Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»

Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем — самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить вс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Программа воспитательной работы «Индивид, личность, индивидуальность»Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большетумановская основная общеобразовательная школа








Программа

воспитательной работы

«Индивид, личность,

индивидуальность»

Срок реализации 3 года

Составитель программы:

Классный руководитель

6-8 класса МБОУ

Большетумановаская ООШ

Синякова М.В.



Пояснительная записка

"Воспитание - великое дело: им решается участь человека".

В.Г. Белинский.

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.

Что такое воспитание? Воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности. В таком случае надо говорить о создании психолого-социально-педагогических условий, благоприятствующих развитию ребёнка, самоопределению в социуме. Процесс воспитания реализуется в деятельности, которая осуществляется ребёнком в начале с помощью взрослых, затем - самостоятельно. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе используются разнообразные средства воспитания: игра, познание, предметно-практическая и профессиональная деятельность, окружающие личность продукты материальной культуры, элементы духовной культуры.

В воспитательном процессе выделяются факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура).

Формы организации воспитания: урочная, внеурочная, внешкольная.

В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил, и возможностей становления характера. В этот возрастной период происходит активизация познавательной деятельности. А это предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно-полезную, игровую, неформальную деятельность свободного общения.

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности. Разработана для обучающихся 5 - 7 классов и рассчитана на три года.

Программа состоит из трёх ступеней:

I ступень - «Мой дом - моя крепость» (6 класс);

II ступень - «Мир человеческих чувств» (7 класс);

III ступень - «Культура внешнего вида» (8 класс).

Работа каждой ступени строится по циклическому принципу.

Направления воспитательной программы:

  1. Общекультурное

  2. Социальное

  3. Спортивно-оздоровительное

  4. Общеинтеллектуальное

  5. Духовно-нравственное

Программа направлена на воспитание следующих интегративных качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить.







Концепция программы

Главная идея воспитательной программы заключается в формировании высоконравственной личности и раскрытии индивидуальности ребёнка. Основывается на привитии ребёнку культурных и нравственных качеств. Основная мысль программы заключается в формирование личностного «Я», что невозможно без освоения всех видов культур: гендерной, семейной, социальной, национальной, гражданской и мировой. Воспитательная работа заключается в формировании у учащихся представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, подлинной и мнимой красоте человека, формировании у детей отношения к семье, формировании норм поведения воспитанников, приобщении учащихся к общечеловеческому этикету, осознании человеком своей этнической принадлежности, национальной гордости, формировании ответственности за судьбу Отечества, воспитании в духе ненасилия, направленного на установление гуманистического типа отношений между людьми.

Воспитательная работа основывается на развитии нравственных, духовных, моральных и душевных ценностей. (См. схему 1)

Одним из важнейших условий формирования личности является совершенствование коммуникативных умений. В воспитательной программе также отводится большое внимание данной задаче.

В воспитательной системе существует ряд закономерностей, определяющих принципы воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.

Первая закономерность: воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов обучающихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Человеколюбие

Сострадание

Сорадование

Жалость

Общительность

Уважение

Смысл жизни

Миролюбие

Самоанализ

Самоотверженность

Истина

Идеал

Любовь

Совесть

Доброта

Порядочность

Красота

Вера

Праведность

солидарность

Моральные ценности

Справедливость

Чувство чести

Искренность

Самопознание Честность

Ответственность

Товарищество

Самодисциплинированность

Равенство

Законопослушание

Коллективизм

Инициативность

Миролюбие

Трудолюбие

Патриотизм

Свобода

Гражданственность

Моральные ценности

Нравственные ценности

Схема 1

Содержание воспитания: Культура и ценности

Доброжелательность

Бескорыстие

Милосердие

Чуткость

Смирение

Духовные ценности

Интеллигентность

Достоинство

Чувство долга

Самоотверженность

Вторая закономерность определяет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений…

Третья закономерность: эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

Перечисленные закономерности определяют принципы работы воспитательного процесса. Исходя из основных задач, жизнедеятельность обучающихся организуется на следующих принципах:

  1. Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребёнка, опора на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.

  2. Педагогическая целесообразность: это мера педагогического вмешательства, разумной достаточности; предоставление самостоятельности и возможности самовыражения личности ребёнка.

  3. Природосообразность: воспитание с учётом природы ребёнка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей. Использование возрастно-психологической диагностики для коррекции поведения.

  4. Культуросообразность: рассматривается нами как формирование личности ребёнка в рамках национальной культуры, культуры отношения с природой, взаимодействия с семьёй.

  5. Принцип событийности: введение в жизнь ребёнка эмоционально значимых событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.

  6. Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности классного руководителя и обучающихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей. В основе этого принципа - определение общих целей педагога и обучающихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

  7. Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Осуществление воспитательной программы возможно при соблюдении всех закономерностей и принципов.















Цели и задачи

Цель - создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

  • Оказывать помощь в преодолении трудностей подросткового возраста, требующего особого педагогического внимания и поддержки;

  • Оказывать помощь подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности.

  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

  • Формировать самостоятельность обучающихся, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

  • Формировать нравственные качества личности и коммуникативные способности.

  • Расширять национальное самосознание на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности.







Механизмы реализации

Любая воспитательная система имеет ряд закономерностей и принципов (см. «Концепция программы»). На их основе выстраиваются и механизмы реализации программы.

Первая закономерность заключается в том, что воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка, во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

В данном случае работа учителя должна быть направлена на инициирование активности ребёнка, которое зависит от его мотивов. Педагог должен, прежде всего, опираться на потребности и мотивы ребёнка, определять доминирующую потребность.

Схематично это выглядит так:

Воздействие учителя

потребности

биологические

социальные

духовные

мотивы



Вторая закономерность заставляет классного руководителя тесно сотрудничать с учителями-предметниками. Ведь воспитание и обучение взаимосвязаны. Получая новые знания, ученик развивается, стремиться реализовать себя и свои знания в общении с другими людьми. Но при реализации своей социальной потребности ребёнок нуждается в дополнительных, более обширных знаниях. Только при сотрудничестве ученика и учителя, при поддержании интереса у детей учителем-предметником подобная связь не нарушается. В случае утраты плодотворного контакта «ученик-учитель», классный руководитель обязан его восстановить, чтобы не нарушить естественную цепочку развития личности.

друзья

семья

школа

Учитель-предметник

ученик

Классный руководитель

Исходя из третей закономерности, важно учитывать в процессе воспитания влияние различных социальных субъектов. Огромную роль в формировании личности подростка играет близкий круг общения. К нему относятся взаимоотношения с родителями, родственниками, учителями, одноклассниками, а также с ровесниками и друзьями. В случае негативного воздействия на воспитательный процесс ребёнка одной из категорий субъектов, классному руководителю очень важно вовремя принять меры по замещению одних ценностей другими.

Достижение положительных результатов не возможно без тесного сотрудничества классного руководителя и других субъектов воспитания.

Изучение результатов деятельности



ожидаемые результаты

показатели

методики

Благоприятная атмосфера в классном коллективе

Взаимная поддержка, дружба между учащимися, сплочение классного коллектива, сформированность положительных эмоционально-психологических отношений

Социометрия,

«Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин), «Мы коллектив? Мы коллектив… Мы - коллектив!» (М.Г. Казакина), «Лидер» (Н. Щигарёва), «Морские командные учения», методика изучения удовлетворённости школьной жизнью (А.А. Андреев)

Устойчивые положительные результаты обучения

Отсутствие неуспевающих учеников по предметам, сохранение количества «отличников» и «хорошистов», участие в олимпиадах и конкурсах

Работа с отстающими детьми, контроль за успеваемостью, тесное сотрудничество с родителями и учителями предметниками

Любовь к Родине

Высокие патриотические чувства детей; осознание значимости Родины в жизни человека и человека в судьбе Родины

Тестирование, беседы, анкетирование, экскурсии, встречи с уважаемыми людьми.

Адекватное, культурное поведение детей

Воспитанность, целенаправленность,

Уважение окружающих людей, любовь к ближнему

«Магазин» (О.В. Соловьёв», «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел» (Е.Н, Прейскурант), «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Р.В. Немов)

Осознание учеником себя частичкой общества, своего предназначения

Самоуважение, самоконтроль, самокритичность, развитая сила воли, душевное спокойствие

Тест на самооценку, «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел» (Е.Н, Прейскурант), «Развитие личности школьника» (Т. В. Павлова), «Путешествие по морю любимых занятий» (И.М. Витковская)

Содержание деятельности

II ступень - 7 класс

«Мир человеческих чувств»

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Спортивно-оздоровительное

-воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым.

« День здоровья»

«Суд над курильщиком»

«Лыжню!» Зимние виды спорта»

«Гигиена питания. Гигиена тела»

Из истории спортивных игр. Олимпийские игры

Спортивно-развлекательный праздник

Ролевая игра

Спортивная эстафета

Круглый стол

Конференция

Общекультурное

- создавать дружескую и творческую атмосферу, побуждающую у детей интерес к различным видам деятельности

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся

«Подросток и мода»

«По имени называют, по отчеству величают»

«Новый год в Японии»

«День святого Валентина»

«Рыцарский турнир»

«О, прекрасные леди»

«Первое апреля, или С днём смеха Вас!»

Конференция

Классный час

Ролевая игра

Праздничное шоу

Праздничное соревнование

Творческий конкурс

Праздничное шоу

Социальное

- научить общению с окружающими людьми, умению делать добро, выбрать главное направление в профессиональной деятельности

«Самый классный класс, или Чуть-чуть о каждом»

«Я в классе. Игра «Кораблекрушение»

«Мои одноклассники»

«Пожилые люди»

«Наш двор самый чистый»

«В мире профессий»

Интерактивная игра

Ролевая игра

Круглый стол

Акция

Трудовая акция

Родительский мастер-класс

Общеинтеллектуальное












- создать для реализации интересов детей и их потребностей в самосовершенствовании, показать глубину существующих заний

«День знаний»

«Умей учиться. Секреты памяти, внимания и быстрого чтения»

«Пожарная безопасность»

«Кто хочет стать миллионером»

«Тайны живой природы»

«Крестики-нолики»

«Двенадцать месяцев»

Праздничный кл час

Классный час



Классный час

Игра

Конференция

Игра

Викторина

Духовно-нравственное

-помочь детям овладеть основными нравственными качествами личности

«Нравственные обязанности человека»

«Поступки и поведение»

«Ответственность за своё поведение»

«Верность слову и обязательность»

«Правила культуры поведения»

«Совесть, честь и достоинство»

«Справедливость и долг»

Проблемный кл. час

Дискуссия

Круглый стол

Пресс-конференция

Презентация

Проблемный классный час

Конференция



Работа с родителями

Положение о родительском комитете класса

1. Родительский комитет класса - это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

2. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.

3. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

4. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

5. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

6. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.

7. Родительский комитет класса участвуют в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

8. Заседания родительского комитета класса проходят 2-3 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Родительский комитет класса обязан:



  • Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;

  • Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;

  • Влиять на формирование культуры родительского общения;

  • Быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;

  • Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

  • Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

  • Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:



  • Активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;

  • Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

  • Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

  • Высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;

  • Воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;

  • Проводить беседы с проблемными учащимися;

  • Поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию его деятельности; составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний; является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы; участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах; совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучных семей; помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует родителей для участия в школьной жизни детей: в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в организации различных смотров-конкурсов, брейн-рингов; организация помощи отстающим в учёбе детям; помощь для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению родительских уроков, участие во всех совместных праздниках, походах, организация экскурсий, поездок и развлекательных мероприятий.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе. Организует помощь родителей в ремонте классного кабинета, в его оформлении, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива.

Казначей. В обязанности входит сбор средств родителей на нужды класса. Вместе с родительским комитетом составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.

Секретарь. Ведёт протоколы заседаний родительского комитета.



Состав родительского комитета



Должность

Ф.И.О.

Председатель

казначей

Завьялова Ирина Васильевна

Учебный сектор

Федюнина Татьяна Константиновна

Культмассовый сектор

Коптева Надежда Михайловна

Секретарь

Алексеева Нина Ивановна

















Планирование деятельности родительского комитета и родительских собраний

На 2012-2013 уч. год

Сентябрь

«Первые проблемы подросткового возраста»

Октябрь

- Рейд-проверка состояния учебников.

- Р/с «Меры поощрения и наказания в современных семьях»

Ноябрь

-Посещение театра учащимися вместе с родителями. Совместное обсуждение «Театр в жизни нашей семьи».

Декабрь

- р/с «Книга в жизни школьника»

- Помощь в организации празднования Нового года.

- Оформление подарков, сюрпризов для учащихся.

- Подведение итогов результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родителям класса.

Январь

- Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.

- Р/с «Успешность обучения: от чего она зависит». Встреча со специалистами по проблеме. Отчёт родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе.

Февраль

- Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника.

Март

- Подготовка праздника, посвящённого международному женскому дню.

- Родительское собрание «Как появляются и закрепляются черты характера».

Апрель

- Индивидуальные консультации для родителей психолога школы, социального педагога.

- Участие родителей в трудовой акции «Школьный двор - самый лучший».

Май

- Р/с «Положительные эмоции и их значение в жизни человека»

- Подготовка к празднику, посвящённому окончанию 7 класса. Награждение учащихся.

- Годовой отчёт о работе родительского комитета на Совете школы.

- Участие в классном часе «Наши достижения»

- Участие родителей класса в ремонте классного кабинета.









Нормативно-правовая база



1. Закон об образовании.// Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. ст. 156.

2. Декларация о правах ребёнка.// Права человека: сборник универсальных и региональных международных документов/Сост. Л.Н. Шестаков. - М.: МГУ, 1990. С. 159.

3. Конвенция о правах ребёнка.// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI. 1993.

4. Федеральная программа развития воспитания детей в РФ до 2010 года «Все вместе - мы сила».

5. Программа развития школы «Школа комфортной образовательной среды».

Литература

  1. Воспитание = семья + школа. Книга для педагогов и родителей. Серия «СЕМЬЯ + ШКОЛА». Выпуск 1. - Нижний Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2002. - 88 с.

  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 - 9 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с.

  3. Классные часы. 6 класс. / Сост. З.А. Ефанова. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 112 с.

  4. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

  5. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников. // Классный руководитель. - 2007. - №3. - С. 39 - 71.





© 2010-2022