Кл. час «Обычаи и обряды русского народа»

Министерство Образования и науки РФ ФГАОУ ВПО « Казанский ( Приволжский) Федеральный Университет.» Институт психологии и образования Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Проектная работа. План- конспект внеклассного мероприятия курса « Основы религиозных культур и светской этики. ТЕМА: « Обычаи и обряды русского народа.» Автор разработки: Степанова А.А. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 24 Принял: Научный руководитель. Доцент кафедры религоведения И философского факультета КФУ Кандидат философских наук В.В. Королев. Какое… счастье получить доброе  истинно-христианское воспитание,  вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе, вступить в    лета мужества» (Святитель Феофан Затворник) [12.67]. Классный час. Православные праздники:  Рождество Христово, Крещение, Пасха. Участники: учащиеся 4 класса. Задачи: 1.Расширить представление о многообразии праздников  в религиях мира. Помочь детям в освоении понятий собственной   национальной культуры, которая базируется на православных ценностях. 2.Продолжать знакомить с историей и смыслом   праздника, с библейскими сюжетами, воплощенные в литературе, музыке, живописи. 3. Создать условия, способствующие обострению  представлений и ощущений детей о давней,  ... самоопределение целеполагание планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью учёт разных мнений анализ, сравнение, обобщение извлечение из текстов необходимой информации выполнение действий по алгоритму контроль и оценка процесса и результатов деятельности самооценка на основе критерия успешности адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность, Основные термины и понятия: Рождество. Крещение.   Пасха. Средства наглядности: фотографии, презентация выполненная учителем.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство Образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО « Казанский ( Приволжский)

Федеральный Университет.»

Институт психологии и образования

Приволжского межрегионального центра

повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования.




Проектная работа.

План- конспект внеклассного мероприятия курса « Основы религиозных

культур и светской этики.


ТЕМА: « Обычаи и обряды русского народа.»




Автор разработки: Степанова А.А.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 24


Принял: Научный руководитель.

Доцент кафедры религоведения

И философского факультета КФУ

Кандидат философских наук

В.В. Королев.


Какое… счастье получить доброе

истинно-христианское воспитание,

вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,

вступить в лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник) [12.67].

Классный час.



Православные праздники: Рождество Христово, Крещение, Пасха.

Участники: учащиеся 4 класса.

Задачи:

1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира. Помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

2.Продолжать знакомить с историей и смыслом праздника, с библейскими сюжетами, воплощенные в литературе, музыке, живописи.

3. Создать условия, способствующие обострению представлений и ощущений детей о давней, незнакомой поре.

4. Продолжать работу по развитию памяти, внимания, речи учащихся через игровые и проблемные ситуации использование групповых методов работы.

5. Развивать творческие способности детей.

6. Воспитывать уважение и бережное отношение к традициям православного народа. Продолжать воспитывать любовь к родному краю на основе эмоционального воздействия православных праздников, воспевающих традиции православных людей.

УУД:

  1. самоопределение

  2. целеполагание

  3. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  4. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

  5. учёт разных мнений

  6. анализ, сравнение, обобщение

  7. извлечение из текстов необходимой информации

  8. выполнение действий по алгоритму

  9. контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  10. самооценка на основе критерия успешности

  11. адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность,

Основные термины и понятия: Рождество. Крещение. Пасха.

Средства наглядности: фотографии, презентация выполненная учителем.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

Учитель: - Я хочу начать наш классный час словами великого писателя Н.В.Гоголя:

"Не умирают обычаи, которым суждено быть вечными."

Сегодня мы с вами поговорим о народных обычаях и обрядах, которые проходили в период от Рождества до Пасхи.

2.Обсуждение темы классного часа.

Учитель: - Назовите главные православные праздники.

(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)

- Что объединяет их? С чьим именем они связаны?

Учитель: - У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.

Проверим выполнение задания.

(Рождество - 7января, Крещение - 19 января, Пасха- 5 мая , Вознесение -13 июня , Троица -23 июня, на пятидесятый день после Пасхи)

-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)

Существует православный календарь. (Учитель показывает календарь)

Учитель: - Давайте разберем сегодня первые три православных праздника. Начнем с Рождества Христова.

-Чему посвящен этот праздник?

-Кто знает, как христиане празднуют его?

-Каждый из праздников имеют свои ритуалы.

Один из самых Великих праздников. Бог становится человеком и рождается на земле, чтобы спасти людей от греха, проклятий и смерти. Дева Мария в Вифлееме не нашла места в гостинице и вынуждена была остановиться в пещере за городом, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий. Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда.

Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Иисусу дары-золото, ладан и смирну.

Так повелось, что каждая семья, справляющая Рождество собиралась у семейного очага, где трещали в огне весёлые смоляные дрова и пел, закипая, начищенный медный чайник. Лампа, которая висела над столом, освещала вкусные угощения. В углу стояла красавица-ёлка, сверкая огнями и цветными фонариками.

Учитель: - Как вы думаете, почему по всему свету в этот день принято наряжать именно елочку, а не какое-то другое деревце?

Когда Христос родился, все деревья подошли поздравить его и принесли подарки, у кого что было: яблоня - яблоки, маслина - оливы, пальма - пахучее масло, орешник - орехи. Одна лишь елочка стояла в отдалении и не приближалась.

- Что же ты не подойдешь поздравить Младенца?

- Я ведь колючая, я боюсь уколоть Маленького, - ответила она

- Ах ты, добрая, печальная елочка!

За это наградил ее Младенец и сделал так, что в день его рождения ёлку украшают яблоками, золочеными орешками, сладостями и всякими игрушками

Считалось, что ёлка обладает волшебной силой, её иголки защищают от злых сил. Ёлка вечно зелёное растение, поэтому она несла жизнь и здоровье людям.

Светло, тепло, уютно - вся семья в сборе. От Рождества начинались Белые Святки или святые вечера до праздника Крещения, который приходится на 19 января. Всё это время было праздничным, в дом приходили ряженные, пели колядки, обсыпали хозяев зерном на долгий век, на счастье, на здоровье…

-Ребята, какой веселый обряд в праздновании Рождества дошел до нашего времени? (Колядование)

-Кто из вас знает, что значит колядовать?

(Ходить по домам с поздравлениями и петь колядки)

- А вы, ребята, хотите поучиться колядовать? Попробуем.

Колядование начинается с того, что люди переодеваются так, чтобы их не узнали. Берут бумажную звезду. Собираются группой и отправляются с песнями-колядками по дворам, туда, где их ждут (ребята делятся на группы и поют колядки). )

В старые времена каждая семья, отмечающая Рождество, была озабочена тем, чтоб у бедных людей тоже был праздник. Их приглашали в дом, сажали за стол, угощали от души или посылали в нищую хижину корзину с праздничным угощеньем.

В деревне же в ночь перед рождеством приводили в дом животных - козу или собаку, чтоб они погрелись у домашнего очага.

Всемогущий Бог так любил людей, что этой ночью послал бедным людям своего Сына, тем самым человечество получило шанс на спасение - потому что явился Спаситель Мира. Но и люди должны присоединить к празднику свои старания. Стань добрее - такой уж это праздник.

19 Января Православная церковь празднует Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей. В 30 лет Иисус Христос пришёл из Назарета к Иоанну, чтобы от него принять крещение. Он крестил Христа в водах Иордана. Когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг раскрылись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, в виде голубя. И послышался голос Бога Отца, который назвал Христа своим сыном.

(рассматривают слайд: обращается внимание на небо, голубя).

Накануне отмечается крещенский сочельник. И в крещенский сочельник, и в день Крещения - Святого Богоявления - проводится водосвятие - освящение воды.

Поэтому праздник ещё называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица. В этот праздник в храмах освящают воду и приносят её домой. Эта освящённая вода имеет чудесные свойства и не портится в течение года. Её пьют натощак, если что-то болит.

В этот день на водоемах принято принимать обряд крещения - опускаться в прорубь «Иордань». Это значит очиститься и физически, и духовно от болезней, дурных поступков, дурных мыслей. После крещения человек должен вести чистую жизнь, жить в нравственной чистоте и доброте.

Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством.

Учитель: А что такое Пасха?

Пасха - избавление, прохождение, исход.

От греческого «Пасха» - страдать.

Пасха - исход человеческой жизни через восстание Христово из мёртвых к её началу - вечной жизни, кто верит и любит Бога

Воскресение Христово означает победа Господа над смертью, несёт весть о спасении и надежда на вечную жизнь. Победа любви над ненавистью. Победа жизни над смертью.

Что является символом Пасхи?

Яйцо - символ жизни, красный цвет напоминает людям, что Иисус Христос своей кровью освятил нам жизнь.

Ученик - В этот праздник весь православный мир отмечает Воскресение Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти он воскрес из мёртвых.

Мария Магдалина, верная ученица Господа, принесла императору в подарок яйцо, у неё больше ничего не было. Она рассказала ему о Воскресение Господнем, император не поверил. Он сказал: «Это невозможно, как если бы это яйцо стало красным». И тут же на его глазах яйцо стало красным.

Ученик: - На пасху разрешалось всем (мужчинам, парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

(Звучит фонограмма звона колокола.)

Учитель: - Что можно подарить в этот праздник?

Ученица: Приятно получить в день Пасхи душистый, нежный кулич, который станет настоящим украшением праздничного стола.

Конечно, нельзя обойтись без обязательного атрибута пасхального поздравления - красного или расписного яйца.

Традиция обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря: «Христос Воскресе!», очень давняя. Христос дал нам жизнь, а яйцо - это символ начала жизни, знак бесконечного продолжения ее. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни. Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков.

Ученик: - Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло.

(проводятся игры описанные выше)

Учитель: - Игра «Узнай праздник» по картинке.

3.Итог урока: - Сейчас в своей группе составьте синквейн .

- Давайте проверим. Оцените свою работу в группе. (учащиеся зачитывают свои синквейны).

-Что показалось вам самым интересным и важным на классном часе?

4.Задание на дом:

Расскажите членам семьи и друзьям о религиозных праздниках христианства.

Узнайте, какие еще есть праздники.

Использованные ресурсы:

1.eroshka.ru/

2.. danilova.ru/storage/bible/01/birth_of_jesus.ppt

3.palomnic.org/oh/poet/

4. sunhome.ru/holiday/11

Синквейн - это короткое литературное произведение, малая стихотворная форма

Правила написания синквейна таковы:

В синквейне 5 строк:

На первой строчке записывается одно слово - существительное.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самими фраза в контексте с темой.

Пятая строчка - это слово-резюме, или синоним которое выражает личное отношение к теме.


© 2010-2022