- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка родительского собрания на тему: Конфликт и выход из него
Методическая разработка родительского собрания на тему: Конфликт и выход из него
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ишкинина Т.В. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
9
Родительское собрание на тему:
«Конфликт и выход из него»
Тему родительского собрания подготовили:
учитель физической культуры
Ишкинина Татьяна Валерьевна
психолог школы
Овсянникова Марина Владимировна
Тема «Конфликт и выход из него»
Форма проведения: беседа, игры с элементами драматизации.
Цель:
-
рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);
-
показать причины возникновения конфликтов;
-
отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.
Подготовка:
-
найти соответствующий материал по теме.
-
подготовить учащихся с докладами.
-
отрепетировать сценки конфликтных ситуаций.
Содержание классного часа.
Часть первая. Теоретическая
Доклад учащегося по теме: «Почему возникают конфликты?»
Конфликт - это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных, существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкого по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция - особый тип противоборства, цель которого - получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться, конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество - борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения престижных общезначимых целей. Соперничество может вылиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование - более формализованный и мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность - фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, также как не в любом конфликте доминирует враждебность .
Кризис - состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие - объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Противоречие всегда лежит в основе конфликта. Но конфликт, в отличие от противоречия, - внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
«Роль посредника в конфликтах». Пояснение к теме
Разрешение конфликтной ситуации противоборствующих сторон часто в жизни осуществляется с помощью посредника, т.е. человека, который способен вникнуть в причину непонимания, разрядить эмоциональную обстановку, найти оптимально выгодное для обеих сторон решение. Предлагаемая игровая форма участия посредника в различных смоделированных конфликтных ситуациях, поможет учащимся быть не только активными участниками разыгрываемых жизненных сценок, но и как бы независимыми арбитрами, имеющими свой объективный взгляд со стороны.
В классе выбирается группа ребят, которым доверяется роль посредников. Организуется конкурс «Лучший миротворец». Подведение итогов конкурса проводится каждое полугодие всем классом на собрании.
Учитель объясняет детям, что в любой конфликтной ситуации они должны оставаться дружественными по отношению ко всем сторонам, так как они выполняют роль миротворца, а не судьи. Напоминает требование компетентности - зная процедуру разрешения конфликта, действуйте уверенно и профессионально, умейте, где этого требует ситуация, проявить власть (настойчивость,
требовательность), но не забывайте, что нужно подчиняться старшим (родителям, психологу, учителям).
Доклад учащегося по теме: «Каким должен быть посредник в конфликте?»
Профессионализм посредника означает:
1.Быть серьезным и твердым, но вместе с тем «теплым» и «позитивным».
2.Высказывать доверие и заботу.
3.Быть ответственным, т. е.:
-
нейтральным;
-
демонстрировать уважение;
-
не вовлекать и не вовлекаться в конфликт;
-
не руководствоваться эмоциями;
-
не давать советов, не навязывать свои идеи для поиска решения;
-
не действовать свысока, принять вашу ответственность серьезно.
Правила управления конфликтом:
-
не прерывайте собеседника.
-
говорите правду.
-
не переходите на личности.
-
по-настоящему работайте над решением проблемы.
Шаги посреднического процесса:
1.Приблизьтесь к спорящим.
2.Успокойте их, если необходимо.
3.Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.
4.Объясните свою компетентность.
5.Получите согласие.
6.Объясните процесс сотрудничества.
7.Начните процесс посредничества;
-
не делайте предположений;
-
слушайте;
-
повторяйте услышанное;
-
проверяйте;
-
получайте больше информации;
-
предлагайте множество решений;
-
достигайте соглашения.
8.Закончите на позитивной ноте.
Три результата конфликта:
1.Победа - поражение - одна сторона удовлетворена, другая - не
удовлетворена.
2.Поражение - поражение - обе стороны не удовлетворены результатом.
3.Победа - победа - обе стороны приходят к согласию.
Посредничество в любом конфликте:
-
создает более мирную среду;
-
снижает враждебность, напряженность, фрустрацию;
-
способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе;
-
учит принимать решения, решать проблемы, контролировать эмоции;
-
объединяет людей, предупреждает насилие и физические оскорбления.
В своей работе посредники, кроме участия в разрешении конфликтов, могут:
-
придумывать смешные сценки на тему посредничества и показывать их ученикам;
-
создать классный уголок «миротворцев», где в шуточной форме смогли бы обыгрывать результаты своей деятельности;
-
рисовать плакаты, описывающие процесс посредничества, и расклеивать их в школе;
-
выступать как наставники, т.е. обучать маленькую группу учеников нахождению путей выхода из конфликтов.
Вывод: такие деловые игры дают хорошие результаты в реальной жизни, во взаимоотношениях ребят между собой, в семье, в отношениях между учениками и учителями
Часть вторая. Практическая
Тема «Тренажер общения»
Выработка групповых правил
Типичные правила:
1. «Конфиденциальность» - то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.
2. «Стоп» - если участник не желает дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.
Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.
Упражнение 1 «Триады»
Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник». «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступают непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».
Упражнение 2 «Сделайте «узеллюдей»
Ученики разбиваются на группы по 5-7 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры - развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.
Упражнение 3 «Десять "я"»
Учащиеся на листочке пишут в колонку десять"я",затем напротив каждого "я" записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю шоколад».
Упражнение 4 «Фантастическая обратная связь»
Ученики садятся лицом друг к другу в два круга- внешний и внутренний. Каждый смотрит на сидящего напротив, расслабляется и высказывает ассоциации, которые у него возникают. Как вариант тренер может предложить представить сидящего напротив каким-нибудь животным. Тот, кто вызвал ассоциации, задает любые уточняющие вопросы: «Как ведет себя это животное? Оно агрессивное или нет?» и т. д. Затем ученики меняются ролями. После этого внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одного человека. Так образуются новые пары, и все повторяется. Таких пересадок может быть три-пять, в зависимости от настроения группы. В завершение учащиеся все обобщают и делают выводы о своих свойствах и о своем отношении к другим участникам.
Упражнение 5 «Танец на пальцах»
Учащиеся поднимают обе руки, прикасаются кончиками пальцев к кончикам пальцев соседа и делают любые движения, используя все пространство. Танец продолжается 3-5 минут. После танца партнеры сообщают друг другу о своих чувствах, что понравилось в поведении партнера, а что вызывало противоречивые чувства. Это делается одновременно во всех парах. Затем внешний круг пересаживается по часовой стрелке на одного человека. Упражнение повторяется 3-5 раз.
Часть третья. Игры с элементами драматизации.
Тема «Взгляд на конфликт со стороны»
(Шуточные сценки, сказки с конфликтом)
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Прочитайте эту старинную индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки.
Мудрецы и слон
(Шуточная сказка)
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы узнаем, какой он - слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы,- сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею».
«Нет, на веревку!» - «Змею!» - «Стену!» - «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Вывод
Учитель: Вы смеялись, когда мы читали эту сказку? В чем же было дело? Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.
Дополнительная информация к теме «Конфликт и выход из него»
Основные понятия:
-
«Глобальные» утверждения, которые обвиняют и оскорбляют личность в целом, а не конкретный поступок. Например: «Ты всегда... ты никогда... ты плохой... ты эгоист». В конфликтных ситуациях необходимо избегать «Ты» -утверждений, «глобальных» утверждений. Для оценки каких-то событий желательно использовать «Я» - утверждение.
-
«Мы» - утверждение используется для объединения усилий конфликтующих сторон. Например: «Ребята, давайте попробуем вместе разобраться в данной ситуации».
-
«Ты» - утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. Это заставляет человека больше защищаться, чем стараться решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь и т.д.» В «Ты» - утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: «... никогда не отдаешь»
-
«Я» - утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако посреднику при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.
-
Активное слушание - собеседник проявляет деятельное, энергичное участие в разговоре, давая понять, что ему близки высказываемые проблемы, и только 50% того, что сказано, бывает понято или даже просто услышано другими людьми. Следовательно, в посредничестве и общении вообще активное слушание является решающим.
-
Альтернатива (от лат. «попеременный») - выбор одного из двух единственно возможных решений.
-
Антипатия - чувство нерасположения, неприязни, отвращения.
-
Мозговой штурм - совместное решение проблемы, разбор ее с разных сторон и всевозможных подходов. Помогите конфликтующим сторонам выдвинуть различные идеи и варианты возможных решений. Сообщите, что при выдвижении идей критика отсутствует. Идеи фиксируются для дальнейшего анализа. Иногда полезно выделять те моменты, в которых есть согласие сторон. Предлагайте, но не навязывайте. Помните, вы можете подавать идеи, но вы не можете советовать, что делать.
-
Принятие - кроме понимания, в процессе общения наблюдается процесс принятия. Если понимание - это насколько говорящие одинаково представляют себе предмет обсуждения, то принятие - это насколько они соглашаются с высказываниями друг друга. В разрешении споров необходимо добиваться согласия, т. е. нахождения общего решения.
-
Перефразирование - не обязательно повторение того, что говорит другой. Это скорее способность выразить основные моменты сказанного. После того как первый одобрит пересказ второго, второй говорит на заданную тему, а первый пересказывает.
ЛИТЕРАТУРА
-
Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. Казань,1992.
-
Зосимовский А.В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. М.,1971.
-
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991.
-
Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М., 1986.