Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль». (10 лет со дня трагедии)

Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль». (10 лет со дня трагедии)     Трагедию мы эту не забудем – Надолго в памяти останется она. Кого мы потеряли – помнить будем. Уроком всем она служить должна.                                                                                                                                                                                                                                      Подготовила:                                                                                                                               ...                                                                                                                                                                                                                                  От рук бездушных палачей                                                             Детей загубленных, безгрешных                                          Теперь заменит свет свечей,                                                                                          ...             Не раздается детский смех, Один лишь плач и боли стон Останется нам, как на грех –                                                                  На память погребальный звон.     Цели :  - вспомнить события 1 сентября 2004г. в школе №1 в Беслане;  - воспитывать уважение к памяти погибших;  - вызвать осуждение к действиям террористов;  - сделать соответствующие выводы о безнравственных и нравственных поступках. Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеофильм.  Рас... Мне не забыть тех страшных дней: Потоком кровь с телеэкрана, Меж пуль свистящих и огней Мельканье лиц детей Беслана. Сентябрь 2004-го… Казалось бы, совсем недавно.  В сентябре 2014 года, исполняется уже 10 лет с момента трагических событий в Беслане — захвата школы и гибели 334 человек, в том числе 186 детей.  Пора вспомнить о событиях тех страшных дней, которые забывать нельзя, поскольку преступлений, подобных этому, история почти не знает. Каждый год во дворе школы № 1 дети, пострадавшие во время теракта, и их сверстники выпускают в небо 334 воздушных шара (по числу жертв трагедии). На Бесланском мемориально...   Мне не забыть плач матерей В объятьях траурного одеянья. Их лица выглядят старей С печатью горя и страданья. Без слов – одна лишь боль, Убитых горем матерей рыданье. О, Господи, скажи доколь Назначил людям ты страданья           Как рассказала одна из заложниц, школьный повар Сима Албегова, еще в первый день теракта в Беслане террористы отобрали десять самых крепких мужчин, которые могли бы оказать им сопротивление, и расстреляли их на втором этаже школы.   Хаос лиц    С самого начала бандиты демонстрировали нежелание вести переговоры. Вероятно, инструкцией, данной заказчиками, предусматривалась максимальная жестокость без предъявления условий освобождения заложников.  В записке, написанной на тетрадном лис...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Керченский медицинский колледж.



Классный час:

«Трагедия в Беслане - наша общая боль».

(10 лет со дня трагедии)

Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль». (10 лет со дня трагедии)





Трагедию мы эту не забудем -

Надолго в памяти останется она.

Кого мы потеряли - помнить будем.

Уроком всем она служить должна.





Подготовила:

Ломаева Т.И.



Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль». (10 лет со дня трагедии)

От рук бездушных палачей

Детей загубленных, безгрешных

Теперь заменит свет свечей,

Но не излечит безутешных.

Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль». (10 лет со дня трагедии)



Не раздается детский смех,

Один лишь плач и боли стон

Останется нам, как на грех -

На память погребальный звон.

Цели :

- вспомнить события 1 сентября 2004г. в школе №1 в Беслане;

- воспитывать уважение к памяти погибших;

- вызвать осуждение к действиям террористов;

- сделать соответствующие выводы о безнравственных и нравственных поступках.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеофильм.

Рассказ с показом соответствующих слайдов. Показ видеофильм о трагедии.

Вопросы к классному часу.

- Что Вы знаете о трагедии в Беслане? Когда это произошло это событие?

- Кто такие террористы? Как Вы думаете, почему они захватили школу в Беслане?

- А Вы знаете, как они относились к тем, кто попал к ним в руки?

- Почему мы должны об этом знать и не забывать об этих событиях?

- Какие выводы мы должны сделать для себя? Какие уроки должны извлечь из этих событий?

План:

  1. Трагедия Беслана: Нападение. Как это было.

2. Три дня ужаса.

3. Развязка.

Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль». (10 лет со дня трагедии)

Мне не забыть тех страшных дней:

Потоком кровь с телеэкрана,

Меж пуль свистящих и огней

Мельканье лиц детей Беслана.

Сентябрь 2004-го… Казалось бы, совсем недавно. В сентябре 2014 года, исполняется уже 10 лет с момента трагических событий в Беслане - захвата школы и гибели 334 человек, в том числе 186 детей. Пора вспомнить о событиях тех страшных дней, которые забывать нельзя, поскольку преступлений, подобных этому, история почти не знает. Каждый год во дворе школы № 1 дети, пострадавшие во время теракта, и их сверстники выпускают в небо 334 воздушных шара (по числу жертв трагедии). На Бесланском мемориальном кладбище возлагают цветы и венки к Древу скорби -памятнику, который был открыт на годовщину теракта.

Трагедия Беслана: Нападение. Как это было.

Утром 1 сентября в СОШ №1 города Беслан, как и во многих городах России, проходила торжественная линейка. В ней участвовали школьники всех возрастов, их родители, родственники учителя и дети дошкольного возраста, которые пришли проводить в классы своих старших братьев и сестер.

Неожиданно торжество прервала автоматная очередь. К школе подъехала группа террористов из 32 человек. Воспользовавшись наведенной паникой, боевики загнали в школу более 1100 человек. Несколько из террористов обошли здание школы, чтобы перерезать пути отступления всем, кто пытался сбежать. К счастью, избежать плена удалось, по разным данным, от 50 до 150 человек. В основном это были старшеклассники, которые в суматохе успели убежать со школьного двора.

В момент захвата и в первые часы после этого боевики убили 17 человек. Спустя два часа из здания школы террористы выпустили женщину с запиской, в которой требовали вызвать на переговоры глав Северной Осетии и Ингушетии.

Во время захвата заложников в Беслане были убиты два человека, кому-то из местных жителей удалось застрелить одного террориста и ранить еще двоих. Захваченные заложники были загнаны в четыре основные помещения школы Беслана: спортзал, столовую, тренажерный зал и душевую. Судя по всему, террористы досконально изучили план школы, поскольку, несмотря на сложную структуру здания, они хорошо в нем ориентировались.

Первым делом, захватив заложников в Беслане, террористы отобрали у испуганных людей мобильные телефоны, а так же всю фото- и видеоаппаратуру. После чего они, выбрав около 20 мужчин и старшеклассников, забаррикадировали здание школы стульями и партами. При этом все окна, кроме спортзала, были предусмотрительно выбиты, чтобы силовики не смогли применить газ. Следующим этапом стало минирование школы при помощи взрывчатки, подвешенной на баскетбольных кольцах спортзала и разложенной на стульях.

Бандиты готовились к захвату школы в Беслане заранее. Диспозиция была заранее ясна - было известно, сколько и где будет людей, подлежащих захвату, куда они могут бежать от пуль, где надо заложить взрывчатку и разместить огневые точкиВыдвижение бандгруппы в Беслан состоялось именно с территории Ингушетии, где имелись базы террористов. Продвижению террористов по Ингушетии и Осетии немало способствовал захваченный ингушский милиционер, который мог сыграть как роль прикрытия, так и роль проводника. Впоследствии этот человек удивительно легко убежал из захваченной школы, хотя людей его профессии бандиты расстреливали сразу и в первую очередь.

Нападение боевиков на школу в Беслане, начавшееся в 8.30 1 сентября 2004 года, было абсолютно внезапным. Школу брали как вражеский бастион - боевики развернулись в цепь и шли от железнодорожной насыпи, охватывая толпу школьников и родителей и расстреливая разбегавшихся. С тыла заложников блокировала группа, помешавшая им выпрыгнуть в окна. Жестокость к заложникам проявлялась сразу - без какой-то стадии нагнетания озлобления. Чтобы шокировать и отбить волю, а для себя закрыть все пути к отступлению. Безоружных милиционеров, случайно оказавшихся в толпе и попавших вместе с ней в школу тут же расстреляли, включая женщину - работника паспортного стола.

Увлекшись расстрелом убегающих и перестрелкой с милицией, бандиты в первое время плохо контролировали заложников. Многим удавалось сбежать. Один из таких беглецов сообщил , что численность боевиков около 17 человек, а заложников - более 800. Потом какие-то умники начали морочить людям голову и говорить о числе заложников «более ста» и устроили информационные игры вокруг цифр. По свидетельству выживших заложников, когда бандиты слышали, что в школе захвачено не более 100-200 заложников, они приходили в бешенство и вымещали свою злобу на захваченных беззащитных людях. Прозвучавшая позднее цифра в 354 заложника была всего лишь указанием на число обратившихся родственников, для которых был оглашен специальный телефон.

После всех приготовлений начались самые страшные для заложников часы плена. Страх, чувство безысходности и бессилие охватили всех и каждого. Террористы приказали заложникам говорить только на русском языке. Малейшее нарушение установленных ими правил и требований жестоко каралось. Отец двух школьников, Руслан Бетрозов, попытавшийся успокоить своих детей и других заложников на осетинском языке, был тут же публично расстрелян. Другой заложник, Вадим Баллоев, отказавшийся встать на колени, был ранен в ногу и впоследствии скончался. При малейшем шуме и плаче террористы стреляли в потолок из автоматов и вытаскивали из толпы одного из заложников, угрожая его убить. Все эти часы люди подвергались унижениям, издевательствам и оскорблениям, причем террористы применяли насилие в отношении как взрослых, так и детей.

Классный час: «Трагедия в Беслане – наша общая боль». (10 лет со дня трагедии)

Мне не забыть плач матерей

В объятьях траурного одеянья.

Их лица выглядят старей

С печатью горя и страданья.

Без слов - одна лишь боль,

Убитых горем матерей рыданье.

О, Господи, скажи доколь

Назначил людям ты страданья

Как рассказала одна из заложниц, школьный повар Сима Албегова, еще в первый день теракта в Беслане террористы отобрали десять самых крепких мужчин, которые могли бы оказать им сопротивление, и расстреляли их на втором этаже школы.

Хаос лиц

С самого начала бандиты демонстрировали нежелание вести переговоры. Вероятно, инструкцией, данной заказчиками, предусматривалась максимальная жестокость без предъявления условий освобождения заложников. В записке, написанной на тетрадном листе бумаги корявым почерком с грамматическими ошибками, значилось лишь требование представить им президентов Осетии и Ингушетии Дзасохова и Зязикова, а также врача Рошаля, прославившегося своей миссией гуманиста во время захвата заложников в Москве на Дубровке. Кроме того, бандиты объявили, что будут расстреливать заложников, если будет отключена мобильная связь (то есть, оставляли канал для своего заказчика). Также была объявлена цена жизни бандита - за убитого подельника бандиты назначили цену в 50 жизней заложников, за раненного - 20 жизней.

Террористы не были смертниками. Они, наоборот, очень ценили свою жизнь. И боялись даже детей. Сильных мужчин они отобрали из заложников, отвели в соседнее помещение и там расстреляли. Одного из заложников заставили выбрасывать трупы из окна во двор школы. Он сделал это, а потом, воспользовавшись надвигающимися сумерками, сам выпрыгнул в окно и убежал. Он сообщил, что боевиков около 40-50 человек и рассказал о расстрелянных заложниках. Его слова были подтверждены космической съемкой - во дворе лежали 19 трупов. Иным путем заглянуть в «хозяйство» боевиков не представлялось возможным.

Бандиты были на взводе, поскольку страшно испугались отсутствия сигналов от заказчика. Спецслужбы определили, что по мобильной связи они не вели разговоров и к ним сообщники на связь не выходили. Террористы выполнили определенную часть «работы» - создали атмосферу ужаса, запредельно издеваясь над заложниками, не давая им есть, пить и справлять естественные нужды. Они запугивали детей выстрелами в потолок и оставили заложникам возможность пить только собственную мочу. Наиздевавшись, бандиты ждали операции отхода. Но команда не поступала, отчего террористы еще больше зверели. Потом пытались сами заместить действия заказчика - выпустили часть заложников вместе с Русланом Аушевым (26 человек, включая 3 грудных младенцев) и сформулировали некие «требования».

«Требования» были путанными и абсурдными - их явно готовил растерянный человек, подписавшийся как «Басаев» (такая подпись, сразу определенная как фальшивка, тоже факт растерянности). Требовали свободу для Чечни в сочетании с сохранением ее в рублевой зоне и членства в СНГ. Ясно, что на второй день, когда были выдвинуты эти требования, среди бандитов началась паника. Они поняли, что живым уйти будет крайне сложно. Аушев рассказал, что во время его визита у одного из бандитов началось что-то вроде наркотической ломки - изо рта пошла пена и его спешно увели. Аушев также сообщил странную информацию, что с ним не стали говорить на вайнахском языке, предпочитая русский. В разговоре чувствовался чеченский и, как показалось Аушеву, арабский акценты.

Ответ на выдвинутые «требования» террористы должны были ждать по истечении трех дней с момента захвата школы. И их «письмо» действительно отправили в Москву. Но трагедия произошла раньше. И здесь снова телевидение сыграло гнусную роль. Буквально за полчаса до событий трагической развязки в программе «Вести» было продемонстрировано обращение жены одного из террористов, которая сказала: «Спаси детей. Сделай все по Аллаху, а не по своей воле». И показали детей. Это можно было трактовать только так: забудь о жалости и милосердии, на твоей стороне будет Аллах.

Сообщения о том, что «спецслужбы работают по родственной базе террористов» (о чем сказал в эфир Андреев - тот самый, которого долго искали в начале событий) также взвинтили обстановку в захваченной школе. Публикация данных о специфической деятельности по противодействию бандитам спровоцировала еще большую жестокость.

Рядом со зданием школы, где были заложники располагалась пристройка для младших классов и деревянный дом. Туда пробрались несколько ополченцев и казаков, которые обнаружили, что здесь прекрасно прослушивается и даже просматривается все, что делается в сортзале, набитом заложниками. Энтузиасты пытались пробиться с предложениями установить прослушки к заместителю прокурора Фрединскому, но их не пустили, пока в пристройку не пробрался депутат Маркелов. Потом ему удалось пройти к Фрединскому и указать место для прослушки. Можно было уже двое суток знать все, что делается в школе. Спецы были в шоке, поскольку все это время из «слухачи» бегали со специальными приборами по соседним крышам и толком не могли ничего сделать. В результате эта возможность была окончательно упущена, потому что через 15 минут раздался взрыв и состоялся финал драмы.

Первый взрыв прогремел в школе 1 сентября примерно в 16 часов дня. Рядом с заложниками, которые баррикадировали здание, взорвалась одна из смертниц. В результате инцидента погибли несколько заложников, других выживших террористы расстреляли, опасаясь сопротивления с их стороны. Всего был убит 21 человек. Двух заложников заставили выбросить их тела из окна второго этажа. Один из них, 33-летний Аслан Кудзаев, улучив момент, прыгнул в окно и сумел сбежать. Кроме того, спастись удалось еще одному человеку - Юрию Айларову, который сначала притворился мертвым, а затем так же выпрыгнул в окно. Всего в течение первого дня спаслись около 20 человек.

Наступило второе сентября, однако теракт в Беслане не получал своего разрешения. Обстановка накалялась с каждой минутой. Бандиты выдвинули свои требования: выпустить всех своих преступных сообщников, которые участвовали в нападении на Назрань за два месяца до того, как был запланирован теракт в школе Беслана. Для того чтобы доказать всю серьезность своих намерений, боевики передали кассету с видеозаписью о том, что происходило в спортзале. Картина была удручающей: в сорокаградусную жару дети (дошкольного и школьного возраста) находились внутри здания без воды и еды, многие из них задыхались. Террористы требовали медикаменты, еду и одежду, отказываясь заменить детей на взрослых.

Днем 2 сентября в школу Беслана вошел бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. Он стал единственным человеком, которому удалось вести переговоры с террористами лицом к лицу. Аушев попытался добиться того, чтобы заложников накормили и напоили, но получил отказ. К счастью, ему удалось добиться освобождения 24 человек - матерей с грудными детьми. Кроме того, через него террористы передали требование признать независимость Чеченской республики Ичкерия, а в обмен пообещали прекратить все вооруженные действия против России на 10-15 лет.

После переговоров с Аушевым террористы перестали выпускать заложников в туалет и приносить им ведра с водой, заставив людей пить собственную мочу. Из-за жары и царящего в помещениях с заложниками смрада многие просто теряли сознание. Выйти в туалет удавалось единицам. Счастливчики, если их можно так назвать, смачивали водой свою одежду, чтобы напоить ею своих близких.

К утру 3 сентября заложники школы в Беслане обессилили настолько, что уже перестали реагировать на угрозы террористов. Многие теряли сознание и страдали от галлюцинаций.

Развязка

Обстановка в спортзале, куда согнали заложников была самая мучительная и ужасная. Заложники постоянно находились под страхом смерти и терпели невероятные издевательства. На глазах у родителей дети погибали от отсутствия воды и пищи. Детская психика надрывалась от постоянных угроз оружием. Люди вынуждены были мочиться под себя. Пить не давали никому, хотя вода в кранах школы была. Пить не давали даже когда матерям некоторых детей дали возможность их помыть.

Над массой детей и взрослых между двумя баскетбольными щитами была натянута веревка с взрывчаткой. Именно она и упала на людей, после чего раздался взрыв, потом еще один. На погибших от взрыва и еще живых упала крыша школы. Это произошло в 13.3- 3 сентября - сразу после провокационной телепередачи и в момент, когда сотрудники МЧС подошли к школе, чтобы по договоренности с бандитами забрать тела убитых, лежавшие там с самого начала захвата. Подогнали к зданию учебного учреждения две машины, на которых должны были вывозить убитых. Спасатели успели вынести двоих погибших, после этого произошел взрыв. Два сотрудника МЧС погибли, двое получили тяжелые ранения.

По одной из версий сначала произошел взрыв растяжки - либо в проеме школьных дверей, либо среди трупов. Только через несколько минут, заполненных хаотической стрельбой, взорвался спортзал. Тогда можно предполагать, что террористы заранее планировали именно такое развитие событий - имитацию начала штурма, массовую гибель заложников и хаос, под прикрытием которого можно было выбраться из школы незамеченными. Об этом свидетельствует тот факт, что бандиты все время проверяли готовность стоящей у школы машины.

Здание спортзала частично обрушилось. В панике некоторые из заложников начали убегать. Террористы открыли по ним огонь, убив еще 29 взрослых и детей. Тех, кто остался в спортзале, начали выводить в другие помещения школы, а заложников, неспособных двигаться, неважно дети это были или взрослые, боевики просто убивали на месте.

Выжившие под обломками крыши заложники начали разбегаться. Бандиты стреляли им в спину. Им в ответ стали стрелять ополченцы, бросившиеся прикрывать детей.

В штабе силовиков никто не понимал, что происходит, откуда взрывы. Проничев с побелевшим лицом кричал в телефонную трубку бандитам, что штурма нет. В окна штаба летели шальные пули. Полпред Президента Яковлев бросился прятаться в подвал и тщетно бился над амбарным замком, преградившим ему путь.

Надо было идти на штурм, потому что огонь уже было не остановить. А «Альфы» поблизости не было (вероятно, велась отработка штурма). Только через полчаса удалось предпринять какие-то разумные действия. «Альфовцы» побежали к школе, своими телами прикрывая детей и ведя ответный огонь по окнам, откуда стреляли террористы.

Часть бандитов решила воспользоваться суматохой, чтобы скрыться. Около 8 человек вышли из школы переодетыми в спортивную форму и готовы были раствориться в переулках Беслана. Но их встретили несколько ополченцев, сумевших продержаться несколько минут, пока спецназовцы не загнали бандитов обратно в школу. Промедли они, и бандиты ушли бы от возмездия.

Участвовавшие в банде женщины также пытались скрыться, переодевшись в медицинские халаты. Предположительно одна из них пыталась пробраться в больницу и взорвать ее, а когда это у нее не получилось, направилась в почти не охраняемый штаб. Работающие там люди чудом не пострадали.

Один из бандитов попытался завести стоявшую у школы «Газель», но ему это не удалось. Еще часть бандитов захватила частный дом, откуда пыталась отстреливаться. В пристройке разом со школой оказались убежавшие из спортзала дети, которые не дышали лишь бы не быть замеченными пробегавшими мимо террористами.

Спецназ, чтобы проникнуть в спортзал, произвел направленный взрыв - через пролом началась эвакуация заложников. Бандиты стреляли по ним со второго этажа, прикрываясь телами детей. Спецназу приходится также решать задачу отсечения толпы от школы, чтобы люди не попали на линию огня. Подразделения "Альфа" и "Вымпел" потеряли в этой операции убитыми 11 человек.

Злоба на бандитов была страшная. Офицеры «Альфы» не намеревались брать их живыми. Они выполнили приказ - троих не застрелили. Их затолкали в подвал дома, где работал штаб. Оттуда были слышны страшные крики - террористы не хотели умирать. Вышел из подвала только один бандит. Толпа буквально растерзала еще одного раненного бандита прямо на площади - его не дали погрузить в карету скорой помощи..

Стрельба в городе улеглась только к вечеру. К половине одиннадцатого вечера все стихло. И над Бесланом повис плач над погибшими.

Взрывы в школе и последующие убийства заложников стали последней каплей терпения. Силовики получили приказ о начале штурма. Террористы оказывали отчаянное сопротивление, используя заложников в качестве «живого щита». Многие бойцы спецназа жертвовали собой, чтобы спасти женщин и детей. Так, майор Роман Катасонов, ворвавшись в школу, обнаружил двух детей, которые прижались к полу. Спасая их от пулеметных выстрелов, он прикрыл их своим телом и погиб.

Другим погибшим силовиком оказался майор «Вымпела» 39-летний Михаил Кузнецов. Находясь под шквальным огнем террористом, он помог эвакуировать более 20 человек, выбежавших из спортзала. Затем, прикрывая группу захвата, он вступил в неравный бой с двумя террористами. Кузнецов уничтожил обоих, но сам получил смертельное ранение. Через три года после его смерти, 3 сентября 2007 года, майору Кузнецову был открыт памятник, а уже на следующий день неизвестные зарезали его дочь, 18-летнюю Оксану.

Во время Теракта в школе Беслана погибли 334 человека: 186 детей в возрасте от 1 до 17 лет, 118 родственников учащихся и просто гостей, 17 учителей и сотрудников школы, 10 сотрудников ФСБ, 2 сотрудника МЧС и один сотрудник МВД.

© 2010-2022