Методическая разработка единого классного часа «ХОЛОКОСТ – ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ





Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель Белгородской области




«ХОЛОКОСТ - ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА»


/ методическая разработка единого классного часа 20.01.2016г./




Разработал

Бабынин Сергей Анатольевич,

преподаватель истории и обществознания













2016

Тема:

Холокост - трагедия XX века.

Цель:

На примере подлинных исторических событий, показать обучающимся трагедию Холокоста, и почему необходимо знать это событие, чтобы не повторить исторических ошибок в наше время.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с понятием, событиями, уроками Холокоста, проанализировать его последствия на примере документальных исторических фактов.

2. Способствовать всестороннему развитию личности, охватывающей ее

политический, интеллектуальный и нравственный рост.

3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков ценностно-ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и общечеловеческих ценностей.

Тип мероприятия:

Тематическая беседа.

Эпиграф:

«Целью Холокоста был геноцид в чистом виде - истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной - убийством для убийства».

/главный раввин Российской Федерации Берл Лазар/

Материальное обеспечение:

ПК. Презентация.

План проведения:

1. 27 января - День памяти жертв Холокоста.

2. Холокост - трагедия XX века.

3. Уроки Холокоста.

Ход классного часа:


1. 27 января - День памяти жертв Холокоста. Слайд №2-4

Звучит оркестр Яновского Концлагеря - Танго Смерти «Та Остатня Недзеля».

Я не знаю, как писать о Холокосте,
Чтобы не было потом страшно.
Ведь взывают из земли кости,
И не чьи-нибудь они - наши…
Как в горящее взглянуть гетто,
Что б не вздрогнули от слез руки,
Эти дети навсегда - где-то…
А могли бы быть уже внуки…
Как с улыбкой показать печи
В распахнувшихся вратах ада?
Догорают в тишине свечи…
Лучше, молча, посидим рядом…

1 обучающийся:

Холокост - от древнегреческого Holocaustosis, означающего «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

  • в узком смысле - преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территорияхво время Второй мировой войны на протяжении 1933-1945 годов.

Наряду с геноцидом армян в Османской империи является одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.

  • в широком смысле - преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.

Преподаватель:

Главный раввин Российской Федерации Берл Лазар писал:

«Целью Холокоста был геноцид в чистом виде - истребление народа. И не просто истребление, но истребление спланированное. Холокост был единственной в истории человечества абсолютно иррациональной войной - убийством для убийства».

2 обучающийся:

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, в день освобождения нацистского лагеря смерти Освенцима, Международным днём памяти жертв Холокоста.

По просьбе Генеральной Ассамблеи ООН была разработана программа просветительской деятельности «Холокост и ООН», предусматривающая «поощрение разработки государствами - членами Организации образовательных программ по теме Холокоста и мобилизацию гражданского общества в просветительских и информационных целях». Аналогичная дополняющая просветительская программа разработана ЮНЕСКО.

В день 60-й годовщины освобождения Освенцима Европарламент принял резолюцию, осуждающую Холокост.

Наиболее известными научными центрами, специализирующимися на этой теме, являются израильский «Национальный мемориал катастрофы и героизма» и американский «Мемориальный музей Холокоста».

2. Холокост - трагедия XX века. Слайд №5-8

Преподаватель:

Почему мы не можем забыть это событие? Потому что миллионы людей были убиты и не имеют могил, никто их не хоронил, они стали дымом и пеплом.

6000000 жертв немыслимого в истории уничтожения людей только за принадлежность еврейской нации!

Кроме того, были уничтожены так же от четверти до трети цыганского народа,

подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные.

По мере того, как их власть распространялась на всю Европу, гитлеровцы подвергали гонениям и убивали миллионы других людей. Около трех миллионов советских военнопленных были убиты или умерли от голода, болезней и жестокого обращения.

Гитлеровцы уничтожили десятки тысяч поляков нееврейского происхождения - деятелей культуры и церкви - и депортировали миллионы польских и советских граждан в немецкие лагеря принудительного труда, где они часто гибли из-за ужасных условий.

Для контроля над еврейским населением, а также для облегчения их дальнейшей депортации немцы и их союзники создавали гетто, пересылочные лагеря и лагеря принудительного труда, которые действовали в течение всей войны.

Но самым гнусным и бесчеловечным проявлением нацистской политики стало создание «лагерей смерти». По данным отчета 1967 года Федерального министерства внутренних дел Германии насчитывалось 1634 концентрационных лагерей и их подразделений на захваченных нацистами территориях. Послушаем об одном из них.

3 обучающийся:

В январе 1942 года в пригороде Берлина, Ванзее, состоялась конференция, на которой гитлеровскими нацистами было принято «окончательное решение» еврейского вопроса, что означало тотальное уничтожение еврейского населения Европы.

С этого времени Освенцим стал «фабрикой смерти». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых

Главные ворота концлагеря Освенцим-I с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»). Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство людей, которые читали эту надпись, были убиты уже в первые 24 часа. Через эти ворота заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 часов спустя. В маленьком скверике рядом с лагерной кухней лагерный оркестр играл марши, которые должны были бодрить заключенных и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы. Играл, когда колонны узников шли в газовые камеры.

4 обучающийся:

Это было что-то вроде ада.

Многочисленные врачи СС, работавшие в лагере, ставили на заключенных преступные эксперименты. Так, например, с целью разработки быстрого метода биологического уничтожения неугодных народов проводили на женщинах опыты по стерилизации.

Доктор Йозеф Менгеле, главный врач Освенцима, в рамках генетических и антропологических опытов проводил эксперименты на детях-близнецах и детях с физическими недостатками; он вводил в вены и сердца заключенных вредные препараты, чтобы определить степень страдания, которой можно достичь, и проверить, насколько быстро они приводят к смерти. Кроме того, в Освенциме осуществлялись разного рода опыты с применением новых лекарств и препаратов: в эпителий заключенных втирались токсические субстанции, проводилась пересадка кожи и другие бесчеловечные опыты.

Преподаватель:

Через ужасы гетто и нацистских лагерей смерти прошло бесчисленное множество мужчин, женщин и детей, которым, тем не менее, удалось выжить. Все они хотят донести до каждого из нас важнейшую мысль - мысль о триумфе человеческого духа в решительном стремлении человечества предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления.

3. Уроки Холокоста. Слайд № 9-10

Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений - национальных взрывов, религиозной нетерпимости, гражданских войн, разгула неофашизма, мы обязаны говорить о Холокосте - самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем миллионы людей. Нам нельзя забывать историю, чтобы она не вернулась к нам в самом жестоком своём проявлении; в войне, в убийствах и разрушениях.

Роберт Рождественский «Реквием».

Помните! Через века, через года - помните!

О тех, кто уже не придет никогда - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших - будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучатся - помните!

Какою ценой завоевано счастье - пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет - помните!

О тех, кто уже никогда не споет - помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

К мерцающим звездам ведя корабли - о погибших помните!

Встречайте трепетную весну, люди Земли.

Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда - заклинаю - помните!

Список использованной литературы и интернет - ресурсов.

1. Катастрофа. Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы - статья из Электронной еврейской энциклопедии.

2. Куманев Г. А., «Гитлеровский геноцид славянских народов Европы по материалам Нюрнбергского процесса и другим документам» - «Мир и политика», № 05 (56), май 2011.

3. holocf.ru.Методическая разработка единого классного часа «ХОЛОКОСТ – ТРАГЕДИЯ XX ВЕКА»

© 2010-2022