- Преподавателю
- Классному руководителю
- Занятие по формированию нравственных ценностей
Занятие по формированию нравственных ценностей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Парфёнова Н.А. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сказка- ложь, да в ней намёк…
Парфёнова Наталия Анатольевна,
педагог-организатор высшей категории
ООШ №1 г. Славянска Донецкой обл.
Цель:способствовать формированию нравственной культуры, эмпатии и сопереживания, получению опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных ранее знаний, умений и навыков
Форма проведения: час общения с элементами тренинга
Материально-техническое обеспечение:
-
Мультимедийный проектор, ноутбук, экран;
-
Видеоролики притч «Эхо жизни», «Брошенный камень», «Бумеранг доброты»
-
по 5 листов бумаги в форме следа ноги на каждого участника;
-
Карточки с текстами притч Леонардо да Винчи.
Ход проведения
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
(Сухомлинский В.А.)
І. Знакомство
Ведущий предлагает участникам назвать своё имя и имя какого-либо сказочного героя, с которым каждый участник себя ассоциирует.
ІІ. Мотивация
Сказка В.Сухомлинского "След на земле"
Старый Мастер построил каменный дом. Встал в стороне и любуется.
«Завтра в нём поселяться люди»,- с гордостью думает он. А в это время около дома игрался маленький Мальчик. Он прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на цементе, который ещё не затвердел.
-
Для чего портишь мою работу? - сказал с укором Мастер. Мальчик
посмотрел на отпечаток ноги , засмеялся и убежал.
Прошло много лет. Мальчик стал взрослым Человеком.
Жизнь его сложилась так, что он постоянно переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не прикипал ни руками , ни душой.
Пришла старость. Вспомнил старый Мужчина свое родное село на берегу Днепра. Захотелось ему побывать там. Приехал на родину, встречается с людьми, называет свою фамилию, Но все только пожимают плечами- никто на помни такого Человека.
-
Что ты оставил после себя?- спрашивает у старого Человека один дед.-
Есть у тебя сын или дочка?
-
Нет у меня ни сына , ни дочки.
-
Может ты дуб посадил?
-
Нет, не посадил…
-
Может ты песню сложил?
-
Нет…
-
Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?- удивился дед.
Ничего не смог ответить старый Человек. Вспомнилось ему то мгновение, корда он оставил свой след на ступеньке. Пошёл он к дому. Стоит тот, как-будто вчера построенный, а на нижній ступеньке- закаменевший от печаток детской ножки.
«Вот и всё , что осталось после меня на Земле, - с болью подумал старый Человек.- Но этого так мало… Очень мало… Не следовало так жить.
ІІ. Основная часть.
2.1 Упражнение "След на земле"
Цель: осознание своих жизненных целей и ценностей.
Ведущий участникам раздаёт по 5 листов бумаги в форме следа ноги. Участники на каждом следе записывают то, чего они хотят достичь в своей жизни. Участники делятся своим мнением.
2.2 Нравственный театр
Участники объединяются в группы по 4-5 человек. Каждая группа получает одну из сказок Леонардо Да Винчи, изучает её. После этого они должны ознакомить с содержанием сказки остальных, проинсценировав её. Также каждая группа после прочтения сказки должна сформулировать её мораль в виде какой-нибудь заповеди жизни, которую записывают на солнечном лучике
Сказки для работы групп:
Кремень и огниво
Получив однажды сильный удар от огнива, Кремень возмутился:
-
С чего ты так набросилось на меня? Оставь мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
-
Не сердись дружок, - с улыбкой промолвило огниво в ответ.
-
Если ты наберёшься немного терпения. То вскоре увидишь, какое чудо
произойдёт.
После этих слов кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Мораль: если запастись терпением и проявить старание (в учёбе, работе), то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Бритва
Была у цирюльника бритва. Однажды она отправлялась на прогулку, гордо подбоченясь. Яркое солнце играло на стальном полированном лезвии, а по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Бритва пришла в восторг:
- Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? Спрячусь-ка я в укромном месте.
Шли месяцы... Бритва решила выйти из затворничества: она осторожно выпустила лезвие и огляделась вокруг. Но, о ужас нежное лезвие огрубело, стало похожим на ржавую пилу и больше не отражало солнечных лучей. И тогда бритва принялась горько плакать:
-
Зачем я поддалась соблазну? Как мною гордились, как меня холили! Я погибла! Нет мне спасения!...
Мораль: печальная участь ожидает всякого наделённого талантом. Вместо того, чтобы развивать свои способности, он чрезмерно возносится, предаётся самолюбованию, становится косным, ленивым и обрастает
ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.
Осёл на льду
Проплутал осёл по полям и сильно утомился. Вконец обессиливший, он растянулся на льду:
-
передохну немного здесь, нет больше сил.
Подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:
-
Осёл, очнись! Ты не на дороге, а на замёрзшем пруду.
Но ослу так хотелось спасть, что н ничего не слышал... Вскоре из его ноздрей повалил пар. Под воздействием тепла лёд стал понемногу растаивать, пока с треском не обломился. Оказавшись в холодной воде, осёл тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже поздно...
Мораль: никогда не следует пренебрегать добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте.
Плющ
Плющ крепко обвил ствол и ветки боярышника за высоким забором. Но, добравшись до самой вершины, он увидел другой забор по ту сторону дороги:
-
Как бы мне хотелось туда перебраться! Не век же мне сидеть на одном месте. Соседний забор куда красивее и выше этого.
И завистливое растение вконец утратило покой: оно постепенно удлиняло ростки и приближалось к заветной цели... И вот наконец плющу удалось зацепиться за ветку соседнего забора и крепко обвиться вокруг неё. Он был горд победой. Но под вечер на дороге появился запоздалый прохожий. Оказавшись перед преградой , он оборвал зелёную гирлянду плюща и выбросил в канаву.
Мораль: старайся всегда искать плюсы в той ситуации, в которой находишься. Зависть - неблагодарное чувство.
Великодушие
Высунув голову из гнезда, Орленок увидел много птиц, летающих среди скал. Он спросил:
-
Мама, что это за птицы?
-
Наши друзья, - ответила орлица. - Орёл живёт в одиночестве, но и он порою нуждается в окружении. Все эти птицы - наши верные друзья.
Вдруг орлёнок закричал:
-
Ай-ай, они украли у нас еду!
-
Успокойся, сынок! Они ничего не украли. Я сами их угостила. Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с друзьями. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Мораль: кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Причём уважение добывается не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Все жизненные заповеди, сформулированные группами и записанные на лучиках, соединяется в изображение солнца.
2.3 «Продолжи притчу» Учитель читает притчу (или использует аудио- или видеозапись), делает паузу и предлагает учащимся угадать её продолжение. По ходу чтения притчи можно сделать несколько пауз. После каждой притчи участники формулируют заповедь жизни, записывают её на лучике солнца.
2.3.1 Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом - большой, красивый - и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. (пауза)
Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
- Кто чем богат, тот тем и делится!
2.3.2 Притча «Эхо жизни» (аудио)
2.3.3 Притча «Брошенный камень» (аудио)
V. Подведение итогов
Жизнь - бумеранг. К тому ведется:
Что отдаете, то и вернется.
То, что посеешь - то и пожнешь,
Ложью пробьется ваша же ложь.
Каждый поступок имеет значенье;
Только прощая, получишь прощенье.
Вы отдаете - вам отдают,
Вы предаете - вас предают,
Вы обижаете - вас обижают,
Вы уважаете - вас уважают...
Жизнь - бумеранг:
Все и всем по заслугам;
Черные мысли вернутся недугом,
Светлые мысли - Божественным светом...
Если не думал - подумай об этом!
Видеоролик «Бумеранг доброты»