Мастер-класс по формированию коммуникативных компетенций учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер класс

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию

Общение есть самая живая,
самая обильная и прочная связь,
соединяющая всё человечество.

Организационный момент.

Звучит песня Давай никогда не ссориться

Добрый день!

Я рада приветствовать вас доброй улыбкой и хорошим настроением. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот - чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки.»

Как вы думаете почему?!

Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Сейчас прошу вас, покажите каждый свое настроение. Очень приятно! У меня в руках микрофон. Каждый из вас по очереди, берет его, говорит всем нам: "Добрый день!" и сообщает, почему он добрый.

Таким, на первый взгляд незатейливым образом, мы наладили с вами контакт, установили связь, наладили общение. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать условия, в которых ученик будет учиться общению, сможет пережить радость достижений и горечь поражений, сможет осознать свои способности, поверит в себя.

Девиз мастер- класса: «Учить общению общаясь». Диалог, игра, живое общение, языковая коммуникация, - фундамент работы.

Сейчас мы с вами отработаем приемы, которые я использую в своей работе.

Итак Приём коллективного диалога. вовлекает ученика в активную познавательную деятельность, учит чётко отвечать на вопросы, выслушивать другие точки зрения.
Звучит музыка-шум летнего леса.

-Какое время года вы представили? Почему? Теперь представьте себе зимний лес. Сравните звуки зимнего и летнего леса, какие различия вы заметили?
Какие птицы живут в наших краях сейчас, зимой?
А какие птицы живут летом?

Как одним словом можно назвать птиц живущих у нас летом? Как вы думаете, почему они получили такое название? А как, одним словом можно назвать тех птиц, которые не улетают на юг? Их называют оседлые.

А снегирь - это какая птица? Приходят к выводу, что ни зимующие, ни перелётные. Птицы, которые прилетают к нам на зиму имеют особое название. Хотите узнать, как их называют на самом деле? Для этого разбейтесь по парам, возьмите карточку, прочитайте , определите название такого семейства птиц.


II. Приём ассоциативного ряда. учащиеся учатся логически мыслить, решать проблемы, взвешивать различные мнения, принимать продуманные решения, общаться с другими людьми
Птиц, которые перелетают в тёплые страны, называют перелётные.
Птиц, которые остаются на ________ в наших краях, называют зимующие.
Птиц, которые кочуют по заснеженным лесам, называют _______________.

-Итак, к какому выводу пришла 1 пара? У кого совпадает ответ с 1 парой? Может быть у кого-то другие слова?

Молодцы! А каких ещё кочующих птиц вы знаете? Чем они питаются зимой? Что интересного вы можете мне рассказать о зимующих птицах? На эти вопросы мы узнаем ответ, поработав с текстам. Каждая группа получает своё задание и выполняет его.

III. Приём «Пчелиный улей» использование опорного текста, каждая группа, выполняет определённое задание. Групповая работа направлена на развитие коммуникативных свойств личности: у учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят.

Гости с Севера.

Зимой к нам прилетают гости с Севера. Из тайги прилетают снегири. Снегири - птицы не только красивые, но и солидные: никогда не торопятся, не суетятся. И к тому же «рыцари»: самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке.
Зимою среди лесной тишины можно услышать громкое «чёт - чёт - чёт» - и тотчас же появится стайка маленьких птичек - чечёток. Птички облепляют берёзы, повисают на тонких веточках боком или даже вниз головой - и лакомятся семенами берёзы.
Трудное время зимой и у клестов. Трудно клестам потому, что именно в это время года у них появляются птенцы.
Из далёкой тундры прилетают к нам свиристели. Любимое лакомство свиристели - гроздья рябины.
Весной все эти птицы улетают на свою родину - в северные леса.

Задания группам
1,2,3 группы- придумывают вопросы к тексту;
4,5,6 группы - используя текст, отгадывают кроссворд

Проверка заданий

1,2,3 группы читают вопросы.(1-2 вопроса)
4,5,6 Группы отвечают на 1-2 вопроса кроссворда.


Общий вопрос группам . Каких ещё кочующих птиц вы знаете?
-Что же интересного вы узнали о кочующих птицах? Что вас удивило?

Прием «Детективное агентство». учащиеся учатся ассоциативно мыслить, словесно описывать заданный образ. Выполняя задание, ученики активизируют свой словарный запас.

Сейчас вы работники детективного агентства. Ваша задача словесно описать расследуемый объект, так его описать, чтобы вторая группа поняла, о чем речь. Каждый имеет право сказать только 2 слова.

1,2,3 группа дает описание, используя только прилагательные. (олимпиада,перемена,отпуск)

4,5,6 группа дает описание, используя только существительные. ( каникулы,компьютер,директор)

Прием "волшебная палочка" применяю во время споров или когда дети вместе придумывают рассказ, планируют какое-либо дело, рассказывают о чем-то. Формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности.

Инструкция:. Право говорить получит только тот , у которого в руках находится волшебная палочка. Все остальные внимательно слушают до тех пор, пока палочка не перейдет к ним. Когда рассказчик закончит, он сам решит, кому передать палочку дальше.

Прошу вас прочитайте рассказ "Одинаковые".

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. - Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме: - Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые… Мама внимательно посмотрела на дочку и сказала…….

Ты стала хуже… Вера, получила «3» потому что на днях болела… А ты обрадовалась - и это значительно хуже. Вывод: умей сопереживать другу, поддерживать его.

Прием «деловое интервью», учит включить в предложение как можно больше информации, наполнять смыслом свой ответ, не повторяться. Формирует умение участвовать в свободной беседе.

Прошу 2 коллег зачитать текст

Ничего
- Как живёшь? -

Живу? Ничего,

Что ты делаешь?

Я? Так, ничего.

Ты смотрел на себя в зеркало, что за вид?

А что за вид? Ничего!

Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.

Заглянул, а там - ничего.


1,2,3 группа расширяет вопросы, не меняя смысла

4,5,6 группа меняет ответы.

Зачитать новый текст

Прием «имитационная игра»: учит учеников мыслить творчески, нешаблонно

Я молоток, Вы - море.

Спросил Молоток у Моря:

Отчего камни на твоём берегу такие гладкие, а я, сколько ни бью - все колючие и шершавые?

А я их ласкаю, - прошептало Море.

Представленные мною приёмы работы вызывают у детей интерес, учат рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности.

Рефлексия: Уважаемые коллеги , какие коммуникативные компетенции, по Вашему наблюдению, формировались во время проведения мастер - класса. Вспомните песню, которая звучала в первые минуты нашей творческой встречи, тех кому мои приемы будут полезны в работе, тех кто будет применять их на практике предлагаю пропеть куплет этой замечательной песни.

Инструкция по применению моего опыта: «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»

(В. А. Сухомлинский).


Совет: Учите общению общаясь

© 2010-2022