Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


муниципального

Центра духовно - нравственного

воспитания детей

«БЛАГОВЕСТ»


на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

дополнительного образования детей

Ржаксинского районного Дома детского

творчества

Имени Героя Советского

Союза М.П. Кириллова



на 2014-2020 учебный год




















Актуальность программы


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей (представлений), включающих в себя:

- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, терпимости, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В целях объединения усилий школы, семьи и общественности в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего содержания каждого ребёнка, в формировании образа выпускника школы, а так же выработки единых подходов в воспитании создана Программа муниципального Центра духовно - нравственного воспитания детей на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы.

Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Конвенцией о правах ребёнка, Положением о Центре духовно-нравственного воспитания детей (утверждённого приказом отдела образования администрации Ржаксинского района от 14. 09.2011 № 631.

Цель программы: создание педагогических условий для обогащения содержания образования образцами духовной культуры, способствующих созданию образовательной среды, ориентирующих обучающихся на духовно-нравственное развитие; формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности школьников.

Задачи программы:

- создать единое образовательное пространство через реализацию программ предмета, «Историческое краеведение», «МХК» и дополнительных образовательных программ по духовно-нравственному развитию воспитанников;

- активизировать деятельность детских организаций и ученического самоуправления;

- развивать сотрудничество школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;

- формировать навыки социального взаимодействия;

- организовать участие педагогов, обучающихся в мероприятиях, конкурсах духовно-нравственного направления различных уровней с целью формирования их компетенций;

- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности обучающихся;

- развивать познавательную активность обучающихся;

- воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную религиозную терпимость

Ожидаемые результаты:

- повышение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения;

- нравственное воспитание и духовное образование помогает обучающимся в самоутверждении;

- способствование духовно-нравственного воспитания сохранению и укреплению семейного микроклимата;

- позволяет молодому поколению бережно относиться к историческому и культурному наследию нашего Отечества;

- реализация программы способствует позитивной социализации обучающихся;

- помогает осознать ценность и уникальность своей личности;

- приобрести навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- обучающиеся смогут сформировать правильное патриотическое и гражданское самосознание;

- помогает сориентироваться в выборе дальнейшего жизненного пути.

Взаимодействие

Муниципальный Центр духовно-нравственного воспитания детей взаимодействует с органами местного самоуправления, общественными объединениями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры муниципального образования, с православными храмом в р.п. Ржакса, Воскресной школой, местной ЦРБ.

Целевые группы программы

Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитанияПрограмма деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания

Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитанияПрограмма деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания

Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания

Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитанияПрограмма деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания

Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитанияПрограмма деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитанияПрограмма деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания



Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания




Формы работы

Формы работы с руководящими и педагогическими работниками:

Формы работы с обучающимися и воспитанниками:


Формы работы с родителями:


  • - заседания педагогического и методического совета.

  • - консультации по вопросам православной педагогики.

  • - заседания методического объединения классных руководителей.

  • - семинары;

- конференции;

- мастер-классы;

- круглые столы;

- встречи;

-социально- педагогическое проектирование;

-конкурсы педагогического мастерства;

- экскурсии;

-издательская деятельность.

- беседы, игры нравственного и духовного содержания;

- лекции, семинары, практикумы;

- творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества;

- праздники и мероприятия;

- заочные экскурсии с использование мультимедийных технологий презентаций;

- исследовательская деятельность;

- экскурсии;

- выставки;

- тематические и творческие вечера;

- участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- лекторий для родителей;

- вечера вопросов и ответов;

- выставки, конкурсы;

- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

- информационные стенды для родителей, выставки детских работ




















Ресурсы:

1. Материальные ресурсы

- кабинет Центра духовно-нравственного воспитания;

- библиотека;

- актовый зал в МБУК ЦДД;

- помещения для кружковой работы;

- краеведческий музей.

2. Сетевое взаимодействие

- директор МБОУ ДОД ДДТ;

- педагоги дополнительного образования: педагог объединения «Духовное краеведение»,

- учителя начальных классов образовательных учреждений;

- старшая вожатая;

- руководитель краеведческого музея;

- методисты отдела образования администрации района;

- преподаватели курса ОРКСЭ и ОПК;

- настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в р. п. Ржакса иерей Алексий Насонов

3. Финансовые ресурсы

- бюджетное финансирование;

Всего в Центре работает 1 человек.





















Содержание воспитания

Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый специалист Центра, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

- в содержании и построении занятий;

- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности;

- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;

- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

- в личном примере.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования согласованы усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, Воскресной школы города Рассказово, образовательных учреждений района.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.

Принцип индивидуализации. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающего - главная задача педагога дополнительного образования. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Человек обладает субъектными полномочиями и использует их в построении деятельности, общения и отношений. Необходимо помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности вне школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучающиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе и вне школы.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность объединения. Благодаря творчеству ребенок может выявлять свои способности, узнавать о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности обучащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению своего «Я».

Принцип доверия и поддержки. Педагогика ненасильственного формирования личности ребенка. Необходимо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех воспитания и обучения ребенка.

Принцип преемственности. Данный принцип предполагает построение программы воспитания и развития на основе имеющихся положительных достижениях и наработанного опыта по применению технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Принцип демократизации. Он проявляется, прежде всего, в том, что обучающийся самостоятельно определяет траекторию своего развития. В том числе, принцип демократизации необходим при формировании запроса на дополнительное образование.

Принцип развивающего характера образования. Реализация данного принципа основана на определении и организации деятельности обучающегося в зоне его ближайшего развития.

Направления работы:

1. Нормативно-правовое и организационно-управленческое.

2. Методическое обеспечение духовно- нравственного воспитания.

3. Информационное обеспечение духовно- нравственного воспитания.

4. Организация учебно - воспитательной работы.

Механизм и план реализации программы


Срок реализации: 2012 - 2020 год.


Этапы реализации:

I ЭТАП (2012 - 2014 г.) - этап становления

1. Выявление состояния проблемы и степени её разработанности в педагогической теории и практике.

2. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения реализации программы деятельности центра.

3. Создание системы мониторинга, банка данных по аспектам духовно-нравственного воспитания.

5. Разработка дополнительных образовательных программ духовно - нравственной направленности.

6. Разработка системы внутреннего и внешнего партнёрства.

7. Создание материально-технической базы для реализации программы

II ЭТАП (2015-2017 г.)- этап внедрения

1. Отработка приоритетных идей.

2. Внедрение инноваций в воспитательный процесс.

3. Разработка и внедрение авторских программ в учебной деятельности и в системе дополнительного образования.

4. Развитие форм содружества в социуме.

5. Расширение направлений деятельности центра духовно- нравственного воспитания.

III ЭТАП (2018-2020 г.)- завершающий этап

1. Корректировка деятельности по результатам мониторинга.

2. Осуществление коллективной рефлексии результатов деятельности работы по программе центра в сообществе учителей, родителей, общественности.

3. Обобщение и презентация опыта работы по программе.

4. Определение перспектив дальнейшего направления деятельности.

5. Распространение опыта.



































План работы

Сроки проведения (месяц и год)

Содержание работы

Отчётная документация

Ответственный

1. Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение программы

2012 - 2014уч.г.

Разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность центра и регулирующих взаимоотношения с внешними и внутренними партнёрами

пакет документов

Администрация района, руководитель Центра, партнёры

один раз в полугодие

Заседание координационного совета Центра

протоколы

координационный совет

ежегодно

Приобретение современной методической литературы, создание базы наглядных и методических пособий, видеотеки

Руководитель Центра, методист ИМЦ, библиотекарь

один раз в год

Организация и проведение родительских собраний «Создание условий по духовно-нравственному воспитанию детей»

протоколы собраний

Руководитель Центра, управляющий совет, родительский комитет, настоятель Покровского храма иерей Алексей Насонов

2014-2015 гг.

Повышение профессиональной квалификации кадров:

- проведение открытых уроков и внеклассных воспитательных мероприятий;

- организация практических семинаров по обмену опытом работы;

- проведение интегрированных уроков с использованием мультимедийных технологий; конкурсы методических разработок уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;

- организация практических конференций, ярмарок педагогических идей;

- повышение квалификации учителей ОПК в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»

конспекты открытых уроков, материалов семинаров, обобщение опыта работы

Руководитель Центра, методисты ИМЦ, партнёры, педагоги. родители, настоятель

Покровского храма иерей Алексей Насонов

2014-2015 гг.

Презентация центра для учащихся и преподавателей (открытые уроки, спортивные соревнования, интеллектуальные викторины, дискуссии);

- встречи с представителями общественности, настоятелем Покровского храма иереем Насоновым;

- сотрудничество с клубами гражданско-патриотической направленности.


публикации в СМИ, на сайте

Руководитель Центра, методисты ИМЦ, социальные партнёры, представители заинтересованных служб и ведомств, настоятель церкви

ежегодно

Формирование единого банка данных центра и социальных партнёров:

- кадрово-профессиональный потенциал;

- информация о состоянии материально-технической базы центра;

- публикации в интернет - сообществах информации о деятельности Центра

банк данных

Руководитель Центра

ежегодно

Отчёт о работе центра

отчёт

Руководитель Центра

2. Методическое обеспечение духовно- нравственного воспитания

2014 - 2016 уч.г.

Разработка программ внеурочной деятельности, дополнительного образования духовно-нравственной направленности

программы планы

Руководитель Центра, педагоги ДО, руководители клубов

ежегодно

Организация профориентационной работы с учащимися:

- круглые столы, экскурсии, встречи с настоятелем церкви;

- уроки мужества,

- выпуск информационных вестников об учебных заведениях, дающих возможность получения духовного образования и воинских специальностей.

фотоотчёт, выпуск информационных вестников

Руководитель Центра, церковь

2014 - 2017 уч.г.

Разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности обучающегося

методические рекомендации

Руководитель Центра, методист ИМЦ

2013 - 2014 уч.г.

Оформление кабинета Православной культуры и Исторического краеведения

Руководитель Центра

2015 - 2017 г.г.

Изучение и обобщение результативного опыта в области духовно-нравственного воспитания для его внедрения в практику воспитательной работы

методические рекомендации

Руководитель Центра, методист ИМЦ

3. Информационное обеспечение духовно- нравственного воспитания

2016 - 2017 г.г.

Проведение конкурса среди юных журналистов школы «Я гражданин России» на лучшее освещение в СМИ и школьной печати темы духовно-нравственного воспитания

статьи

Руководитель Центра, администрация школы

2014-2018 гг

Разработка сценариев тематических и клубных вечеров, программ духовно-нравственной направленности

сценарии

Руководители РМО

ежегодно

Публикация отчётов по реализации программы в СМИ

статьи

Руководитель Центра, методист ИМЦ

ежегодно

Формирование библиотечек для родителей по духовно-нравственному направлению

Книги, журналы, газеты

Руководитель Центра, методист ИМЦ, библиотекарь

ежегодно

Разработка и оформление стендов по работе Центра

стенды

Руководитель Центра


Исследовательская деятельность, самообразование. Защита собственных проектов

Проекты, презентации

Руководитель Центра, методист ИМЦ

4. Организация учебно-воспитательной работы

2014г.

Разработка и реализация воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности, встречи с настоятелем церкви, проведение цикла бесед: «Человек- существо духовное», «Христианство земли русской», «Высший смысл жизни человека, жить честно, по совести»

план мероприятий

Руководитель Центра, методист ИМЦ, заместитель директора по ВР, настоятель церкви

ежегодно

Организация и проведение правосланвых праздников для детей и взрослых: Рождество Христово;

Покров Пресвятой Богородицы;

Пасха Христова

план мероприятий

Руководитель Центра, методист ИМЦ, настоятель церкви

ежегодно

Дни славянской письменности и культуры

План работы

Руководитель Центра, руководитель историко-патриотического клуба «Память», актив школьного музея

ежегодно

Участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах «Святые заступники Руси», «Красота Божьего мира», смотр - конкурсе изделий декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края», «Пасхальное яйцо», и т.д.

Конкурсные работы

Руководитель Центра, методист ИМЦ, администрация школы

Показатели эффективности деятельности по программе

Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых оценочных показателей. Как мы видим, они представлены качественными и количественными показателями для всех целевых групп.

Качественные показатели:

-повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;

- обеспечение заинтересованности юных граждан в развитии духовности, гражданственности, снижении социальной напряжённости в обществе;

-проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;

-уважительное отношение к истории своей малой родины, её достижениям и победам;

- уровень реализации творческого потенциала детей;

- повышение культурного уровня родителей;

- рост общественной активности всех участников программы;

- оказание помощи сельской церкви.



Количественные показатели - это:

- увеличение подготовленных организаторов и специалистов в области духовно-нравственного воспитания на 15 %;

- увеличение активности участия подрастающего поколения в разработке и реализации социальных проектов на 20 %;

- увеличение активности представителей образовательного сообщества в решении актуальных социальных проблем на 15 %;

- рост эффективности партнерских отношений школы и социума на 40 %.

- увеличение количества обучающихся, посещающих кружки, секции, участвующих в различных конкурсах и соревнованиях;

- уменьшение случаев правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи села;

- уменьшение неблагополучных семей;

- увеличение количества ветеранов войны и труда, получивших адресную помощь.

Направления мониторингового исследования

2013 год

2020 год

1

Кол-во обучающихся, посещающих кружки (секции)

75 %

100%

2

Кол-во обучающихся, вовлеченных в творческие конкурсы различного уровня

85%

100%

3

Кол-во обучающихся, являющихся членами детских общественных организаций (школы, района)

88%

100%

5

Кол-во обучающихся, вовлеченных в социально-значимую проектную деятельность

17%

100%

6

Кол-во обучающихся, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе

3%

0%

7

Кол-во социально неблагополучных семей

0

0

8

Кол-во обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете

0

0

9

Кол-во обучающихся, совершивших правонарушения

0

0

10

Кол-во семей, постоянно участвующих в классных, школьных мероприятиях

54%

85%

11

Средняя посещаемость родительских собраний (%)

55%

95%

- увеличение разнообразия программ дополнительного образования по духовно-нравственному направлению;

- проведённых выставок и экскурсий духовно- нравственной направленности;

- проведённых фестивалей и конкурсов по духовно-нравственной тематике;

- организация и проведение экскурсий по святым местам для всех желающих.

Реализация вышеизложенной программы позволит создать образовательную среду, формирующую духовно - мыслящую, ответственную личность, способную жить, любить Родину и развиваться в условиях современного мира.

Методы оценки успешности/эффективности.

Аналитическое сопровождение реализации программы планируется осуществлять через разработку и апробацию модели мониторинга по следующим направлениям:

- Мониторинг качества взаимодействия центра со школами района;

- Мониторинг качества образовательно - воспитательных услуг духовно- нравственной направленности, предоставляемых участникам образовательно-воспитательного процесса;

- Мониторинг нравственно- духовных, коммуникативных, личностных качеств и индивидуально-творческих способностей каждого участника воспитательно-образовательного процесса.

- Мониторинг эффективности воспитательной работы образовательного учреждения.

- Образовательные достижения отслеживаются по итогам мониторинга уровня воспитанности, уровня здоровья, уровня обученности, качества знаний.


Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.-М.: Вентана-Графф, 2002.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.

  5. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования.-Н.Новгород, 2005.

  6. Караковский В.А.Воспитание? Воспитание…Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.

  7. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация.-М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  8. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  9. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  10. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

  11. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М.: Педагогика,1995.

  12. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

  13. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998.

  14. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. - М.: Педагогическое общество России, 1998.


Интернет-ресурсы

rba.timacad.ru/?q=node/37

mahonovskaya.shkola.hc.ru/index.php/2011-02-03-12-33-52/91-2011-01-21-11-55-46

pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/progr/prog_d/

dnv-prk.info/index.php?option=com_content&view=article&id=574:2012-04-29-22-01-31&catid=91:-----q-q-&Itemid=164

urazovof1.ucoz.ru/vospitanie/programma_russkie_bogatyri.pdf



© 2010-2022