- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сценарий и презентация классного часа Мой внутренний мир (10 класс)
Сценарий и презентация классного часа Мой внутренний мир (10 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 10 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гуляева Н.А. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Классный час 10 класс
Тема: Мой внутренний мир.
Цель: - развитие самосознания подростков, умений и навыков самоанализа, рефлексии, способствовать личностному росту, нравственному самосовершенствованию;
- совершенствование умений и навыков толерантного общения друг с другом;
- формирование навыков культуры речи.
Наглядный и раздаточный материалы: доска, маркеры, цветные и простые карандаши, фломастеры, листы бумаги формата А4, небольшие листочки для упражнения «Пожелание» по количеству участников, шкатулка, мяч, музыка для релаксации.
Время проведения: 45 мин.
Количество участников: 6 учениц.
Предполагаемый результат: повышение интереса подростков к содержанию своего внутреннего мира, осознание различных сторон своего внутреннего мира.
Предварительная подготовка: на раздаточном материале написать правила работы на занятии, тему, а также можно разместить несколько высказываний о внутреннем мире человека, о «душе».
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри.
Джеймс Купер
Стрелы пронзают плоть, а злые слова - душу.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес
У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
Виссарион Белинский
Плохо, когда человеку не достает разума; но плохо вдвойне, когда ему недостает души.
Самюэл Джонсон
Всякая душа измеряется огромностью своего стремления.
Гюстав Флобер
Всякая душа есть маленькое тайное общество.
Марсель Жуандо
Организационный момент
Приветствие, сообщение темы и целей занятия, формирование установки на активную творческую работу.
Упражнение «Имя»
Учитель предлагает всем участникам встать в круг рядом друг с другом, передавать зеркало от одного к другому. Тому участнику у кого в руках оказалось зеркало назвать своё имя и произнести прилагательные, характеризующие ее имя например: Ольга - остроумная, общительная, отзывчивая.
Выполнив упражнение, всем участникам предлагается занять свои места.
Учитель: Прежде чем мы продолжим, предлагаю обсудить правила работы на занятии, при желании вы можете дополнить эти правила.
Правила работы на занятии:
Уважение к говорящему.
Право на личное мнение есть у каждого.
Недопустимость оценок в адрес другого.
Активное участие во всех упражнениях.
Сообщать о трудностях, мешающих участию в работе над упражнениями.
Учитель. Мы живём с вами в большом, удивительном и очень интересном мире. Нас окружает природа, предметы, много людей. Каждый день мы узнаём что-то новое, чему-то учимся. Есть в мире то, что нас радует и есть то, что огорчает. То, что окружает нас - мир внешний (вокруг). Но есть ещё и другой мир, который существует внутри нас - его ещё называют внутренний мир человека, «душа». Внешний мир у нас общий.
-А внутренний? Дайте определение.
Внутренний (духовный) мир человека - это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура духовного мира человека
• Познание - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни - формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
• Эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).
• Чувства - эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).
• Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире. Оно обусловливает направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Он у каждого человека свой, неповторимый. Этот мир невидим нашим глазам.
-На что он похож? Как вы себе его представляете?
-Что же находится в этом мире? (наши мысли, эмоции, чувства, характер, мечты).
-Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в ваш внутренний мир и узнать его получше.
- Зачем нужно знать свой внутренний мир? (Ответы)
- Итак, в добрый путь! Приятного путешествия!
Упражнение «Наш внутренний сад»
Учитель: Наш внутренний мир можно представить себе как прекрасный сад
ролик «Весна»
(фоном включается тихая спокойная музыка для релаксации).
Я попрошу вас сесть как можно удобнее, расслабиться и представить свой внутренний мир в виде прекрасного сада.
После просмотра отвечают на вопросы.
- Какой он - сад вашего внутреннего мира? Он большой или маленький?
- Какие запахи вы ощущаете в вашем саду? Какие слышите звуки?
- Ваш сад окружает забор или каждый может подойти к нему?
- Бывают ли в вашем саду люди? Пройдитесь по своему саду, погуляйте (пауза).
- Какие эмоции вы испытываете, гуляя по саду? Что чувствуете?
- А теперь попрощайтесь со своим садом. Вы сможете вернуться сюда, когда захотите.
Постепенно возвращайтесь в нашу комнату.
Далее учитель просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о саде своего внутреннего мира.
- Каким вы представили свой внутренний сад?
- Что вы испытали, когда выполняли упражнение?
- Что теперь чувствуете?
Учитель: Чтобы внутренний сад был действительно прекрасным, нужно приложить усилия и как следует поработать.
-Как вы думаете, семена чего мы сажаем в своём внутреннем саду? (Да, это семена наших мыслей, наших желаний, наших чувств, семена будущих поступков. Семена добрых мыслей, знаний, чувств, желаний туда нужно сажать специально).
- Если ничего не посадил в своём саду, какой урожай соберёшь? (Да, только урожай сорняков).
-А что с ним делать? Сколько труда нужно приложить, чтобы его прибрать и уничтожить! Богатый урожай из внутреннего сада - это основа счастья человека.
- Про какого человека говорят «у него богатый внутренний мир»?
Ухоженный внутренний сад питает человека и помогает ему достичь всего, о чём он мечтает.
- Послушайте своё сердце, позовите на помощь воображение и нарисуйте свой внутренний сад.
- Что в нём растёт? Какой урожай он даёт?
- Какие сорняки нужно выполоть в вашем внутреннем саду? Подумайте, как это лучше сделать?
- Какие советы вы дали бы человеку, который желает вырастить в своём внутреннем саду добрый урожай?
Учащимся даётся время на рисование, затем они могут по своему желанию показать и прокомментировать рисунки (никакой критики не допускается).
Важно подвести детей к пониманию, что у каждого свой уникальный внутренний мир и от самого человека зависит каким он будет.
Тест «Фрукты-ягоды»
Американские психологи выявили зависимость характера человека от ягод и фруктов, которые он предпочитает употреблять в пищу. Ими был проведен тщательный анализ, который позволил выделить людей по типам - таким, как Апельсины, Груши, Яблоки, Клубника и Черешня, - и дать им довольно подробную характеристику.
Чтобы провести данный тест, перечисленные фрукты и ягоды напишите на плакате и повесьте его таким образом, чтобы было видно всем присутствующим. Спросите собравшихся, какие из этих плодов они предпочитают, а затем прочитайте характеристику, помещенную ниже.
Характеристика фруктов и ягод
Апельсины
Как правило, Апельсины - натуры любвеобильные. Они не могут жить без постоянного внимания со стороны окружающих, на фоне которых привыкли выделяться своей неординарностью.
Апельсины буквально заряжены энергией, днями напролет они что-то творят, ни секунды не сидя на одном месте.
Что касается отношений с противоположным полом, они способны влюбить в себя за одну минуту, приятно провести время с предметом своего обожания и так же быстро расстаться с ним.
Груши
Груши по своей натуре большие оптимисты. Они быстро и легко сходятся с людьми, которым приходится по нраву жизнелюбие и неугасаемое чувство юмора этих фруктов. С Грушами всегда весело и комфортно. Вокруг них жизнь бьет ключом. Груши - прекрасные друзья, которые всегда придут на помощь в трудную минуту.
Яблоки
Яблоки - большие консерваторы. Новинки технического прогресса не для них. Свою жизнь они предпочитают окружать антиквариатом или просто старыми вещами, в которых, по их мнению, заключена душа. А в отношениях с людьми они придерживаются мнения, что старый друг лучше новых двух.
Клубника
Ревность - вот чувство, которое характеризует Клубник. Им нравятся большие и шумные компании, веселые вечеринки и праздники. Они часто являются заводилами в любой компании. Но если вдруг их второй половине придет в голову с кем-нибудь пококетничать, скандала не миновать.
Черешня
Душевная мягкость и доброта отличают человека-Черешню. Это настоящий филантроп, способный искренне и бескорыстно помогать окружающим, дарить им свою любовь и ласку. Такие люди по-детски наивны и милы, а также любят шалости и сюрпризы.
Тест «Узнайте себя получше»
Чтобы каждый узнал о себе много интересного, достаточно дать ответы всего на 3 вопроса. Напишите на плакатах названия животных и цветов, о которых идет речь в тесте, и озвучьте вопросы. Ответы на них участники должны зафиксировать на бумаге. После выполнения заданий озвучьте результаты.
1. Расположите следующих животных по порядку в зависимости от вашей симпатии к ним.
A. Корова.
Б. Лошадь.
B. Обезьяна.
Г. Овца.
Д. Тигр.
2. Подберите краткое определение следующим словам.
А. Кофе.
Б. Кошка.
В. Крыса.
Г. Океан.
Д. Собака.
3. Какой человек ассоциируется у вас с перечисленными ниже цветами?
A. Белый.
Б. Желтый.
B. Зеленый.
Г. Красный.
Д. Оранжевый.
Результаты
Первый вопрос отвечает за расстановку приоритетов в жизни человека.
Корова - это карьера.
Лошадь - это семья.
Обезьяна - это деньги.
Овца - это любовь.
Тигр - это гордость.
Определения названных слов описывают и выражают отношение:
Кофе - к любви.
Кошка - к другу или партнеру.
Крыса - к врагу.
Океан - к собственной жизни.
Собака - к самому себе.
Что касается цветов, они означают следующее.
Белый - этот человек является вашим верным другом.
Желтый - это человек, который всегда будет помнить о вас.
Зеленый - это человек, которого вы никогда не забудете.
Красный - это человек, которого вы по-настоящему любите.
Оранжевый - этого человека вы привыкли считать своим другом.
Учитель: Человек, как и внешний (окружающий нас) мир, меняется. Человек не только растет, взрослеет, но и его внутренний мир постепенно становится другим.
-Каким вы хотите, чтобы был ваш внутренний мир? Что для этого нужно делать?
Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» в музыкальной композиции группы «Самоцветы»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
- Как вы понимаете эту строчку «Не позволяй душе лениться»?
- И о чём говорилось в стихотворении?
Рефлексия
Учитель: предлагает участникам в заключение высказать свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли их посетили.
Ролик «Мой внутренний мир»
Упражнение «Пожелание»
Учитель: Я предлагаю каждому из вас написать короткое пожелание на листе бумаги и положить его в шкатулку. Затем я их перемешаю, а вам предложу наугад вытащить из шкатулки пожелание, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей встрече.
- Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу спасибо.
9