Кружок Планета Здоровья (3 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа «Планета здоровья» по содержанию соответствует спортивно - здоровительной направленности.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Инновацией в структуре Базисного образовательного плана нового ФГОС выступает то, что в нем выделены три раздела: инвариантная часть, вариативная часть и внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Программа внеурочной деятельности «Планета здоровья» составлена на основе:

  • программы «Педагогика здоровья» Касаткина В. Н. /Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 2000.

  • Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

Назначение и актуальность программы

Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

  1. - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

  2. - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

  3. - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

  4. - провалы в существующей системе физического воспитания;

  5. - интенсификация учебного процесса;

  6. - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

  7. - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

  8. - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».

Возраст детей, участвующих в реализации программы, 8 - 9 лет.

Продолжительность занятий: 45 минут.

Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 2 раза в неделю, 68 занятий в год.

Главная цель программы - знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира- с самим собой.

Задачи программы:

  • научить ребёнка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;

  • показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного; научить ребёнка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками; научить ребёнка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье;

  • познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.

Основные формы и методы деятельности

Формы проведения: групповые, индивидуальные и коллективные.

Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.

Девиз работы: «Узнал сам - научи других!»

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

Приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни

Личностные универсальные учебные действия

У ученика будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные момен­ты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному мате­риалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешнос­ти учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответ­ственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступ­ков как собственных, так и окружающих людей;

• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как ре­гуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их вы­полнение, установка на здоровый образ жизни;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культу­рой;

• понимание чувств других людей и сопережи­вание им.

Регулятивные универсальные учебные дейст­вия

Ученик начальной школы научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

• адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия

• вносить необходимые коррективы в действие после его за­вершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, обобщение и классификацию по за­данным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распо­знавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.

Формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Приобретение опыта самостоятельного социального действии

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его

существования у людей различ_

ействий

бучаюной системы РФ"собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.





Структура курса


Разделы

Содержание курса

Количество часов

Аудиторных

Неаудиторных

1

Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

1

2

Добрым быть приятнее, чем злым , завистливым и жадным .

Учимся думать .Спеши делать добро.

2

2

3

Почему мы говорим неправду.

Поможет ли нам обман. «Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.

2

2

4

Почему мы не слушаем родителей.

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг -друга.

2

2

5

Надо уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы. Как воспитывать в себе сдержанность.

2

2

6

Не грызи ногти ,не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

2

2

7

Как относиться к подаркам.

Я принимаю подарок. Я дарю подарки.

2

2

8

Как следует относиться к наказаниям.

Наказание.

1

9

Как нужно одеваться.

Одежда.

1

1

10

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение.

1

1

11

Как вести себя ,когда что-то болит.

Боль.

1

1

12

Как вести себя за столом.

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

2

13

Как вести себя в гостях.

Ты идёшь в гости.

1

14

Как вести себя в общественных местах.

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести в театре, кино, школе.

2

2

15

«Нехорошие слова» .Недобрые шутки.

Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

2

1

16

Помоги себе сам.

Помоги себе сам..

1

1

17

Подвижные игры.

Подвижные игры.

1

18

Как выбирать друзей.

Что такое дружба .Кто может считаться настоящим другом.

2

1

19

Как помочь родителям.

Как доставить родителям радость .Подвижные игры.

4

1

20

Как помочь больным и беспомощным.

Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро..

2

1

21

Огонёк здоровья.

Подвижные игры.

17

2

22

Путешествие в страну здоровья.

Расти здоровым. Воспитай себя. Я выбираю движение.

2

1








Тематический план


Тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

1

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

1



2

Учимся думать.

1



3

Спеши делать добро.

1



4

Поможет ли нам обман.

1



5

«Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.

1



6

Надо ли прислушиваться к советам родителей.

1



7

Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

1



8

Все ли желания выполнимы.

1



9

Как воспитывать в себе сдержанность.

1



10

Как отучить себя от вредных привычек.

1



11

Как отучить себя от вредных привычек.(продолжение)

1



12

Я принимаю подарок.

1



13

Я дарю подарки.

1



14

Наказание.

1



15

Одежда.

1



16

Ответственное поведение.

1



17

Боль.

1



18

Сервировка стола Ролевые игры.

1



19

Правила поведения за столом.

1



20

Ты идёшь в гости.

1



21

Как вести себя в транспорте и на улице.

1



22

Как вести себя в театре , кино ,школе.

1



23

Умеем ли мы вежливо общаться.

1



24

Умеем ли мы разговаривать по телефону. Игра.

1



25

Помоги себе сам.

1



26

Подвижные игры.

1



27

Кто может считаться настоящим другом .

1



28

Что такое дружба.

1



29

Кто может считаться настоящим другом.

1



30

Как доставить родителям радость.

1



31

Если кому-нибудь нужна твоя помощь.

1



32

Спешите делать добро.

1



33

Огонёк здоровья.

1



34

Путешествие в страну здоровья.

1



35

Что такое здоровье.

1



36

Что такое эмоции.

1



37

Чувства и поступки.

1



38

Стресс.

1



39

Подвижные игры.

1



40

Учимся думать и действовать.

1



41

Учимся находить причину и последствия событий.

1



42

Умей выбирать.

1



43

Принимаю решение.

1



44

Подвижные игры.

1



45

Я отвечаю за свое решение.

1



46

Что мы знаем о курении.

1



47

Зависимость.

1



48

Умей сказать .Нет.

1



49

Подвижные игры.

1



50

Как сказать Нет.

1



51

Почему вредной привычке ты скажешь Нет.

1



52

Я умею выбирать тренинг безопасного поведения.

1



53

День здоровья.

1



54

Умеем ли мы правильно питаться.

1



55

Подвижные игры.

1



56

Я выбираю кашу.

1



57

Чистота и здоровье.

1



58

Чистота и порядок.

1



59

Я здоровье берегу -сам себе я помогу .

1



60

Будьте здоровы!

1



61

Растяжение связок и вывих костей.

1



62

Переломы.

1



63

Если ты ушибся или порезался.

1



64

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело.

1



65

Укус змеи.

1



66

Расти здоровым.

1



67

Воспитай себя.

1



68

Я выбираю движение.

1









Перечень информационно-методического обеспечения


  • Педагогика здоровья. Программа и методическое пособие для учителей начальных классов/ Под ред. В. Н. Касаткина. - М.: Линка-Пресс, 2000.

  • Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.:ВАКО, 2005.

  • Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Под ред. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. - М.: ВАКО, 2004.

  • Шатохина Л.Ф. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса./ Под ред. Л.Ф. Шатохиной - М.: Полимед, - 2005.

  • Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

  • Электронное пособие «Классные часы в начальной школе». - Учитель, сайт: forumuch.flybb.ru/ ,

  • Сайт Uroki-tetushki-Sovy

Список литературы

Для обучащихся

  • Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. - СПб.: Балтрус, 1995.

  • Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб.: Акцидент, 1995.

  • Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра СПб.: Акцидент, 1994.

Для учителя

  • Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. - М.:ВАКО, 2004.

  • Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.- М.:ВАКО, 2004.

  • Еременко Н. И. Профилактика вредных привычек. - М.: Панорама, 2007.

  • Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Под ред. М.М.Безруких - М.: Олма Медиа Групп, 2008.

  • Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников./ Под ред. М. А. Павловой - Волгоград: Учитель, 2009.

  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы./ Под ред. Н.К. Смирнова - М.: АРКТИ, 2003 .






© 2010-2022