- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья: «Формирование толерантных отношений у подрастающего поколения»
Статья: «Формирование толерантных отношений у подрастающего поколения»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белик О.П. |
Дата | 08.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Оксана Петровна Белик
преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ СПО «Армавирский индустриально-строительный техникум»
г. Армавир, Краснодарский край.
Формирование толерантных отношений у подрастающего поколения.
Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов - важное условие эффективного становления демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.
На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность - это и есть высоконравственная личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Я считаю, что в воспитании нравственности должны участвовать все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры не только на уроках, но и во внеурочное время.
Главной задачей открытого классного часа является воспитание у подрастающего поколения миролюбия, толерантности, уважительного отношения к людям различных национальностей.
Актуальность данного мероприятия заключается в том, чтобы формировать у учащихся понятие о национальных отношениях, то есть жить в дружбе и согласии. Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков кубановедения, литературы, внеклассных мероприятиях в школах, образовательных учреждениях НПО, СПО.
Основной целью открытого классного часа «Мы - дети Кубани» является формирование уважительного отношения к людям различных национальностей, воспитание чувства уважения друг к другу, толерантности, традициям и культуре разных народов.
Открытый классный час проходит в группе I курса, но участвуют и все студенты II, III курсов. Творческой группе Студия «Фото» было дано задание - подготовить исторические и современные фотографии различных культур и снять видеоролик «Кубань - наша малая Родина».
Цели:
- продолжить формирование толерантного отношения учащихся между собой;
- развивать навыки групповой работы;
- умение вести диалог;
- уметь находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
Ведущие ключевые идеи.
Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.
Следовательно, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
- воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
- воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
- формирование традиций коллектива.
Средства:
- мультимедийная презентация;
- интерактивная доска;
- нетбуки;
- стихи национальных поэтов;
- видеоролик «Мы - дети Кубани».
Характеристика мероприятия:
- коллективное.
Межпредметные связи:
литература, кубановедение, история.
Предварительная подготовка:
-
Поиск стихотворений национальных поэтов.
-
Подбор национальных костюмов.
-
Подбор музыкального сопровождения.
-
Создание презентации.
-
Создание видеоролика «Мы - дети Кубани».
Место проведения: кабинет учебно-проектной деятельности.
Время проведения: 40-45 минут.
План мероприятия:
-
Вступительное слово преподавателя.
-
Работа учащихся с анкетой «Мы - люди разных национальностей»
-
Представление национальных культур:
- лирика любимых поэтов;
- национальные танцы;
- национальная кухня.
-
Анкетирование (по итогам классного часа).
-
Заключительное слово преподавателя.
-
Исполнение учащимися «Гимна молодежи Кубани».
Ход мероприятия.
На интерактивной доске - тема классного часа «Мы - дети Кубани», идет презентация. Звучит тихая и спокойная музыка.
Вступительное слово преподавателя:
- Все мы с вами живем на Кубани единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой Земле и по праву считают Кубань своей Родиной. В нашем крае проживает около 120 различных национальностей, только у нас в городе Армавире проживает около 86. И всех нас объединяет великое чувство любви к этой цветущей, благодатной и святой Земле.
Преподаватель читает стихотворение «Кубань моя»:
Кубань родная, нежно воспеваю
Великую красу твоей земли!
Земли святой от края и до края!
Моря, леса, поля, мой край, твои!
Здесь небо над тобой светлей и выше,
И звёзды светят ярче и луна…
Никто на свете краше не отыщет.
Учащийся продолжает:
Тобой гордится - целая страна!
Твои поля пшеницы колосистой,
Твои сады, твой сладкий виноград.
На пьедестал всё будет возноситься,
Сверкая ярким золотом наград!
Пою тебе любовь свою большую,
И музыка звучит в душе моей…
Кубань родная, всей душой прошу я -
Цвети, родная, с каждым днём сильней.
- Эти слова о нашей малой Родине «КУБАНЬ МОЯ»
написала краснодарская поэтесса Светлана Донченко.
Преподаватель:
- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы проводим наш классный час?
Учащиеся высказывают свое мнение об актуальности данной темы.
Преподаватель:
- Да, мы гордимся тем, что живем в многонациональном крае. На нашей малой Родине проживают люди различных национальностей: армяне, адыгейцы, русские, черкесы, грузины и многие другие, но всех нас что-то объединяет. Я прошу вас открыть нетбуки и ответить на вопросы первой части анкеты, в конце мероприятия мы вернемся к ней и подведем итоги.
Анкета:
«Мы - люди разных национальностей»
Вопросы:
-
Ваше отношение к культуре различных национальностей?
-
Разные ли мы? И в чем?
-
Что общего между нами?
-
К чему нам следует стремиться?
После заполнения анкеты (не более 5 минут) выходят учащиеся в национальных костюмах и читают наизусть стихотворения национальных поэтов.
Учащийся 3 курса:
Я хочу вас познакомить со стихотворением Абдул-Азиса АСХАБОВА «Родина»:
Родина - это один из самых моих любимых чеченских поэтов.
Родина - песня моя сокровенная,
Родина - воздух, я ею дышу.
Жизни моей - колыбель драгоценная,
Счастье и радость я в ней нахожу.
Родина - чувство души горделивое,
Родина - память народа и честь.
Дали родные, лишь взглядом окину я -
Струнами сердца слагается песнь.
Родина - боль и тревога гнетущая,
Родина - свет, восхищения знак…
Где-то, я знаю, есть земли цветущие,
Только с тобой не сравнить их никак.
Учащийся 2 курса продолжает читать:
Родина - мать и любовь к ней почтенная,
Родина - добрых лет монолит.
Стоит твои мне покинуть владения,
Тянешь к себе ты, как будто магнит.
Родина - узы с далекими предками,
Родина - утра и солнца закат.
Если же будем вдруг видеться редко мы,
Где в этом мире мне счастье искать?
Родина - нежной весны пробуждение,
Жизни моей ежедневный уклад.
Если твои я покину владения,
Для возвращенья не будет преград.
Учащийся 3 курса:
- Это стихотворение о Родине любимо многими людьми. Я считаю, что у дружбы нет национальности, а Родина у нас одна - это Россия.
Учащийся 2 курса:
- В нашей семье очень любят стихотворение адыгейского поэта о Кубани.
«Кубань»
Мне мил твоих лиманов вид,
Твоих полей, лугов обширных,
Где роща тополей стоит,
А по шоссе бегут машины.
Восходит солнце, золотит
Деревья ярким теплым светом,
Природа радостно шумит,
Дождавшись нового рассвета.
И величава, и тиха,
Течет Кубань неторопливо,
Как адыгейская жена:
И своенравна, и учтива.
Учащийся 2 курса продолжает:
Но есть другая сторона,
Где города лежат у моря,
Где между гор Новороссийск
Стоит один, с норд-остом споря,
Где гор кавказских скромный лик
Своей красою поражает,
Где море день и ночь шумит
И тихо берег размывает.
Прекрасней нет Кавказских гор,
Полей бескрайних и Кубани -
Они нам шепчут с давних пор
О том, что созданы Богами.
Преподаватель:
- Ребята, почему вы выбрали именно это стихотворение?
Учащийся:
- Я горжусь тем, что живу на Кубани. Горжусь своими родными, соседями, земляками. Это стихотворение рассказывает нам о красивейшей природе, которая нас окружает. Мы люди - каждый из нас, восхищен такими красотами.
Учащийся 1 курса:
- А мне нравится стихотворение Э. Асадова «Россия начиналась не с меча»
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
Учащийся 2 курса продолжает читать:
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Преподаватель:
- Ребята, как вы думаете, почему в 1945 году мы одержали победу над немецко-фашистскими захватчиками?
Учащийся:
- Наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне, потому что вся страна встала на защиту своей Родины. Наша сила в единстве и она непобедима. Я восхищаюсь мужеством нашего народа.
Учащийся 3 курса:
- Разрешите прочитать вам любимое стихотворение моего дедушки -армянского поэт ВаанаТерьяна:
Армянская диаспора жива -
Связующие нити родины священной,-
Как в океане бурном острова,
Рассеяны армяне по Вселенной…
Учили нас не убивать, творить,
Не истязать, а созидать и верить,
И Бога, как Нарек благодарить,
И, как Кучак, любовью мир измерить…
Хоть в дальней стороне всё сохранить-
Очаг, привычки, песни, поговорки,
И память об утраченном Ани,
И страшный опыт Геноцида горький…
Армянская диаспора жива,
И лживы те, кто делит нас на части:
Объединит Сурб Хач нас, не молва,
Библейский Арарат, не суд, не распри…
Объединит нас мирный труд и Крест,
Что мы несем уже тысячелетья.
И с нами Русь, что знает нашу честь:
Ведь в дружбе закаляется Бессмертье…
Учащиеся исполняют армянский, адыгейский, русский, черкесский танец.
Учащаяся 3 курса исполняет романс.
Преподаватель:
- Ребята, вы послушали стихи, посмотрели национальные танцы, костюмы наших ребят бесподобны. Но вы знаете, национальные кухни нашего края славятся по всей России. Знаете ли вы эти блюда?
(Хачапури, армянский лаваш - армянские блюда.
Адыгейский сыр, ачма - адыгейские блюда.
Жижиг - калныш (галушки по чеченски), салат по-вайнахски - чеченские блюда.
Окрошка, блины - русская кухня).
Учащиеся с воодушевлением рассказывают о своих национальных блюдах и рецептах приготовления.
Преподаватель:
- А какое блюдо нас всех объединяет? Его даже можно назвать интернациональным.
Ответ учащихся:
- Русские «сибирские пельмени».
Учащаяся 1 курса выходит в костюме повара и выносит блюдо с русскими пельменями.
Преподаватель:
- Итак, я прошу вас вновь вернуться к анкете и заполнить 2 часть, ответив на те же вопросы.
Учащиеся работают над анкетой, затем зачитывают и сравнивают свои ответы. После обсуждения преподаватель получает информационные письма с анкетой на электронный адрес для дальнейшего выявления проблемных вопросов и обсуждения их на уроках, дальнейших групповых собраниях или на мероприятиях техникума.
Преподаватель:
- Что изменилось для вас после того, что вы сегодня увидели и услышали?
Идет сравнение заполненной первой и второй части анкеты.
Преподаватель подводит итог по результатам ответов, что
главное наше богатство - это уважение друг к другу, к традициям, обычаям и любви к нашей Родине.
Все учащиеся поют «Гимн молодежи Кубани», идет видеоролик о родном городе и техникуме - «Мы - дети Кубани».
Учащаяся угощает гостей русскими пельменями.
«Гимн молодежи Кубани»
Ты не смотри, что мы все люди разные -
мало ли, что там написано в паспорте.
Здесь на Кубани у нас в изобилии
разные взгляды и даже религии.
Припев:
Если забыл, то сейчас вспоминай,
если не знаешь, то запоминай:
мы живем в лучшем крае,
в солнечном рае,
Родине нашей мы песни играем.
С нашими, нашими славными городами ветер толкует,
вы ведь, ребятки, и есть дети новой волны.
Мы не окраина и ей не будем,
здесь наши люди,
Юго-Восточная Европа - это мы!
(казачий хор)
Ой, в моем сердце ты Кубань - вольный ветер,
море, горы, степи, облака на рассвете.
Знаешь ли ты, что мы по территории
больше Ирландии, больше Эстонии,
больше и лучше, и земли богаче -
нам по плечу здесь любые задачи!
Припев:
(рэп)
Хей, это MJ!
Завидуйте мне,
я краснодарский и на коне,
в руке удача, другою держу небо над ней.
Из южного города, яркоедорого нам, но
мы не вороны и не будем сворами хором выть!
Я молод и горяч, вдруг
холод прячь, Юг.
Границы края на слух
обозначаю.
Мы дерзкие, модные,
гоним новые волны ордами,
в Южном округе
гильдия гордых собрана.
Грохотом возвещаем
о Краснодарском крае,
кто не с нами,
тот еще не знает.
Блуждаем сторонами, странными странами,
с нами ты поднимаешь знамя
или останешься на заднем плане?
Парни видные издали,
судьбы завидные, пристально
следи за именем, тем, что будет в титрах написано.
Кубань, вставай, прорвемся - все изменится"
Эй, отсюда цитаты ценятся.
Преподаватель благодарит всех за участие!
Анкета:
«Мы - люди разных национальностей»
п/п
Вопросы.
В начале
мероприятия
В конце мероприятия
1.
Ваше отношение к культуре различных национальностей?
2.
Разные ли мы?
И в чем?
3.
Что общего между нами?
4.
К чему нам следует стремиться?
Понравилось ли вам мероприятие?___________________________________