- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания
Программа деятельности муниципального Центра духовно нравственного воспитания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Алымова Г.Н. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
муниципального
Центра духовно - нравственного
воспитания детей
«БЛАГОВЕСТ»
на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
дополнительного образования детей
Ржаксинского районного Дома детского
творчества
Имени Героя Советского
Союза М.П. Кириллова
на 2014-2020 учебный год
Актуальность программы
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Широкий размах приобрела ориентация молодежи на атрибуты массовой, в основном западной культуры за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Продолжается разрушение института семьи: формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
В связи с этим важная роль в организации духовно-нравственного воспитания граждан и в последующей духовно-нравственной консолидации российского общества, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, настоящему и будущему своей страны отводится образованию. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей (представлений), включающих в себя:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, терпимости, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
В целях объединения усилий школы, семьи и общественности в духовно-нравственном воспитании детей, в развитии внутреннего содержания каждого ребёнка, в формировании образа выпускника школы, а так же выработки единых подходов в воспитании создана Программа муниципального Центра духовно - нравственного воспитания детей на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнеспасской средней общеобразовательной школы.
Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Конвенцией о правах ребёнка, Положением о Центре духовно-нравственного воспитания детей (утверждённого приказом отдела образования администрации Ржаксинского района от 14. 09.2011 № 631.
Цель программы: создание педагогических условий для обогащения содержания образования образцами духовной культуры, способствующих созданию образовательной среды, ориентирующих обучающихся на духовно-нравственное развитие; формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности школьников.
Задачи программы:
- создать единое образовательное пространство через реализацию программ предмета, «Историческое краеведение», «МХК» и дополнительных образовательных программ по духовно-нравственному развитию воспитанников;
- активизировать деятельность детских организаций и ученического самоуправления;
- развивать сотрудничество школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;
- формировать навыки социального взаимодействия;
- организовать участие педагогов, обучающихся в мероприятиях, конкурсах духовно-нравственного направления различных уровней с целью формирования их компетенций;
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности обучающихся;
- развивать познавательную активность обучающихся;
- воспитывать патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную религиозную терпимость
Ожидаемые результаты:
- повышение духовно-нравственного уровня подрастающего поколения;
- нравственное воспитание и духовное образование помогает обучающимся в самоутверждении;
- способствование духовно-нравственного воспитания сохранению и укреплению семейного микроклимата;
- позволяет молодому поколению бережно относиться к историческому и культурному наследию нашего Отечества;
- реализация программы способствует позитивной социализации обучающихся;
- помогает осознать ценность и уникальность своей личности;
- приобрести навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- обучающиеся смогут сформировать правильное патриотическое и гражданское самосознание;
- помогает сориентироваться в выборе дальнейшего жизненного пути.
Взаимодействие
Муниципальный Центр духовно-нравственного воспитания детей взаимодействует с органами местного самоуправления, общественными объединениями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры муниципального образования, с православными храмом в р.п. Ржакса, Воскресной школой, местной ЦРБ.
Целевые группы программы
Формы работы
Формы работы с руководящими и педагогическими работниками:
Формы работы с обучающимися и воспитанниками:
Формы работы с родителями:
-
- заседания педагогического и методического совета.
-
- консультации по вопросам православной педагогики.
-
- заседания методического объединения классных руководителей.
-
- семинары;
- конференции;
- мастер-классы;
- круглые столы;
- встречи;
-социально- педагогическое проектирование;
-конкурсы педагогического мастерства;
- экскурсии;
-издательская деятельность.
- беседы, игры нравственного и духовного содержания;
- лекции, семинары, практикумы;
- творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества;
- праздники и мероприятия;
- заочные экскурсии с использование мультимедийных технологий презентаций;
- исследовательская деятельность;
- экскурсии;
- выставки;
- тематические и творческие вечера;
- участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- вечера вопросов и ответов;
- выставки, конкурсы;
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- информационные стенды для родителей, выставки детских работ
Ресурсы:
1. Материальные ресурсы
- кабинет Центра духовно-нравственного воспитания;
- библиотека;
- актовый зал в МБУК ЦДД;
- помещения для кружковой работы;
- краеведческий музей.
2. Сетевое взаимодействие
- директор МБОУ ДОД ДДТ;
- педагоги дополнительного образования: педагог объединения «Духовное краеведение»,
- учителя начальных классов образовательных учреждений;
- старшая вожатая;
- руководитель краеведческого музея;
- методисты отдела образования администрации района;
- преподаватели курса ОРКСЭ и ОПК;
- настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в р. п. Ржакса иерей Алексий Насонов
3. Финансовые ресурсы
- бюджетное финансирование;
Всего в Центре работает 1 человек.
Содержание воспитания
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый специалист Центра, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении занятий;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности обучающихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
- в личном примере.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования согласованы усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, Воскресной школы города Рассказово, образовательных учреждений района.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление обучающегося к проявлению и развитию своих природных и социальных приобретенных возможностей.
Принцип индивидуализации. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающего - главная задача педагога дополнительного образования. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и содействовать их дальнейшему развитию.
Принцип субъектности. Человек обладает субъектными полномочиями и использует их в построении деятельности, общения и отношений. Необходимо помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности вне школы, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы обучающиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе и вне школы.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности обучающегося и уникальность объединения. Благодаря творчеству ребенок может выявлять свои способности, узнавать о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности обучащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самоопределению своего «Я».
Принцип доверия и поддержки. Педагогика ненасильственного формирования личности ребенка. Необходимо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех воспитания и обучения ребенка.
Принцип преемственности. Данный принцип предполагает построение программы воспитания и развития на основе имеющихся положительных достижениях и наработанного опыта по применению технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.
Принцип демократизации. Он проявляется, прежде всего, в том, что обучающийся самостоятельно определяет траекторию своего развития. В том числе, принцип демократизации необходим при формировании запроса на дополнительное образование.
Принцип развивающего характера образования. Реализация данного принципа основана на определении и организации деятельности обучающегося в зоне его ближайшего развития.
Направления работы:
1. Нормативно-правовое и организационно-управленческое.
2. Методическое обеспечение духовно- нравственного воспитания.
3. Информационное обеспечение духовно- нравственного воспитания.
4. Организация учебно - воспитательной работы.
Механизм и план реализации программы
Срок реализации: 2012 - 2020 год.
Этапы реализации:
I ЭТАП (2012 - 2014 г.) - этап становления
1. Выявление состояния проблемы и степени её разработанности в педагогической теории и практике.
2. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения реализации программы деятельности центра.
3. Создание системы мониторинга, банка данных по аспектам духовно-нравственного воспитания.
5. Разработка дополнительных образовательных программ духовно - нравственной направленности.
6. Разработка системы внутреннего и внешнего партнёрства.
7. Создание материально-технической базы для реализации программы
II ЭТАП (2015-2017 г.)- этап внедрения
1. Отработка приоритетных идей.
2. Внедрение инноваций в воспитательный процесс.
3. Разработка и внедрение авторских программ в учебной деятельности и в системе дополнительного образования.
4. Развитие форм содружества в социуме.
5. Расширение направлений деятельности центра духовно- нравственного воспитания.
III ЭТАП (2018-2020 г.)- завершающий этап
1. Корректировка деятельности по результатам мониторинга.
2. Осуществление коллективной рефлексии результатов деятельности работы по программе центра в сообществе учителей, родителей, общественности.
3. Обобщение и презентация опыта работы по программе.
4. Определение перспектив дальнейшего направления деятельности.
5. Распространение опыта.
План работы
Сроки проведения (месяц и год)
Содержание работы
Отчётная документация
Ответственный
1. Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение программы
2012 - 2014уч.г.
Разработка пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность центра и регулирующих взаимоотношения с внешними и внутренними партнёрами
пакет документов
Администрация района, руководитель Центра, партнёры
один раз в полугодие
Заседание координационного совета Центра
протоколы
координационный совет
ежегодно
Приобретение современной методической литературы, создание базы наглядных и методических пособий, видеотеки
Руководитель Центра, методист ИМЦ, библиотекарь
один раз в год
Организация и проведение родительских собраний «Создание условий по духовно-нравственному воспитанию детей»
протоколы собраний
Руководитель Центра, управляющий совет, родительский комитет, настоятель Покровского храма иерей Алексей Насонов
2014-2015 гг.
Повышение профессиональной квалификации кадров:
- проведение открытых уроков и внеклассных воспитательных мероприятий;
- организация практических семинаров по обмену опытом работы;
- проведение интегрированных уроков с использованием мультимедийных технологий; конкурсы методических разработок уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;
- организация практических конференций, ярмарок педагогических идей;
- повышение квалификации учителей ОПК в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования»
конспекты открытых уроков, материалов семинаров, обобщение опыта работы
Руководитель Центра, методисты ИМЦ, партнёры, педагоги. родители, настоятель
Покровского храма иерей Алексей Насонов
2014-2015 гг.
Презентация центра для учащихся и преподавателей (открытые уроки, спортивные соревнования, интеллектуальные викторины, дискуссии);
- встречи с представителями общественности, настоятелем Покровского храма иереем Насоновым;
- сотрудничество с клубами гражданско-патриотической направленности.
публикации в СМИ, на сайте
Руководитель Центра, методисты ИМЦ, социальные партнёры, представители заинтересованных служб и ведомств, настоятель церкви
ежегодно
Формирование единого банка данных центра и социальных партнёров:
- кадрово-профессиональный потенциал;
- информация о состоянии материально-технической базы центра;
- публикации в интернет - сообществах информации о деятельности Центра
банк данных
Руководитель Центра
ежегодно
Отчёт о работе центра
отчёт
Руководитель Центра
2. Методическое обеспечение духовно- нравственного воспитания
2014 - 2016 уч.г.
Разработка программ внеурочной деятельности, дополнительного образования духовно-нравственной направленности
программы планы
Руководитель Центра, педагоги ДО, руководители клубов
ежегодно
Организация профориентационной работы с учащимися:
- круглые столы, экскурсии, встречи с настоятелем церкви;
- уроки мужества,
- выпуск информационных вестников об учебных заведениях, дающих возможность получения духовного образования и воинских специальностей.
фотоотчёт, выпуск информационных вестников
Руководитель Центра, церковь
2014 - 2017 уч.г.
Разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности обучающегося
методические рекомендации
Руководитель Центра, методист ИМЦ
2013 - 2014 уч.г.
Оформление кабинета Православной культуры и Исторического краеведения
Руководитель Центра
2015 - 2017 г.г.
Изучение и обобщение результативного опыта в области духовно-нравственного воспитания для его внедрения в практику воспитательной работы
методические рекомендации
Руководитель Центра, методист ИМЦ
3. Информационное обеспечение духовно- нравственного воспитания
2016 - 2017 г.г.
Проведение конкурса среди юных журналистов школы «Я гражданин России» на лучшее освещение в СМИ и школьной печати темы духовно-нравственного воспитания
статьи
Руководитель Центра, администрация школы
2014-2018 гг
Разработка сценариев тематических и клубных вечеров, программ духовно-нравственной направленности
сценарии
Руководители РМО
ежегодно
Публикация отчётов по реализации программы в СМИ
статьи
Руководитель Центра, методист ИМЦ
ежегодно
Формирование библиотечек для родителей по духовно-нравственному направлению
Книги, журналы, газеты
Руководитель Центра, методист ИМЦ, библиотекарь
ежегодно
Разработка и оформление стендов по работе Центра
стенды
Руководитель Центра
Исследовательская деятельность, самообразование. Защита собственных проектов
Проекты, презентации
Руководитель Центра, методист ИМЦ
4. Организация учебно-воспитательной работы
2014г.
Разработка и реализация воспитательных мероприятий духовно-нравственной направленности, встречи с настоятелем церкви, проведение цикла бесед: «Человек- существо духовное», «Христианство земли русской», «Высший смысл жизни человека, жить честно, по совести»
план мероприятий
Руководитель Центра, методист ИМЦ, заместитель директора по ВР, настоятель церкви
ежегодно
Организация и проведение правосланвых праздников для детей и взрослых: Рождество Христово;
Покров Пресвятой Богородицы;
Пасха Христова
план мероприятий
Руководитель Центра, методист ИМЦ, настоятель церкви
ежегодно
Дни славянской письменности и культуры
План работы
Руководитель Центра, руководитель историко-патриотического клуба «Память», актив школьного музея
ежегодно
Участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах «Святые заступники Руси», «Красота Божьего мира», смотр - конкурсе изделий декоративно-прикладного творчества «Православная культура Тамбовского края», «Пасхальное яйцо», и т.д.
Конкурсные работы
Руководитель Центра, методист ИМЦ, администрация школы
Показатели эффективности деятельности по программе
Оценка результативности реализации программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых оценочных показателей. Как мы видим, они представлены качественными и количественными показателями для всех целевых групп.
Качественные показатели:
-повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
- обеспечение заинтересованности юных граждан в развитии духовности, гражданственности, снижении социальной напряжённости в обществе;
-проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
-уважительное отношение к истории своей малой родины, её достижениям и победам;
- уровень реализации творческого потенциала детей;
- повышение культурного уровня родителей;
- рост общественной активности всех участников программы;
- оказание помощи сельской церкви.
Количественные показатели - это:
- увеличение подготовленных организаторов и специалистов в области духовно-нравственного воспитания на 15 %;
- увеличение активности участия подрастающего поколения в разработке и реализации социальных проектов на 20 %;
- увеличение активности представителей образовательного сообщества в решении актуальных социальных проблем на 15 %;
- рост эффективности партнерских отношений школы и социума на 40 %.
- увеличение количества обучающихся, посещающих кружки, секции, участвующих в различных конкурсах и соревнованиях;
- уменьшение случаев правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи села;
- уменьшение неблагополучных семей;
- увеличение количества ветеранов войны и труда, получивших адресную помощь.
№
Направления мониторингового исследования
2013 год
2020 год
1
Кол-во обучающихся, посещающих кружки (секции)
75 %
100%
2
Кол-во обучающихся, вовлеченных в творческие конкурсы различного уровня
85%
100%
3
Кол-во обучающихся, являющихся членами детских общественных организаций (школы, района)
88%
100%
5
Кол-во обучающихся, вовлеченных в социально-значимую проектную деятельность
17%
100%
6
Кол-во обучающихся, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе
3%
0%
7
Кол-во социально неблагополучных семей
0
0
8
Кол-во обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете
0
0
9
Кол-во обучающихся, совершивших правонарушения
0
0
10
Кол-во семей, постоянно участвующих в классных, школьных мероприятиях
54%
85%
11
Средняя посещаемость родительских собраний (%)
55%
95%
- увеличение разнообразия программ дополнительного образования по духовно-нравственному направлению;
- проведённых выставок и экскурсий духовно- нравственной направленности;
- проведённых фестивалей и конкурсов по духовно-нравственной тематике;
- организация и проведение экскурсий по святым местам для всех желающих.
Реализация вышеизложенной программы позволит создать образовательную среду, формирующую духовно - мыслящую, ответственную личность, способную жить, любить Родину и развиваться в условиях современного мира.
Методы оценки успешности/эффективности.
Аналитическое сопровождение реализации программы планируется осуществлять через разработку и апробацию модели мониторинга по следующим направлениям:
- Мониторинг качества взаимодействия центра со школами района;
- Мониторинг качества образовательно - воспитательных услуг духовно- нравственной направленности, предоставляемых участникам образовательно-воспитательного процесса;
- Мониторинг нравственно- духовных, коммуникативных, личностных качеств и индивидуально-творческих способностей каждого участника воспитательно-образовательного процесса.
- Мониторинг эффективности воспитательной работы образовательного учреждения.
- Образовательные достижения отслеживаются по итогам мониторинга уровня воспитанности, уровня здоровья, уровня обученности, качества знаний.
Список литературы
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.-М.: Вентана-Графф, 2002.
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
-
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
-
Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования.-Н.Новгород, 2005.
-
Караковский В.А.Воспитание? Воспитание…Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.
-
Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация.-М.: НИИ школьных технологий, 2005.
-
Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
-
Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
-
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
-
Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М.: Педагогика,1995.
-
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
-
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
-
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
Интернет-ресурсы
rba.timacad.ru/?q=node/37
mahonovskaya.shkola.hc.ru/index.php/2011-02-03-12-33-52/91-2011-01-21-11-55-46
pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/progr/prog_d/
dnv-prk.info/index.php?option=com_content&view=article&id=574:2012-04-29-22-01-31&catid=91:-----q-q-&Itemid=164
urazovof1.ucoz.ru/vospitanie/programma_russkie_bogatyri.pdf