Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»

Методические рекомендации появились в результате творчества детей в процессе обучения, включающего в себя знакомства с историей, природой и традициями  родного края.  Они могут быть полезны учителям, воспитателям детских садов, групп продлённого дня и  оздоровительных лагерей.        Рекомендуемый возраст обучающихся  6- 10 лет.    Коллективная работа даёт возможность понять и освоить пространственные ориентиры  на листе большого формата.    Обучающиеся приобретают коммуникативные навыки и первичные знания по составлению композиции.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА





Сборник методических рекомендаций

по изготовлению коллективных работ из бумаги

«Дети, природа, творчество»




Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»


Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»


автор - педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Чухнина Н.В.



Волгоград 2014

Творенье из бумаги коллективом

Дают возможность меланхолику побыть ретивым,

И у себя давайте честно спросим,

Кто и в клочках бумаги видит осень.

А кто из фантазеров в зиму

Создаст весеннюю цветов корзину.

А кто рванётся на прорыв

И из бумаги склеит взрыв

И подобрав бумаг останки

Запустит на картине танки.

Весна, снега темны и зыбки,

А на картине из бумаги- рыбки.

Поделки из бумаги в одиночку

Скучны, неинтересны, ставим точку.

Н.В. Чухнина







Пояснительная записка.

Методические рекомендации появились в результате творчества детей в процессе обучения, включающего в себя знакомства с историей, природой и традициями родного края.

Они могут быть полезны учителям, воспитателям детских садов, групп продлённого дня и оздоровительных лагерей.

Рекомендуемый возраст обучающихся 6- 10 лет.

Каждая работа является авторской и может быть изготовлена за одно занятие группой обучающихся на формате А-1., при этом используется ватман, склеенные между собой цветные листы ксероксной бумаги или однотонные обои. Бумага, на первый взгляд, простой материал, но надо видеть, как загораются глаза детей, когда из разноцветных кусочков появляются произведения достойные стать подарком ветеранам, учителю, маме, занять достойное место в оформлении школьных стендов, интерьера классов или школьных оздоровительных лагерей.

А сколько радости доставляет ребятам работа в коллективе, когда из небольших деталей выполненных каждым, составляется единое целое.

Занятия помогают обучающимся соизмерять свои действия с действиями коллектива, уметь находить и выражать своё «Я» в творчестве, проявлять дружелюбие, взаимовыручку, общительность. Дети учатся работать в коллективе, и это приносит радость им и их родителям.

Обучающиеся младших классов с большим увлечением занимаются практической работой, узнают начальные сведения о цвете, форме, пропорциях, составляют композиции на плоскости, рисуют и вырезают геометрические фигуры. Навыками больших и сложных работ они владеют недостаточно, поэтому каждый изготавливает по одному, два элемента, собирают в единое целое, создавая композицию.

Нагрузка и задание должно соответствовать возрасту, силам и возможностям детей. Следует поощрять смелость в поисках новых форм, проявления фантазии и неординарности в решении поставленной задачи.

Педагог предоставляет обучающимся неограниченную самостоятельность, тем самым направляет творчество детей. Текущий инструктаж обучающихся

необходим при показе различных приёмов работы с бумагой. Все задания должны способствовать познавательной активности, развивать художественный вкус и творческие способности.

При выполнении коллективных работ на детей возлагается большая ответственность, они должны сознавать, что от их умения и качества исполнения зависит результат всей работы.

Большое воспитательное значение имеет наиболее подходящая форма оценки - организованный просмотр выполненных работ. Анализ работы учит обучающихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Коллективная работа.



  • Коллективная работа даёт возможность понять и освоить пространственные ориентиры на листе большого формата.

  • Формирует умения следовать указаниям педагога и действовать по заданию и творческой самостоятельности.

  • Развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение. абстрактное мышление.

  • Обучающиеся приобретают коммуникативные навыки и первичные знания по составлению композиции.

  • Учатся работать в коллективе.

Материалы и инструменты

Бумага.

Бумага-основа работы,

Но, помни, всегда лишь одно:

Бумагу на пол не бросай

И стол за собой убирай!

Прежде чем приступить к работе, необходимо провести краткий инструктаж при работе с материалами и инструментами.

Одним из самых доступных материалов в творчестве детей является бумага.

Работа с бумагой развивает фантазию, учит пользоваться простейшими инструментами. Свойства бумаги позволяют быстро исправлять ошибки, легко резать, сгибать, склеивать.

В работе можно использовать мелкие кусочки цветной и другой бумаги.

При выполнении эскиза на большом листе педагог рекомендует обучающимся выполнять его на белой стороне цветной бумаги ближе к краю, с целью рационального использования материала.

Клей.

Клей не шуточный пустяк.

С ним ты обращайся так:

На вкус его не пробуй

Попал на руки - лицо не трогай.

На стул и стол не проливай

И просто так с ним не играй.

Для представленных работ в методической разработке, с учётом возрастных особенностей обучающихся, лучше всего использовать клеящий карандаш. Он прост в работе, не оставляет пятен. Клеем следует смазывать края приклеиваемой детали.

Ножницы.

Работать ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Коль просит кто-то, не зевай

Вперёд колечками подай.

В работе с обучающимися, применяются канцелярские ножницы с закруглёнными концами. Для обучающихся 6-8 лет, мускулатура рук у которых недостаточно развита, необходимы ножницы с плавно разработанным ходом и прочным соединением половинок.

Карандаш.

Карандаш- дружочек наш,

С ним по классу не ходи

И к лицу не подноси.

Будь с ним очень осторожен

Уколоть он сильно может.

У каждого обучающегося должны быть хорошо заточенные с мягким грифелем простые карандаши, чтобы в процессе выполнения задания, в случае поломки карандаша, обучающийся не отвлекался. Не рекомендуется использовать фломастеры, цветные карандаши, ручку в виду того, что сложно будет исправлять допущенные ошибки.

Сколько фантазий, новых идей и, даже маленьких открытий, рождается в творческом процессе. Все задания должны мотивировать детей познавать и любить природу, развивать художественный вкус и творческие способности.

3.Технология изготовления


3.1 «Дары осени»

А теперь мы прямо спросим

Что нам дарит эта осень.

Листья, ягоды и сливы-

Всё поместится в корзину.

Педагог заранее вырезает из бумаги заготовку корзины, в которой будут располагаться дары осени.

1. Прежде чем приступить к занятию с обучающимися, проводится беседа о дарах природы осенью. Что можно разместить в корзине.

2. Вот просто тарелочка, ветром гонимая

немного подумаем - делаем сливы.

Из однотонных картонных тарелочек дети делают сливы, украшая их по собственному замыслу.

  1. Берём бумаги цветной кусочки - делаем осенние листочки.

  2. Приклеиваем листья и сливы на корзину, составляя композицию.

В заключении подводится итог проделанной работы, в беседе с детьми заостряется внимание на построение композиции, при этом учитывается цвет, форма, расположение предметов.






































































































































Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»





3.2 «Корзина с цветами»

Дети решают сами,

Из чего получится-

Корзина с цветами.

1.Педагог заранее вырезает из бумаги заготовку корзины, в которой будут располагаться цветы.

2. С обучающимися обсуждаются варианты изготовления цветов. Лучшие из них рисуются на доске.

3.Педагог дает рекомендации детям, что использовать чёрные и коричневые цвета для этой радостной работы не желательно.

4.Вот лежит бумага цветная,

Цветочки красивые мы вырезаем.

Дети изготавливают цветы по собственному замыслу.

  1. После изготовления цветов они размещаются на верхней части корзины с учётом чередования тёмных и светлых пятен.

Подводится итог проделанной работы. В беседе с детьми заостряется внимание на построение композиции, при этом учитывается цвет, форма, и расположение.

Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»

3.3 «Осенний букет»

Не задаем себе вопросов

Красива Осень или нет?

Из разноцветных пёстрых листьев

Мы в вазе делаем букет.

На большом листе ватмана (или другая бумага) приклеивается ваза. Лист закрепляется на доске.

  1. С детьми проводится беседа «Цвета осени», акцентируется внимание на теплых цветах

  2. На доске рисуются различные варианты конфигураций листьев. Обучающимся предлагается вырезать по несколько листьев.

  3. Педагог предлагает изготовить каждому по несколько кружков красного цвета- ягодки.

  4. Составляем букет из вырезанных листьев и ягод.

Если всё разместили мы толково

«Букет осени» - работа готова.

Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»



3.4 «Чудо дерево»

Осень дарит сказку, что б было веселей.

Нам чудо улыбается, прямо из ветвей.


На лист ватмана приклеивается ствол дерева оформленный весёлым лицом.

1.С детьми проводится беседа «Цвета осени», акцентируется внимание на теплых цветах

2.На доске рисуются различные варианты конфигураций листьев. Обучающимся предлагается вырезать по несколько листьев осеннего цвета. По возможности листочки декорировать.

3. Обучающимся предлагается вырезать по одной, две веточки коричневого цвета. 4. Берём листочки, веточки

и мальчики и девочки.

Все к стволу подойдёт

Так чудо дерево растёт.

По нижнему краю листа приклеить опавшие листья. Работа готова. Дети радуются коллективному творчеству.

Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»





3.5 «Елочка»

Ёлочка-красавица, на ней все ставят свечки.

А мы подарим ей, снежинки и сердечки.

Педагог предварительно вырезает большую ёлку, зелёного, белого или как в нашем варианте синего «зимнего» цвета. Ёлка закрепляется на доске.

  1. Обучающимся дошкольного возраста раздаются шаблоны в виде сердечек разного размера, школьники сами делают сердечки, используя симметричное вырезание путём сгибания бумаги.

  2. Сердечки украшаются по творческому замыслу детей декоративными блёстками.

  3. С белой бумаги вырезаются восемь тоненьких полосок, из которых склеиваются снежинки. Снежинки делаются как можно меньше в размере. В этом случае создаётся эффект натуральности и ажурности. По- своему усмотрению обучающиеся могут изготовить по несколько снежинок. От этого композиция только выигрывает.

  4. После изготовления элементов, ёлочка украшается. Каждый на месте смазывает заготовки клеем и в порядке очередности приклеивает на ёлку

чередуя снежинки и сердечки. Получилась красивая нарядная ёлка.


Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»


3.6 «Летний букет»

Не стоит нам больших трудов

Возьмёмся дружно - букет готов.

На большом листе ватмана (или другая бумага) приклеивается ваза. Лист закрепляется на доске.

  1. Для изготовления объёмного цветка необходимо иметь:

    • лист цветной бумаги формата А-4;

    • вырезанный круг диаметром 6,7 см.

  2. Изготовление цветка:

  • лист бумаги складывается пополам три раза, чтобы получилось восемь частей:

  • на полученном прямоугольнике рисуется лепесток (схема);

  • рисунок вырезается по контуру, в результате получается восемь лепестков (схема);

  • В центре каждого лепестка делается надрез около 2 см (схема);

  • Для получения объёма, склеивание производится по линии надреза ассиметричным совмещением(схема);

  • Изготовленные лепестки приклеиваются по окружности, оставшиеся два, три лепестка приклеиваются в центре круга(схема);

  1. Вырезаются зелёные листья и цветки тюльпанов. Все приклеиваем, формируем букет. Подводится с детьми итог проделанной работы.

Вот и готовые цветы

их сразу мы помещаем в вазу.

Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»




3.7 «Подводный мир»

Рыбки плавают в пруду

Прячутся под коряги.

А наши рыбки не уплывут

Они у нас из бумаги.

На доске крепится лист синей бумаги большого размера.

  1. Детям предлагается обсудить какие рыбки могут находиться в водном царстве рыб.

  2. Педагог разъясняет технологию изготовления и рыб и водорослей.

  3. Обучающиеся рисуют, вырезают рыбок и декорируют их по своему замыслу

  4. Невозможно смотреть без улыбки

Из бумаги рождаются рыбки.

  1. Из зелёной бумаги вырезаются водоросли.

  2. После завершения работы, все детали приклеиваются на заготовленный раннее лист.

Вот и всё, из детских снов

Наш подводный мир готов.

Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»


3.8 «Друзья»


И надолго мы запомним, как играли группой всей

И как дружно создавали портреты всех своих друзей


  1. На доске крепится лист цветной бумаги большого размера.

  2. Детям предлагается изобразить своих друзей на листе бумаги.

  3. Педагог объясняет технологию изготовления:

    • Вырезается овал для лица;

    • Вариант изготовления причёски;

    • Глаза, нос, рот, брови;

    • Объясняет правильное их расположение.

  4. Дети со свойственной им фантазией творчески подходят к изображению портретов своих друзей.

  5. Изготовленные портреты располагаются на листе бумаги

Мы всё делали, старались

А как сделали, смеялись.

И не надо нам награды

Мы теперь все очень рады.

Сборник методических рекомендаций «Дети, природа, творчество»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3

2. Материалы и инструменты 4

3.Технология изготовления 5

3.1 «Дары осени» 5

3.2 «Корзина с цветами» 7

3.3 «Осенний букет» 8

3.4 «Чудо - дерево» 9

3.5 «Елочка» 10

3.6 «Летний букет» 11

3.7 «Подводный мир» 12

3.8 «Друзья» 13


4. Литература 15
















Литература


  1. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек - сувениров. - М.: Просвещение, 1983;

2. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастер. - М: Просвещение, 1994;

3. Конышева Н.В. Чудесная мастерская. -М. : изд. Ассоциация ХХ1 век, 2002;

4. Конышева Н.В. Наш рукотворный мир. -М. : изд. Ассоциация ХХ1 век, 2002;

5. Богатеева З.А Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.- М: Просвещение, 1986;.



© 2010-2022