Воспитательная программа для суворовцев 1 курса

Необходимость воспитания современного молодого человека - интеллектуально подкованного, всестороннеобразованного, коммуникабельного, обладающего лидерскими качествами, физически развитого, патриота соего Отечества - это задача, которая лежит перед воспитателями и преподавателями суворовских военных училищ. Работу по воспитанию такого человека необходимо начинать с момента его поступления в училище. Разработанная мной программа не является догмой. Но, используя продуманные теоретические материалы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное казённое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургское суворовское военное училище»

Министерства обороны Российской Федерации


СОГЛАСОВАНО

Заместитель начальника СПб СВУ

по воспитательной работе

______________ А.М. Крыжановский

"__"___________2014 года


УТВЕРЖДАЮ

Начальник Санкт-Петербургского

суворовского военного училища

____________ Е.М. Ермолов

"__"____________ 2014 года



Воспитательная программа для 1 курса суворовцев

«Суворовец - это навсегда!»


Воспитательная программа для суворовцев 1 курса


Авторы:

начальник курса Борисов Д.Г.

педагог-организатор Варфоломеева Т.А.


Санкт-Петербург

2014 г.

Пояснительная записка


Данная программа является описанием всего воспитательного процесса на 1 курсе суворовцев. Воспитательная работа с суворовцами первого года обучения преследует следующую цель:


  • Способствовать успешной адаптации и эмоционального благополучия ребенка к жизни в суворовском военном училище.

Задачи:

• организация учебно-воспитательного процесса первокурсников с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период;

• создание максимально благоприятных условий для адаптации первокурсников к условиям СВУ;

• формирование у воспитанников позитивного отношения к училищу;

• развитие у первокурсников социальных и общеучебных навыков;

• снижение уровня тревожности первокурсников;

• оказание психологической помощи и педагогической поддержки каждому ребенку;

• повышение уровня воспитанности суворовцев;

• сплочение коллектива в группах и в роте в целом.

Актуальность программы:

Адаптация - процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

Поступление в суворовское училище - важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность самой образовательной программы, меняется иерархический статус детей - из самых старших в обычной начальной школе они становятся самыми младшими в суворовском училище, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность.

Ситуация новизны является для любого человека в определённой степени тревожной, а для ребенка тем более. Он переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителей и воспитателей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в суворовском коллективе и пр.

Чтобы процесс адаптации проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье.

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год, 4 учебные четверти

Характеристика курса:

На 1 курсе обучается 81 воспитанник, из них 53 суворовца живет в Санкт-Петербурге. Большинство суворовцев из полных семей, однако около 20% ребят воспитываются отчимами, так как родители находятся в разводе. Четверо суворовцев являются опекаемыми сиротами, по одному в каждой учебной группе.

Возрастные особенности детей в возрасте 10-11 лет

Возрастной период 10-11 лет - это переход от младшего школьного возраста к подростковому. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для детей и их родителей, так и для педагогов - воспитателей и учителей, которым просто необходимо знать и учитывать в своей работе возрастные особенности своих воспитанников.

Дети этого возраста отличаются большой жизнерадостностью, дружелюбием, общительностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает.

Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны.

Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Это еще одна причина, по которой мальчишкам этого возраста так интересна военная тематика.

Существенно меняется также характер самооценки детей этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в детском коллективе, формируется достаточно устойчивый статус ребенка.

Нельзя не отметить главной особенности физиологического развития ребенка в этом возрасте - начало полового созревания. Причем, разница в физическом развитии у мальчиков этого возраста очень большая. В одном одновозрастном детском коллективе можно найти ребят с совершенно разной степенью развития. Эта неравномерность созревания обусловливает разницу в интересах суворовцев одного возраста, и требует индивидуального подхода к ребятам со стороны взрослых.

В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в познавательной сфере младшего подростка: из-за физиологических изменений, происходящих в детском организме, замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется. Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях.

Учет возрастных особенностей для повышения учебной успеваемости

Важно помнить, что период адаптации длится не один месяц. И, как правило, к концу первой четверти у ребят резко снижаются успеваемость, память, внимание, учебная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителями, воспитателями и т.д. В связи с этим важно организовывать деятельность воспитанников с учетом их психофизиологических особенностей.

В этот возрастной период происходят существенные изменения в психике ребенка.

→ У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия.

→ На основе перехода на новый уровень мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. "память становится мыслящей, а восприятие - думающим» (Д.Б.Эльконин).

→ Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии - понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе.

→ В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнения, в том числе понимание значимости образования.

Конечно, основным мотивом хорошей успеваемости для суворовца-первокурсника есть и будет возможность увольнения на выходные. Но с этого учебного года суворовцы ходят в увольнение по очереди, поэтому мотивацию к успешному обучению найти все сложнее. Но даже увольнение это упрощенный подход, действующий не во всех случаях. Для более эффективного повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к учебе, учителям и воспитателям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • уверенность в себе;

  • потребность в социальном признании;

  • принятие и одобрение значимыми людьми;

  • интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

  • направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности;

  • интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

  • потребность и возможность в самовыражении,

  • акцент на положительном опыте и отсутствие состояния тревожности и страха;

  • осознание значимости учебы для себя и других;

  • ценность образования в рейтинге жизненных ценностей.

Также для мотивации и стимулирования суворовцев к хорошему поведению и отличной успеваемости были разработаны следующие формы поощрения:

1. Организация экскурсии подразделению (предпочтительно отделению), занявшему 1 место в каком-либо виде соревнования;

2. Походы в кино, театры подразделений;

3. Написание благодарственных писем родственникам и по месту прежней учёбы;

4. Награждение грамотами и благодарностями (на бланке с символикой СВУ);

5. Вывешивание фотографий на доску почёта в комнате досуга;

6. Выпуск ротной газеты о лучших суворовцах курса;

7. Награждение ценными подарками (во взаимодействии с родительским комитетом) с гравировкой;

8. Награждение подразделений переходящими вымпелами;

Возможные причины неуспеваемости первокурсников:

Физиологические изменения. Как уже было сказано выше, поступление в Суворовское училище может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Неуверенность в себе. Любой опыт неудачи может нанести самооценке ребенка непоправимый вред. Особенно если он не получил вовремя поддержку взрослого. Или, что является нередким явлением в Суворовском училище, ребенок воспринимает свое нахождение в училище как способ избавления родителей от него. Он чувствует себя ненужным, нелюбимым, неуспешным. Все это формирует неуверенность в себе как общий фон любой деятельности подростка. Он как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Помочь ребенку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в причинах низкой самооценки.

Отсутствие способностей. Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей. Потому что не секрет, что в Суворовском училище к воспитанникам предъявляются высокие требования в обучении. К тому же в пятом классе появляются новые предметы, что создает для ребенка, и без того попавшего в новые для себя условия жизни, дополнительные трудности.

Отсутствие интереса. Очень частое явление - ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают на уроках, может пригодиться ему в жизни. Объяснения, что потом это тебе точно пригодится, или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но учителя и воспитатели могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний.

Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.

Что же затрудняет адаптацию детей в условиях военного училища? Можно выделить следующие проблемы, обусловленные спецификой среды:

  • замкнутость в рамках одного учреждения, а внутри него - одной группы.

  • безусловная принадлежность к какой-либо группе, обязательность общения, отсутствие социального выбора;

  • нереализуемая потребность в определенном жизненном пространстве, отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей;

  • нехватка личного внимания и эмоционального стимулирования со стороны взрослых, необходимого для развития;

  • завышенные требования воспитателей, возможное отсутствие ориентации педагогов на возрастные особенности;

  • жесткая регламентация деятельности детей и персонала, акцент на дисциплинарные моменты, результатом чего является деформированное представление о жизни у детей, что затрудняет их социальную адаптацию впоследствии.

Кроме того, решается важная задача принятия официальных и неофициальных правил военного училища, установление норм взаимоотношений со сверстниками, преподавателями, воспитателями и другими сотрудниками училища. До сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей является помощь детям в осознании этих требований.

Чтобы «новоиспеченные» суворовцы могли получить от системы военного воспитания все самое лучшее и полезное, они должны быть способны это воспринимать. Чтобы дать суворовцам все, что заложено в этом уникальном педагогическом пространстве, нужно поддержать их, помочь справиться с трудностями первого года обучения, понять и принять особенности Суворовского военного училища.

Сегодня это особое образовательное пространство, где задается множество отношений, осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию личности, ее самоопределению и самореализации, а также по социальному развитию детей, которое осуществляется в процессе "погружения" в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов и т.д., включения в разнообразное деятельностное поле.

Оно расширяет возможность приобретения практического опыта ребенка, является продуктивным и уникальным опытом освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей.

Здесь, в отличие от других коллективов, ребенок круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности.

Структура программы

Программа состоит из 4 этапов, которые соотносятся с учебными четвертями. Каждый этап имеет свое значение, свои цели и задачи.

1 четверть. Установочный, организационный этап

Задачи воспитательной работы в 1 четверти:

Организационные: структурирование коллектива, распределение по взводам, по отделениям, по кроватям, шкафам и партам. Составление списков, наклеивание бирок и т.п.

Хозяйственно-бытовые: получение формы, обеспечение суворовцев всем необходимым.

Обучающие: необходимо дать суворовцам первое представление о главных правилах пребывания в СВУ, о дисциплинарном уставе, о режиме дня, требованиях к организации уроков и самостоятельной подготовке в училище.

Коммуникативные: знакомство друг с другом, налаживание взаимоотношений между детьми, усвоение внутренних правил поведения, специфики взаимоотношений внутри коллектива и со взрослыми.

Воспитательные мероприятия 1 четверти:

1. Игры на знакомство, на сплочение

Важно не просто выучить имена друг друга, а узнать друг о друге какие-то сведения, получить впечатление, определиться с симпатиями. Настоящие дружеские отношения закладываются именно в первые дни. Именно поэтому, несмотря на то, что ребята уже структурно разделены на отделения, важно в играх их «перемешивать», «перетасовывать», чтобы у каждого была возможность пообщаться с каждым.

2. Конкурсы, закрепляющие первичные бытовые навыки

В этом возрасте игра имеет еще очень большое значение для детей. Поэтому обучение даже самым простым навыкам можно проводить в игровой, соревновательной форме. Очень важно в таких мероприятиях установить правила и объявить, по каким критериям будут оцениваться результаты. Например, конкурс на подшивание подворотничков: два критерия, кто быстрее и кто аккуратнее.

3. Экскурсии по СВУ, в музей, в Мальтийскую капеллу, в библиотеку. Пешеходные экскурсии по городу.

Для уменьшения тревожности очень полезно, если дети будут больше знать о месте, в котором находятся. Провести ребят по всей территории Суворовского училища, рассказать о его истории, о выдающихся выпускниках, о тех, кто работает в училище сегодня - все это создаст необходимое позитивное отношение к училищу и гордость за то, что ребята поступили в такое учебное заведение. Необходимо не только дать им какие-то знания о Суворовском училище, но и помочь им сориентироваться как внутри училища, так и в его местоположении в городе. Экскурсии в музеи запланированы в основном на 2 четверть, так как пока погода позволяет, чаще организуются пешие прогулки.

4. Спортивные и подвижные игры, первый спортивный праздник

Надо обязательно использовать теплую погоду для подвижных игр на воздухе, для первых игр в футбол, пионербол, баскетбол. Во-первых, зимой стадион будет недоступен, а спортзал расписан по часам. Во-вторых, нужно выявить способности ребят, чтобы подобрать кандидатов в спортивный сектор актива, а также выдвигать суворовцев на различные спортивные соревнования. В-третьих, ребятам нужно много двигаться для снятия напряжения и эмоциональной разгрузки.

2 четверть. Оптимизирующий, уравновешивающий этап

Задачи:

Организационные: Конкретизации требований, приучение к соблюдению правил, к системе поощрений и наказаний.

Обучающие: вырабатывание системы самоорганизации работы на уроке и на самоподготовке.

Коммуникативные: Сплочение коллектива взвода, формирование собственных традиций.

Воспитательные мероприятия 2 четверти:

1. «Страна, в которой я живу»

Если задача первой четверти - привыкнуть к училищу, то задача второй - установить баланс между училищем и домом. Первая четверть - самая сложная. Это адаптация к новым правилам, к бытовым условиям, к окружению, к новой жизни. Дети очень скучают по дому. И первые каникулы очень важны. Если до первых каникул разговоры о доме могут быть болезненными, то вторую четверть полезно посвятить именно тому, чтобы дети нашли свое оптимальное положение в системе «Дом, семья, СВУ, рота».

С этой целью мы предлагаем дать первокурсникам задание на осенние каникулы - подготовить рассказ о своей «малой Родине». О городе или селе, из которого суворовец приехал в СВУ, где остался его дом. Подготовка такого задания во время каникул облегчит ребенку очередное расставание с домом, т.к. он повезет в училище, своим товарищам, частичку своего дома. Но так как в нашей роте много ребят из Санкт-Петербурга, им можно дать задание рассказать о своем районе или улице (в честь кого названа, что на ней находится).

Очень важно показать интерес к каждому такому рассказу, внимательно выслушать, задать вопросы, похвалить. Еще лучше, если такой интерес проявят не только воспитатели, но и товарищи по группе. В этом возрасте ребятам очень важно высказаться, они всегда тянут руку, у них на все свое мнение, они хотят отвечать, даже если не знают правильного ответа. Надо учить их еще и слушать друг друга. Можно провести целый цикл мероприятий, чтобы успеть посмотреть все презентации, послушать все рассказы.

2. Спортивный праздник, турниры по настольным спортивным играм.

Погода уже не позволит проводить спортивные занятия на улице, поэтому весь спорт нужно переносить в зал. Спортивный праздник имеет большое значение для сплочения взводов.

3. Смотр художественной самодеятельности «Таланты 2 роты».

Для выявления и развития творческих способностей, для открытия талантов нужно дать детям возможность проявить себя. В целях подготовки к училищному конкурсу, нужно провести ротный конкурс и выявить талантливых ребят.

3 четверть. Понятийный, смыслообразующий этап

Задачи:

Организационные: закрепление правил, системы соревнования между взводами и отделениями, наглядное оформление обязательств суворовцев, смена состава учебно-воспитательного сектора актива.

Обучающие: Закрепление знаний обязанностей суворовца, дежурного по роте.

Коммуникативные: укрепление дружеских отношений, командного духа и «чувства локтя» уже не только во взводе, но и в роте.

Воспитательные мероприятия 3 четверти:

1. День снятия блокады Ленинграда

Для первокурсников очень важно знать и помнить героические страницы жизни города, в котором им предстоит учиться 7 лет, поэтому тема блокады - одна из самых важных для воспитательных мероприятий.

2. День Защитника Отечества

23 февраля - самый главный праздник для всех военных, и, конечно же, для суворовцев. Необходимо весь февраль посвятить информированию первокурсников о нашей армии - структура Вооруженных Сил РФ, виды и рода войск, воинские звания, знаки отличия и т.д. Можно сделать целый цикл информационных воспитательных часов, не забывая при этом, что дети этого возраста лучше воспринимают информацию в интерактивной форме. Поэтому нужно задавать им много вопросов, показывать много картинок, включать в сценарии обсуждения, обмен мнениями, презентации, подготовленные ребятами. Можно провести военизированную эстафету, чтобы у ребят была возможность подержать в руках оружие, пострелять в тире, узнать много нового. Конечно, в будущем, военной тематике будет уделено больше времени. Но и на первом курсе у ребят очень высок интерес к этой теме.

В этом месяце следует уделить особое внимание и строевой подготовке, и разучиванию военных песен, просмотру военных фильмов. К тому же в феврале - День Сталинградской битвы и День памяти воинов-интернационалистов, которые тоже дают много возможностей рассказать ребятам о героизме и воинском долге. В Санкт-Петербурге много музеев, которые можно посетить с экскурсиями для более подробного изучения военной тематики.

Сам праздник 23 февраля должен стать для ребят незабываемым. Во-первых, они должны почувствовать свою причастность к тому, что они - будущие защитники нашей Родины. Во-вторых, это повод узнать что-то новое о своих воспитателях, поздравить их и испытать чувство гордости за своих наставников.

3. Межкурсовые спортивные соревнования

К третьей четверти ребята уже физически окрепли и много чему научились, поэтому им как правило хочется посоревноваться в спорте с другими суворовцами. Соревнования по футболу между курсами или так называемые «Веселые старты» всегда вызывают большой интерес у суворовцев.

4 четверть. Завершающий, итоговый этап

Организационные: формирование сознательного отношения к выполнению требований. Не потому что так сказал офицер-воспитатель, а потому что так надо.

Обучающие: закрепление полученных в течение года знаний об училище, о профессии военного, формирование и корректировка общего представления о понятиях «суворовец» - «суворовское военное училище» - «Санкт-Петербургское суворовское военное училище».

Коммуникативные: выявление сформировавшихся неформальных микрогрупп, лидеров, дружеских взаимоотношений.

Воспитательные мероприятия 4 четверти:

Особенности четвертой четверти - большое количество выходных, «мини-каникул» (на 1 мая и на 9 мая). С одной стороны, это хорошо, т.к. под конец учебного года дети уже устали. С другой стороны, весеннее настроение, близость каникул, накопившаяся усталость - все это «разрывает» учебный процесс, сбивает с рабочего настроя.

  1. День Космонавтики

Космос - одна из любимых тем для мальчишек этого возраста. Поэтому мероприятия к Дню Космонавтики могут быть самыми разнообразными.



  1. День Победы

В четвертой четверти самое главное событие - праздник День Победы 9 мая, в связи с чем необходимо сделать акцент на этой странице истории нашей страны и рассказать суворовцам о главном военном подвиге нашего народа. В эти праздничные дни, помимо традиционного участия суворовцев в городских мероприятиях, нужно провести много интересного и познавательного и на курсе, и в учебных группах, например, цикл воспитательных часов о крупных сражениях Великой Отечественной войны. Также это могут быть встречи с ветеранами ВОВ, викторины, и просмотры документальных и художественных фильмов о войне, конкурс презентаций о героях ВОВ, прослушивание аудиозаписей с воспоминаниями фронтовиков.

Нужно помнить, что многие из этих мероприятий требуют предварительной подготовки, поэтому ребятам нужно вовремя выдать задания, помочь им на этапе подготовки (выбрать героя для презентации, порекомендовать книги о войне для круглого стола, подсказать, где взять информацию для подготовки к викторине), и не забыть выделять специальное время для этого.

  1. День Города

Также в конце мая отмечается День Рождения Санкт-Петербурга, что может послужить еще одним поводом познакомиться с историей, архитектурой и традициями города, в котором ребята учатся и живут в течение всего учебного года. Тем более что погодные условия уже сами по себе подразумевают большое количество прогулок по городу, пешеходных экскурсий, выездов. В центре Петербурга традиционно проводится обширная праздничная программа в эти дни, о которых можно узнать на сайте города.

Ресурсное обеспечение программы

1. Нормативно - правовое:

  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Закон «Об образовании»;

  • Устав ФГКОУ СПб СВУ МО РФ;

  • Локальные акты училища;

  • Должностные инструкции педагогических работников.

2. Программно - методическое:


  • Диагностические материалы (тесты, анкеты, наблюдения, опросы, собеседования);

  • Программа по адаптации Андреевой С.Н.;

  • Программа Белоусовой А.Н. «Курс молодого суворовца»

  • Литература, Интернет-сайты.

3. Кадровое:

Начальник курса, воспитатели, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватели, администрация училища, библиотекари, педагоги дополнительного образования.

4. Материально - техническое:


  1. Комната информирования и досуга;

  2. Мультимедийная доска

  3. Фотоаппарат;

  4. Переходящие кубки;

  5. Призовой фонд для награждения;

  6. Программное обеспечение: ОС Windows XP; Microsoft Office 2007; Movie Maker; проигрыватель Windows Media и т.д.

Критерии оценки результативности программы:

Количественные:

  1. Снижение уровня тревожности воспитанников.

  2. Количество суворовцев, активно принимающих участие в мероприятиях различного уровня, постоянно растет.

  3. Повышение уровня воспитанности.

  4. Количество проводимых мероприятий в группах и на курсе стабильно большое.

Качественные:

  1. Сплочение суворовского коллектива.

  2. Отношение к училищу у суворовцев положительное.

Ожидаемый результат для личности воспитанника:


  1. Повышение адаптивных возможностей и уровня психологической комфортности воспитанников.

  2. Сформировано позитивное отношение к училищу.

  3. Повышение уровня воспитанности.

  4. Снижение уровня тревожности.

  5. Высокий уровень общеучебных навыков.

Ожидаемый результат для роты в целом:

  1. Учебно-воспитательный процесс на курсе организован с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности воспитанника.

  2. Сплочение коллектива отделения, взвода и роты в целом: четкое понимание факта, что 2 рота - одна команда, стремящая к общим целям.

  3. Повышение уровня воспитанности роты в целом.

Система контроля и применяемые методики:

  1. Анкетирование воспитанников «Я - суворовец» (Приложение 1).

  2. Метод наблюдения и письменный анализ особенностей поведения в дневниках изучения суворовцев и программе LMS-школа.

  3. Диагностика уровня воспитанности суворовцев (Приложение 2).

  4. Диагностика уровня тревожности (Приложение 3).

  5. Методика изучения уровня развития детского коллектива по А.Н. Лутошкину «Какой у нас коллектив» (Приложение 4).

.








Список использованной литературы

  1. Антропова М. В., Глухова Р. И., Ефимова С. П. Родителям о здоровье школьников. - М., 2011. - 128 с.

  2. Антропова М. В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. Режим дня школьника. - М., 2003. - 24 с.

  3. Битянова М.Р. Система развивающей работы школьного психолога. - М., 2005. - 36 с.

  4. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. - М., 2009. - 80 с.

  5. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. - СПб, 2000.

  6. Микляева А.В, Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. - СПб.: Речь, 2004.

  7. Родионов В.А. Психология здоровья школьников. - М., 2008. - 36 с.

  8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2821-10.

  9. Соколов Д.К. Каким быть подростку. - М., 2012. - 160 с.

  10. Белоусова А.Н. Курс молодого суворовца./ Программа деятельности, 2013г.

  11. Андреева С.Н. Программа адаптации первокурсников в суворовском училище. ./ Программа деятельности, 2010г.

  12. ext.spb.ru

  13. nsportal.ru

  14. pedsovet.su







Приложение 1

Анкета «Я - суворовец» (время заполнения 10 минут).

Уважаемый суворовец, продолжите, пожалуйста, следующие фразы:

  1. В суворовском училище мне больше всего нравится ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. В суворовском училище мне больше всего не нравится ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Я учусь в училище потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Я люблю свой взвод потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Я люблю свою роту потому что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Приложение 2

Педагог сообщает воспитанникам задание, предлагает сделать необходимые отметки в бланке «Карточка самооценки воспитанности суворовца 1 курса». До начала индивидуальной работы педагог с суворовцами внимательно изучает бланк, графы таблицы, объясняет значение каждого качества, отвечает на все вопросы Для индивидуального заполнения бланка отводится 20 минут.

Карточка самооценки воспитанности суворовца



(фамилия, имя)


Просим Вас оценить себя по перечисленным качествам, используя пятибалльную шкалу:


5 - очень высокий уровень; 4- высокий; 3 - средний; 2 - низкий; 1 - очень низкий уровень


Дата заполнения: ______________


№ п/п

Качества личности

оценка

5

4

3

2

1

1

Милосердие






2

Дружелюбие






3

Трудолюбие






4

Честность






5

Нравственность






6

Самостоятельность






7

Самокритичность






8

Коллективизм






9

Патриотизм






10

Навыки здорового образа жизни






11

Значимость семьи в жизни человека






12

Готовность к выбору профессии






Суммарный показатель







Подпись ____________________________




Диагностика воспитанности суворовцев 1 курса

Оцените степень проявления качеств у учащихся по 5-ти балльной системе.

«1» - качество не проявляется.

«2» - качество проявляется редко.

«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя.

«4» - качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых, коллектива.

«5» - качество стало потребностью, иначе ученик поступить не может.

1. Общественная активность

5 - Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

4 - Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего собственного времени.

3 - Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

2 - Редко принимает участие в общественных делах.

1 - Отказывается принимать участие в общественных делах.

2. Трудолюбие

5 - Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

4 - Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

3 - Редко охотно берется за работу.

2 - Чаще всего старается уклониться от любой работы.

1 - Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность

5 - Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

4 - В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

3 - Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

2 - Очень редко выполняет порученное ему дело.

1 - Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

4. Бережливость

5 - Бережет свое и общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

4 - Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.д.) скорее по обязанности.

3 - Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

2 - Не бережет общественное имущество, даже портит его.

1 - При случае, не задумываясь портит общественное имущество.

5. Честность

5 - Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это не выгодно.

4 - Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

3 - Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

2 - Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно.

1 - Склонен всегда говорить неправду.

6. Чувство товарищества

5 - Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

4 - Как правило, помогает товарищам.

3 - Помогает товарищам, когда его просят.

2 - Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

1 - Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

7. Вежливость

5 - Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

4 - Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

3 - Часто бывает невежлив и нетактичен.

2 - Часто недопустимо резок и груб.

1 - Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

8. Доброжелательность

5 - Всегда проявляет дружелюбие, заботливое отношение к окружающим, охотно помогает малышам и престарелым, организует «добрые дела», осуждает зло.

4 - Чаще всего проявляет дружелюбие, заботливое отношение к окружающим, помогает малышам и престарелым.

3 - Редко проявляет дружелюбие, заботливое отношение к окружающим.

2 - Часто бывает зол, агрессивен и груб.

1 - Всегда проявляет озлобленность по отношению к окружающим, агрессивен и груб.

9. Аккуратность

5 - Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно.

4 - Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, ручки, карандаши).

3 - Не проявляет большего стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым.

2 - Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек вещей.

1 - Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив.

10. Забота о своем здоровье

5 - Ведет здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, оберегает от вредных привычек друзей и товарищей.

4 - Ведет здоровый образ жизни, укрепляет свое здоровье, но к здоровью окружающих равнодушен.

3 - Не проявляет большего стремления к укреплению своего здоровья, а делает это при поддержке взрослых и товарищей.

2 - Проявляет вредные привычки, нуждается в контроле и поддержке взрослых и товарищей.

1 - Злоупотребляет своим здоровьем, имеет вредные наклонности и привычки.

11. Забота о природе

5 - Любит и бережет природу, организует природоохранную деятельность, призывает товарищей к бережному отношению к природе.

4 - Любит и бережет природу, принимает участие в природоохранной деятельности.

3 - Бережет природу, но не принимает активного участия в деятельности по охране природы, а только по принуждению.

2 - Сам не проявляет бережного отношения к природе, и не участвует в деятельности по охране природы.

1 - Проявляет разрушительное отношении к природе.

12. Дисциплинированность

5 - Примерно ведет себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома, требует этих качеств и от других. 4 - Хорошо ведет себя независимо от наличия или отсутствия контроля, но не требует хорошего поведения от других.

3 - Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых или товарищей.

2 - И при наличии требований со стороны педагогов и товарищей нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия.

1 - Плохо ведет себя, на внешние воздействия не реагирует, побуждает к проступкам других.

13. Патриотизм

5 - Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, ведет историко-патриотическую работу с товарищами и младшими школьниками.

4 - Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, охотно участвует в историко-патриотической работе.

3 - Интересуется историей и культурой Родины, но активного участия в историко-патриотической работе не принимает, лишь по поручению.

2 - Мало интересуется историей Родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем.

1 - Пренебрежительно относится к истории и культуре страны.

14. Гуманность

5 - Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

4 - Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

3 - Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это и затрагивает его лично.

2 - Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

1 - Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах обществ; живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».

15. Отзывчивость

5 - Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

4 - Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

3 - Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей.

2 - Почти не умеет сочувствовать другим.

1 - Совершенно не умеет сочувствовать другим.

16. Коммуникабельность

5 - Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

4 - Как правило, с удовольствием общается с людьми.

3 - Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

2 - Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

1 - Замкнут, необщителен.

17. Успехи в учебе

5 - Проявляет интерес к знаниям, учится в полную меру сил и добивается успеха, охотно помогает товарищам.

4 - Сам добивается успеха в учении, но не хватает дополнительных знаний.

3 - Интерес к учебе проявляет, но необходима помощь со стороны педагогов и родителей.

2 - Не проявляет упорства и недостаточно успешен в учении.

1 - Ленив и неуспешен в учении.

18. Целеустремленность - (готовность выбора профессии)

5 - Осознает, кем и каким хочет стать, стремится к знаниям в сфере избранной профессии.

4 - Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет.

3 - Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей; рекомендациям семьи.

2 - Сам четко не представляет, кем хочет стать и не принимает помощи со стороны взрослых.

1 - Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится.

Толковый словарь


Сообразительность (-ый) - хорошо соображающий, понятливый.

Любознательность (-ый) - склонный к приобретению новых знаний, пытливый.

Самостоятельность (-ый) - способный к независимым действиям, решениям, обладающий собственной инициативой.

Дружелюбие (-ый) - дружески расположенный к окружающим.

Трудолюбие (-ый) - любящий трудится.

Честность (-ый) - правдивый, искренний, прямой, неспособный обманывать.

Самокритичность(-ый) - относящейся к самому себе критически.

Дисциплинированность (-ый) - подчиняющий дисциплине, соблюдающий порядок.

Вежливость (-ый) - соблюдающий правила приличия, учтивый.

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, а также сама эта помощь.

Нравственность - совокупность норм поведения человека в обществе; духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.

Коллективизм - принцип общности, взаимопомощи; коллективное начало в труде, в общественной жизни.

Обработка и анализ полученных результатов

Уровень воспитанности

до 40 % - критический уровень воспитанности;

41% - 60% - низкий уровень воспитанности;

61% - 75% - допустимый уровень воспитанности;

от 76% - оптимальный уровень воспитанности



Уровень воспитанности (определяется по сумме баллов).

60 - 100%

54 - х%

х = 54*100 = 5400 = 90 %

60 60

х = 90% - оптимальный уровень воспитанности.

Проблемное поле (по среднему показателю).

Проблемное поле - если средний показатель оцениваемого качества находится в пределах от 1 до 2,5 балла.























Приложение 3

Методика диагностики тревожности для суворовцев 1 курса

Воспитанникам предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

1. Я быстро устаю (да, нет).
2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).
3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).
4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).
5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).
6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).
7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).
8. Я избегаю трудностей (да, нет).
9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).
10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).
11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).
12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).
13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).
14. Я не высыпаюсь (да, нет).
15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили школьные учителя (да, нет).

Подсчет баллов

Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы - 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы - 2, 3, 7, 11.

Оценка уровня тревожности:

1-4 балла - низкий уровень.
5-7 баллов - средний уровень.
8-10 баллов - повышенный уровень.
11-15 баллов - высокий уровень.

















Приложение 4

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива, ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ребенка. Детский коллектив, как мы уже отмечали, является одним из важнейших условий этого развития.

Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А.Н.Лутошкина как раз и позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько воспитанники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Ход выполнения

Педагог объясняет суворовцам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Образное описание стадий развития коллектива

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание - это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив - тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов воспитанников, педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим коллективом, узнать, как оценивают воспитанники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.




© 2010-2022