- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект урока на тему «Что такое толерантность?»
Конспект урока на тему «Что такое толерантность?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Крюкова В.А. |
Дата | 02.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАСКОУ Сорокинская коррекционная школа-интернат
Мастер-класс
воспитательного занятия
«Что такое толерантность?»
Воспитатель
Плаксина Тамара Александровна
с.Большое Сорокино
2014 г.
Мастер - класс воспитательного занятия «Что такое толерантность?»
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», основными чертами толерантной и интолерантной личности;
- развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе -дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч «Я»!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость. Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Давайте посмотрим какие аналоги русского слова есть в других языках:
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском - готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, стойким, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.)
1. Прочитайте определения слова «толерантность»?
2. Почему на ваш взгляд в разных странах определения различны?
3. А что-же объединяет эти определения?
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Игра «Волшебная рука»
Участники обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе.
Есть два пути развития личности толерантный и интолерантный.
Толерантный путь - это путь человека знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь - характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувствам без комфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
«Дерево толерантности»
Каждой группе раздаются толерантные и интолерантные качества личности. Участники должны толерантные качества поместить на дерево, а интолерантные под ним. Объясняя сделанный выбор.
«Эмблема толерантности»
Каждая группы рисует эмблему толерантности.
После ознакомления с результатами творчества групп участники на основе сходства между рисунками, объясняют, что общего в этих рисунках.
Мне бы хотелось сказать, что наша группа - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Мы узнаем послушав притчу.
Китайская притча «Китайская семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете : Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три сова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Давайте всегда будем помнить о том, что человек должен стремиться к тому, чтобы изменять себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.