Статья «Нужно ли сегодня воспитывать патриота?»

Статья посвящена проблеме патриотического  воспитания школьника в современных условиях. Ни для кого не является секретом, что сегодня  воспитанию патриотизма уделяется очень мало внимания. О нем мы вспоминаем чаще в День Победы, празднуя День защитника Отечества. Но патриотизм прививать эпизодически нельзя. Воспитание этого чувства должно быть системным. Трудно учителю в условиях той среды, которая окружает детей сегодня,  формировать это важнейшее гражданское чувство, которое является фундамент...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Кудрявцева,

учитель гимназии № 14 города Йошкар-Олы


«Нужно ли сегодня воспитывать патриота?»

Проблемы нравственного воспитания молодежи, формирования чувства патриотизма на сегодняшний день являются актуальными. Корни их уходят в 90- е годы: развал СССР, смена нравственных ориентиров, идеализация западной жизни, критика в прессе, в литературе отечественной истории советского периода, той истории, которой гордились на протяжении десятилетий, все это разрушило воспитательную систему, ориентированную на формирование патриота своей Родины. Наркомания, алкоголизм, ночные клубы, свободные сексуальные отношения и их последствия: СПИД, высокая смертность, демографический кризис, духовная безнравственность, разрушение семейных отношений… Можно бесконечно перечислять негативные социальные последствия «потерянного десятилетия», которые мы пожинаем, и еще долго будем пожинать. Деньги, власть, иные внешние атрибуты успешности - вот то, к чему стремиться сегодня молодое поколение. Материальные ценности стали преобладать над духовными. Идеалы современного общества превратили патриотизм в нечто ненужное, формальное. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях индивидуализма и эгоизма.

Как сегодня воспитывать школьника в футболке с изображением американского флага, школьника, папа которого ездит не на отечественном автомобиле, а на дорогом автомобиле известной американской или японской марки? Как научить его любить Родину? Задача сложная, которую не могут решить даже российские парламентарии, среди которых нет единства взглядов: одни считают, что не нужно полностью отказываться от советского опыта патриотического воспитания, другие считают, что современные компьютерные игры, сайты, фильмы способные воспитывать это чувство. Может ли обаяние западных образцов заменить истинное воспитание? Священнослужители считают, что патриотизм не мыслим без семьи и начинать воспитание нужно с раннего детства, никакие компьютерные игры не смогут заменить живое общение. Можно ли сегодня воспитывать молодое поколение в духе советского времени? Нужно ли обращаться сегодня к положительному историческому опыту формирования патриота? О проблеме нравственного выбора, воспитания патриотизма в современных условиях пойдет речь в данной статье.

В основе патриотического воспитания подрастающего поколения лежит Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих качеств, закрепленных веками и тысячелетиями. Патриотизм - есть любовь к Отечеству, к своему народу, гордость за прошлое своего народа, готовность к защите Родины, семьи, матери. Патриотизм характеризует высший уровень развития личности, реализация этого чувства на благо Отечества, это фундамент здания, на котором стоит государство, сломав его, мы непроизвольно разрушим государство. Патриотизм - основа эффективности функционирования всех институтов государства.

В его основе должны лежать духовно- нравственные ценности. Патриотизм начинается с любви к ближнему, к матери, семье. Ф. Бэкон отметил: «Любовь к Родине начинается с семьи». Поэтому школа, воспитывая детей, должна проводить работу с родителями в этом направлении.

Опрос среди школьников 10-11 классов показал, что сегодня единицы юношей хотят служить в армии. В СССР служба в армии была почетной, к тем, кто не служил по разным причинам, относились не доброжелательно, мягко говоря. А ведь армия- это школа мужества, институт воспитания патриотов. Молодой человек должен знать - кто, если не он, защит в случае опасности Родину, семью.

Что сегодня является символами патриотизма? Опрос школьников 10-11 классов показал, что о патриотизме они вспоминают 9 мая, 23 февраля, 4 ноября, т.е. только в дни государственных праздников. Но этого явно не достаточно. Воспитание чувства патриотизма должно быть не эпизодическим, а системным. Нельзя к воспитанию патриотизма подходить формально. Нужно воздействовать на умы и сердца детей и их родителей.

Надо чаще учителю на уроках, во внеклассной работе обращаться к истории нашей Родины, говорить о славных подвигах русских полководцев, о пионерах- героях, о комсомольцах, совершавших героизм на фронте во время Великой Отечественной войны. Надо как можно чаще приглашать ветеранов, работников тыла, ведь их остается все меньше и меньше, чтобы из первых уст дети слышали, знали и помнили о героических страницах нашей истории, чтобы они с гордостью потом рассказывали своим детям и внукам об этом.

Прекрасным средством воспитания патриотизма являются художественные произведения, созданные в советский период нашей истории, старые книги о войне, произведения фронтовиков, через которые можно получить реальные представления о войне. Во внеклассной работе чаще обращаться к литературным произведениям Шолохова, Бондарева, Астафьева, Нагибина, выдающимся кинополотнам о Великой Отечественной войне: «Белорусский вокзал», «В бой идут одни старики», «Летят журавли» и т.д. Именно такие произведения не могут оставит человека равнодушным, а это важно в воспитании патриота. Важным элементом воспитания патриотизма, любви к отечественной истории является посещение музеев боевой славы, поездки с классом по местам героических сражений в Волгоград, Севастополь и т.д.

Трудно сегодня учителю сражаться в одиночку, когда телеэфир забиты многочисленными низкокачественными сериалами, в новостях сообщается о катастрофах, наводнениях, большинство телепередач, фильмов снято о расследовании убийств, экраны наводнены детективными сюжетами. Что видят дети? Нет на экране героев, на которых можно равняться.

Хочется надеяться, что XXII зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014г. в Сочи, когда наша страна с упоением прильнула к экранам телевизоров, чтобы посмотреть на выдающиеся достижения наших спортсменов- героев, стали отправной точкой возрождения патриотического воспитания молодежи в нашей стране. Не может Великая Россия бесконечно подражать западному миру. Наши дети, внуки, правнуки должны гордиться своей страной, историей своей Родины.



© 2010-2022