Открытое занятие Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть

 Открытое занятие проведено  в группе старших мальчиков коррекционной школы.    Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Ее непременный атрибут – тактичность, одно из самых привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные наши поступки.Цели занятия :    ·       Формирование навыков культурного поведения воспитанников.·       Вос...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МС(К)ОУ «Брюховская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа - интернат VIII вида»











Открытое занятие

«Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть»




Воспитатель : Тубольцева И.М.









Цели занятия :

  • Формирование навыков культурного поведения воспитанников

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям

  • Воспитание бережного отношения к животным и природе

  • Развитие мышления и речи в ходе беседы


Оборудование : тематические карточки - с названием темы, определениями, цитаты, добрые и вежливые слова; карточки с ответами ребят; шарики для игры; «зонтик настроения»; «веселое солнышко».

Музыкальное сопровождение.

Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Звучит музыка. Ребята стоя приветствуют гостей.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь глазами со всеми : с гостями, с рядом сидящими ребятами, улыбнитесь.

У каждого из вас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто-то, может быть, огорчен чем-то. Давайте отвлечемся. А поможет нам «зонтик настроения». Я подержу его над каждым из вас, и, может тогда у вас будет такое же веселое настроение, как этот «зонтик».

( Воспитатель проносит «зонтик» над детьми так, чтобы каждый из них побывал под ним хоть несколько секунд).

Воспитатель: Теперь у вас хорошее настроение? Попробуем его пронести через все наше занятие. А чтобы у нас атмосфера была более теплой, давайте обратимся к нашему «солнцу». Вы, наверное, обратили внимание на этот желтый кружок. Как вы думаете, чего здесь не хватает? (Правильно, лучей).

Я вам раздам лучики, на них приклеены буквы. Вам надо составить слова.

Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Два слова: «ДОБРО» и «ВЕЖЛИВОСТЬ».

Давайте теперь прикрепим эти лучики к «солнышку».

Как вы поняли, о чем мы будем говорить на занятии?

Да. Речь пойдет о доброте и вежливости.

А тема нашего занятия: «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть».

В ходе занятия вы должны получить навыки культурного поведения и постараться усвоить где и как себя нужно вести;

надо постараться понять: что к окружающим вас людям: ребятам, педагогам, близким надо относиться доброжелательно; что каждый культурный, воспитанный человек должен любить и заботиться еще и о природе, и о братьях наших меньших; вам надо будет немножко поразмышлять и почитать, что поможет развивать речь и мышление в ходе нашей беседы.

Вот такие цели стоят перед нами на занятии.

3.Беседа по теме.

А теперь давайте поговорим о том, что же такое «ВЕЖЛИВОСТЬ».

(Сначала заслушать ответы ребят).

Предложить ребятам зачитать определение:

«Вежливость»- одно из важнейших качеств воспитанного человека, знающего правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

А все ли знают «ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ» и выполняют их?

(Предложить ребятам назвать правила)

Давайте познакомимся с ПРАВИЛАМИ ВЕЖЛИВОСТИ:

  • В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

  • Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

  • Вежливый человек не отвечает на грубость.

  • Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.

Для этого, я предлагаю вам поиграть в игру «Вежливо», «Невежливо». Я буду называть вам ситуации, а вы должны определить, какие действия «вежливые», а какие «невежливые».

(Раздать ребятам шары красные и синие).

Если «вежливые» - вы поднимаете красные шары, если «невежливые» - синие шары.

  • Поздороваться при встрече…

  • Громко разговаривать за столом во время обеда…

  • Толкнув кого-то, извиниться…

  • Не встать, когда к тебе обращается взрослый человек или учитель…

  • Помочь поднять упавшую вещь или упавшему человеку…

  • Уступить место старшему, пожилому человеку…

  • Проехать, не оплатив проезд…

  • Помочь женщине одеть пальто…

  • Не пропустить вперед входящего в дверь…

  • Сказать спасибо, пообедав…

Ребята, приведите, пожалуйста, свои примеры поступков вежливых и невежливых.

А теперь я предлагаю поговорить о поступках с позиции вежливого человека. Определить, пожалуйста, какие ошибки допущены в той или иной ситуации.

(Ребятам раздать карточки с описанием ситуаций).

Ситуация № 1.

Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя, протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.

(Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих.

Какие ошибки он допустил?)

Ситуация № 2.

Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку. Надя передразнила его походку.

(Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию. Какое настроение будет у Игоря?)

Ситуация № 3.

Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

(Он допустил ошибки в своем поведении, назовите какие).

Ситуация №4.

Один мальчик жаловался маме:

- Во дворе меня одна девчонка зовет Сашка.

- А как ты ее зовешь? - спросила мама.

- Я ей просто кричу: «Эй. Ты!»

(Прав ли Саша?)

А теперь послушайте, пожалуйста, какие еще бывают ситуации и оцените ее:

«В вестибюле музея, где посетители поверх своей обуви надеваются специальные тапочки, мужчина нагнулся, чтобы завязать шнурки на тапочках жены. Их сын, 11 лет, немедленно присел на корточки и проделал такую же процедуру с маминой другой ногой. Очень значимая деталь: он сделал это по .собственному побуждению».

(Как можно прокомментировать этот поступок?)

Да, ребята, не только слова, но и поступки должны быть вежливыми, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам педагогам, ни родителям вашим, ни вам самим.

А какие вежливые слова вы знаете. Это мы выясним, давайте поиграем в поэтическую игру «Словарь вежливых слов».

(Вам надо закончить прочитанную фразу).


  • Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)

  • Зеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)

  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

  • Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста)

  • И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).

Назовите, пожалуйста, какие вы еще знаете вежливые слова.



А сейчас мы с вами немножко отдохнем и проведем нашу физкультминутку:


Вот проснулись ребятушки, зеленые лягушки.

Улыбнулись: «Мы желаем вам добра.

Становись на физминутку, побыстрее - ква -ква - ква!

Ногами мы топаем, руками мы похлопаем.

Присядем - раз - два - три,

Веселей вокруг смотри.

Влево, вправо наклонись! Всем соседям улыбнись

Вот здоровья в чем секрет!

Здравствуй, солнце! Всем привет!»


Ребята! Скажите, пожалуйста, а может ли вежливый человек быть злым?

Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добром, доброжелательным отношением к другу, к окружающему миру.

Что же такое добро?

ДОБРО - что скрыто за этим словом.

Я хочу зачитать, как вы понимаете значение этого слова.

(Зачитать ранее написанные детьми определения).

- Какой тайник человеческой души открывается ключом добра?

Ведь доброта - это лекарство от многого и, прежде всего, от всего дурного.

Давайте прочитаем определение к слову ДОБРОТА:

ДОБРОТА - это чудесное, светлое чувство, помогающее людям жить, творить, делающее жизнь красивой и даже прекрасной.

Добро начинается с любви к живому.

Добрый человек - это, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

В одной из своих сказок Л.Н.Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о доброте и зле.

Я предлагаю прочитать эту сказку.


«Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк вскочил и хотел съесть ее. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху - все играете и прыгаете».

Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я тебя боюсь». Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала :

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не желаем.

Ребята, какова же главная мысль этой сказки? Хорошо живется тому, у кого доброе сердце.

Я еще раз повторюсь, что доброта помогает людям жить, делает жизнь красивой.

Поэт Некрасов когда-то сказал :

«Сейте разумное, доброе, вечное». (Вывешена табличка).

Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас, ребята.

Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких, наших домашних животных, да и самой природой.

Нередко можно наблюдать, как какой-то мальчишка обижает собаку или кошку, стреляет из рогатки по птичкам, безжалостно ломает ветки деревьев и кустарников, засоряет водоемы, часто по вине людей горят леса.

Я хочу вам прочитать стихотворение. (Включить музыку).


Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали и если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди, скажи, они бы не летали?

Наверно, даже если б знали и даже если б понимали,

То все равно б взмывали ввысь.

Ведь небо - это их стихия! Ведь небо - это их свобода!

Ведь небо - это вся их жизнь.

А в небе стая журавлей. Так грустно над землей кружится.

Земля…Скажи, что стало б с ней,

когда б на нем умолкли птицы?

Тогда бы мертвым стало небо, и тишина - в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба не колосились бы в полях.

И на полях уж не грачи, а стаи черной саранчи.

Я не хочу такого мира, где все так серо и уныло.

Опомнись, вздрогни человек, не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим? И чем мы здесь себя прославим?

Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной? Или атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой?

Опомнись, вздрогни человек! Перед природой ты в долгу!

И славен будет пусть твой век, травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав….

Заканчивая беседу, я думаю, что ваши сердечки стали немного добрее, что вы будете более бережно, по-доброму относится к близким вам людям, ко всем окружающим, вообще ко всему живому, что вас окружает.

Вы не станете равнодушными к чужой беде.


  1. Подведение итогов.

В заключении давайте подведем итоги.

- Скажите, пожалуйста, о каких важных качествах человека мы с вами говорили на протяжении нашего занятия?

(Вежливость, доброта).

- Еще раз давайте прочитаем, что же такое доброта и вежливость.

- Какими же должны быть поступки вежливого, доброго человека? (Прочитать по табличке).


А эти шары - символ двух прекрасных качеств - добра и вежливости, останутся у вас.

В заключении еще небольшое стихотворение :

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

радуются взрослые и дети!


СПАСИБО ВСЕМ! ВСЕГО ДОБРОГО!












© 2010-2022