Выступление на педагогическом совете «Работа классного руководителя с родителями»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете «Работа классного руководителя с родителями».

Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Руководителем, организатором его выступает педагогический коллектив школы

Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.

И поэтому особое место в школьном воспитательном процессе продолжает занимать работа с семьями. Исходя из значимости семьи и семейного воспитания, учитель рассматривает семью как один из главных объектов профессиональной деятельности.

Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.

Семья оказывает наибольшее влияние на развитие личности, так как в семье формируется отношение ребенка к себе и окружающим людям. В семье происходит первичная социализация, осваиваются первые социологические роли, закладываются основные ценности жизни.

Семья для ребенка - это место его рождения и становления.

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру поведения. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.

С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие. Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека. Получается, что основы характера, исходные жизненные установки, нравственные ценности закладываются именно в семье. В раннем детстве, в семье детям прививаются основные нравственные требования, правила поведения и приличия. Родители естественным образом влияют на своих детей: через образцы родительского поведения.

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая за­дача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её ус­пешного решения?

Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых, родителя должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ре­бёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной лич­ности.

Поэтому весь дальнейший процесс воспитания в школе уже имеет определённые основы нравственных устоев, заложенных в характере ученика семьёй.

Некоторые родители строят свои отношения с детьми по следующей схеме: я обеспечиваю материально, даю образование, ограждаю от неприятностей, а воспитанием пусть занимается школа. Но ведь уважать подростка - это значит разделить с ним его радости и печали, тревоги и сомнения, быть настроенным «на его волну». А перед школой, которая занимается вопросами образования учащихся, стоит большая цель: она должна вооружить ребенка знаниями по основам Наук и по­мочь самоопределиться.

Потеря доверительных отношений в семье между взрослыми и детьми ведёт к разрушительным последствиям: уход из дома, бродяжничество, совершение правонарушений. «Понимание - это начало согласия», - слова великого мудреца Спинозы должны быть краеугольным камнем в отношениях с детьми.

Чаще всего подростки уходят из дома в возрасте 9-15 лет.

Причинами этого могут быть семейные проблемы:

Отсутствие внимания к детям и их проблемам со стороны родителей;

неумение находить контакт с ребенком или нежелание общаться с ним;

несправедливое наказание и нарекание в адрес ребенка;

отсутствие контроля над ребенком в связи с занятостью родителей, вынужденных совмещать несколько рабочих мест;

переживание ребенком ссор или разводов в семье;

появление новых членов семьи;

социальное неблагополучие в семье (алкоголизм, наркомания. насилие);

отсутствие у ребенка уверенности в его поддержке родителями.

Проблема ухода ребенка из дома не исчезнет сама собой, если на неё не обращать внимания и вовремя не отреагировать, наоборот, добавятся другие более сложные проблемы.

Задача школы - заложить в ребенке понимание того, что школа - это определенная социальная ступень. Воспитание детей в школе не должно подменять роди­тельское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка. Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебной и воспитательной работы со всеми учащимися класса, профилактических мер по предупреждению правонарушений. Огромная работа классного руководителя по нравственно - правовому вос­питанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей учени­ка.

Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяс­нение нравственно - правовых основ воспитания ребенка в семье, которые яв­ляются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нрав­ственных норм невозможно воспитать человека, который будет дос­тойным гражданином общества.

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся и их родителей представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Правильно понимающий свои обязанности родительский коллектив- это большая опора, союзник и помощник учителя не только в учебно-воспитательной работе, но и профилактике правонарушений. Сделать родителей своими соучастниками всего педагогического процесса - важная и ответственная задача, требующая от классного руководителя большого терпения, такта и преданности делу.

Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.

Консультации по вопросам права нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Воспитывать уважение к подростку, вооружить родителей основными знаниями по вопросам права - одна из задач родительского всеобуча. Организуя работу по нравственно-правовому воспитанию с семьей, школа должна уделить самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования
семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых
в каж­дой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обы­чаи семьи. .

Законы семьи:

Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть
любим независимо ни от чего.

Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близ­ких, сограждан, Родину.

Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искрен­ности и доброты.

Если ребёнку нельзя сообщить что-то, то следует честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомле­нии, чем выдумывать вздор, а потом быть разоблачённым детской проницательностью.

Закон семьи 3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рас­суждение.

Родители должны своевременно переходить от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов по­ведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают рассуждения, подчёркивая их незрелость. Но именно в ходе этих рас­суждений подростки постигают суть нравственно - правовых понятий.

Выступление на педагогическом совете «Работа классного руководителя с родителями».Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.

Крайней мерой воздействия В.А. Сухомлинский считает наказа­ние. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоин­ство человека, выражать неверие в него.

Закон семьи 5. Закон понимания ребенком слов «можно», «надо», «нельзя».

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считал запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и под­ростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять.

Закон семьи 6. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.

Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом

Закон семьи 7. Создание условий для общения ребенка с нравствен­ными людьми.

Для того чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необхо­димо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.

Помните, что "Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать»…И. Кант

.


Выступление на педагогическом совете «Работа классного руководителя с родителями».

© 2010-2022