Статья: «Формирование толерантных отношений у подрастающего поколения»

"Описание материала: В наше неспокойное время у подрастающего поколения просто необходимо формировать и развивать толерантное отношения к людям. Ведь в нашей стране живет огромное количество представителей различных национальностей, люди делятся на разные социальные слои, придерживаются различных взглядов в политике, в творчестве. Именно поэтому так важна толерантность в современном обществе. Кроме того, именно это качество является одним из самых важных условий для того, чтобы государство стало...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оксана Петровна Белик

преподаватель русского языка и литературы

ГБОУ СПО «Армавирский индустриально-строительный техникум»

г. Армавир, Краснодарский край.


Формирование толерантных отношений у подрастающего поколения.


Формирование и развитие у подрастающего поколения толерантного отношения к представителям разных национальностей, религий, социальных слоев, разных политических взглядов, творческих интересов - важное условие эффективного становления демократического и правового государства, актуальная задача современной системы образования, всего российского общества.

На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность - это и есть высоконравственная личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Я считаю, что в воспитании нравственности должны участвовать все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры не только на уроках, но и во внеурочное время.

Главной задачей открытого классного часа является воспитание у подрастающего поколения миролюбия, толерантности, уважительного отношения к людям различных национальностей.

Актуальность данного мероприятия заключается в том, чтобы формировать у учащихся понятие о национальных отношениях, то есть жить в дружбе и согласии. Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков кубановедения, литературы, внеклассных мероприятиях в школах, образовательных учреждениях НПО, СПО.

Основной целью открытого классного часа «Мы - дети Кубани» является формирование уважительного отношения к людям различных национальностей, воспитание чувства уважения друг к другу, толерантности, традициям и культуре разных народов.

Открытый классный час проходит в группе I курса, но участвуют и все студенты II, III курсов. Творческой группе Студия «Фото» было дано задание - подготовить исторические и современные фотографии различных культур и снять видеоролик «Кубань - наша малая Родина».

Цели:

- продолжить формирование толерантного отношения учащихся между собой;

- развивать навыки групповой работы;

- умение вести диалог;

- уметь находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Ведущие ключевые идеи.

Главная задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать.

Следовательно, ведущими ключевыми идеями будут следующие:

- воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;

- воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

- формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

- формирование традиций коллектива.

Средства:

- мультимедийная презентация;

- интерактивная доска;

- нетбуки;

- стихи национальных поэтов;

- видеоролик «Мы - дети Кубани».

Характеристика мероприятия:

- коллективное.

Межпредметные связи:

литература, кубановедение, история.

Предварительная подготовка:

  1. Поиск стихотворений национальных поэтов.

  2. Подбор национальных костюмов.

  3. Подбор музыкального сопровождения.

  4. Создание презентации.

  5. Создание видеоролика «Мы - дети Кубани».

Место проведения: кабинет учебно-проектной деятельности.

Время проведения: 40-45 минут.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово преподавателя.

  2. Работа учащихся с анкетой «Мы - люди разных национальностей»

  3. Представление национальных культур:

- лирика любимых поэтов;

- национальные танцы;

- национальная кухня.

  1. Анкетирование (по итогам классного часа).

  2. Заключительное слово преподавателя.

  3. Исполнение учащимися «Гимна молодежи Кубани».

Ход мероприятия.

На интерактивной доске - тема классного часа «Мы - дети Кубани», идет презентация. Звучит тихая и спокойная музыка.

Вступительное слово преподавателя:

- Все мы с вами живем на Кубани единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой Земле и по праву считают Кубань своей Родиной. В нашем крае проживает около 120 различных национальностей, только у нас в городе Армавире проживает около 86. И всех нас объединяет великое чувство любви к этой цветущей, благодатной и святой Земле.

Преподаватель читает стихотворение «Кубань моя»:

Кубань родная, нежно воспеваю

Великую красу твоей земли!

Земли святой от края и до края!

Моря, леса, поля, мой край, твои!

Здесь небо над тобой светлей и выше,

И звёзды светят ярче и луна…

Никто на свете краше не отыщет.

Учащийся продолжает:

Тобой гордится - целая страна!

Твои поля пшеницы колосистой,

Твои сады, твой сладкий виноград.

На пьедестал всё будет возноситься,

Сверкая ярким золотом наград!

Пою тебе любовь свою большую,

И музыка звучит в душе моей…

Кубань родная, всей душой прошу я -

Цвети, родная, с каждым днём сильней.

- Эти слова о нашей малой Родине «КУБАНЬ МОЯ»

написала краснодарская поэтесса Светлана Донченко.

Преподаватель:

- Ребята, как вы думаете, с какой целью мы проводим наш классный час?

Учащиеся высказывают свое мнение об актуальности данной темы.

Преподаватель:

- Да, мы гордимся тем, что живем в многонациональном крае. На нашей малой Родине проживают люди различных национальностей: армяне, адыгейцы, русские, черкесы, грузины и многие другие, но всех нас что-то объединяет. Я прошу вас открыть нетбуки и ответить на вопросы первой части анкеты, в конце мероприятия мы вернемся к ней и подведем итоги.

Анкета:

«Мы - люди разных национальностей»

Вопросы:

  1. Ваше отношение к культуре различных национальностей?

  2. Разные ли мы? И в чем?

  3. Что общего между нами?

  4. К чему нам следует стремиться?

После заполнения анкеты (не более 5 минут) выходят учащиеся в национальных костюмах и читают наизусть стихотворения национальных поэтов.

Учащийся 3 курса:

Я хочу вас познакомить со стихотворением Абдул-Азиса АСХАБОВА «Родина»:

Родина - это один из самых моих любимых чеченских поэтов.

Родина - песня моя сокровенная,

Родина - воздух, я ею дышу.

Жизни моей - колыбель драгоценная,

Счастье и радость я в ней нахожу.

Родина - чувство души горделивое,

Родина - память народа и честь.

Дали родные, лишь взглядом окину я -

Струнами сердца слагается песнь.

Родина - боль и тревога гнетущая,

Родина - свет, восхищения знак…

Где-то, я знаю, есть земли цветущие,

Только с тобой не сравнить их никак.

Учащийся 2 курса продолжает читать:

Родина - мать и любовь к ней почтенная,

Родина - добрых лет монолит.

Стоит твои мне покинуть владения,

Тянешь к себе ты, как будто магнит.

Родина - узы с далекими предками,

Родина - утра и солнца закат.

Если же будем вдруг видеться редко мы,

Где в этом мире мне счастье искать?

Родина - нежной весны пробуждение,

Жизни моей ежедневный уклад.

Если твои я покину владения,

Для возвращенья не будет преград.

Учащийся 3 курса:

- Это стихотворение о Родине любимо многими людьми. Я считаю, что у дружбы нет национальности, а Родина у нас одна - это Россия.

Учащийся 2 курса:

- В нашей семье очень любят стихотворение адыгейского поэта о Кубани.

«Кубань»

Мне мил твоих лиманов вид,

Твоих полей, лугов обширных,

Где роща тополей стоит,

А по шоссе бегут машины.

Восходит солнце, золотит

Деревья ярким теплым светом,

Природа радостно шумит,

Дождавшись нового рассвета.

И величава, и тиха,

Течет Кубань неторопливо,

Как адыгейская жена:

И своенравна, и учтива.

Учащийся 2 курса продолжает:

Но есть другая сторона,

Где города лежат у моря,

Где между гор Новороссийск

Стоит один, с норд-остом споря,

Где гор кавказских скромный лик

Своей красою поражает,

Где море день и ночь шумит

И тихо берег размывает.

Прекрасней нет Кавказских гор,

Полей бескрайних и Кубани -

Они нам шепчут с давних пор

О том, что созданы Богами.

Преподаватель:

- Ребята, почему вы выбрали именно это стихотворение?

Учащийся:

- Я горжусь тем, что живу на Кубани. Горжусь своими родными, соседями, земляками. Это стихотворение рассказывает нам о красивейшей природе, которая нас окружает. Мы люди - каждый из нас, восхищен такими красотами.

Учащийся 1 курса:

- А мне нравится стихотворение Э. Асадова «Россия начиналась не с меча»

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.

Учащийся 2 курса продолжает читать:

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

Преподаватель:

- Ребята, как вы думаете, почему в 1945 году мы одержали победу над немецко-фашистскими захватчиками?

Учащийся:

- Наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне, потому что вся страна встала на защиту своей Родины. Наша сила в единстве и она непобедима. Я восхищаюсь мужеством нашего народа.

Учащийся 3 курса:

- Разрешите прочитать вам любимое стихотворение моего дедушки -армянского поэт ВаанаТерьяна:

Армянская диаспора жива -
Связующие нити родины священной,-
Как в океане бурном острова,
Рассеяны армяне по Вселенной…
Учили нас не убивать, творить,
Не истязать, а созидать и верить,
И Бога, как Нарек благодарить,
И, как Кучак, любовью мир измерить…
Хоть в дальней стороне всё сохранить-
Очаг, привычки, песни, поговорки,
И память об утраченном Ани,
И страшный опыт Геноцида горький…
Армянская диаспора жива,
И лживы те, кто делит нас на части:
Объединит Сурб Хач нас, не молва,
Библейский Арарат, не суд, не распри…
Объединит нас мирный труд и Крест,
Что мы несем уже тысячелетья.
И с нами Русь, что знает нашу честь:
Ведь в дружбе закаляется Бессмертье…

Учащиеся исполняют армянский, адыгейский, русский, черкесский танец.

Учащаяся 3 курса исполняет романс.

Преподаватель:

- Ребята, вы послушали стихи, посмотрели национальные танцы, костюмы наших ребят бесподобны. Но вы знаете, национальные кухни нашего края славятся по всей России. Знаете ли вы эти блюда?

(Хачапури, армянский лаваш - армянские блюда.

Адыгейский сыр, ачма - адыгейские блюда.

Жижиг - калныш (галушки по чеченски), салат по-вайнахски - чеченские блюда.

Окрошка, блины - русская кухня).

Учащиеся с воодушевлением рассказывают о своих национальных блюдах и рецептах приготовления.

Преподаватель:

- А какое блюдо нас всех объединяет? Его даже можно назвать интернациональным.

Ответ учащихся:

- Русские «сибирские пельмени».

Учащаяся 1 курса выходит в костюме повара и выносит блюдо с русскими пельменями.

Преподаватель:

- Итак, я прошу вас вновь вернуться к анкете и заполнить 2 часть, ответив на те же вопросы.

Учащиеся работают над анкетой, затем зачитывают и сравнивают свои ответы. После обсуждения преподаватель получает информационные письма с анкетой на электронный адрес для дальнейшего выявления проблемных вопросов и обсуждения их на уроках, дальнейших групповых собраниях или на мероприятиях техникума.

Преподаватель:

- Что изменилось для вас после того, что вы сегодня увидели и услышали?

Идет сравнение заполненной первой и второй части анкеты.

Преподаватель подводит итог по результатам ответов, что

главное наше богатство - это уважение друг к другу, к традициям, обычаям и любви к нашей Родине.

Все учащиеся поют «Гимн молодежи Кубани», идет видеоролик о родном городе и техникуме - «Мы - дети Кубани».

Учащаяся угощает гостей русскими пельменями.

«Гимн молодежи Кубани»

Ты не смотри, что мы все люди разные -
мало ли, что там написано в паспорте.
Здесь на Кубани у нас в изобилии
разные взгляды и даже религии.
Припев:
Если забыл, то сейчас вспоминай,
если не знаешь, то запоминай:
мы живем в лучшем крае,
в солнечном рае,
Родине нашей мы песни играем.
С нашими, нашими славными городами ветер толкует,
вы ведь, ребятки, и есть дети новой волны.
Мы не окраина и ей не будем,
здесь наши люди,
Юго-Восточная Европа - это мы!
(казачий хор)
Ой, в моем сердце ты Кубань - вольный ветер,
море, горы, степи, облака на рассвете.
Знаешь ли ты, что мы по территории
больше Ирландии, больше Эстонии,
больше и лучше, и земли богаче -
нам по плечу здесь любые задачи!
Припев:
(рэп)
Хей, это MJ!
Завидуйте мне,
я краснодарский и на коне,
в руке удача, другою держу небо над ней.
Из южного города, яркоедорого нам, но
мы не вороны и не будем сворами хором выть!
Я молод и горяч, вдруг
холод прячь, Юг.
Границы края на слух
обозначаю.
Мы дерзкие, модные,
гоним новые волны ордами,
в Южном округе
гильдия гордых собрана.
Грохотом возвещаем
о Краснодарском крае,
кто не с нами,
тот еще не знает.
Блуждаем сторонами, странными странами,
с нами ты поднимаешь знамя
или останешься на заднем плане?
Парни видные издали,
судьбы завидные, пристально
следи за именем, тем, что будет в титрах написано.
Кубань, вставай, прорвемся - все изменится"
Эй, отсюда цитаты ценятся.

Преподаватель благодарит всех за участие!


Анкета:

«Мы - люди разных национальностей»

п/п

Вопросы.

В начале

мероприятия

В конце мероприятия

1.

Ваше отношение к культуре различных национальностей?


2.

Разные ли мы?

И в чем?

3.

Что общего между нами?

4.

К чему нам следует стремиться?

Понравилось ли вам мероприятие?___________________________________





© 2010-2022