- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа формирования и развития профессиональной компетентности педагога
Программа формирования и развития профессиональной компетентности педагога
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвеева А.С. |
Дата | 09.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
Утверждено
решением методического совета Протокол № 1
от «30» августа2013г.
Председатель методического совета
________/ /
Программа
формирования и развития
профессиональной компетентности педагога
Автор программы:
Матвеева
Александра,
Учитель английского языка
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка…………………………………………..……… 3
2. Цель и задачи программы…………………………………………….…..4
3.Сроки реализации программы…………………………………………….5
4.Состояние, результативность. Анализ исходного состояния ………… 6
5. Мероприятия по реализации программы. ……………………………..10
6. Ожидаемый результат…………………………………………………...11
7. Литература………………………………………………………………..11
8. Приложения………………………………………………………………12
- Анкета
- Диагностика
1.Пояснительная записка.
Широкое применение терминов компетенция, компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. Поэтому одним из основных принципов образовательной политики в России сегодня является подготовка квалифицированного, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией работника, готового к постоянному профессиональному росту. И сегодня как никогда возникла необходимость в иной, более качественной подготовке педагога, в которой бы сочетались и профессиональные базовые знания, и инновационность мышления, и исследовательские способности. И, бесспорно, профессиональная компетентность учителя - это главный ресурс качества образовательного процесса.
Термин «профессиональная компетенция» начал активно употребляться в конце ХХ века, и стал предметом изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности. Что же собой представляет толкование этого термина? Под профессиональной компетенцией учителя можно пониматьспособность учителя превращать специальность, носителем которой он является, в средства формирования личности учащихся с учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебно-воспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляется. Таким образом, мы можем назвать педагога профессионально компетентным, если он на высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение и достигает при этом стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развивая свою профессиональную компетентность - мы развиваем свою творческую индивидуальность, формируем восприимчивость к педагогическим инновациям, адаптируемся в меняющейся педагогической среде. И от нашего профессионального уровня зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Под профессионализмом педагога понимается высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Учитель-профессионал - это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.
Главным фактором достижения профессионализма учителя является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания).
Смысловое переживание - это та емкая грань опыта, в которой сплавлены самые разные, но авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные аспекты его, жизнедеятельности. Смысл может проявляться как процесс соответствия самому себе и миру, что субъективно переживается как счастье и полнота жизни, как основная приоритетная ценность, определяющая жизненный путь человека.
Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально - предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка учителя. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.
Программа разработана на основании следующих документов:
-
Программа развития МАОУ «Средняя школа №4».
-
Устав школы.
-
Проект «Наша новая школа».
2.Цель программы:
повышение профессионально-педагогической компетентности.
Задачи программы:
-
Провести самодиагностику.
-
Изучить Федеральный закон «Об образовании»,вступающий в силу в 2013 году. Ознакомиться с ключевыми особенностями ФГОС второго поколения.
-
Спланировать мероприятия, способствующие повышению педагогической компетенции.
Данная программа разработана в соответствии со следующими документами:
-
Устав МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4».
-
Проект «Наша новая школа».
-
Пилотный проект Департамента образования и науки Тюменской области «Диагностика профессионально-педагогической компетентности учителя».
-
Школьная программа «Формирование и развитие профессиональной компетенции педагогов».
-
Сроки реализации программы.
2013 год - 2016 год
Этапы освоения и внедрения программы школы
по профессионально-педагогической компетентности учителя
Iэтап -аналитико-диагностический (2013г.- 2014 г.)
-
Разработка и утверждение программы по повышению
профессионально-педагогической компетентности учителя.
-
Изучение литературы по проблеме.
-
Изучение и диагностика уровня знаний учащихся.
IIэтап -практический - (2014-2015 г.)
-
Отработка диагностики компетентности учителя.
-
Изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме.
-
Проектирование совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.
-
Ознакомление с нормативно-правовыми документами
III этап - результативный - (2015 - 2016г.)
-
Самоконтроль и экспертная оценка результатов профессионально-педагогической компетентности учителя на основе диагностики.
-
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
4.Состояние, результативность.
Я, Матвеева Александра Сергеевна, окончила в 2013 году Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова по специальности учитель иностранного языка с дополнительной специальностью иностранный язык.
В своей работе я применяю следующие педагогические технологии:
1.Групповые технологии.
2 Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
3. Игровые технологии
4.Личностно-ориентированная технология.
5.Применение педагогики сотрудничества
С целью изучения личных профессиональных и информационных потребностей и затруднений провел самодиагностику по анкете «Уровень профессиональной компетентности учителя». (Приложение 1).
По результатам анкетирования выявилась компетенция менее выраженная и результативная: нормативно-правовая-18 баллов.
5.Мероприятия по реализации программы:
№
Содержание работы
Время
Подведение итогов
1.
Анализ эффективности внедрения разработанных проектов в практику
2013 г.
2014
+
2.
Разработка методических рекомендаций с опорой на свой опыт.
2014 г., 2015
Заседание М/О
3.
Представление материалов для обсуждения педагогической общественностью.
Февраль
2014, 2015
Педсовет
4.
Определение темы и задач, исходя из полученных результатов.
Март 2014
Портфолио
5
Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.
2013-2016
Эффективное использование ИКТ
6. Ожидаемые результаты
- повышение профессионально-педагогической компетентности учителя;
- качественное обновление содержания образования и форм организации образовательно-воспитательного процесса;
- повышение качества образования учащихся;
- соответствие результатов группы развития и обученности учащихся;
- применение групповых технологий, игровых технологий.
Используемая литература:
1 . Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
2.Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие М., 2000. - С. 360-362.
3. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. - М.: "Дело", 1994. - 216 с.
4.Галеева Н. Время индивидуализации//Иностранные языки - 2011 - С.25
5.Гальскова Н.Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения // Иностранные языки в школе - 2012 - № 9. - С.2.
6.Иванова Т.И. Групповая форма работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе - 2012 - № 6. - С.42.
7. Конышева А.В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. - Минск, 2008.
9. Приложение № 1
Диагностика:
Карта самооценки профессиональной компетентности
Нормативно- правовая (НП)
-
Знает основные нормативные документы, регламентирующие отношения и работу с детьми (конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Закон образовании, Национальный проект «Образование», образовательная инициатива «Наша новая школа», стандарты 2004 года, стандарты 2 поколения, Устав школы и др.)
7 6 5 4 3 2 1
Имеет достаточно общее представление о нормативных документах в области образования
-
Демонстрирует понимание основных приоритетов развития образования Тюменской области в части:
- обеспечения доступного качественного образования;
- сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- воспитания и социализации личности;
- информатизации образовательного процесса;
- доступности образования для детей с ОВЗ, в том числе интегрированного обучения;
- выявления и организации работы с одаренными детьми
7 6 54 3 2 1
Имеет достаточно общее представление об основных направлениях развития образования в Тюменской области
-
Понимает цели и задачи обучения учащихся по предмету; ориентируется в госстандартах, учебных планах и программах обучения
7 6 5 4 3 2 1
Имеет достаточно общее представление о государственных стандартах; слабо ориентируется в постановке целей и задач по предмету, в учебных планах и программах
Всего
14
Методологическая (М)
1.Владеет содержанием современных достижений науки и практики; имеет достаточно четкое представление о роли и месте использования этих знаний в обучении
7 65 4 3 2 1
Не может определить значение содержания обучения по предмету для прагматических нужд обучающихся, затрудняется в установлении связей внутри предмета и с другими дисциплинами
2. Ориентируется на новые ценности образования, альтернативные системы обучения и воспитания, знает принципа отбора содержания образования и реализует их.
7 6 5 4 3 2 1
Не интересуется принципами альтернативного образования, не стремится использовать передовой педагогический опыт в своей практике
3.Владеет методологией исследования (умеет формулировать проблему, цель, объект, предмет, рабочую гипотезу, задачи исследования, достигать запланированных результатов)
7 6 5 4 3 2 1
Недостаточно владеет методологией исследования: затрудняется в определении проблемы и цели; в формулировании объекта и предмета исследования, гипотезы; определении задач исследования, планировании ожидаемых результатов
4. Знает сущность компетентностного (деятельностного) подхода и
использует его в практической работе.
7 6 5 4 3 2 1
Понимает суть компетентностного (деятельностного) подхода, но в практической деятельности редко использует компетентностные методы и формы обучения
5. Проявляет способность и готовность, обобщив результаты своего педагогического опыта, выступить на семинаре, «круглом столе », научно-практической конференции, педсовете.
7 6 5 4 3 2 1
Недостаточно владеет методами обобщения педагогического опыта; не умеет презентовать свой опыт
6. Знает предмет (ориентация в целях и задачах науки, оперирование научной терминологией, ориентация в отборе содержания обучения на основе научных данных, фактов, понятий, законов)
7 6 5 4 3 2 1
Знает содержание предмета, но отбирает содержание, ориентируясь только на знания, не планирует отбор способов деятельности, формирование опыта творческой деятельности
7. Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, использует их как основу в своей педагогической деятельности
7 6 5 4 3 2 1
Строит свою педагогическую деятельность без учета современной концепции образования
8. Хорошо владеет навыками рефлексивного анализа педагогической деятельности и умеет корректировать ее с учетом конкретной ситуации. Рефлексию осуществляет постоянно и целенаправленно.
7 6 5 4 3 2 1
Видит свои недостатки, пробелы в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Способен добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы
Всего
41
Психолого-педагогическая (ПП)
-
Знает психологические особенности учащихся (ориентация в психологических особенностях школьников и необходимости их учета при отборе содержания, форм и методов обучения)
7 6 5 4 3 2 1
Имеет самые общие представления об особенностях психического развития детей различных возрастов
-
Умеет организовать работу с «трудными» и одаренными детьми на уроке, обеспечивает индивидуальный подход в вопросах обучения, дифференцирует объем и сложность заданий
7 6 5 4 3 2 1
Практически не осуществляет индивидуального подхода к учащимся, изредка использует дополнительные внеурочные занятия с отстающими в обучении
-
Выявляет пробелы в знаниях и умениях учащихся, определяет и реализует индивидуальные траектории работы по ликвидации пробелов
7 6 5 4 3 2 1
Не использует в работе по ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся индивидуальный подход
-
Владеет методами изучения процесса и результатов развития учащихся и использует их в воспитательных целях
7 6 5 4 3 2 1
Не ведет работу по изучению процесса и результатов развития учащихся и не использует их в воспитательных целях
Всего
20
Предметно-методическая (ПМ)
-
Владеет методикой преподавания (ориентируется в разнообразии и целевой направленности различных методов и приемов обучения учащихся; в новых методах и приемах обучения; в новых формах организации обучения)
7 65 4 3 2 1
Проявляет однообразие в поурочном и тематическом планировании: не осуществляет учета конкретных особенностей класса. Используются главным образом готовые планы и рекомендации
-
Использует в своей деятельности современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализует компетентностный подход, принципы развивающего обучения
7 65 4 3 2 1
Использует только методические приемы из различных технологий
-
Принимает систематическое участие в инновационной деятельности
7 6 5 4 3 2 1
Не в системе включается в инновационную деятельность
-
Использует здоровьесберегающие технологии в практической деятельности
7 6 5 4 3 2 1
Частично использует здоровьесберегающие технологии
5. Умеет использовать приемы педагогической техники при формировании ключевых компетенций учащихся
7 6 5 4 3 2 1
Не владеет приемами педагогической техники при формировании компетенций
6. Умеет устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи в процессе обучения
-
6 5 4 3 2 1
Не использует межпредметные и внутрипредметные связи в целях повышения качества обучения
7. Успешно организует самостоятельную работу на уроке и внеурочной деятельности
7 6 5 4 3 2 1
Организует самостоятельную работу, однако использует эти методы не целенаправленно, эпизодически как вспомогательные
Всего
36
Информационная (И)
-
Владеет навыками работы с различными электронными носителями информации и периферийными устройствами
7 6 5 4 3 2 1
В учебной работе опирается только на традиционные способы представления информации (доска, плакат и т.п.), обращение к электронным средствам и носителям носит эпизодический характер
-
Работает в программах:
Word (создание электронных документов),
Exсel (обработка табличных данных, построение графиков, диаграмм),
Power Point (созданиепрезентаций).
7 6 5 4 3 2 1
Имеет представление об указанных программах, но работает в данных программах редко, от случая к случаю.
-
Работает в сети Интернет с электронной почтой, осуществляет поиск информации в сети, работает с образовательными Интернет-ресурсами
7 6 5 4 3 2 1
Отсутствуют навыки работы в сети Интернет с электронной почтой, поиска информации в сети, работы с образовательными Интернет-ресурсами
-
Осуществляет информационно-технологическое обеспечение и ведение урока с использованием мультимедийного оборудования.
7 6 5 4 3 2 1
Слабо владеет компьютерной техникой, хаотично использует мультимедийное оборудование
-
Работает в информационной системе школы, осуществляет ведение информационного банка
7 6 5 4 3 2 1
Отсутствуют навыки работы в информационной системе школы, не осуществляет ведение информационного банка
-
Умеет осуществлять оптимальный выбор информационных технологий и электронных ресурсов на различных этапах учебного процесса в соответствии с поставленными задачами (отбор содержания и построения логической структуры урока, определение оптимального количества и содержания электронных средств обучения с учётом дифференциации учебного процесса, выбор форм мониторинга результатов, контроля и самоконтроля знаний, обратной связи, обработки результатов и др.)
7 6 5 4 3 2 1
Нерационально осуществляет выбор информационных технологий и электронных ресурсов
-
Владеет методами формирования информационной компетенции учащихся
7 6 5 4 3 2 1
Слабо владеет методами формирования информационной компетенции учащихся
-
Владеет дистанционными формами обучения с учётом различных категорий учащихся
7 6 54 3 2 1
Слабо владеет дистанционными формами обучения с учётом различных категорий учащихся
-
Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области
7 6 5 4 3 2 1
Знает и умеет работать с обучающими образовательными программами по своей предметной области, но использует нерегулярно.
-
Использует систематически информационные технологии и электронные ресурсы во внеурочной деятельности.
7 6 5 4 3 2 1
Редко использует информационные технологии и электронные ресурсы во внеурочной деятельности.
Всего
54
Итого
165