Создание ситуации успеха в классах коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Емельянова Наталья Владиславовна,

учитель истории и обществознания,

МБУ «Школа№71», г.о. Тольятти,

Самарской обл.






Создание ситуации успеха в классах

коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР

«Успех в учении - единственный источник

внутренних сил, рождающий

энергию для преодоления трудностей,

желания учиться».

В.А. Сухомлинский.

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики остаётся проблема неуспеваемости и трудностей школьной адаптации у школьников 5 классов. Среди учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития - дети с «задержкой психического развития».

Определение «задержка психического развития» говорит о замедленном индивидуальном темпе развития ребенка, а это значит, что только в правильно организованных условиях обучения он сможет реализовать имеющиеся интеллектуальные возможности.

Эффективное овладение материалом возможно лишь при умелой организации учебных форм сотрудничества детей и учета особенностей через создание во всех видах деятельности ситуации успеха для детей с ЗПР.

Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Учебно-воспитательный процесс предполагает создание каждому ученику, и с ЗПР, включительно, ситуации успеха на уроке и во внеурочное время. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха.

Главный смысл деятельности классного руководителя состоит в том, чтобы создать и поддерживать для каждого ребёнка ситуацию успеха на всех ступенях деятельности и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Способы создания ситуации успеха:

  • Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия:

  • улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику.

  • Снятие чувства страха.

  • Четкая инструкция. Совет, как выполнить планируемое.

  • Авансирование личности, провозглашение ее достоинств.

  • Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости.

  • Интерпретирование недостатка, как достоинства.

  • Педагогическое внушение (через интонацию, пластику, мимику) - передает веру в успех и дает импульсы к действию.

  • Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней.

  • Вселение веры ребенку в его будущие успехи.

Одним из путей для создания ситуации успеха для детей с ЗПР является дифференцированный подход в обучении. На уроках нашими учителями создаются условия для максимально возможного развития способностей ребенка, формирования внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

Задачей классного руководителя является создание в классе такой атмосферы, чтобы дети чувствовали себя уверенно и защищено. Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Создание ситуации успеха в условиях становления субъектной позиции стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения.



© 2010-2022