Социальный проект Создание историко-краеведческого музея-юрты

Результатом проведенной работы станет создание историко-краеведческого музея-юрты, собранного по всем правилам и традициям кочевых народов и обставленная подлинными предметами быта бурятского народа. С их помощью планируем восстановить и утерянные сведения о старинных обычаях. Одним из наиболее активно развиваемых направлений научно-исследовательской и творческой работы учащихся, родителей и учителей будет исследование культовых, обрядовых традиций бурятского народа и создание коллекций современной одежды в этностиле на основе бурятских традиционных костюмов. На базе этнографического музея-юрты при финансовой поддержке  местных властей планируется открыть выставочный центр народных промыслов «Наследие». Здесь уникальные экспонаты будут представлять учащиеся и родители, которые пройдут специальную подготовку в элективном курсе «Секреты успешного гида».
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная средняя школа №3»
















Социальный проект

«Создание историко-краеведческого музея-юрты»









Автор: Жамсаранова Цыбжит Кимовна,

учитель русского языка и литературы

















Социальный проект

«Создание историко-краеведческого музея-юрты»

Цель проекта:

Сохранение культурных традиций своей исторической родины через организацию этнографической экспедиции по Агинскому округу и создание историко-краеведческого музея-юрты в условиях детско-взрослой общности на территории МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3».

Задачи:

- формирование у учащихся, учителей и родителей активной жизненной позиции, воспитание толерантности, знакомство с культурой бурятского народа, развитие интереса и ценностного отношения к истории родного края;

- приобщение участников проекта к учебно-исследовательской работе,

- развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации;

- развитие и укрепление контактов учащихся разных учебных заведений;

- разработка и проведение экскурсионных программ в музее- юрте;

- развитие профессиональных компетенций старшеклассников.

Описание отдельных мероприятий

Наш музей не должен быть просто школьным музеем. Это будет этнографический музей-юрта с расширенным фондом экспонатов, достопримечательность посёлка.

Планируем включить участников музея в деятельность, осуществляемую общественными организациями, т.е. в проведении мероприятий на уровне посёлка, района. Работа музея будет охватывать значительное количество учащихся, учителей, родителей, общественности. В музее будут проводиться различные мероприятия: выставки рисунков, музейные классные часы, тематические вечера, музыкально - литературные композиции и т.д. Экскурсии, интерактивные выставки, экспозиции, образовательные проекты - элементы образовательной среды школьного музея. В процессе их создания реализуются образовательные программы дополнительного образования.

В рамках музея планируем ввести реализацию национально - регионального компонента. Например, по предмету Литература бурятского народа в 10-11 кл., История Забайкалья в 9 кл.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом проведенной работы станет создание историко-краеведческого музея-юрты, собранного по всем правилам и традициям кочевых народов и обставленная подлинными предметами быта бурятского народа. С их помощью планируем восстановить и утерянные сведения о старинных обычаях.

Одним из наиболее активно развиваемых направлений научно-исследовательской и творческой работы учащихся, родителей и учителей будет исследование культовых, обрядовых традиций бурятского народа и создание коллекций современной одежды в этностиле на основе бурятских традиционных костюмов.

На базе этнографического музея-юрты при финансовой поддержке местных властей планируется открыть выставочный центр народных промыслов «Наследие». Здесь уникальные экспонаты будут представлять учащиеся и родители, которые пройдут специальную подготовку в элективном курсе «Секреты успешного гида».

Нормативные документы

Письмо министерства образования России № 28-51-181/16 от 12. 03. 03. , Положение о школьном музее, Концепция развития музея, Программа деятельности музея.

Использование ИКТ:

В работе музея широко будут использоваться современные ИКТ: работа с респондентами, обработка материалов, создание экспозиций, ведение архива, планируется создание сайта школьного музея.

Условия проведения

1. Организация рациональных отношений между участниками проекта;

2. Создание пространства для открытого взаимодействия участников детско-взрослой общности, творческого самовыражения в их деятельности;

3. Стимулирование индивидуальной и совместной рефлексии, актуализирующей и развивающей субъектные качества учащихся, учителей и родителей.

Описание проекта

К элементам образовательной среды школьного музея относятся следующие формы работы с аудиторией:

экскурсии;

интерактивные выставки;

экспозиции;

образовательные проекты.

На базе этих элементов музей разворачивает свои программы и услуги, которые достаточно разнообразны, но существует ряд общих черт:

 работа ведется комплексно, с привлечением, учителей, родителей, психолога и детей;

 основа любых проектов - создаваемая в музее выставка или экспозиция, вокруг которой разворачивается разнообразная деятельность. Одновременно могут существовать несколько разнопрофильных образовательных проектов, каждый из которых реализуется на основе стационарной экскурсии (по обычной экспозиции или временной выставке);

В качестве примера приводим проект - программу «Преобразование школьного музея в культурно-исторический центр северного микрорайона». В рамках вышеуказанного проекта будет осуществляться исследовательская и общественно-полезная деятельность по следующим направлениям:

• Ветераны Великой Отечественной войны;

• Исторические памятники архитектуры;

• История создания учреждений и предприятий;

• Почетные граждане посёлка.

Участники проекта узнают больше о микрорайоне, в котором живут, примут участие в возрождении народных традиций, обычаев, ремесел, в поиске и пополнении исторических и культурных фондов, в проведении широкой историко-просветительской работы, кроме того, оказывают помощь ветеранам и престарелым людям микрорайона.

Кроме того, руководителями музея будут разработаны различные методические рекомендации. Например, «Как записывать воспоминания о Великой Отечественной войне».

Отличительной чертой экспозиции будет их способность к быстрой трансформации - «быстрое реагирование» - в процессе текущей коррекции, согласно данным диагностики.

Собирая материал для школьного музея, необходимо активно сотрудничать с окружным Краеведческим музеем, окружным Архивом, библиотеками посёлка Могойтуй.

Такая деятельность способствует формированию гражданских навыков как у взрослых, так и у школьников: обогащения социального опыта путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу, критического мышления. Благодаря чему понятие «Отечество» усваивается на более высоком уровне в единстве знаний чувств и практической деятельности, значительно повышается интерес к учебному предмету.

Кроме того, данная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

- исследовательские (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мысленный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками; умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);

- менеджерские (умение ставить цель; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки исследования собственной деятельности; навыки саморегуляции в деятельности);

- коммуникативные (умение инициировать взаимодействие - вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования; устного опроса).

Таким образом, деятельность участников детско-взрослой общности в исследовательской работе на базе школьного музея, увеличивает пространство, в котором учащиеся, учителя и родители могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные способности, которые способствуют формированию новых компетентностей.

Этапы:

- подготовительный (Создание нормативно-правовой базы, строительные работы)

2010-2011 учебный год

Диагностика

Подготовка материалов
- о выпускниках школы;

- об учителях;
- именитые люди посёлка.

- практический (Экспозиционная работа)

2011-2012 учебный год

Участие учащихся, учителей и родителей в исследовательской и проектной деятельности

Подготовка материалов
- о родителях - выпускниках школы;
- награды в моем доме рассказывают;
- увлечения и интересы моей семьи;
- гордость нашего дома (семьи).

- внедренческий (Просветительская работа)

2012-2013 учебный год

Проведение экскурсий, различных праздников

Подготовка материалов
- изделия прикладного творчества;
- быт бурятского народа;
- быт русского народа;
- обряды и традиции;
- фольклор.

План реализации Программы деятельности

историко-краеведческого музея на 2010- 2013 г.г.


Направление деятельности

Мероприятия

Срок

Форма подведения итогов

Ожидаемые результаты

1.

Создание нормативно-правовой базы

Сбор документов, создание локального акта

2009-2010

Нормативно-правовая база

Овладение знаниями по данному вопросу

2.

Организация работы школьного краеведческого кружка

Выявление учащихся 5 -11 классов, родителей, учителей, желающих входить в состав кружка, составление плана работы

2010-2011

План работы кружка.

Заинтересованность учащихся в работе кружка, вовлечение других ребят в эту работу.

2.

Проведение теоретических занятий

Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п.

2010-2011

Положения по описанию объекта

Элективный курс «Секреты успешного гида» (для подготовки экскурсоводов из числа учащихся и родителей)

Освоение теоретическими знаниями по данной проблеме

3.

Исследовательская и проектная работа

Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, интересных людей, мест боевой славы, городского музея и т.п. с целью накопления материала)

2010-2012

Планшеты, альбомы, папки-раскладушки, презентации, стенды и т.п. Социальные и учебные проекты.

Расширение кругозора, умение общаться с людьми, уважение к старшим, формирование коммуникативных и познавательных компетенций

4.

Просветительская работа

Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея

2010-2012

Создание «копилки» музея

Включение детей в занятия кружка историко-краеведческого музея школы, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности

5.

Методическая работа

Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям и родителям в организации, проведении и подведении итога при выполнении краеведческого задания

2010-2013

Отчёт о проделанной работе

Постоянная связь с активами классов, краеведами -активистами

6.

Экспозиционная работа

Оформление новых стендов по истории школы

2011-2013

Стенд «Школьные выпуски»

Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление

7.

Проведение конкурса краеведческих находок между 1-11 классами

Организация конкурсной работы

2010-2011

Пополнение экспонатов музея

Активизация работы классного самоуправления, формирование гражданско-патриотического самосознания личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа


© 2010-2022