- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка единого классного часа «ХОЛОКОСТ – ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА»
Методическая разработка единого классного часа «ХОЛОКОСТ – ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабынин С.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
«ХОЛОКОСТ - ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА»
/ методическая разработка единого классного часа 20.01.2016г./
Разработал
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
2016
Тема:
Холокост - трагедия XX века.
Цель:
На примере подлинных исторических событий, показать обучающимся трагедию Холокоста, и почему необходимо знать это событие, чтобы не повторить исторических ошибок в наше время.
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с понятием, событиями, уроками Холокоста, проанализировать его последствия на примере документальных исторических фактов.
2. Способствовать всестороннему развитию личности, охватывающей ее
политический, интеллектуальный и нравственный рост.
3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков ценностно-ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и общечеловеческих ценностей.
Тип мероприятия:
Тематическая беседа.
Эпиграф:
«Целью Холокоста был геноцид в чистом виде - истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной - убийством для убийства».
/главный раввин Российской Федерации Берл Лазар/
Материальное обеспечение:
ПК. Презентация.
План проведения:
1. 27 января - День памяти жертв Холокоста.
2. Холокост - трагедия XX века.
3. Уроки Холокоста.
Ход классного часа:
1. 27 января - День памяти жертв Холокоста. Слайд №2-4
Звучит оркестр Яновского Концлагеря - Танго Смерти «Та Остатня Недзеля».
Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они - наши…
Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда - где-то…
А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…
1 обучающийся:
Холокост - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».
-
в узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территорияхво время Второй мировой войны на протяжении 1933-1945 годов.
Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.
-
в широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.
Преподаватель:
Главный раввин Российской Федерации Берл Лазар писал:
«Целью Холокоста был геноцид в чистом виде - истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной - убийством для убийства».
2 обучающийся:
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, в день освобождения нацистского лагеря смерти Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.
По просьбе Генеральной Ассамблеи ООН была разработана программа просветительской деятельности «Холокост и ООН», предусматривающая «поощрение разработки государствами - членами Организации образовательных программ по теме Холокоста и мобилизацию гражданского общества в просветительских и информационных целях». Аналогичная дополняющая просветительская программа разработана ЮНЕСКО.
В день 60-й годовщины освобождения Освенцима Европарламент принял резолюцию, осуждающую Холокост.
Наиболее известными научными центрами, специализирующимися на этой теме, являются израильский «Национальный мемориал катастрофы и героизма» и американский «Мемориальный музей Холокоста».
2. Холокост - трагедия XX века. Слайд №5-8
Преподаватель:
Почему мы не можем забыть это событие? Потому что миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом.
6000000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации!
Кроме того, были уничтожены так же от четверти до трети цыганского народа,
подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные.
По мере того, как их власть распространялась на всю Европу, гитлеровцы подвергали гонениям и убивали миллионы других людей. Около трех миллионов советских военнопленных были убиты или умерли от голода, болезней и жестокого обращения.
Гитлеровцы уничтожили десятки тысяч поляков нееврейского происхождения - деятелей культуры и церкви - и депортировали миллионы польских и советских граждан в немецкие лагеря принудительного труда, где они часто гибли из-за ужасных условий.
Для контроля над еврейским населением, а также для облегчения их дальнейшей депортации немцы и их союзники создавали гетто, пересылочные лагеря и лагеря принудительного труда, которые действовали в течение всей войны.
Но самым гнусным и бесчеловечным проявлением нацистской политики стало создание «лагерей смерти». По данным отчета 1967 года Федерального министерства внутренних дел Германии насчитывалось 1634 концентрационных лагерей и их подразделений на захваченных нацистами территориях. Послушаем об одном из них.
3 обучающийся:
В январе 1942 года в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой гитлеровскими нацистами было принято «окончательное решение» еврейского вопроса, что означало тотальное уничтожение еврейского населения Европы.
С этого времени Освенцим стал «фабрикой смерти». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых
Главные ворота концлагеря Освенцим-I с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»). Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство людей, которые читали эту надпись, были убиты уже в первые 24 часа. Через эти ворота заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 часов спустя. В маленьком скверике рядом с лагерной кухней лагерный оркестр играл марши, которые должны были бодрить заключенных и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы. Играл, когда колонны узников шли в газовые камеры.
4 обучающийся:
Это было что-то вроде ада.
Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных преступные эксперименты. Так, например, с целью разработки быстрого метода биологического уничтожения неугодных народов проводили на женщинах опыты по стерилизации.
Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и другие бесчеловечные опыты.
Преподаватель:
Через ужасы гетто и нацистских лагерей смерти прошло бесчисленное множество мужчин, женщин и детей, которым, тем не менее, удалось выжить. Все они хотят донести до каждого из нас важнейшую мысль - мысль о триумфе человеческого духа в решительном стремлении человечества предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления.
3. Уроки Холокоста. Слайд № 9-10
Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений - национальных взрывов, религиозной нетерпимости, гражданских войн, разгула неофашизма, мы обязаны говорить о Холокосте - самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем миллионы людей. Нам нельзя забывать историю, чтобы она не вернулась к нам в самом жестоком своём проявлении; в войне, в убийствах и разрушениях.
Роберт Рождественский «Реквием».
Помните! Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших - будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся - помните!
Какою ценой завоевано счастье - пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет - помните!
О тех, кто уже никогда не споет - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда - заклинаю - помните!
Список использованной литературы и интернет - ресурсов.
1. Катастрофа. Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы - статья из Электронной еврейской энциклопедии.
2. Куманев Г. А., «Гитлеровский геноцид славянских народов Европы по материалам Нюрнбергского процесса и другим документам» - «Мир и политика», № 05 (56), май 2011.
3. holocf.ru.