Сценарий и презентация классного часа Мой внутренний мир (10 класс)

   Развитие самосознания подростков, умений и навыков  самоанализа, рефлексии, нравственное  совершенство – все это можно сформировать у старшеклассников циклами классных часов о  их внутреннем мире, который порой им совершенно не понятен.  Классный час «Мой внутренний мир» дает им такую возможность  прислушаться к себе и понять себя. Предполагаемый результат после проведения данного классного часа: повышение интереса подростков к содержанию своего внутреннего мира, осознание различных сторон св...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час 10 класс

Тема: Мой внутренний мир.

Цель: - развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию;

- совершенствование умений и навыков толерантного общения друг с другом;

- формирование навыков культуры речи.

Наглядный и раздаточный материалы: доска, маркеры, цветные и простые карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А4, небольшие листочки для упражнения «Пожелание» по количеству участников, шкатулка, мяч, музыка для релаксации.

Время проведения: 45 мин.

Количество участников: 6 учениц.

Предполагаемый результат: повышение интереса подростков к содержанию своего внутреннего мира, осознание различных сторон своего внутреннего мира.

Предварительная подготовка: на раздаточном материале написать правила работы на занятии, тему, а также можно разместить несколько высказываний о внутреннем мире человека, о «душе».

Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри.

Джеймс Купер

Стрелы пронзают плоть, а злые слова - душу.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.

Виссарион Белинский

Плохо, когда человеку не достает разума; но плохо вдвойне, когда ему недостает души.

Самюэл Джонсон

Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.

Гюстав Флобер

Всякая душа есть маленькое тайное общество.

Марсель Жуандо

Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и целей занятия, формирование установки на активную творческую работу.

Упражнение «Имя»

Учитель предлагает всем участникам встать в круг рядом друг с другом, передавать зеркало от одного к другому. Тому участнику у кого в руках оказалось зеркало назвать своё имя и произнести прилагательные, характеризующие ее имя например: Ольга - остроумная, общительная, отзывчивая.
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.

Учитель: Прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии, при желании вы можете дополнить эти правила.

Правила работы на занятии:

Уважение к говорящему.
Право на личное мнение есть у каждого.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упражнениях.
Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями.

Учитель. Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас - мир внешний (вокруг). Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас - его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий.

-А внутренний? Дайте определение.

Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

Структура духовного мира человека

Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Он у каждого человека свой, неповторимый. Этот мир невидим нашим глазам.
-На что он похож? Как вы себе его представляете?
-Что же находится в этом мире?
(наши мысли, эмоции, чувства, характер, мечты).
-Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в ваш внутренний мир и узнать его получше.

- Зачем нужно знать свой внутренний мир? (Ответы)
- Итак, в добрый путь! Приятного путешествия!

Упражнение «Наш внутренний сад»

Учитель: Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад

ролик «Весна»

(фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации).

Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада.

После просмотра отвечают на вопросы.


- Какой он - сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький?
- Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки?
- Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему?
- Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь по своему саду, погуляйте (пауза).
- Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
- А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите.

Постепенно возвращайтесь в нашу комнату.

Далее учитель просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о саде своего внутреннего мира.

- Каким вы представили свой внутренний сад?
- Что вы испытали, когда выполняли упражнение?
- Что теперь чувствуете?

Учитель: Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать.

-Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? (Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально).

- Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? (Да, только урожай сорняков).

-А что с ним делать? Сколько труда нужно приложить, чтобы его прибрать и уничтожить! Богатый урожай из внутреннего сада - это основа счастья человека.

- Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»?
Ухоженный внутренний сад питает человека и помогает ему достичь всего, о чём он мечтает.
- Послушайте своё сердце, позовите на помощь воображение и нарисуйте свой внутренний сад.
- Что в нём растёт? Какой урожай он даёт?
- Какие сорняки нужно выполоть в вашем внутреннем саду? Подумайте, как это лучше сделать?
- Какие советы вы дали бы человеку, который желает вырастить в своём внутреннем саду добрый урожай?


Учащимся даётся время на рисование, затем они могут по своему желанию показать и прокомментировать рисунки (никакой критики не допускается).
Важно подвести детей к пониманию, что у каждого свой уникальный внутренний мир и от самого человека зависит каким он будет.

Тест «Фрукты-ягоды»

Американские психологи выявили зависимость характера человека от ягод и фруктов, которые он предпочитает употреблять в пищу. Ими был проведен тщательный анализ, который позволил выделить людей по типам - таким, как Апельсины, Груши, Яблоки, Клубника и Черешня, - и дать им довольно подробную характеристику.

Чтобы провести данный тест, перечисленные фрукты и ягоды напишите на плакате и повесьте его таким образом, чтобы было видно всем присутствующим. Спросите собравшихся, какие из этих плодов они предпочитают, а затем прочитайте характеристику, помещенную ниже.

Характеристика фруктов и ягод

Апельсины

Как правило, Апельсины - натуры любвеобильные. Они не могут жить без постоянного внимания со стороны окружающих, на фоне которых привыкли выделяться своей неординарностью.

Апельсины буквально заряжены энергией, днями напролет они что-то творят, ни секунды не сидя на одном месте.

Что касается отношений с противоположным полом, они способны влюбить в себя за одну минуту, приятно провести время с предметом своего обожания и так же быстро расстаться с ним.

Груши

Груши по своей натуре большие оптимисты. Они быстро и легко сходятся с людьми, которым приходится по нраву жизнелюбие и неугасаемое чувство юмора этих фруктов. С Грушами всегда весело и комфортно. Вокруг них жизнь бьет ключом. Груши - прекрасные друзья, которые всегда придут на помощь в трудную минуту.

Яблоки

Яблоки - большие консерваторы. Новинки технического прогресса не для них. Свою жизнь они предпочитают окружать антиквариатом или просто старыми вещами, в которых, по их мнению, заключена душа. А в отношениях с людьми они придерживаются мнения, что старый друг лучше новых двух.

Клубника

Ревность - вот чувство, которое характеризует Клубник. Им нравятся большие и шумные компании, веселые вечеринки и праздники. Они часто являются заводилами в любой компании. Но если вдруг их второй половине придет в голову с кем-нибудь пококетничать, скандала не миновать.

Черешня

Душевная мягкость и доброта отличают человека-Черешню. Это настоящий филантроп, способный искренне и бескорыстно помогать окружающим, дарить им свою любовь и ласку. Такие люди по-детски наивны и милы, а также любят шалости и сюрпризы.

Тест «Узнайте себя получше»

Чтобы каждый узнал о себе много интересного, достаточно дать ответы всего на 3 вопроса. Напишите на плакатах названия животных и цветов, о которых идет речь в тесте, и озвучьте вопросы. Ответы на них участники должны зафиксировать на бумаге. После выполнения заданий озвучьте результаты.

1. Расположите следующих животных по порядку в зависимости от вашей симпатии к ним.

A. Корова.

Б. Лошадь.

B. Обезьяна.

Г. Овца.

Д. Тигр.

2. Подберите краткое определение следующим словам.

А. Кофе.

Б. Кошка.

В. Крыса.

Г. Океан.

Д. Собака.

3. Какой человек ассоциируется у вас с перечисленными ниже цветами?

A. Белый.

Б. Желтый.

B. Зеленый.

Г. Красный.

Д. Оранжевый.

Результаты

Первый вопрос отвечает за расстановку приоритетов в жизни человека.

Корова - это карьера.

Лошадь - это семья.

Обезьяна - это деньги.

Овца - это любовь.

Тигр - это гордость.

Определения названных слов описывают и выражают отношение:

Кофе - к любви.

Кошка - к другу или партнеру.

Крыса - к врагу.

Океан - к собственной жизни.

Собака - к самому себе.

Что касается цветов, они означают следующее.

Белый - этот человек является вашим верным другом.

Желтый - это человек, который всегда будет помнить о вас.

Зеленый - это человек, которого вы никогда не забудете.

Красный - это человек, которого вы по-настоящему любите.

Оранжевый - этого человека вы привыкли считать своим другом.

Учитель: Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Человек не только растет, взрослеет, но и его внутренний мир постепенно становится другим.

-Каким вы хотите, чтобы был ваш внутренний мир? Что для этого нужно делать?
Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» в музыкальной композиции группы «Самоцветы»

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

- Как вы понимаете эту строчку «Не позволяй душе лениться»?

- И о чём говорилось в стихотворении?

Рефлексия

Учитель: предлагает участникам в заключение высказать свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли их посетили.

Ролик «Мой внутренний мир»

Упражнение «Пожелание»

Учитель: Я предлагаю каждому из вас написать короткое пожелание на листе бумаги и положить его в шкатулку. Затем я их перемешаю, а вам предложу наугад вытащить из шкатулки пожелание, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей встрече.

- Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу спасибо.

9

© 2010-2022