Программа краеведческого кружка Следопыты

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей "малой родины", восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - Азовскому району, селу Маргаритово, Ростовской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - ведение работы по краеведению, проводимой в Маргаритовской школе учащимися 5 класса. Основной целью программы кружка «По малой родине моей» является формирование активной гражданской позиций у учащихся.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса, реализуется в течение года по 2 часа в неделю. Итого - 68 часов.

Цели программы:

  • Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Азовского района, с. Маргаритово.

  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Основные задачи: передать колорит исторической эпохи, раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий.

Задачи программы

  • Изучение прошлого и настоящего Азовского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и селе.

  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.

  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.

  • Активизация поисковой деятельности учащихся.

  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.

  • Пополнение фондов школьного музея работами учащихся по краеведению.

Основные направления: Программа включает следующие основные направления учебной деятельности: внеурочное (занятие в краеведческом кружке), внешкольное (посещение музеев).

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.

  • Конференции.

  • Занятия

  • Работа с документами.

  • Исследовательская деятельность

  • Создание презентаций, выставок.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство "малой родины" - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.

Суббота - 10.00-12.00

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный краеведческий музей, сельскую библиотеку;

  • пешие экскурсии по Маргаритовскому поселению;

  • посещение концертов фольклорных коллективов;

  • сбор материалов;

  • оформление материалов экспедиции;

  • создание и оформление школьного музея;

  • организация работы;

  • участие в краеведческих конкурсах;

  • приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы "По малой Родине моей".

  • Проведение и посещение выставок

  • Проведение экскурсий

  • Участие в районных краеведческих конкурсах.

Тематическое планирование занятий

ПЕРВЫЙ ГОД. "КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ"

Задача занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией выступает понятие красоты - родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле, чувство патриотизм, любви к Родине.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Введение. Правила техники безопасности на занятиях.

Задачи кружка. Правила ТБ.

2

2


Краеведение - наука о родном крае.


Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

2


3

Археология и краеведение.

Что такое археология.

Прошлое и настоящее.

2

4


Историко - краеведческие источники. Науки их изучающие.


Понятие о музейном предмете. Вещь исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).

2


5


6

7

8


9


10

11

12

13

Мира не узнаешь, не зная края своего.


Ростовская область на карте России.

По дорогам родного края.

Наши моря и реки.


Наши древнейшие земляки.

Святыни Донской земли.

Великий - город на великой реке.

Оформление материала о Ростовской земле

Создание презентации о Ростовской области.

Ознакомление с ресурсами школьного музея. План работы кружка на год.

Сбор материалов для музея.

Дать основные сведения, касающиеся Ростовской области. Область, лежащая в двух частях света.

Экскурсия на природу. Рельеф нашей местности.

Ознакомить с водными ресурсами Ростовской области.

Рефераты на тему « Дон батюшка», «Азовское море»

Рассказать о жизни древних людей по материалам археологических раскопок на территории нашего края.

Экскурсия в Ростовский краеведческий музей.

Духовная культура области.

Прошлое, настоящее города Ростова - на Дону.

Оформление папок, альбомов.

Презентации на темы: « Страницы донской истории», «Дон литературный»

2


2

2

2


2


2

2

2

2

14


15

16


17

18

Азовская земля.


История Азова.

Азовская крепость.


История Азовского района.

Создание презентации «Азовской земля».

Знакомство с природой района. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.

Знакомство с историей города Азова.

Историческая справка об Азовской крепости. Памятники прошлого. Экскурсия.

Знакомство с историей образования Азовского района.

Фотографии города Азова, Азовской крепости.

2


2

2


2

2

19

20

«Родные просторы».

Экология и краеведение.

Воспитание бережного отношения к природе. Красная книга. Экскурсия

Природоохранная деятельность в Донском регионе. Окружающая среда.

2

2

21

22

23

24

Топонимика.

Топонимы.

Топонимы моего края.

Легенды и время.

Наука топонимика. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев, легенды, рассказы.

Топонимы.

Зачетные работы: « Топонимы моего края», «Легенды и время»

Сочинение рассказов, легенд о родном крае.

2

2

2

2

25


26


27


28

Моя малая родина - село Маргаритово.

Сбор материала. «История нашего села».

Оформление материала «История села Маргаритово.»

Прошлое и настоящее.

Географическое положение. Население. Сельское поселение.

Встреча со старожилами села

Оформление стендов, альбомов

в школьном музее об истории села. Пополнение фондов школьного музея.

Оформление стендов, альбомов

в школьном музее.

2


2

2


2

29

30


31

32

Откуда пошел мой род.

Реликвии моей семьи.


Самые

« Маргаритовские фамилии»

Выставка «Моя личная коллекция».

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

Примерные темы работ: « Реликвии моей семьи»

«Моя личная коллекция», «Рассказы моей бабушки».

О том, как и кем заселялось наше село. Сбор и оформление материала

Провести тематическую выставку.

2

2


2

2

33

О чем рассказали книги.

Экскурсия в библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

2

34

Азовская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями.

Создание презентаций: « Мой отчий дом», «Моя малая родина»

2

35

36

Здесь пыль веков.

Азовский краеведческий музей

Рассказы о музеях. Провести экскурсию в школьный музей для младших школьников.

Посещение Азовского краеведческого музея.

2

2

37

38

39

От чистого истока.

Легенды, предания родного края.

Выставка творческих работ « Легенды, предания родного края»

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

Оформление материала.

Оформление выставки. Экскурсия в школьный музей.

2

2

2

40

Культура и быт народов проживающих в нашем районе.

Рассказы о народных традициях, обычаях,

праздниках. Фольклор.

2

41

42


43

Народные традиции,

обычаи, праздники.

Наши духовные, культурные традиции

Оформление материала о духовных, культурных традициях.

Оформление собранного материала.

Изучение «Малой Родины»,её материальной и духовной культуры. Посещение ДК. Традиционные праздники на селе.

Оформление собранного материала.

2

2


2

44

О чем рассказали фотографии из старого альбома.

Человек и история. Составить рассказ о людях на старых фотографиях из семейного альбома.

2

45

Из одного металла льют медаль за подвиг медаль за труд.

Наши земляки в годы войны. Сбор материала.

2

46

Тебе посвящаю, мой прадед…

Работа в музее с собранным материалом.

2

47

48

О человеческих судьбах опаленных войной.

Оформление материала

Автобиография малолетних узников концлагеря -

Автобиография малолетних узников концлагеря -

2

49

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Наши земляки участники ВОВ. Сбор материала.

2

50

51

52

53

54


55

56

Участники ВОВ проживавшие на территории с.Маргаритово

Встреча с участниками войны

Встреча с детьми войны

Наши земляки участники Великой Отечественной войны.

Книга Памяти.


Создание презентации

«Великая Победа»

Воины интернационалисты.

Сбор материала, встречи , беседы.



Сбор материала. Оформление альбомов.

Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки Герои Советского союза.

Создание проекта «Великая Победа

Оформление папки.

2

2

2

2

2

2

2

57

58

59

Совхоз «Маргаритовский».

Хлеб - всему голова.

У каждого своя судьба.

История совхоза. Сбор материала.

Хлеборобы совхоза.

Сбор и оформление о работниках совхоза

2

2

2

60

Не позволяй душе лениться.

Сбор материалов о людях разных профессий проживающих на территории села.

2

61

62

Люди в белых халатах.

Создание презентации «Совхоз Маргаритовский»

Изучение материалов музея.

Выполнение творческих работ, альбомов,

рисунков.

2

2

63

История школы.

Посещение школьного музея

2

64

65

66

Учителями славится Россия.

Встреча с заслуженным учителем России.

Не надо забывать учителей.

Сбор материала о учителях , работающих в нашей школе. Оформление папки.

Сбор и оформление материала. Оформление папки.

Сбор и оформление материала об учителях.

2

2

2

67

68

69

Гордость нашей школы.

Создание презентации «Наша школьная страна»

Музеем мы своим гордимся.

Сбор материла о выпускниках школы. Оформление папки. Выпускники медалисты.

Выполнение и оформление творческих работ.

Организация экскурсии в школьный музей для учащихся школы, педагогов, родителей.

2

2


2

70

Подводим итоги работы кружка.

Отчет руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ учащихся.

2

Содержание учебного курса.

Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:

  1. Мой дом. Родословная семьи.

  2. Родная школа. Её история и традиции.

  3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития.

  4. История района.

  5. История области, края.

Возможны и другие темы - концентры. Педагогам - краеведам необходимо разработать вопрос о соотношении этих пластов знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. Обратив внимание на важность тем, касающихся истории семьи, школы, села, города.

«Но самое важное - это уделить внимание всем шести темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, "прозрачность" их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому»

Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника.

Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы во внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом краеведения являются общественные процессы в местном крае - жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.),

если изучить социально- экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей. Если ознакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы - значит понять саму эпоху, саму историю.

Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов. Хотя, как правило, на уроках уделяется внимание только знаменитым землякам или другим известным лицам, а о людях находящихся в других регионах России в ближнем и дальнем зарубежье, но сделавших много для нашего края, забывают. Это ошибка. Как и изучение этноса, наиболее распространенного на определенной территории. Ребята должны четко знать, что мы живем в полиэтническом и поликультурном государстве, поэтому необходимо внимание всем народам.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви, с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае.

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае.

История родного края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состоянием села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отборе учебного содержания краеведения нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально- региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева:

1. Принцип диалектической взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира.

2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.

3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.

4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.

5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом."[27, С.31].

Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие», включающее совокупность памятников природы, истории, культуры, расположенных в пределах данной территории. Места хранения и трансляции духовных ценностей (библиотеки, музеи, театры).

Условно можно выделить следующие группы памятников:

  • Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, влияют на некоторые условия жизни людей. Среди них - памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей/

  • Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды.

  • Памятники истории и культуры можно условно разделить на движимые и недвижимые. Недвижимые - это здания и сооружения. Движимые - это музейные экспонаты, архивные материалы, письменные источники и т. д.

Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп, организаций, государственных учреждений, структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов, ценностей, разделяемых людьми того времени.

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходима правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образовательной области «Общественные дисциплины (история, география), и отражает все тенденции новой структуры исторического образования. Между тем программа дает большую самостоятельность учителю, ведущему краеведение, так как не ограничивает изучение какой-либо темы определенным количеством часов, а также разрешает самостоятельно выбирать формы проведения занятий. Анализируя документ можно отметить, что он соответствует целям и задачам всей исторической науки, а также познавательным особенностям заявленной категории учащихся.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ В МБОУ Маргаритовская СОШ.

В школе краеведческой работой занимаются давно. Интерес к ней проявляют и ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие стены школы.

Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать - а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на различные события.

Чтобы узнать об этом, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.

История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.

История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися, когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Документальные источники.

Справочные издания.

  1. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева

  2. // Большая Российская энциклопедия. - М., 1993. - Т.1.- С. 475-476.

  3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,.

4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. -3-е изд. - М., 1973. - Т. 13. - С. 920.

Монографии и статьи.

1. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. - 1982. - № 3. - С.59-61.

2. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. - 1988. - № 6. - С.26-28.

3. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 3. - С. 40-47.

4. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. - М.: Просвещение, 1975. - 192с.. Князев Ю. А., Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. - 1976. - № 5.- С.73-80.

5. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. - 1991.- № 3. - С. 128-131.

6.В. Нагорный, В.Левченко « На Донском меридиане» , Ростовское книжное издательство - 1984 г.

7.Ресурсы интернет. Википедия.



© 2010-2022