Статья Развитие коммуникативных свойств личности младших школьников

В данной работе рассматривается вопрос о развитии комммуникативных навыков у учащихся младших классов.Даётся развитие между навыком и умением. В отдельности рассматриваются группы коммуникативных умений и что важно для развития каждой группы умений.Дана памятка для учителя поэтапного развития такого умения, как умения слушать собеседника.В работе рассматривается значение сюжетно-ролевой гиры в развитиикоммуникативных умений, показаны особенности и назначение игр. Приведены некоторые примеры сюже...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание коммуникативных свойств личности младших школьников

Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младших школьников коммуникативных умений и навыков. Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки характеризующие понятия «умения» и «навыки». действие

Элементарное умение - это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется субъектом. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.

Навык - это действие, которое совершается субъектом быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Осуществляется при отсутствии или минимальной затрате умственных , волевых усилий. Сложное умение - это действие, которое включает в себя элементарные умения, навыки; общая структура действия варьируется. Это действие не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

Коммуникативных умения - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности ) и их способность правильно строить своё поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Коммуникативных умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня, они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативных умения объединяют в себя информационно-коммуникативные, регуляционно- коммуникативные и аффективно- коммуникативные группы умений.

Имеющийся опыт использования игровых методик отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределёнными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации объединяющей игровой материал.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:- вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);

- ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком);

- соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, с учителем, взрослым, понять ситуацию, в которую ставятся партнёры, намерения, мотивы общения;

- соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы, пользоваться рисункми, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал).

Группа регуляционно- коммуникативных умений состоит из умений:

- согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само- и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определённой логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);

- доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителям).

- применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно -популярной, справочной литературы, словарём в учебнике ).

- оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильное решение, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному .)

Группа аффективно- коммуникативные умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга. Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

- раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;

- ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;

- включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений

в их творческой деятельности.

Приведём пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.

  1. Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.

  2. Чётко и ясно сформулировать правила, которым надо следовать. Например: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать»; «Люди будут тебя слушать только после того, как ты выслушал их».

  3. Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например : 1) во время разговора с собеседником не думай о чём-то своём, иначе пропустишь что-то важное из рассказа; 2) старайся вникнуть в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется; 3) не старайся казаться умнее своего партнёра по общению, выслушай всё, что он хочет сказать;4)наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми, так как раскрепощённость в общении с близкими тебе влечёт за собой невнимательность по отношению к ним; 5) учись не только слушать , но и слышать.

  4. Не стараться развивать сразу несколько умений или качеств личности. Определить , какие качества органично сочетаются между собой - например, умения внимательно слушать собеседника и вежливо реагировать на вопросы; соотносить свои действия, мнения, привычки с интересами партнёров по общению, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).

  5. Проводить постоянный контроль за развитием умения, который должен сочетаться с самоконтролем.

Каково же значение сюжетно-ролевой игры для организации общения и развития коммуникативных умений у младших школьников?

Суть ролевой игры как средства обучения общению, по мнению А.Б. Добрович , состоит в том, что та или иная коммуникативная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу и т.п.) решается участниками путём импровизированного разыгрывания определённой си-туации. Одна и та же ситуация проигрывается несколько раз. Это позволяет участникам поменяться ролями , предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить , какие варианты были наиболее удачными. А.Б. Добрович , рассматривая формирование и развитие у школьников умений, необходимых в деловом общении, утверждает , что большую роль в этом процессе играет целенаправленное обучение стандартизированным приёмам и правилам общения, которые могут использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания. Например, обучение умению работать в группе начинается с того , что педагог даёт учащимся подробную инструкцию. В неё входит перечень стандартных действий, необходимых для успешности делового общения членов группы, на которые разбит класс для познавательной или другой деятельности. Этот перечень включает в себя сведения о том, что такое групповая работа, какова последовательность работы внутри группы; знакомство с заданием; планирование работы; распределение заданий внутри группы; индивидуальное, парное или групповое выполнение заданий; обсуждение их результатов.

В течение определённого времени эти умения усваивает большая часть обучающихся. Тогда учитель может предложить им следующий набор умений, более сложных, но тоже довольно стандартных: указать детям , в каких случаях лучше высказаться тем или иным членам группы, а в каких - по желанию; в какие моменты целесообразно повторять общий вывод, а в какие это излишне и т.д.

Постепенно , после того как у ребят автомотизировались стандартные умения, можно начинать импровизировать. Школьники совместно осмысливают способы организации своей деятельности, обсуждают возможные варианты, анализируют стиль отношений, рассуждают о том, как его можно совершенствовать.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра - своеобразная школа воспитания свободного , бескорыстного отношения ребёнка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира.

Выделяя место сюжетно-ролевой игры в огромном многообразии детских игр, обозначим несколько её функциональных особенностей и назначений:

1.функции данной игры заключаются в том, что она позволяет детям занимать новые эмоционально- привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. общение детей в сюжетно-ролевой игре органично и естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.

3. постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от её участников проявления своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это даёт возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к реальным, возможным в жизни действиям.

4. в ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлечённый игрой ребёнок проявляет себя в ней часто несравненно полнее , чем в иной деятельности.

Вот некоторые примеры сюжетно-ролевых игр , которые можно провести на уроках чтения.

  1. «Диалог».

Цель: осознание и творческое воспроизведение детьми различных интонаций. Сначала учитель разъясняет детям значение слова «диалог» (разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной диалог, выразительно читая стихотворение В.Лугового «Жил-был».

- Где жил?

- Забыл.

- Где был?

- Забыл.

- Что ел?

- Забыл.

- Что пил?

- Забыл.

Выясняется, какое слово постоянно повторяется одним из участников диалога (забыл). Учитель предлагает разыграть диалог : читает первую строчку стихотворения и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют слово забыл (плаксивая интонация). В конце диалога «забывчивый» громко плачет.

Игру можно варьировать:

  1. Учитель , разделив класс на две группы, поручает им исполнение обеих ролей, причём строгая и плаксивая интонации сохраняются. Вопросы и ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой.

  2. Из числа детей в классе выбирается забывчивый герой. Вопросы задаются хором детьми каждого ряда поочерёдно. Интонации при этом можно предлагать самые различные.

  3. Театрализация стихотворения двумя учащимися у доски (после того как дети запомнят реплики).

Эта игра тренирует детей в выразительной декламации, воспитывает умение выслушивать другого, понимать его.

  1. «Продолжи сказку».

Цель : развитие речи, творческой фантазии детей, стимулирование

театрально-пластического творчества.

Учитель:

- Ребята, послушайте необычную сказку, которую не только рассказывают, но и показывают с помощью жестов.

Жил-был Зайчик (правая рука сжимается в кулак, а второй и третий пальцы выпрямляются). Зайчик любит гулять (пальцы «росла чудесная капуста» покачиваются , создавая иллюзию движения). Однажды зашёл он в чужой огород, видит - на грядках выросла чудесная капуста (левая рука сжимается в кулак - это «кочан»). Не удержался Зайчик, подошёл к капусте (правя рука с торчащими «ушами» подвигается к левой, зажатой в кулак). Обнюхал её - как же вкусно пахнет! (Учитель шумно нюхает). Так хочется попробовать хоть маленький кусочек (учитель имитирует шумное откусывание и жевание). Ах, как хочется ещё! (правая рука обводится вокруг левой «кочана»). Только хотел Зайчик откусить ещё - откуда ни возьмись, бежит Собака (ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставится ребром, второй палец сгибается, первый поднят вверх). Почуяла Собака Зайчика , да как залает! (учитель звукоподражает, одновременно отводя мизинец вниз - Собака раскрывает пасть при лае). Перепугался Зайчик и кинулся прочь (правая рука - голова Зайчика - описывает несколько кругов). Долго бежал Зайчик от Собаки (дыхание как после бега). Вдруг видит - впереди огромное озеро (две руки сцепляются перед грудью, образуя окружность). А по озеру плавает Утка (правая рука согнута в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты). Время от времени Утка ныряет в воду и достаёт корм (рука делает движения).

«Здравствуй, Утка», - пробормотал Зайчик. А Утка не слышит, плавает (соответствующие движения рукой).

«Здравствуй, Утка!» - сказал Зайчик чуть громче и смелее. Утка снова не слышит, знай себе ныряет.

«Здравствуй, Утка!» - совсем громко и отчётливо сказал Зайчик.

Тут Утка к нему повернулась и говорит:

«Я очень не люблю , когда говорят невнятно и невыразительно. В таких случаях я притворяюсь глухой. Ты уж не обижайся . только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, что я осталась довольна. Расскажи мне о себе: кто ты? Откуда? Куда путь держишь? Да рассказывай как следует, не глотай слов не мямли.»

Далее следует диалог учителя с учащимися, в ходе которого учитель задает вопросы:

- Ой, а окончание сказки я забыла, надо что-то придумать… может создадим свою киностудию и снимем фильм - продолжение сказки? Как вы думаете, что для этого необходимо?

- Люди каких профессий участвуют в съемках фильма? (режиссеры, сценаристы, актёры, операторы).

- Какие функции выполняют люди этих профессий?

- Какие предметы в своей работе они используют?

- Как будет называться наша киностудия?

Затем между детьми на конкурсной основе распределяются роли сценаристов, актёров, операторов. Сочиняя окончания сказки, дети могут предлагать новых действующих лиц. После распределения ролей, проводится небольшая репетиция. Детям, не выполняющим активных ролей, предлагаются роли экспертов и кинокритиков, которые по завершении фильма-сказки дают ему оценочную характеристику.

Эта игра не только побуждает детей фантазировать, но и развивает у них умение применять жесты, использовать мимику. Необходимость говорить выразительно и внятно заставляет детей следить за артикуляцией.

Организуя работу по руководству творческой игрой, учителю необходимо предусмотреть содержание беседы о профессиях, связанных с киноискусством, возможные ответные действия детей, продумать способы индивидуального воздействия на ребят. Эта игра способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений.

  1. «Угадай кто я?»

Цель: развитие творческой фантазии и театрально-пластического творчества.

Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя и прядя в класс на урок чтения двигаться и говорить от его имени. Остальные дети должны догадаться, в кого «превратился» их товарищ. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма персонажа и реквизит. Возможны групповые роли ( например, три поросенка). Такие уроки можно проводить периодически, т.к. эта игра не надоедает детям.

В последствии, анализируя результаты проведения этой игры, необходимо отметить успешность исполнения учениками той или иной роли, художественные предпочтения, оформлению, костюмы.

Несмотря на занимательность и эффективнгость в достижении цели, эта игра создаёт в классе много шума, поскольку дети активны и возбуждены. Поэтому учителю необходимо внимательно следить за тем, всегда ли этот шум является результатом ребячьей активности и радости.

В заключение отметим, что сюжетно-ролевая игра, способствуя развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников.



© 2010-2022