Библиотечный урок «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения» для 7 класса

Мы живем в век информации. Количество информации, которую мы принимаем и обрабатываем, ежедневно нарастает. Чтобы не утонуть в этом информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Поэтому очень важно уметь самостоятельно отыскать и собрать информацию в различных источниках информации – это традиционные  книги и электронные тексты, периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. Библиотечный урок посвящен формированию навыков поиска, оценк...
Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Додаток№1






Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения


Библиотечный урок

для учащихся 7 класса


Библиотечный урок «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения» для 7 класса







Цель:

● Совершенствование умений и навыков поиска, оценки,

анализа, организации и представления информации.

Задачи урока:

● Закрепление на практике умений поиска информации в

фонде библиотеки.

● формирование умений поиска информации в интернете.

● Формирование навыков поиска, оценки, обработки и

представление информации.

Оборудование урока:

● Компьютер, видеопроектор, экран, электронная презентация ( 55 слайдов)

● Блок схема поиска по фактографическому, адресному,

тематическому запросу.

● Схема «Алгоритм работы с информацией».

● Плакат «Фрагмент алфавитно-предметного указателя», «Правила библиографического описания».

● Книжная выставка.

● Каталоги, картотеки.

Место проведения урока: учебный класс.

Форма урока: практическое занятие.

Ход урока

Библиотекарь: (слайд 1) Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем продолжать учиться поиску информации в библиотеке. (слайд 2) Сейчас принято говорить, что мы живем в век информации. Количество информации, которую мы принимаем и обрабатываем, ежедневно нарастает. (слайд 3) Чтобы не утонуть в этом информационном потоке, нужно владеть культурой работы с информацией. Поэтому, ребята, очень важно уметь самостоятельно отыскать и собрать информацию в различных источниках информации - это традиционные книги и электронные тексты, периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации, которые находятся в нашей библиотеке. Ребята! вспомните, что обозначает слово "информация"?

(Ответы детей.)

Информация - это сведения, сообщения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (слайд 4). Информации в библиотеке очень много. Как и где мы можем найти информацию в нашей библиотеке? Поиск информации в библиотеке можно осуществить, используя следующие информационные ресурсы библиотеки:

  • справочный аппарат библиотеки: энциклопедии, словари, справочники;

  • компакт-диски,

  • видеофильмы,

  • библиографические указатели,

  • компьютер, сети Интернет

Одним из важнейших шагов, определяющих ход дальнейшей работы, является поиск информационных ресурсов, для успешности которого важно владеть инструментами информационного поиска. На уроке мы c вами будем работать в группах. Готовы? Отлично! Каждой группе вопрос по пройденному материалу:

  • Что такое каталог? (слайд 5)

  • Какие бывают в библиотеке каталоги? (слайд 6)

Каков же алгоритм поиска нужного материала, информации? (слайд 7)

Для облегчения поиска и доступа к информации и литературе в каждой библиотеке существует (слайд 8) СБА-справочно-библиографический аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, базы данных, справочный фонд. Для получения краткой, но точной характеристики интересующего их предмета самым простым и эффективным путем является обращение к словарям, справочникам, энциклопедиям. Здесь мы сможем найти ответ на любую тему. (слайд 9, 10)

При наличии списка литературы можно сразу обратиться к алфавитному каталогу.

Давайте вспомним, что представляет собой Алфавитный каталог. (слайд 11)

Дети отвечают: Что алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг. Алфавитный каталог нужен, если необходимо узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то автора. (слайд 12)

Библиотекарь: Чтобы узнать в каком отделе искать интересующие нас

книги, нужно выяснить шифр книги. Это поможет сделать Алфавитно-предметный указатель (АПУ), представляющий собой массив карточек с перечнем наименований предметов (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.) литература о которых расположена в каталоге. (слайд 13) На карточке написаны название темы и раздел каталога (например: Луна 22,6). Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов. (слайд 14, 15, 16)

А теперь давайте попробуем найти информацию самостоятельно. (слайд 17)

И помните, что поиск по адресному запросу и успешное его выполнение - является правильное определение объекта адресного поиска: (слайд 18, 19)

Автор, заглавие документа и библиографическое описание - «паспорт документа (обращает внимание на плакат «Правила библиографического описания.) Следует учитывать и типичные ошибки в адресных запросах. (слайд 19, 20)

Основными из них являются следующие:

а) искажение фамилии автора (замена одной буквы на другую, исходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.)

б) сокращение и неточное название книг, периодических изданий;

в) представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги и знаний правил алфавитной расстановки карточек в каталогах и картотеках.

(слайд 22) А теперь приступаем к выполнению задания. ( капитаны команд получают карточки с заданиями.

● Установите наличие книг (не менее пяти) И.С. Тургенева.

● Книги Дж. К. Роулинг.

● В. Нестайко

● Ж. Верна

Не забывайте о алгоритме ваших действии.

Команды приступают к выполнению заданий, при затруднении они могут обратиться за консультацией к библиотекарю. Представление найденной информации. (слайд 23) На экране появляются вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему, схема «Фактографичесий поиск»

Библиотекарь: (обращается к экрану).

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему указывают на то, что при ответе на них получится определенный факт. Приведите, пожалуйста, примеры вопросов, начинающихся с вопросительных слов. Отлично! В каждом вашем вопросе необходимо в ответе получить определенный факт. Поиск, при котором необходимо установить какой-либо факт, называется фактографическим. (слайд 24)

Каким же способом можно установить тот или иной факт?

Начинается совместный поиск возможных вариантов. Дети предлагают варианты: спросить у учителя, библиотекаря; найти в интернете; прочитать в справочной литературе. Каждый вариант записывается на доску. После обсуждения каждого варианта выбирается вариант поиска в справочной литературе, как самый надежный.

Библиотекарь: Трудно переоценить значение справочных изданий. Все они являются важным средством получения знаний. Справочные издания отличаются от других тем, что материал в них расположен в порядке, удобном для быстрого разыскания. Текст в справочной литературе состоит из словарных статей. Все словарные статьи расположены в алфавитном или систематическом порядке.

Существуют различные виды справочных изданий. К настоящему времени сложилась четкая система справочных изданий, которая делится на три крупных блока: (слайд 25, 26 ) (обращается к детям, чтобы они назвали)

● Энциклопедии;

● Словари;

● Справочники;

Предлагаю прочесть определения данных понятий в «Толковом словаре» С.И. Ожегова, лежащих на ваших столах.

Библиотекарь: Вопросы, на которые необходимо найти ответ с помощью справочной литературы (каждой группе выдается задание). (слайд 27)

● Какое событие изображено на картинке К. Брюллова «Последний день Помпеи»

● Почему Папа Римский называется папой?

● Что такое орфоэпия.?

● Кто такой А. Милн и чем он связан с Б. Заходером?

Библиотекарь: Вам необходимо установить конкретный факт. На это указывают вопросительные слова «что, почему, кто, какой»?

Прежде чем приступить к выполнению задания, посмотрите на схему.

Приступаем к выполнению задания после завершения работы.

Группы отчитываются в выполнении задания. Путь поиски и выбор справочной литературы может быть разным.

Библиотекарь: Сегодня информационные ресурсы не ограничиваются книгами и журналами. Все большие распространения получают электронные ресурсы. (слайд 29)

Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио видео и анимации, предлагают интерактивные функции. (слайд 23)

Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (слайд 30) (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика. Видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере.

Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии. (слайд 31, 32)

Основные методы поиска в сети Интернет и их использование

Одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать каждому пользователю Интернета - поиск информации в интернете. (слайд 33) С каждым годом объемы Интернета увеличиваются в разы, поэтому и вероятность найти необходимую информацию резко возрастает.

Интернет объединяет миллионы компьютеров, множество разных сетей, число пользователей ежегодно увеличивается. И, тем не менее, все чаще при обращении к Интернету основной проблемой оказывается не отсутствие искомой информации, а возможность ее найти. Ведь в сети можно получить массу непроверенной и недостоверной информации, сплетен, слухов и прочего подобного. Просто с ним, как со всяким источником информации, надо уметь работать. Как правило, обычный человек в силу разных обстоятельств не желает тратить на поиск нужной ему информации больше 15-20 минут.

Поэтому особенно актуально правильно и грамотно научиться, казалось бы, простой вещи - где и как искать, чтобы получать желаемые ответы. Существуют различные способы поиска:

- указание адреса страницы;

- перемещение по гипертекстовым ссылкам;

- обращение к поисковой системе;

Поисковая система (поисковая машина, поисковый сервер, поисковик) - это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления поиска в сети Интернет и реагирующий на запрос пользователя, задаваемый в виде текстовой фразы (поискового запроса), выдачей списка ссылок на источники информации. Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. Наиболее распространенными поисковыми системами являются: Яндекс, Google. (слайд 34)

Формулирование поискового запроса

На сегодня Яндекс, пожалуй, является наилучшей поисковой системой в Интернете, на ее примере рассмотрим, как осуществлять поиск информации.

Поиск интересующей информации задается введением ключевого слова в специальную рамку и нажатием кнопки «Найти», справа от рамки. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. Результаты поиска выдаются в виде списка адресов Web-страниц, на которых встретились эти слова. Результаты поиска появляются в течение нескольких секунд, причем ранжированные по значимости - наиболее важные документы размещаются в начале списка. При этом ранг найденного документа определяется тем, в каком месте документа находится ключевое слово (в заглавии документа важнее, чем в любом другом месте) и числом упоминаний ключевого слова (чем больше упоминаний, тем ранг выше). Таким образом, сайты, расположенные на первых местах в списке, являются ведущими не с содержательной точки зрения, а практически, по отношению к частоте упоминания ключевого слова. В связи с этим, не следует ограничиваться просмотром первого десятка предложенных поисковой системой сайтов. Слайд 35

(Слайд 36). Можно сформулировать несколько основных правил для работы в любом электронном каталоге:

  • Допускается не набирать название книги целиком, достаточно набрать лишь его начало. Можно набрать часть названия не с начала, но при этом необходимо задать условие поиска «включает», если вы помните только часть заглавия.

  • Чтобы значительно расширить список литературы по запросу, предпочтительнее набирать только корень слова. Например, икон, а не икона. В этом случае будут автоматически учитываться все возможные варианты: икона, иконография, иконопись, иконописцы и др. производные.

  • При наборе ключевого слова в поисковом окне не допускается употребление знаков препинания (точек, запятых, скобок, кавычек и т.д.) и сокращений слов (например, межд. отнош.)

  • Если в качестве ключевого слова выступает словосочетание, в котором есть несколько определений, относящихся к данному определяемому слову, то в этом случае словосочетание можно преобразовать в двух- или трехсловные словосочетания. Например: русская народная музыка - русская музыка и народная музыка.

  • Нельзя набирать в качестве ключевого слова целую фразу (тему реферата), т.к. фраза не будет являться ключевым словом и поиск может оказаться безрезультатным.

Ключевые слова - слова, терминологические словосочетания, несущие существенную смысловую нагрузку в текстах документов. Слайд 37, 38, 39. Обратите внимание на он-лайн энциклопедии - надежные помощники в нахождении информациии.

Слайд 37. Энциклопедии компании "Кирилл и Мефодий" Интернет-версии энциклопедий, издаваемых на компакт-дисках. Включает более 100 тысяч статей и более 20 тысяч иллюстраций. Обладает хорошими поисковыми возможностями. Отличительной особенностью всех энциклопедий "Кирилла и Мефодия" является наличие в статьях большого количества мультимедийных объектов, в числе которых, помимо высококачественных иллюстраций, трехмерные динамические анимации, аудио- и видеофайлы, интерактивные панорамы и таблицы.

Слайд 38, 39.Энциклопедия "Кругосвет" Является дополненным и исправленным переводом на русский язык «Энциклопедии Кольера», которая издавалась в США с 1952 по 1998 годы. По этой причине содержание и стиль подачи материала тяготеют к американскому оригиналу. Исправления заключаются в продлении хронологии статей, относящихся к современности. Помимо текстов включены иллюстрации: портреты, карты, виды городов и исторических памятников. Поиск возможен как по ключевому слову, так и по отраслям знания. В конце каждой статьи «Кругосвета» есть функция «Искать», перенаправляющая запрос в любую из поисковых систем: Апорт, Google или Яндекс.

Каждый учащийся должен найти в электронных справочных ресурсах «свое» слово и ответить на вопрос: есть ли какие-то отличия между поиском в бумажных и электронных ресурсах.

После работы над заданием библиотекарь и школьники выделяют достоинства и недостатки электронных справочных ресурсах удаленного доступа, локального доступа.

Удобства: быстрый доступ, возможность работать с материалами на своем компьютере.

Недостатки: дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора; уязвимость электронных носителей информации; определенная нестабильность Интернет-ресурсов - сегодня ресурс есть, завтра он исчез.

(На экране появляется схема «Тематический поиск») (слайд 40).

Библиотекарь: для того чтобы отыскать книги по какой-то определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеке по отраслям знаний.

Давайте, ребята, вспомним как устроен систематический каталог. (Дети отвечают). (слайд 41)

Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения. В систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам. (слайд 42) Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т.д. (слайд 43)

Библиотекарь напоминает учащимся: если вас интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, нужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, т.е. отражает статьи по отраслям знаний.

Существует еще один из путей выбора литературы - поиск с помощью библиографических указателей. (слайд 44) Что вы знаете о них? Ученики: библиографические указатели - это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем.

Библиотекарь ставит перед учащимися цели, которые заключаются в том, чтобы найти информацию на следующие вопросы (раздает карточки). (слайд 45).

● Подобрать литературу о творчестве П.Байдебуры.

● Наш край в годы Великой отечественной войны.

● Экзотические животные.

● Чудеса мира.

Команды приступают к выполнению задания.

Библиотекарь помогает учащимся во время выполнения задания.

После завершения работы команды отчитываются о проделанной работе, с какими трудностями столкнулись.

Ребята! Мы сегодня провели большую работу. В заключении урока предлагаю ответить на вопросы теста. (слайд 46-52). (Вопросы теста появятся на экране).

Тест 1. Обвести кружком номер правильного ответа.

1.1. Вам нужно установить автора художественного произведения «Секрет зелёной обезьянки». Что при этом может быть вами использовано?

 Систематический каталог

 Картотека заглавий произведений художественной литературы

 Алфавитный указатель

1.2. Вам необходимо установить наличие в библиотеке журнала «Шкільний журнал". Что при этом может быть вами использовано?

 Алфавитный каталог

 Систематический каталог

 Библиографические указатели

 Картотека периодики

1.3. К вам обратились с вопросом: «Что такое «менталитет»? С помощью какого источника вы сможете ответить на этот вопрос?»

 Историческая энциклопедия

 Словарь синонимов

 Словарь иностранных слов

 Педагогическая энциклопедия

1.4. Вам необходимо подобрать литературу по теме, что может быть использовано при поиске этой литературы?

 Библиографические указатели

 Систематический каталог

 Энциклопедия

 Алфавитный каталог

1.5. Вам необходимо установить в библиотеке наличие конкретной книги «Мифы и легенды древней Греции» (автор Н.А.Кун). Что может быть использовано вами?

 Алфавитный каталог

 Систематический каталог

 Библиографические указатели

 Систематическая картотека статей

Тест 2. Установить соответствие названий


Содержание запроса

1. Установить автора конкретного художественно произведения

2. Установить наличие в библиотеке книги конкретного автора

3. Подобрать литературу по конкретной теме

4. Установить значение слова

Источник выполнения

А- Алфавитный каталог

Б- Систематический

В- Электронный каталог

Г- Картотека заглавий произведения

Д- Систематическая картотека

Е- Справочники

Ж- Энциклопедии

З- Словари

1г, 2а, 3б, в, д, 4ж, з.


Вопросы для самопроверки

1. По какому основанию проводится типизация информационных запросов?

2. Какие типы информационных запросов вы знаете?

3. Какими поисковыми признаками характеризуются основные типы информационных вопросов

Учащиеся сдают работы.

Короткий анализ выполненных тестов.

Итог урока.(слайд 53) Умение находить информацию из каталогов и картотек является обязательным качеством образованного человека, так как помогает структурировать поисковую информацию и максимально использовать все имеющиеся в библиотеке ресурсы (документы, электронные издания и т.п.)

(слайд 54)Сегодняшний урок, надеюсь, был вам полезен. Выразите свое отношение к уроку при помощи знаков препинания:

"!" - очень полезный урок;

"?" - возникли вопросы, требующие разрешения;

"..." - хочется продлить изучение данной темы;

"-" - информация не востребована.

Спасибо за урок, ребята! (слайд 55)


© 2010-2022