Психологическая игра с элементами коммуникативного тренинга

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая игра с элементами коммуникативного тренинга

Быкова Елена Валерьевна, учитель начальных классов высшей категории.

Грушко Наталья Анатольевна, психолог высшей категории.

Форма: психологическая игра с элементами коммуникативного тренинга

Тема: Дорога в пятый класс.

Методическая цель: применение социально-активных педагогических методов как способ формирования компонентов УУД: личностного, коммуникативного и регулятивного.

Цели: формирование представлений о новом социальном статусе пятиклассника; формирование представлений о предварительном прогнозировании своего будущего; снятие тревожности по поводу перехода из начального звена в среднее.

Задачи: помочь в осознании последствий негативного привлечения внимания, развивать навыки конструктивного привлечения внимания; продемонстрировать важность умения правильно привлекать к себе внимание; разработать систему приёмов, позволяющих продуктивно привлекать внимание.

Этапы:

- игра-активатор, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс;

- выявление уровня тревожности с помощью сравнения своего состояния с показаниями термометра;

- обсуждение после каждого упражнения, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях;

- ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком.

Оборудование: интерактивная доска, бланки для практического задания, цветные карандаши, бумага для рисования, музыка, карточки с заданиями.

Ход мероприятия.

I. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.

Я приветствую вас на психологической игре, тема которой звучит так: «Дорога в 5 класс». Прежде, чем начать её, давайте поприветствуем друг друга известным для вас способом. Для этого я вас всех приглашаю в круг.

1. Приветствие друг друга.

- Положите свою правую ладонь на левую ладонь стоящего слева соседа… Сейчас мы с вами связаны одним целым и соединены между собой невидимой связью. Чтобы эта связь стала более крепкой, я предлагаю вас поприветствовать своего соседа слева, назвав его полным именем.

- Какое настроение у вас после приветствия?

2. Игра - активатор «Мамино ожерелье»

- Чтобы продолжить наше занятие, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Мамино ожерелье». Представьте себе, что мы сейчас мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас - красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте возьмёмся за руки. Ожерелье крутится вокруг маминой шеи.

Дети кружатся по кругу в одну в сторону.

Но вот ниточка порвалась, и ожерелье рассыпалось.

Все дети бегают хаотично по помещению.

Давайте выберем ювелира.

Ювелир собирает ожерелье: берёт за руку одного человека, тот берёт другого и т. д.

Вот и собрали мы мамино ожерелье, давайте полюбуемся им. Почувствовали ли вы от такой формы приветствия заряд энергии, настрой на работу?

II. Основная часть.

- А теперь, пожалуйста, займите свои места. Теперь можно приступить к работе.

Мы продолжаем с вами готовиться к новой роли - роли пятиклассников. На сегодняшнем занятии мы поговорим о трудностях, с которыми вам предстоит встретиться и о том, как и над чем надо поработать, чтобы быть готовыми их преодолеть.

Эпиграфом нашего занятия будут слова пословицы:

«Кто в настоящем думает о будущем, тот облегчает жизнь свою».

- Как вы понимаете смысл её? (Нужно размышлять о событиях будущего, предугадывать трудности, искать пути их решения. Воспринимать будущее не с тревогой, а с уверенностью и хорошим настроением, верой в свои силы.)

- Вот и подходит к концу ваше обучение в 4 классе. Впереди 5-ый класс - новая школьная жизнь. Послушайте небольшой отрывок песни К. Ибряева «Школьный корабль»

И в сентябрьский день погожий,

И когда метет февраль,

Школа, школа, ты похожа

На корабль, бегущий вдаль

Припев:

Сейчас наша вахта у школьной доски,

Так значит, немножко мы все моряки.

Нам жажда открытий знакома,

Дороги у нас далеки.

- Ребята, с какими образами сравниваются в песне школа и ученики?

Школа - корабль, ученики - моряки.

- Почему школа ассоциируется с кораблём?

Корабли совершают путешествия в неизведанные страны, земли, а мы тоже путешествуем, но не по морям и океанам, а по стране знаний.

- Чем лучше мы подготовимся к дальнейшему путешествию, тем удачнее будут дорога. Ни для кого не секрет, что все люди хотят знать, что их ждёт впереди, и каждый по-своему готовиться к встрече с будущим. Многие из вас испытывают волнение и даже страх при мысли о переходе в 5-ый класс, но у каждого он выражен по-разному. У кого сильнее, у кого слабее. Это состояние можно сравнить со столбиком термометра, измеряющего внутреннюю тревогу и волнение. И сейчас мы с вами изобразим этот термометр. Им будет служить линия от кегли до кегли: 0 и 100. Каждый из вас займёт позицию на этой шкале в соответствии со своим уровнем волнения.

Дети выстраиваются на линии. Педагог просит назвать каждого свой «градус».

Давайте попробуем приоткрыть завесу таинственного будущего, чтобы как можно лучше приготовиться к встрече с ним. Вернитесь на свои места и запишите в своих бланках в 1-ой колонке показания вашей температуры на данный момент.

Имя:

1.

2.


На последнем занятии, посвящённого переходу вами на новую ступень обучения, я вам предложила написать сочинение о том, что вы ждёте от 5-ого класса. Собрав в одно целое все ваши сочинения, я обратила внимание на то, что во всех сочинениях есть схожие моменты. Многие из вас испытывают страх перед новым и неизведанным. Открою вам небольшой секрет. Человек волнуется и боится чего-либо только из-за того, что мало имеет знаний и информации об этом. Как только он узнает о волнующем его событии больше, страх ослабевает, или исчезает совсем. Перед этим занятием я попросила вас написать сочинение на тему: «Что я жду от 5-ого класса». Многие из вас поделились со мной своими мыслями. В этих сочинениях вы высказали свои надежды и свои опасения, которые вас тревожат. Разные сочинения, но все их объединяет одно: вы с нетерпением ждёте перехода в среднее звено. Вы все волнуетесь и это понятно. Ведь это, как написала Давыдова Настя, новый этап в вашей жизни. Как правильно отмечает Настя, первое время будет нелегко, но вы привыкните, только надо постараться. Все вы отметили, что в 5-ом классе будет много предметов и учёба в школе будет разнообразной. Конечно, всем вам тяжело расставаться с начальными классами, но радует то, что многие из вас повзрослели, так как, не смотря на горечь расставания, всё равно с радостью пойдёте обучаться дальше. А ещё меня порадовало то, что многие из вас понимают, что 5-й класс потребует от вас больше самостоятельности. А вот тревожит всех несколько моментов: это новые учителя, которых вы не знаете, боязнь новых требований и плохих оценок. Опасаются некоторые новых взаимоотношений с одноклассниками. Хотя некоторые из вас думают, что в 5 классе появятся новые ученики, с которыми они обязательно подружатся.

4 года назад я так же, как и вас оправляла своих детей прошлого выпуска в среднее звено. У них были те же сомнения и волнения перед неизвестным, как и у вас. И вот наступил для них пятый класс. И через некоторое время мы их попросили поделиться своими впечатлениями о первых днях, проведенных в пятом классе. Послушайте, о чём они тогда говорили. Слушая их, обратите внимание, на какие трудности указывают ребята и совпадают ли они с вашими представлениями.

Просмотр видеозаписи.

- Что совпало с вашими предположениями?

- Как похожи высказывания детей прошлого года и ваши. Давайте поразмышляем над обозначенными ситуациями.

Для наглядности и удобства мы будем размещать основные моменты, которые вас тревожат, в таблице.

Работа ведётся с первой колонкой таблицы, на которой появляются надписи: много новых учителей, разные кабинеты, оценки, новые взаимоотношения среди одноклассников.

Школьные трудности

Наши чувства

Что делать? Пути решения

Качества, помогающие преодолеть трудности

  1. Много новых учителей


  1. Разные кабинеты


  1. Оценки


  1. Новые требования


  1. Новые взаимоотношения


- Какие чувства у вас возникают при мысли о них? Если вам тяжело определить своё эмоциональное состояние, воспользуйтесь словариком чувств, который лежит перед вами.

удовольствие

волнение

интерес

жду с нетерпением

страх

боюсь, что не понравлюсь

боюсь потеряться

запутаюсь

страх получить плохую оценку

не найду друзей

не смогу

- С какими из данных чувств труднее всего справиться? Страх и волнение

- Да, эти чувства часто мешают человеку быть успешным и хорошо учиться. Поэтому надо уметь владеть собой, регулировать своё эмоциональное состояние. А для этого надо узнать, как это делается. Сейчас мы этому поучимся.

1. «Много новых учителей».

- Что больше всего вас страшит в этой ситуации? Ответы детей.

- Нам страшно, пока мы не знаем человека. Но как только мы вступаем с ним в контакт, то чувство страха ослабевает или уходит совсем. Каждый урок - это тоже открытие. Слушая объяснения учителя, можно много узнать о человеке. Однако многое зависит и от вас. Как вы себя проявите, как зарекомендуете, так и учитель отнесётся к вам. У него тоже сложится своё представление о вас, как о человеке. Сейчас мы попробуем выделить те качества, которые необходимо иметь каждому ученику, чтобы установить хорошие отношения с новым учителем.

Упражнение: «Какие качества ценятся в людях».

Ребята делятся на 4 группы. На каждую группу выдаются цветные лепестки по количеству участников. Ребята советуются, какие качества ценят в себе и в людях, помогающие наладить добрые взаимоотношения с учителем и записывают эти качества на лепестках. Из полученных лепестков составляют цветок. Получается 4 цветка. Каждая команда зачитывает эти качества. Затем педагог предлагает из каждого цветка выбрать 2, наиболее важных качества, и собрать общий цветок.

Заполняется 4-ая колонка таблицы: доброжелательность, внимание к словам учителя, исполнительность, ответственное отношение к урокам, добросовестность, вежливость.

- Спасибо! Чтобы нам легче и прочнее запомнить то, что мы сейчас с вами обговорили, я предлагаю вам выбрать пословицу, которая наиболее точно напоминала бы о правильном поведении в данной ситуации. Пословицы перед вами на столах.

«Уважение вызывает доверие»

2. «Кабинетная система».

Вернёмся к таблице. Следующая трудность - кабинетная система.

Хотя вы в школе учитесь 4 года, но ориентироваться вам в номерах кабинетов, ещё не приходилось. Как правило, у всех учеников 5-х классов на первых двух - трёх неделях это вызывает смятение, и растерянность.

Как справиться с этой проблемой?

Предлагаю вам поиграть в игру «Лабиринт» Играя в неё, подумайте, какие качества помогли вам справиться с заданием, и нужны ли они будут в 5-ом классе?

Инструкция № 1.

Перед вами таблица с воображаемыми школьными коридорами и номерами кабинетов. Мы сейчас мысленно будем ходить по этим коридорам. Передвигаться по ним можно только по прямым линиям: вправо, влево, вверх, вниз. Я буду говорить направление, в котором надо идти, и количество клеток, а вы внимательно следите за моими указаниями. В любой момент я остановлюсь и спрошу, в каком кабинете мы находимся. Начинаем путь со значка «Начало пути». Будьте внимательны!

Инструкция № 2.

Один из игроков задумывает номер кабинета и пишет его на листочке. Затем начинает вести детей по таблице к задуманному кабинету. Когда приведёт он их, говорит «Стоп!». Дети указывают кабинет, к которому они пришли. Делается вывод.

- Итак, какие качества вам помогли сейчас справиться с заданием?

Внимание, сосредоточенность, умение слушать, ориентироваться. Учитель заполняет 4-ую колонку.

- Какое качество здесь наиболее важно? Память.

Совет. Если вы всё же заблудились и уже опаздываете на урок, то всегда можете обратиться за помощью к взрослым и попросить подсказать местонахождение кабинета.

- Давайте подберём пословицу, которая близка к нашей проблеме.

«Тело туда придёт, куда голова приведёт»

3. «Оценки».

А теперь поговорим с вами о самом волнительном моменте для каждого из вас - об оценках.

- С чем связан страх? Что она для вас значит?

- На сколько сильно вы переживаете, если получили оценку ниже, чем вы ожидали7

- Как вы считаете, теряет ли уважение ученик, который получил плохую оценку?

Есть мнение, что во всём плохом всегда можно найти что-то хорошее. А можно ли это применить к нашему случаю? Давайте поговорим об этом в игре «За и против». Приглашаю в круг 8человек, по два от каждой группы. Вам предлагается по кругу закончить фразу «Получить низкую оценку - это плохо, потому, что…». И: «Получить низкую оценку - это хорошо, потому, что…»

Обсуждение._

- Что проще было защищать, позицию «плохо» или позицию «хорошо»?

- Какие чувства возникали у вас, когда вы защищали позицию «хорошо»?

Очень важно сохранить самоуважение, признать свои собственные недостатки. Вы должны чувствовать и понимать, что если сейчас не всё ладится с учёбой, то виновата в этом не учительница, а вы сами. Более того, вы можете самостоятельно исправить ситуацию. Для этого нужно поразмышлять о себе, осознать причину своих промахов, и направить свои силы на успешную учёбу. Какие качества вам помогут справиться с волнением?

Вера в себя, желание учиться, умение признать свои ошибки.

- Выберите пословицу, в которой заключён смысл сказанного нами сейчас.

«Не страшно упасть, страшно не подняться».

4. «Новые требования».

- Давайте поразмышляем. Каждый из вас играл в различные игры. Что самое главное в любой игре, чтобы она получилась? Соблюдение правил.

- Что произойдёт, если вы нарушите правила игры?

- А разве требования, предъявляемые к вам в школе, не похожи чем-то на правила различных игр? Чем они похожи?

- Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Разведчик». Разведчиками у нас будут два человека (выбираются среди детей). Они и будут разведчиками. Их задача найти самых внимательных ребят. Остальные, стоя по кругу, будут отвечать на мои вопросы. Я задаю вопрос одному из вас, но отвечает на него не сам ребёнок, а игрок, стоящий слева. Будьте внимательны!

После игры обсуждение. Наблюдатели - разведчики называют внимательных детей, отмечая их жетонами.

-Трудно ли было соблюдать условия игры? Из-за чего может быть вызвано затруднение? Из-за не внимательности.

- Легко ли быть внимательным? К чему приводит такое небольшое нарушение в игре? А ведь есть игры, в которых бывают и серьёзные нарушения или несоблюдения правил. Вот так и на уроке нарушение требований учителя ведёт к неуспеху в учёбе, так же как и нарушение правил игры, к проигрышу в ней. Легко ли всегда соблюдать требования?

- Нет.

- Давайте посмотрим, а так ли отличаются требования, которые предъявляются вам сейчас, от тех требований, которые вам будут, скорее всего, предъявляться в 5-ом классе? Какие основные требования предъявляются к вам сейчас в начальной школе на любом уроке?

Будь внимательным на уроках!

Не опаздывай!

Выполняй домашнее задание! Делай её качественно!

Пиши красиво!

Учи правила!

Читай книги!

Так как в 5-ом классе появиться много устных предметов, нужно иметь хорошую технику чтения. Кто ещё имеет затруднения с этим, необходимо уже сейчас ещё больше работать над этим.

- Как вы думаете, в 5-ом классе эти требования изменятся?

- Какие качества вам помогут справиться с новыми требованиями?

Дисциплина, ответственность, трудолюбие, желание учиться, самостоятельность.

Новизна в 5-ом классе проявиться лишь в том, что от вас будет требоваться лишь больше самостоятельности. Классный руководитель не будет постоянно находиться с вами. Вы должны будете сами обращаться к нему за помощью, за советом, а классный руководитель будет вам в этом помогать. Начальная школа - это период знакомства с учебной деятельностью, а средняя школа - взрослый этап обучения, овладение самостоятельными формами работы.

- Выберите пословицу для данной ситуации.

«Кто в настоящем думает о будущем, то облегчает жизнь свою».

5. «Новые взаимоотношения с одноклассниками».

Бесспорно, в 5-ом классе появиться что- то новое в ваших взаимоотношениях. Насколько быстро вы справитесь с этой проблемой, зависит от того, насколько дружны вы стали в начальной школе. А ещё от того, насколько вы сами научились и умеете дружить. Сейчас мы выполним с вами рисуночный тест, который называется «Хороший ли вы друг»?

Инструкция: перед вами рисунок, который не имеет видимого смысла. Вам надо завершить таким образом картинку, чтобы у вас получился осмысленный рисунок. Время выполнения 1 минута.

Затем проводится интерпретация текста. Выводы по результатам сделайте сами.

Ключ к тесту
  • Если вы УВИДЕЛИ В ЭТОМ РИСУНКЕ ЗМЕЮ И СОЕДИНИЛИ ТРИ ДЕТАЛИ МЕЖДУ СОБОЙ, а также дорисовали ЗМЕИНУЮ МОРДУ И КОНЧИК ХВОСТА, то это говорит о том, что вы воспринимаете дружбу как нечто само собой разумеющееся, естественное. Вам никогда не приходилось прилагать особые усилия, чтобы завоевать дружбу людей, потому что вы с детства всем нравились. И поэтому вы несколько эгоистичный друг, вы любите быть в центре внимания и принимать восхищения окружающих. Однако, если вашим друзьям будет плохо, вы обязательно придете им на помощь.

  • Если из заданных деталей вы СОЗДАЛИ ТРИ НЕЗАВИСИМЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА РИСУНКА, то это говорит о вашем неумении дружить. Вы никогда не задумываетесь о чувствах ваших близких, для вас на первом месте всегда стоят ваши собственные нужды и потребности, и вы ни перед чем не остановитесь, чтобы добиться своей цели. Разумеется, мало людей способны дружить с таким эгоистом, как вы.

  • Если вы СДЕЛАЛИ ИЗ ТРЕХ ДЕТАЛЕЙ ДВА РИСУНКА, то это значит, что вы мнительный и осторожный человек, у вас не очень много друзей, потому что вы мало кому доверяете. Зато ради своих близких и дорогих людей вы пойдете на все, ничего не пожалеете, чтобы помочь им. Вы хороший друг, но не из тех, кто блещет умом и весельем в компаниях, а из тех, кто проверяется в беде и с честью выдерживает проверку.

  • Если вы НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНОЕ ИЛИ ПТИЦУ, добавив к заданному рисунку МНОГО СВОИХ ДЕТАЛЕЙ, то это говорит о том, что вы веселый и дружелюбный человек, у вас много знакомых и приятелей, вы всегда оказываетесь в центре внимания, в каком бы обществе вы ни находились. Вас большое количество народа считает своим самым близким другом, но все это ненастоящая дружба. Если вам потребуется реальная помощь, практически никто не окажет вам ее. Но вы сами всегда стараетесь помогать тем, кто в этом нуждается, вы не можете равнодушно смотреть на страдания и переживания других людей, даже не очень близких вам. Вы всё принимаете близко к сердцу.

  • Если вы увидели в этом рисунке НАДПИСЬ «SOS» то это говорит о вашей доброте и умении сопереживать другим людям. Вы никогда и никому не отказываете в помощи и сочувствии, оказываете моральную и материальную готовность ринуться в бой. Вы вспыльчивы и раздражительны, мнительны и злопамятны. Вам кажется, что все вокруг вам завидуют или презирают, вы постоянно сетуете на несправедливость мира. Вы не умеете нормально воспринимать критику, огрызаетесь на все замечания и советы. Люди предпочитают с вами не связываться.

  • Если вы все же не разглядели в этом рисунке животное и НАРИСОВАЛИ ПРЕДМЕТ, то это говорит о вашей пассивности и неумении постоять за себя. Вы принимаете как данность все замечания, придирки и критику и даже не пытаетесь защитить себя и свои убеждения. Честно говоря, у вас и убеждений-то как таковых нет, потому что вы все время от них отказываетесь в угоду окружающим. Тем, кто сильнее вас.

  • Если вы НАРИСОВАЛИ ПЕЙЗАЖ, то это говорит о вашем стремлении быть как все и не выделяться из коллектива. Как правило, вам не приходится отстаивать свои убеждения, потому что на них никто не посягает.

Какие качества необходимо поместить в таблице?

Общительность, внимание к людям, терпеливость, умение прощать.

К сожалению чаще всего мы говорим друг другу плохие слова. Иногда плохое легче сказать, чем хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные качества, которые придают нам уверенности в себе. Поиграем в игру «Комплимент»

Упражнение «Комплимент»

- Я предлагаю вам сказать каждому друг другу комплимент, передавая при этом клубок с нитками. Таким образом, по окончании упражнения вся группа оказывается «сшита» вместе. Это упражнение показывает единение группы.

- Вы все оказались связанными единой нитью, наши добрые слова и пожелания соединили всех в единое целое. Как вы себя чувствуете после этого упражнения?

- Какая пословица соответствует нашей ситуации?

«Дерево без корней, что человек без друзей»

  1. А теперь вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю её колонку «Пути

решения».

Для этого вспомним, о чём говорили мы с вами на занятии, какие приёмы использовали и какие делали выводы.

  1. «много новых учителей» - надо установит контакт т показать себя с лучшей стороны.

Учитель прикрепляет знак «Контакт рук».

  1. «кабинетная система» - умение ориентироваться, память, внимание.

Учитель прикрепляет знак «Компас».

  1. «оценки» - не терять самоуважения, извлекать уроки из своих ошибок.

Учитель прикрепляет знак «Инь-Янь».

  1. «новые трудности» - вспомни старые требования, будь требователен к себе, больше работай самостоятельно «!».

Учитель прикрепляет знак

  1. «новые взаимоотношения» - развивать способность и умение дружить.

Учитель прикрепляет знак «SOS».

А ещё я хочу воспользоваться теперь уже сочинениями ребят - пятиклассников. Теперь, когда период адаптации у них прошёл, они целый год проучились в 5 классе, они написали вам следующее:

Могу теперь уже сказать, что учиться в 5 классе не так уж и страшно. Учителя приняли нас, как родных. Правда, на уроках надо больше работать. Но знайте, что все препятствия можно преодолеть. Желаем вам успехов на новом пути к новым знаниям. Наша школа самая лучшая и классная!

Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу, и я прошу вас подумать над тем, как теперь вы можете оценить своё состояние по нашей шкале тревожности. Прошу выстроится на линии «температуры».

Кто из вас сменил позицию, и в какую сторону? Почему?

Запишите свою «температуру» во 2-ю колонку таблицы.

Сравните свои показания в 1 и 2 случае, и разместите свои бланки на экране температур в зависимости от того как изменились ваши показатели: выросли, остались без изменений, понизились.

Прошу всех вас встать в круг. Если сегодняшнее занятие было для вас интересным и полезным, то покажите вот так. Жест «Здорово!» Если ничего нового и полезного для себя не взяли, покажите вот так: Руки скрещены на груди. Спасибо!

Ну, а теперь давайте попрощаемся так, как мы это делаем обычно. Встали в круг и, проговаривая по слогам слово «До-сви-да-ни-я!», делаем шаги внутрь круга. На последнем слоге «Я» поднимаем вверх дружно руки.

На память о сегодняшнем занятии мы дарим вам памятки: «Если тебе будет трудно в 5 классе, вспомни наш сегодняшний разговор…».

Звучит песня «Прекрасное далёко».

Школьные трудности

Что делать? Пути решения

Качества, помогающие преодолеть трудности

  1. Много новых учителей

Уважение рождает доверие

Доброжелательность, ответственность, добросовестность, вежливость, исполнительность

  1. Разные кабинеты

Тело туда придёт, куда голова приведёт

Умение ориентироваться, память, внимание

  1. Оценки

Не страшно упасть, страшно не подняться

Вера в себя, желание учиться, умение признать свои ошибки

  1. Новые требования

Кто в настоящем думает о будущем, то облегчает жизнь свою

Дисциплина, ответственность, трудолюбие, желание учиться, самостоятельность

  1. Новые взаимоотношения

Дерево живёт корнями, а человек друзьями

Умение дружить, терпение, уступчивость, стремление прийти на помощь

Памятка четверокласснику.





МБОУ гимназия № 11



Областной семинар классных руководителей

Интерактивная игра

Дорога в 5 класс



Подготовила и провела

учитель начальных классов

Быкова Е. В.

2015г.

© 2010-2022