Классный час «Учимся строить отношения»

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дмитровская основная общеобразовательная школа № 7

Классный час «Учимся строить отношения»

Классный руководитель 6 А класса

Реутова Светлана Юрьевна

Цели и задачи проведения классного часа: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;

рассмотреть понятия: выбор, правило, конфликт, ответственность;

формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;

развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничества;

формировать толерантное отношение к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

Применяемые методики: групповое сплочение (эмоциональный разогрев), работа в группах, ролевая игра, метод моделирования, исследовательский метод, дискуссия, обсуждение, беседа.

Ожидаемые результаты: у учащихся должно появиться желание обсудить обозначенную проблему; школьники смогут показать умения анализа ситуации, составления таблиц, прогнозирования того или иного решения, моделирования; смогут показать умения аргументировать свою точку зрения, принимать аргументы других, делать вывод; смогут приобрести умения и навыки предупреждения конфликтных ситуаций.

Оборудование:

Карточки с заданиями.

Реквизит для микросценок.

«Закон об образовании», «Конвенция о правах ребенка».

Фонограмма песни «Если добрый ты».

Ход мастер-класса:

Эпиграф:

Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

  1. Эмоциональный разогрев

  • Весь класс: построиться по …(дням рождения, по длине волос, по росту, в алфавитном порядке).

  • Деление класса на 5 групп: взять с закрытыми глазами жетон (5 типов жетонов).

Учащиеся рассаживаются в 5 групп.

  1. «Золотые правила» работы в группе


  • каждый имеет право отказаться что-либо делать;

  • каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают;

  • каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует;

  • каждый имеет право во время игры выйти и вернуться;

  • если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него»;

  • не говорят о том, кто сейчас отсутствует.

Слово классного руководителя:

Жизнь - это выбор. Иногда мы даже не замечаем, что нам приходится его делать. Но бывают ситуации, от которых зависит будущее каждого из нас, и нам самим решать, как поступить.

Научиться делать правильный выбор, противостоять давлению сверстников и взрослых, ориентироваться во все усложняющемся мире помогут часы общения «Я и мой выбор».

Сегодня мы будем рассуждать на тему «Учимся строить отношения».

  1. Чтение и обсуждение эпиграфа.

  2. Учебная мотивация: «Микросценки»

Группа учащихся 8-9 классов, заранее подготовившая микросценки, демонстрирует их учащимся:

  • Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.

  • Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.

  • Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.

Перед школьниками, работающими в группах, ставится задача: обозначить проблемы, возникшие в сценках.

  1. Постановка проблемы мастер-класса

  1. высказывания учащихся по поводу проблем, выявленных в микросценках;

  2. подведение итогов классным руководителем:

Сегодняшний час общения познакомит с понятием «конфликт», причинами его возникновения, с необходимостью людей договариваться между собой, важностью создания и соблюдения общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений. Мы узнаем, как возникает конфликт и как можно выйти из него с наименьшими потерями.

Вы научитесь моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации.

7.Изучение основной проблемы

1) Работа в группах: обсуждение ситуаций (пока ребята обсуждают, звучит тихая классическая музыка).

  • Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

  • Два 6-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 6 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 6 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 6 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.

Ответьте на вопросы:

- Что такое конфликт?

- Почему возник конфликт?

- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?

  • Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул: «Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку, затем «металл». Все остались очень довольны.

Ответьте на вопрос:

Благодаря чему удалось избежать конфликта?

  • Однажды Михаил рассказал своему другу такую историю:

В столовой я случайно встретился со своим старым знакомым и сделал большую ошибку, спросив, как у него дела. Как будто ожидая этого, он пустился в пространное изложение его новейшей философии в отношении загрязнения окружающей среды. Это вызвало у меня такое раздражение, что захотелось просто встать и уйти. В голове мелькали мысли вроде: «Ну и дурак, настоящий невротик, и как он может быть таким твердолобым». Но через минуту я прервал эту мысленную болтовню и подумал: «Ну вот передо мной конфликт».

Подумайте и ответьте, как Михаилу творчески подойти к решению возникшей проблемы, чтобы избежать конфликта?

  • Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму - четверть, а третьему - одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын - четверть (5 верблюдов), третий сын - пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

2) Ответы учащихся по ситуациям, выводы.

Правовая защита

(Роль правил, законов). Заранее подготовленные школьники комментируют отдельные статьи из «Конвенции о Правах ребенка» (статьи: 28, 29) , из «Закона об образовании» (статья 15 п.6).

3) Дискуссия (фронтальная работа): 4,5,6 слайды презентации

  • Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения?

  • Выберите из предложенных ниже качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми. Продолжите список качеств. Обоснуйте свой выбор.

Скромность

Злость

Справедливость

Честолюбие

Честность

Милосердие

Стыдливость

Грубость

Искренность

Ответственность

Порядочность


  • Как защитить себя от жестокого обращения?

8. Практическая работа в группах

  1. Заполнение таблиц «Последствия конфликта», «Договариваться или не договариваться?»

Последствия конфликта

Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен конфликт

Чувства участников конфликта

Отказ от решения проблемы

Попытка разрешить конфликт с позиции силы

Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса

Договариваться или не договариваться?

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

О правилах игры

О проведении свободного времени

О дружбе

?


  1. Обсуждение (по таблицам), выводы.

  2. Составление памятки «Ступени разрешения конфликта».

Обсуждение вариантов памятки, составленных группами.

  1. Сообщение подготовленного школьника «Разрешение конфликтов в разные исторические эпохи»:

  • В первобытные времена (изгнание из племени, смертная казнь, бойкот членов племени);

  • Во времена античности (третейский суд, договор);

  • В средние века (расцвет инквизиции: время жестоких казней и пыток);

  • В 18-19 веках (дуэль).

  1. Вернемся к трем микросценкам, показанным в начале часа общения, и найдем пути-выходы из сложившихся ситуаций, пользуясь памяткой.

9. Подведение итогов

1) Слово классного руководителя:

Спасибо вам за активную работу. Ребята, когда человек осознал свою ошибку, сделал что-то не так, что в этом случае необходимо сделать? Правильно, попросить прощения.

Сейчас вашему вниманию предлагается конкурс «Я прошу у Вас прощения». Условия конкурса: каждая группа придумывает свое извинение, за что - решите сами. Но произнесите так, чтобы те люди, у которых вы просите прощения, испытали к вам самые нежные и теплые чувства. В конце конкурса каждая группа оценит условным знаком «улыбка» ту группу, кто был более искренен.

2) Возвращаемся к толкованию эпиграфа:

Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.

3) Выразительное чтение учащимися стихотворения Р.Киплинга (перевод С.Маршака)

«Если»

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг.

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь.

…И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, -

Земля - твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты - человек!

4) Итоговый круг «Интересное - полезное»

Большое всем спасибо! А теперь давайте по кругу скажем, что на сегодняшнем часе общения для нас оказалось интересным и полезным?

5) Исполняется песня «Если добрый ты».



© 2010-2022