- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект общешкольных коммунарских сборов Школа профессионального выбора
Проект общешкольных коммунарских сборов Школа профессионального выбора
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Малыгина О.В. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект общешкольных коммунарских сборов «Школа профессионального выбора»
Малыгина О.В. - учитель географии и экономики
-
Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
-
А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
-
Мне все равно… - сказала Алиса.
-
Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.
Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
Актуальность проблемы:
Выбор профессии для современного школьника несколько отличается от выбора профессии десять-пятнадцать лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему можно (и нужно!) возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг.
За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания.
Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда, или «люди науки», - инженеры- проектировщики, научные сотрудники и т. д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются «элитными», - юрист, экономист и др. - далеко не самые востребованные.
А специальности, которые на самом деле нужны обществу - рабочие, младший медицинский персонал, педагоги - успехом у современной молодежи не пользуются.
Сделать такой выбор школьнику самостоятельно достаточно сложно. Поэтому очень важно, чтобы находящиеся рядом с ним взрослые ( педагоги, родители), которые могли оказать ему в этом ненавязчивую, но компетентную помощь.
К сожалению, очень часто помощь родителей сводится к советам поступать в конкретное учебное заведение или даже к личному давлению, а педагоги признают, что мало чем могут помочь школьникам, так как сами не очень разбираются в современном рынке труда.
Я уже два года преподаю элективный курс «Как стать успешным на рынке труда» в 9 классах и считаю, что профессиональное самоопределение школьников должно начинаться гораздо раньше. К 9 классу хотелось бы, чтобы учащиеся определились с областью профессиональной деятельности и тогда работать дальше будет легче. Большую помощь ребятам должен регулярно оказывать психолог, но этого не происходит, т.к. загруженность школьного педагога -психолога очень велика. В нашей школьной воспитательной системе направление профессионального выбора и самоопределения в 8-10 классах представлено слабо, поэтому и родилась мысль о проведении таких сборов, как самой востребованной формой внеурочной деятельности на сегодняшний день.
Цель: погружение в творческо-коммуникативную среду для определения профессиональной направленности учащегося и профессионально значимых качеств для отдельных видов труда.
Задачи:
-
Сформировать понятие «выбор» через внеурочную деятельность.
-
Провести диагностические исследования для выявления задатков, способностей, профессиональной области учащегося.
-
Развивать мотивацию к самопознанию, изучению своих способностей для успешного выбора.
-
Формировать умения вести диалог, находить содержательные компромиссы, работать в команде.
-
Обогащать социальный опыт личности через социальные пробы, интересные встречи, рефлексию своей деятельности.
В успешной реализации проекта заинтересованы участники воспитательного пространства школы:
Детско-взрослый коллектив учащихся 8-11 классов
Родительская общественность
Общественность по месту жительства
Центр занятости населения «Вакант»
ПМПЦ «Камертон»
Используемые методы и технологии педагогической деятельности, основанные на системно- деятельностном подходе
-
диагностика профессиональной направленности, отдельных качеств личности,
-
методика коллективных творческих дел,
-
деловая игра,
-
дискуссионная площадка,
-
путешествие по станциям «Самопознание»,
-
встреча с интересным человеком.
Этапы проекта:
Подготовительный ( февраль-март 2013)
Проектно-деятельный ( 26 марта 2013 года)
Мониторинг (промежуточный 20-22 марта 2013, окончательный март- апрель 2013)
Аналитический ( апрель- май 2013 года)
Ожидаемые результаты проекта:
для учащихся
-
сформированность понятия «выбор» и его значение через проведение дискуссии;
-
результаты диагностик по самопознанию и профессиональной пригодности;
-
70% участников сборов определятся с профессиональной областью;
-
умения работать в команде, быть лидером, ведомым, участвовать в презентации;
-
«банк вакансий» и возможности целевого обучения через ЦЗН «Вакант»;
-
занятость учащихся в каникулярное время.
для педагога:
-
опыт организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
-
расширение возможностей авторизованной программы «Как стать успешной на рынке труда»;
-
создание УМК по профессиональному выбору и самоопределению;
-
продолжение школьных традиций.
План реализации проекта:
-
Подготовительный этап
Разработка проекта. Подбор методик и сценариев занятий
Малыгина О.В.
26 февраля
Индивидуальные встречи с участниками проекта ( Улупова Л.С., Беляева Н.Н., Жарова Т.Ю., Чарушникова В.Н.)
Малыгина О.В.
Жарова Т.Ю.
Семья Паньковых
Февраль-март
Встреча с педагогами, психологами, представителями ЦЗН для организации работы и определения направлений диагностик.
Малыгина О.В.
27 февраля
Выбор командоров
Малыгина О.В.
11 А класс
март
5.
Защита проекта
Малыгина О.В.
март
6.
Организация работы столовой
Зарубина Н.В.
март
7.
Формирование списков участников сборов. Анкетирование
11 А класс
март
8.
Учеба командоров
Малыгина О.В.
11 А класс
март
9.
Определение помещений для проведения сборов
Малыгина О.В.
март
10.
Оформление кабинетов и актового зала, подключение аппаратуры
Малыгина О.В.
11 А класс
Бушуев Е.С.
25 марта
-
Проектно-деятельный этап
1.
Встреча участников коммунарских сборов
11 А класс
26 марта
11.30-11.50
2.
Открытие сборов «Мой выбор»
Деление на отряды
Малыгина О.В.
12.00-12.30
3.
Работа в отрядах «Рождение команды»
11 А класс ( командоры)
12.40-13.10
4.
Презентация отрядов «Рождение команды» (КТД)
11 А класс ( командоры)
13.15-13.30
Обед
13.30-14.00
6.
Дискуссионная площадка «Выбор… Выбор? Выбор!!»
Жарова Т.Ю.
14.00-14.40
7.
Путешествие по станциям «Самопознание»
Улупова Л.С.,
Беляева Н.Н.,
Жарова Т.Ю., Чарушникова В.Н
14.45-15.15
15.20-15.50
15.55-16.25
16.30-17.00
8.
полдник
17.10- 17.25
9.
Встреча с Л.И. Паниной - директором ЦЗН «Вакант»
Малыгина О.В.
Марданов Э.Г.
17.30- 18.10
10.
Деловая игра «Как стать успешным»
Малыгина О.В.
18.15-19.00
11.
Ужин
19.10-19.30
12.
Конкурс коллажей «Мой выбор»
11 А класс ( командоры)
19.30-20.00
13.
Презентация коллажей. Рефлексия трудового дня.
Малыгина О.В.
20.00-21.00
14.
КТД «Кто во что горазд»
21.00-22.30
15.
Дискотека
22.30-01.00
-
Мониторинг
Анкета участника сборов
Малыгина О.В.
20 марта
Подготовка командоров к сборам
Малыгина О.В.
23 марта
4.
Список участников сборов
Зарубина Н.В.
22 марта
5.
Презентация коллажей. Рефлексия трудового дня.
11 А класс ( командоры)
26 марта
6.
Анкетирование «Область моей профессиональной деятельности»
Малыгина О.В.
26 марта
7.
Отзыв учащихся о проведенных сборах в СМИ
11 А класс
28-31 марта
Малыгина О.В.
апрель
-
Аналитический этап и дальнейшее развитие проекта
1.
Создание УМК по профессиональному самоопределению и распространение опыта
Малыгина О.В.
апрель-май
2.
Разработка цикла сборов на 2013-2014 уч. год по профессиональному выбору и самоопределению
Малыгина О.В.
апрель-май
3.
Защита авторизованной программы «Как стать успешным на рынке труда» с примером внеурочной деятельности
Малыгина О.В.
август- сентябрь
6