Гендерные характеристики детей-сирот (социальных сирот)

Изучение особенностей гендерных характеристик детей является важной научно-практической задачей. Так практика реализации маскулинных и фемининных характеристик претерпевает значительные изменения. Именно семья является одним из главных институтов воспитания, в котором закладываются основы личности ребенка, а также и формирование гендерных характеристик. И в данной статье мы хотим выяснить влияние замещающей семьи на формирование гендерных характеристик у ребенка (социального сироты).<?xml:nam...
Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

@ Полынцевой Татьяны.

Гендерные характеристики детей-сирот (социальных сирот).

В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их неполноценную семью. Эти дети, как правило, имеют непростые показатели здоровья и личностной сфере. Здесь могут быть отклонения в физическом и психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы, до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др.

Изучение особенностей гендерных характеристик детей является важной научно-практической задачей. Так практика реализации маскулинных и фемининных характеристик претерпевает значительные изменения. Именно семья является одним из главных институтов воспитания, в котором закладываются основы личности ребенка, а также и формирование гендерных характеристик. И в данной статье мы хотим выяснить влияние замещающей семьи на формирование гендерных характеристик у ребенка (социального сироты).

Прежде чем говорить о содержании понятия «гендерные характеристики», оформленном на сегодняшний день в психологической науке, остановимся на самом термине «гендер». Под ним понимают социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии [2].

Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный объект, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения[1]. Рассмотрим эти составляющие более подробно.

Гендерная идентичность - это осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу [1].

Маскулинность и фемининность - это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [1].

Гендерные стереотипы - это стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [1].

Гендерные установки - это субъективная готовность к полотипичными формам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемых от индивида определенного пола[1].

Теоретико-методологическая база по проблеме становления гендерных характеристик на протяжении онтогенеза проведенного нами исследования представлена научными работами: С. Бем, М. Куна, Т. Мак-Партланда, Козлов В.В., Шухова Н.А., Чекалина А.А. и других.

Так в исследовании участвовала девочка Юлия И. 14 лет, проживающая в пгт.Стрелка г.Лесосибирска Красноярского края. Девочка является социальной сиротой и проживает в замещающей семье с 8 лет. Для исследования использовались такие диагностические методики: опросник «Кто Я?» (авт. - М. Кун, Т. Мак-Партланд) и методика «Маскулинность - фемининность» (авт. - С. Бем). Выбор данных методик был обусловлен тем, что из всех составляющих гендерных характеристик мы решили сосредоточить внимание на изучении гендерной идентичности.

  1. Опросник «Кто Я?» (авт. - М. Кун, Т. Мак-Партланд). Цель методики: выявление индивидуализированных характеристик личности, рассматриваемые через призму трех категорий (маскулинности, фемининности и андрогинности).

  2. Методика «Маскулинность - фемининность» (авт. - С. Бем). Цель методики: выявление психологического пола и определение степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Проанализировав результаты исследования по методике «Кто Я?», мы сделали следующие выводы:

На первое место девочка поставила такую характеристику как дочь. Это свидетельствует о том, что испытуемая ассоциируют себя с женской ролью, так как им присущи типично женские качества. На второй позиции отметила такое фемининное качество как сестра. На третье место в самоописании Юлия И. поставила такое качество как тетя. Данное качество соответствует феминнинным характеристикам.Среди всех остальных ответов мы выделили то, что находится в перспективе формирования соответствующей гендерной идентичности. Это такие качества как подруга, внучка, любимая. Они также присущи типично женскому полу.

По результатам исследования типа гендерной идентичности по методике С. Бем у девочки выявлен фемининный тип гендерной идентичности. Следовательно, ей присущи типично женские черты личности. Например, нежная, мечтательная, чувствительная, добрая, заботливая, любящая и др.

Таким образом, при изучении гендерных характеристик, а именно гендерной идентичности у девочки, воспитывающейся в замещающей семье, мы можем сделать вывод об адекватности формирования гендерной идентичности у испытуемой.

Список используемых источников:

  1. Козлов В.В. Гендерная психология / Козлов В.В., Шухова Н.А. - СПб.: Речь, 2010. - 270 с.

  2. Чекалина А.А. Гендерная психология. - М.: Ось-89, 2006. - 256 с.


© 2010-2022