероприятий.
Кроме того, следует отметить объединение классных руководителей Большевяземской гимназии в творческие лаборатории. Данная форма объединения позволяет обеспечить изучение современных подходов к теории и практике воспитательной работы в школе, внедрение и распространение новых технологий по созданию воспитательных систем класса, а также способствует выявлению лучших классных руководителей, работающих по современным воспитательным технологиям.
Наиболее опытные классные руководители делятся своими наработками в том или ином направлении воспитательной работы на заседаниях ШМО, что дает возможность повысить уровень исследовательской, проектной, диагностической, коммуникативной, творческой, научно-методической деятельности.
При планировании воспитательной работы каждый классный руководитель наряду с определением цели, задач и принципов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры такого важного документа, которым является дневник классного руководителя.
Мы рекомендуем всем классным руководителям с 1-го по 11-й классы включать в дневник следующие документы:
-
Социально-демографический паспорт класса.
-
Планы воспитательной работы на текущий учебный год.
-
Образцы анкет, по которым проводилось анкетирование.
-
Итоги анкетирования с указанием целей, результатов, выводов, планов по коррекции результатов.
-
Анализ работы по четвертям или полугодиям (по решению ШМО классных руководителей
определяется временной промежуток, согласно протокола заседания). -
Тема по самообразованию классного руководителя.
-
Структура классного самоуправления.
-
Список детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
-
План работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
-
Список членов родительского комитета.
-
Сведения о занятости обучающихся во внеурочное время.
-
Концепция системы воспитания класса (она должна быть созвучна с воспитательной системой общеобразовательного учреждения).
-
В классе должен быть уголок с Государственной символикой, символикой Московской области и г. Одинцово.
-
Рекомендуем в классном уголке вывешивать информацию о кружках школы и учреждениях дополнительного образования Одинцовского муниципального района.
Следует отметить, что данные рекомендации согласованы с Управлением образования и являются едиными для классных руководителей муниципальных общеобразовательных учреждений Одинцовского района.
Одной из новых и достаточно интересных форм работы с классным коллективом, на наш взгляд, является создание портфолио класса. Термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса. Как понятие, относящееся к образованию, оно стало достоянием школьной жизни совсем недавно. Процесс по созданию портфолио класса - это совместная деятельность классного руководителя и воспитанников. Портфолио способствует систематизации информации о достигнутых результатах классного коллектива в определенный промежуток времени (например, за учебный год), об опыте успешной учебной и внеучебной работы. В портфолио класса могут быть отражены следующие сведения:
- гимн, девиз, законы жизни класса;
- автобиография класса;
- традиции класса;
- участие в школьных и районных олимпиадах и конкурсах;
- участие в коллективных творческих делах;
- спортивные достижения;
- поездки, экскурсии;
- участие родителей в жизнедеятельности класса, и др.
Если в дневнике классного руководителя четко оговаривается список необходимых документов, то при создании портфолио класса открывается широкий простор для творчества и раскрытия потенциальных возможностей совместной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Наиболее сложным в решении проблемы системно-методического обеспечения воспитательного процесса, на наш взгляд, является проведение в стенах гимназии Смотра-конкурса «Лучший класс года», задачами которого являются:
- выявление уровня развития творческих способностей классных коллективов в различных видах деятельности;
- выявление талантливых, одаренных, творческих детей;
- расширение диапазона общения;
- проявление интереса к делам гимназии со стороны родителей и социальных партнеров.
Участники Смотра- конкурса: ученические коллективы с 1 по 11 классы, три возрастные группы: 1- 4 классы, 5 - 8 классы, 9 -11 классы. Смотр проходит в 3 этапа и оценивается по количеству баллов.
На 1-ом этапе (сентябрь) идет регистрация ученических коллективов, участвующих в школьном Смотре - конкурсе. Проводится организационное собрание представителей ученических коллективов. Представители доводят до сведения учащихся класса, классного руководителя и родителей о начале проведения Смотра - конкурса и знакомят с Положением «Лучший класс года». Утверждается экспертная комиссия (Координатор и Председатели каждой возрастной группы). Решение о назначении членов экспертной комиссии принимается на заседании ШМО классных руководителей и утверждается Координатором проекта на текущий учебный год. Организационный комитет оставляет за собой право замены (или перестановки) некоторых членов экспертной комиссии в связи с производственной необходимостью или невозможностью выполнения функциональных обязанностей.
На 2-ом этапе (октябрь - март) фиксируется участие классных коллективов в общегимназических и районных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях и т.д. Система подведения итогов - по наибольшему количеству баллов. Один раз в месяц участников конкурса знакомят с предварительными результатами, которые заносят в сводную таблицу. При подведении итогов учитываются не только успеваемость, но и результаты общественной деятельности, уровень воспитанности школьников. В итоге определяются лауреаты в каждой возрастной группе.
На 3-м этапе (апрель) для выявления победителей проводится показательное мероприятие «Визитная карточка класса», выступление - представление - презентация (10 минут).
По итогам конкурса (май) определяются победители и лауреаты в каждой возрастной группе, которые награждаются грамотами и подарками. Классы-победители получают статус «Лучший класс года».
Таким образом, для решения проблемы системно-методического обеспечения воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении мы рекомендуем активно участвовать в работе школьного методического объединения. Кроме того, каждому классному руководителю поможет систематизировать воспитательную работу ведение дневника классного руководителя и создание портфолио класса. Успех этой деятельности во многом зависит от педагогического мастерства классного руководителя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, заинтересованности в жизнедеятельности классного коллектива. Участие в Смотре-конкурсе «Лучший класс года» на основе сотрудничества, единства и согласованности в действиях администрации школы, педагогов, учащихся, классных руководителей, а также родителей продемонстрирует возможности воспитательной работы с классными коллективами в повышении уровня воспитанности обучающихся.
Библиография
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. - М.: Вербум-М, 2001. - 64 с.
2. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе: Учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей, классных руководителей и воспитателей различных типов школ. - М.: «СигналЪ», 2000. - 122 с.
3. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 128 с.
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-е изд., дополн. - М.: ЦГЛ, 2002. - 224 с.
5. Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
6. Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. - 192 с.