Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

\средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно

Ипатовского района Ставропольского края










ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ



СВЕЧКАРЕВОЙ

ИРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ



«УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ»















Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

Факт моего рождения датируется 19 февраля 1967 года. Училась в средней школе № 1 г. Невинномысска. Своих педагогов вспоминаю с любовью и пониманием. Сама всегда мечтала быть педагогом, ведь перед глазами был наглядный пример - мой классный руководитель, учитель истории Караяниди Зинаида Васильевна и учитель математики Светяш Валентина Ивановна. Сколько помню себя - всегда училась: школа - основная и математическая, СГУ - физико-математический факультет, различные курсы по самообразованию. Увлекалась танцами, вязанием, кройкой и шитьё, автоделом.

Сейчас меня больше прельщает спорт. Считаю, что спорт не только помогает поддержанию хорошей физической формы и здоровья, но и воспитывает волю, уверенность в себе. Моей отдушиной до сих пор являются книги. Но решающую роль в моём становлении как личности, конечно же, сыграл человеческий фактор. Трудолюбие и ответственность взяла от своих родителей, гуманность и доброжелательность привила моя бабушка, уважению к старшим, сопереживанию за отчизну, за боль наших ветеранов училась у деда - участника ВОВ.

В МОУ СОШ №7 пришла работать 22 года назад и остаюсь ей верна до сих пор - понравилось. Никогда не стремилась к карьеризму, потому что не была приучена, всегда старалась делать свое дело и делать хорошо. 15 лет работала заведующей школьной библиотекой, совмещая работу в группе ГПД, преподавая уроки математики. С 2003 года преподаю математику и информатику. Но ближе всего мне работа с детьми, с конкретным классом, где можно погрузиться в безбрежный океан человеческих душ, чистых и светлых. Являюсь классным руководителем 7 класса.

Ценю в работе комфортность и удовлетворение, в людях - открытость, в женщинах - самостоятельность, в мужчинах - ум и доброту, в детях - их наличие.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху


За эти годы возрос мой педагогический опыт. Ценю в своей работе то, что мой вклад не прошел и не проходит даром. Многие ученики поступили в Вузы, стали достойными гражданами общества. Нынешние ученики и я - это единое целое. Опыт жизни в детской школьной республики «Маяк» сыграл для многих решающую роль в выборе активной жизненной позиции.

Говоря о самоуправлении, вспоминаю свое пионерское детство. У нас ведь тоже было самоуправление, структура та же, что и сейчас, только изменены названия. Но основное различие в том, что то самоуправление, идейное, было построено на принципе «общественное превыше личного». Сейчас мы ставим во главу угла личность, ее интересы и ценности, а потом уже через личность к общественным интересам. Так ли это должно быть? Не растим ли мы эгоистов из наших детей? Нужно ли детям знать и понимать смысл самоуправления, и каким оно должно быть, чтобы не перерасти в самоуправство? Как сказали мои дети - ученики 7 класса, самоуправление готовит нас к взрослой жизни, учит быть лидерами, смело идти по жизни и строить ее самому. Значит самоуправление нужно, и оно должно быть не игрой, а жизнью коллектива. Многие традиции настолько укоренились в нашей жизни, что мы не можем представить без них коллектива, класса как коллектива. Это общие собрания класса, семейные праздники, дни именинника, походы, поездки классом и другое. Раз есть традиции, значит, самоуправление действует, имеется система. Но даже самая отлаженная система рухнет, если не будет коллектива.

К таким выводам я пришла, имея за плечами 7-летний опыт работы классным руководителем. У меня были разные дети. Начинала я работать с ребятами 7-8 классов. И лишь три года назад взяла ребят с 5 класса. Разные дети, разные родители, разные подходы в воспитании.

Но цель воспитательной работы с детьми я всегда ставила одну: объединить коллектив, научить работать и добиваться результатов, сформировать каждого ребенка как личность. Я стремилась привить своим воспитанникам: нравственность, духовность, эмоциональность, интеллектуальность, душевность. И пусть будет как можно больше в их детской жизни счастливых минут, память о которых они пронесут через всю жизнь.

Ведущими идеями воспитательной работы считаю:

  • Идею создания благоприятных условий для развития личности;

  • Идею совместной жизнедеятельности детей и взрослых;

  • Идею КТД;

  • Идею организации совместного досуга, используя свои способности каждого ученика.

Главный принцип моей деятельности «Делаем вместе, умеем слушать и слышать друг друга».

В работе я опираюсь на документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года, которая гласит «Школа - должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственно предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаться динамизмом, конструктивностью, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Советскорунная средняя общеобразовательная школа №7»

  • Устав детской организации «Маяк»

В своей работе использую технологию «Педагогика сотрудничества», авторами которой являются педагоги-новаторы - В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой.

Моя концепция воспитания - СОтрудничество, СОдружество и СОтворчество с детьми. Считаю, что эта концепция позволяет добиться заметных положительных результатов в обучении, воспитании и общении.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

Перед собой я поставила задачи:

  • создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

  • содействие саморазвитию, самопознанию, самовоспитанию, самореализации личности детей;

  • содействие формированию нравственной позиции;

  • повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;

  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.

Каким образом это осуществить, и какой нужен результат? Может быть я немного идеалистка, но хотела, чтобы мой класс был лучшим.

В самом начале работы с детьми, до того, как пятиклашки пришли ко мне, я узнала о них по рассказам учителя начальных классов и по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я изучила их личные дела и портфолио и поняла что мне предстоит встретиться с разными детьми. Я побывала у каждого из них дома, познакомилась с родителями. Предложила им написать на листе бумаге, разделив её пополам, положительные и отрицательные черты их детей. Затем, я взяла себе половинку с положительными чертами, а другую не читая, посоветовала им выбросить и предложила им в дальнейшей работе с детьми опираться только на всё хорошее.

Также были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю.

Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Свою деятельность я начала с того, что 1 сентября в День знаний, после проведения классного часа «Моя семья - моя крепость», на котором присутствовали и родители, я предложила детям выполнить творческую работу «Моя семья». Так появился первый наш альбом-секрет, который родители увидят только на выпускном вечере и который постоянно пополняется рисунками, сочинениями и другими творческими работами детей. Затем организовала экскурсию по школе и по классам, в которых они будут учиться в среднем звене, знакомство мы продолжили в походе.

Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передала некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства в классе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок в классный экран успеваемости, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течение 5-6 классов, в этом учебном году, стало функционировать лучше.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

Теперь я смело могу сказать «МОЙ 7!». 14 человек, и из них всего 4 девчонки! Умники и умницы, красавцы и красавицы, спортсмены и активисты, участники, призеры, и победители школьных, районных олимпиад, конкурсов, проектов и соревнований - это МОЙ 7 КЛАСС! Твердо, шагая по ступеням самоуправления, мы идем к успеху. Результат - победители в конкурсе «Класс года». Каждый ученик сам создает свой «Портфель достижений» постепенно, продвигаясь от ступени к ступени. Их всего десять:

  1. Я - гражданин России.

  2. Я - успешный ученик;

  3. Я и моя семья;

  4. Я - здоровый человек;

  5. Я - друг;

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

  1. Я - волонтер;

  2. Я - житель моего города;

  3. Я - лидер;

  4. Я - толерантная личность;

  5. Я - культурный человек;


Устав школьной детской организации начинается со слов: «Мы, граждане Республики «МАЯК!». Общая цель республики - создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной самореализации в обществе. Значит каждый из нас «…Гражданином быть обязан». Как мы воспитываем гражданскую позицию в собственном коллективе и в каждом ребенке? Традиционными для нас стали уроки России, уроки мужества, уроки Памяти. В прошлом году дети сами подготовили и провели классный час на тему «История праздника «День Победы», посвященную 65-летию Победы. Принимаем активное участие в месячнике оборонно-массовой работы и во всех акциях. В 2010 году приняли участие в акциях: «Спешите делать добро», «Подари книгу библиотеке», «Посади дерево», «Посылка солдату», «Ветеран живет рядом», мы шефствуем над мемориалом. А это значит, что у нас активная жизненная позиция! Мы следуем «Декларации 10 глаголов», принятой на общем классном собрании в 2009 году:


  • знать;

  • уметь;

  • любить;

  • дружить;

  • творить;

  • уважать;

  • защищать;

  • выбирать;

  • отстаивать;

  • выполнять.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

На второй ступени уверенно стоят все 14 моих воспитанников: 50% учащихся успевают на «4 и 5»; 43% - победители призёры школьных олимпиад; Кравцова Екатерина участвовала в районной олимпиаде по физкультуре, выступала за 9 класс, заняла 2-е место; 7% - победители районных конкурсов творческих работ. Результаты учебы каждую четверть отражаются в экране успеваемости класса.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

Не секрет, что на 50% ребёнок воспитывается семьёй, на 30% - средствами массовой информации, на 10% - улицей и только на 10 % - школой. Поэтому мы должны пользоваться всеми имеющимися у нас средствами влиять не только на самого воспитанника, но и окружающую его среду. Именно в семье формируется характер и развивается личность человека.

Составляя диагностическую карту семей класса, я учитываю образование родителей, место их работы, статус семей, традиции и увлечения в этих семьях, чем они могут помочь нашему классному коллективу. Дела и идеи класса я стараюсь воплощать в жизнь совместно с родителями. На каждом родительском собрании я рассказываю родителям о достижениях и не удачах детей, и мы решаем вместе их проблемы. Благодаря родителям, наш кабинет - один из лучших. Явка на родительские собрания - 80-100 %! Традиция нашего класса - проведение семейных праздников. По данным анкетирования все ученики любят и уважают своих родителей. А это говорит о том, что взаимоотношения в семьях построены на основе понимания и уважения друг к другу.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

В мире есть лишь две абсолютные ценности: чистая совесть и здоровье. По данным статистики более 50% детей уже к 5 классу имеют хронические заболевания. Поэтому, моя задача как классного руководителя - способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного, нравственного и экологического здоровья.

Что я для этого делаю?

Во-первых - пропаганда здорового образа жизни через систему классных часов.

Во-вторых - участие в спортивных мероприятиях школы и района.

В-третьих - привлечение к занятиям в спортивных секциях.

В-четвертых - организация детского питания (питанием охвачено - 86 %)

И, конечно же, личный пример. В результате, в классе нет учеников, употребляющих сигареты, алкоголь, наркотики. 42% - посещают спортивные секции, 28% - незаменимые участники районных спортивных соревнований за честь школы. Традициями стали походы на природу, День бегуна - «Совруновская миля», рыцарский турнир.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху


В классе уже давно стало традициями раз в четверть проводить День именинника, диспут о дружбе «Как аукнется, так и откликнется». По данным опросника «Социально-психологический климат в классе» ни одного человека нет безразличного к учебе. 79% (11 человек) - высоко оценивают психологический климат в классе. Им нравятся люди, с которыми они учатся. 21% (3 человека) - скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него более значимо.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

На шестую ступень поднялись не все. Ведь бескорыстно помогать людям, дано далеко не каждому. В условиях рыночной экономики, противостоять средствам массовой информации очень сложно. Как я воспитываю волонтеров? Во-первых, я приучаю каждого ребенка отвечать за свои поступки, за данное дело. Получил поручение - сделай, сделал - получи награду. А наши награды - это слова благодарности ветеранов ВОВ, учителей-пенсионеров с которыми мы встречаемся, благодарственные письма классного руководителя родителям и детям. У ветеранов мы не только работаем, но и не забываем поздравлять их с праздниками, да и просто заходить в гости. В один из таких походов ребята по собственной инициативе взяли интервью у нашего подшефного - участника ВОВ - Славинского В.А. Операция «Забота» является неотъемлемой частью нашей деятельности. Ежегодно участвуем в акциях «Спешите делать добро», где собираем вещи, игрушки, канцтовары для детей - сирот, инвалидов.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

100% моих учеников - жители пос. Советское Руно. Но достигли ли мы седьмой ступени? Любим ли свой край, школу, двор, знаем ли историю, уважаем ли труд других людей? Достаточно привести примеры. Мы постоянно встречаемся с выдающимися земляками нашей малой родины. А их у нас немало: Герои социалистического труда, награжденные орденами Ленина, местные поэты и художники. 29% детей постоянные участники поселковых праздников. Все приняли участие в акциях «Благоустройство поселка и пришкольного участка», «Подари книгу в школьную библиотеку», «Самый чистый классный кабинет». Собрали материал для школьной выставки, посвященной 90-летию совхоза «Советское Руно в объективе», Дежурство по школе превратили в фоторепортаж, выпустив интересную газету. А дежурим мы только на «4» и «5».

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

Отношения в коллективе сложились. В классе нет ни одного дезадаптированного ребенка. Но на восьмую ступеньку ступил далеко не каждый. Ведь быть лидером - это не только проявлять себя, но и раскрывать в других лучшие качества. Для этого я стараюсь создавать реальные ситуации для раскрытия характера детей через работу классного самоуправления, учу работать над социальными проектами. Семеро ребят являются лидерами школьной детской организации «Маяк». Остальные равняются на них.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху


Мы учимся толерантности. Хотя далеко не каждый пока еще умеет терпимо относиться к слабостям людей, окружающих его, и уважать мнение других. Для понимания себя я ежегодно оцениваю уровень воспитанности учащихся. Дети, родителями и я, как классный руководитель, по 5-бальной системе оценивали учащихся класса. Наши оценки почти совпадали, отличие составляло лишь 0,5 балла. В классе нет ни одного ребенка с низким уровнем воспитанности. 79 % имеют высокий и хороший уровень. Применяю групповые формы работы для проведения КТД, акций, которые учат общаться и эффективно сотрудничать в команде. Работаем по схеме: дело - ответственный - сроки - результат - благодарность в Портфолио.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху

Для успеха в жизни культура общения с людьми гораздо важнее, чем обладание талантом. Как мы постигаем 10-у ступень? Посещение музеев, выставок, экскурсии по родному краю, участие в творческих конкурсах.

Все ученики ходят в форме, не опаздывают и не пропускают учебные занятия без уважительной причины. Для достижения этой цели в классе работает цепочка оповещения. Класс разделен на 4 группы по месту жительства. Достаточно мне сообщить срочную информацию (а это бывает часто) четверым ребятам - знает весь класс. Очень удобно, практично и экономно, учитывая, что у меня только мобильная связь. Так же поступает информация со стороны детей об отсутствующих, общешкольная и др.

Из опыта работы классного руководителя Ученическое самоуправление - путь к успеху


Главными принципами успеха считаю:

  • Все дети - звезды. Главное - дать им захотеть сиять.

  • Нет прописных истин - они рождаются в споре. Главное - побудить детей к стремлению выработать свою точку зрения, умение сделать правильный выбор в жизни.

  • Вместе создаем программу развития коллектива, определяем цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

  • Главное - почувствовать вкус победы. Но не тешься успехом долго, намечай

  • Новую цель, снова добивайся и снова побеждай!

Результат - победители в ежегодном конкурсе «Класс года».



© 2010-2022