«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

Представлены комплексы информационных материалов и занимательных заданий по 46 рабочим профессиям. Основное назначение пособия состоит, с одной стороны, в реабилитации ценности практического труда работника любой профессии, с другой – в формировании уважительного отношения учащихся к трудовой занятости, признании деловитости как важнейшей характеристики личности. Предложенные материалы могут служить основой для разработки авторских инновационных форм трудового воспитания школьников и осуществлен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область


РЫБАК

22 марта - Всемирный день водных ресурсов

27 июня - Всемирный день рыболовства.

11 июля - День рыбака

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

Закину палку,

Убью не галку,

Ощиплю не перья,

Съем не мясо.



Словарь:

Рыбак, или рыболов - человек, занимающийся рыболовством. Деятельность в качестве рыбака является одной из наиболее древних занятий человечества, уходящих в эпоху охоты и собирательства.

Рыболовство - добывающая отрасль рыбной промышленности, использующая природные сырьевые ресурсы океанов, морей, озер, рек, водохранилищ: разнообразные виды рыб (около 90% улова), морские млекопитающие, моллюски, ракообразные, водная растительность.

Краткая история профессии

Рыболовство - одна из древнейших форм хозяйственной деятельности людей. Первоначально рыболовство, как и другие ранние формы собирательства готовых даров природы, имело весьма примитивный характер: собирали рыбу, выброшенную на берег прибоем или оставшуюся там после отлива. Ловили ее в те времена руками. Племен, которым рыболовство было бы неизвестно, историческая этнография не знает. В археологических памятниках развитие рыболовства отчетливо прослеживается уже со времени верхнего палеолита (были найдены примитивные костяные крючки, гарпуны и др.). У многих индейских племен Северной Америки рыболовство долгое время оставалось основным источником существования. Однако рыболовство никогда не было единственной формой хозяйственной деятельности, оно обычно сочеталось с собирательством, охотой, земледелием. У скотоводческих племен рыболовство не играло значительной роли. Формы и способы древнего рыболовства были весьма разнообразны и представляли собой почти все известные и поныне способы непромысловой рыбной ловли: запруды, сети, корзины, удочки и т.д. С возникновением обмена и торговли у многих народов рыболовство постепенно принимало форму промысла, а в новейшее время оно приобрело промышленный характер.

Рыболовство - это еще и одна из наиболее ранних форм производственной деятельности людей. Как отрасль пищевой промышленности, рыболовство возникло в XVII в. В России созданию рыболовной промышленности способствовало проведение железных дорог, открывших доступ рыбной продукции в центральные районы; а также расширение речного и прибрежного морского промысла и основание относительно крупных рыбосольных предприятий. Рыбный промысел был сосредоточен преимущественно в Каспийском, Азовском, Аральском морях и в речных водоемах, на долю которых в 1913 г. приходилось 80,2% всей добычи рыбы в стране.

Техника рыбного промысла была крайне примитивна: лодки, кунгасы, мелкие парусные суда и т.д. Но еще более отсталой была техника обработки рыбы, основанная на ручном труде. Рыбу главным образом солили, вялили и сушили, в том числе и такие ценные породы, как осетровые, лососевые и крупночастиковые. Выпуск охлажденной и мороженой рыбы этих пород составлял менее 10%. Значительно увеличился флот на Баренцевом море, и Мурманск стал крупным центром рыбной промышленности. На Дальнем Востоке были созданы флотилии краболовных и китобойных судов. К началу 1941 г. в СССР развернулся активный лов рыбы в морях Дальнего Востока и Крайнего Севера. Наряду с государственной рыбодобывающей промышленностью большое место в рыбном промысле заняли рыболовецкие колхозы и созданные в 1932 г. моторно-рыболовные станции (МРС), оснащенные рыболовной техникой. Мощность флота МРС возросла с 1932 по 1940 г. в 12,8 раза, удельный вес механизированного лова рыболовецких колхозов в 1940 г. составил 29,7%.

Коренные изменения происходили и в рыбообрабатывающей промышленности: были построены холодильные установки, рыбофилейные и консервные заводы, а в наиболее крупных центрах рыболовной промышленности - рыбные комбинаты с законченным технологическим циклом и с комплексным использованием сырья. Одновременно с развитием материально-технической базы производства в крупных рыболовецких центрах и в Москве были учреждены научные институты морского и рыбного хозяйства и океанографии. Для подготовки кадров рыболовной промышленности были созданы рыбопромышленные высшие и средние специальные учебные заведения и курсы подготовки и повышения кадров массовых профессий в рыболовстве.

Профессия рыбака довольно распространена в обществах с низким уровнем распределения труда. В таких обществах основополагающие профессии, такие как кузнец, лекарь или рыбак образуют своеобразную касту либо выполняются определенной этнической группой. В Западной Африке на реке Нигер живет рыбацкий народ бозо. Рыбацкие касты или этнические группы существуют также в Индии.

Так как рыбаки на протяжении тысячелетий во многих странах вносили существенный вклад в снабжение населения пищей, упоминания о них вошли во многие литературные произведения. Наиболее известными являются: Библия (раннее трудовое занятие апостола Петра), повесть «Старик и море» Э. Хемингуэя, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.


Рыбацкие сети


Рыбацкие сети бывают разными. По-разному они и называются: тралы и кошельковые неводы. Трал устроен просто. Он похож на обыкновенную хозяйственную сумку-авоську, только большую. Даже можно сказать громадную, если сравнить с обыкновенной авоськой. Идет сейнер, тащит под водой трал, привязанный за стальные тросы-ваера. И рыбы, как бабочки в сачок, попадают в эту «авоську».

Кошельковыми же неводами ловят так. Рыбаки ставят один конец длиной сети в море, а с другим концом лодка делает круг. И получается под водой мешок. По-рыбацки - кошелек. Отсюда и название. Тоже просто, правда?

Просто, да непросто!

Смотришь - одни сейнеры возвращаются с трюмами, полными рыбы, а другие почти пустыми идут. Потому что многое надо знать и уметь в рыбацком деле. Знать, где поставить сеть, когда поставить. Вот и получается, что большое это искусство - рыбу ловить.

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

Трал

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

Кошельковый невод

Вопросы и ответы


Когда в морях появилась рыба?

Рыба появилась около 500 млн. лет назад. Это были первые позвоночные животные. У рыб не было челюстей и плавников, и по внешнему виду они походили на современных головастиков.

Были ли в доисторическую эпоху акулы?

Да, были: они появились на Земле около 400 млн. лет назад. Акулы в числе самых первых позвоночных «обзавелись» челюстями с острыми зубами. И уже тогда, в доисторический период, они были столь же свирепы и кровожадны, как и в наше время.

Почему у рыб выросли ноги?

Некоторые древние рыбы «обзавелись» не только легкими для дыхания. Их плавники превратились в лапы, которые позволяли выползать на берег. Первые четвероногие животные - акантостеги и ихтиостеги - появились около 370 млн. лет назад. Они жили в воде, но иногда «гуляли» на суше.

Как рыбы дышат под водой?

Рыбы, как и другие живые существа, дышат кислородом. Мы получаем кислород из воздуха, а рыбы - из воды. Когда рыбы плывет, она заглатывает воду и выталкивает ее через щели на голове - жабры. Жабры забирают из воды кислород, необходимый рыбе для дыхания.

Как рыба плавает?

Рыба движется в воде, сокращая и расслабляя мышцы тела. Она отталкивается от воды, виляя хвостом из стороны в сторону. Плавники нужны рыбе для того, чтобы менять направление и сохранять равновесие.

Какая птица плавает подобно рыбе?

Пингвины не могут летать, но зато они замечательно плавают. При движении животные загребают крыльями, как ластами, а свои перепончатые лапки и короткий хвост используют в качестве руля.

Кто плавает задом наперед?

У кальмаров нет плавников и хвоста, но плавают они очень быстро. Животные всасывают воду, а потом выталкивают ее с такой силой, что их отбрасывает назад.

Как дышит рыба?


Сотни тысяч лет назад, задолго до появления на Земле человека, в океанах уже водилась рыба. В то время различные виды рыб были самыми высокоразвитыми созданиями. С тех пор они стали развиваться различными путями, так что сейчас только некоторые виды лишь отдаленно напоминают первых океанских рыб. В настоящее время насчитывается более 20 тысяч видов рыб.

Окраска помогает рыбам защититься от врагов. Рыба имеет удлиненную и суживающуюся к концу форму. Люди скопировали ее при строительстве кораблей и подводных лодок, так как она лучше всего приспособлена для передвижения в воде.

Большинство рыб используют свой хвост как мотор. При его помощи и плавников они управляют своими движениями. Кроме одного вида рыб, все остальные дышат при помощи жабр. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. В воде тоже содержится кислород, и он через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека. В загрязненной воде рыбы пытаются всплыть к поверхности и вдохнуть воздух, но их жабры не приспособлены к усвоению кислорода из воздуха.

Кровь у рыб холодная, но их нервная система такая же, как у других животных: они тоже чувствительны к боли. Их осязание острое, а вкус воспринимают всей своей кожей.

Рыбы могут пахнуть. У них есть два маленьких пахучих органа, расположенных в ноздрях на голове. У рыбы есть уши, но они находятся внутри головы и называются «внутренними ушами».


Виды рыб



«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»




«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

краснопёрка

щука

язь


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»



«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

лещ

судак

линь


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»



«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

карась

сом

ёрш


Окно в подводный мир


Аквариум - очень радующее и оживляющее взгляд «море». С прозрачными берегами, с изумительно красивыми рыбками, морскими камушками и водорослями.

Это окно в подводный мир люди изобрели очень давно. Месопотамия, Вавилон, Древний Египет. Эти названия мы неразрывно связываем с древнейшими цивилизациями на Земле. При раскопках древних дворцов шумерского государства Лагаш археологи нашли таинственные чаши-бассейны. В них разводили декоративных рыбок.

Римский поэт начала VI в. н.э. Луксория так описывает аквариум:

Рыба, вскормленная в доме, в водоеме царственном,

Каждый день, разинув ротик, просит пропитания.

И плывет на зов, не труся ни крючка, ни невода.

Хорошо ей плавать между берегом и берегом,

Вдалеке от бурь мятежных и опасных омутов,

У нее свое здесь море и свое приволие.

Так что, нежною головкой живо шевелящую,

Научает даже рыбу голод красноречию.


Однако настоящая аквариумистика, то есть науко-практика разведения декоративных рыб, зародилась раньше всех в Китае. Самой первой декоративной рыбкой, которую разводили древние китайцы, была золотая рыбка. По китайской легенде - это слезы прекрасной девушки, ожившие в воде.

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

К концу XII в. золотые рыбки стали постоянными жителями императорских дворцов. В середине XIV в. золотые рыбки переселились в специальные фарфоровые чаны. Они были непрозрачными, но разрисованными летящими в облаках драконами. Аквариумы изготавливали также из чистого золота, и они стояли вдоль лестничных маршей, в которых плескались золотые рыбки.

В Европе первые аквариумы появились в начале XVIII в., но мало кто умел за золотыми рыбками ухаживать, и они быстро умирали. Именно в Европе с 1672 г. стали применять стеклянные сосуды для разведения рыб в неволе.

Само слово «аквариум» впервые употребил в 1855 г. исследователь А. Госсе. Сочетание водной растительности и декоративных рыбок в специальных стеклянных «домах» - вот что такое аквариум. Рыбки украшают наше жилище, а некоторые из них предсказывают бурю, ненастье. Но самое удивительное - по поведению некоторых из них можно предсказать землетрясение.


Что нужно для рыбалки


На большинстве водоемов мелкого и среднего размера щука занимает места у кромки подводной растительности, подчас у самого берега. Поэтому в летнюю пору актуальным для спиннингиста становится принцип «первый заброс - себе под ноги». Сначала тремя-четырьмя короткими забросами нужно обловить место вблизи берега, по возможности не приближаясь к береговой кромке, а затем продолжить ловлю с данной точки, производя более дальние забросы приманки.

Во время «цветения» воды, происходящего на многих озерах водохранилищах в июле-августе, вся рыба может устремиться к прибойному берегу, где волны и ветер обогащают воду кислородом. Подчас на глубине всего 0,5-1,0 м щука и окунь очень активно кормятся в середине дня и агрессивно хватают предложенные спиннингистом прикормки.

Резкая граница тени и света на воде от обрывистого берега, кустов или прибрежных деревьев - потенциально уловистая точка для спиннингиста, охотящегося за щукой и крупным окунем. В таком месте приманку следует проводить в средних слоях независимо от глубины воды так, чтобы она проходила со света в тень, лучше под острым углом к границе. Стоящие в тени хищники, как правило, атакует жертву, выходя на свет на дистанцию, не превышающую длину своего тела.


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

спиннинг

удочка

крючок

блесны

поплавок


На льдине

Б. Жидков


… Зимой море замерзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лед ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, все лед да лед: это так замерзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось. Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

- Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтобы остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтобы было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

- Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

- Почему нас качает? - закричал Володя.

А отец крикнул:

- Беда! Нас оторвало и несет на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

- Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

- Пропали!

Володя заплакал. Днем ветер стал еще сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал на санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолет и закричал:

- Самолет! Самолет!

Все стали кричать и махать шапками. С самолета упал мешок. В нем была еда и записка: «Держитесь! Помощь идет!» через час пришел пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.

Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолет. Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда надо идти.

Отрывки из литературных произведений о рыбаках и рыбалке


Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод …

А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Пришло мое детство, пришло золотое

Июльской порою ко мне

И так говорит, у завалинки стоя:

- Ты что же - опять в стороне?

Наверно, забыл, что поспела малина,

Что в лес отправляться пора?

Наверно, не знаешь, какого налима

Ребята поймали вчера?...

М. Исаковский. «Детство»

… Есть такие реки, что не текут все время по одному месту. Такая река то потечет правее, тот через некоторое время, будто ей надоело здесь течь, вдруг переползет влево и зальет свой левый берег. А берег высокий, вода подмоет его. Крутой берег обвалится в реку, и если на обрыве стоял домик, то полетит в воду и домик.

Вот по такой реке шел буксирный пароход и тащил две баржи. Пароход остановился у пристани, чтобы там оставить одну баржу…

Б. Жидков. «Наводнение»

… В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Навстречу мне выскочил тот же Соболько, ласково виляя хвостом еще издали. Тарас был дома. Он готовился к зимней рыбалке, чинил невод и удочки. Старик имел утомленный вид и казался теперь дряхлым и жалким. За чаем мы разговорились, и он рассказал про свое горе…

- Стадо лебедей опустилось на озеро. Отдыхают, кормятся, плавают. Мой-то приемыш сначала сторонился от других лебедей, подплывет к ним и назад…

Д. Мамин-Сибиряк. «Тарас и Соболько»

… Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать…

М. Пришвин. «Золотой луг»

… Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы…

М. Пришвин. «Моя родина»

Загадки

Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине,

И щука не проглотит.

(Ерш)

Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины,

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны.

(Сом)


Семьсот ворот,

Да один вход.

(Сеть, невод)

Двор дыроват,

Люди говорят,

А вылезти не могут.

(Сеть, невод)

Еду не путем,

Погоняю не кнутом,

Швырну я не палку,

Поймаю не галку,

Щиплю я не перья,

Ем я не мясо.

(Ловля рыбы)

В реках, старицах, озерах,

Много зарослей, в которых

Эта рыбка проживает

И в карьерах обитает,

И прудов не избегает.

С промерзающей водой

И серебряной бывает,

И бывает золотой.

(Карась)

У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала

И теперь в котел попала.

(Щука)

Летом бежит,

Зимой спит.

Весна настала -

Опять побежала.

(Река)


У маленькой скотинки

Сто серебряных монет на спинке.

(Рыба)

Кругом вода,

А с питьем беда.

(Море)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет -

Тут и пропадет.

(Волна)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя.

(Болото)

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит.

(Река)

Кто там под мостиком

Виляет хвостиком?

(Рыба))

Наклонилась над рекой -

Уговор у них такой:

Обменяет ей река

Окунька на червячка.

(Удочка)

Еду не путем,

Погоняю не кнутом,

А оглянусь назад:

Следу нету.

(Лодка)

Скороговорки


В аквариуме у Харитона

Четыре рака и два тритона.

На мели мы налима нашли.

На реке поймали рака,

Из-за рака вышла драка.

Это Лера-забияка

Снова в реку бросил рака.

Рыбы в проруби - пруд пруди.

Рыбу ловил рыболов,

Весь в реку уплыл улов.


Ребусы


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»к


«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

у«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

рыбак

чайка

удочка

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

М «Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

«Калейдоскоп профессий» – подборка методического материала по профориентационной работе для проведения классных часов – профессия «Рыбак»

карп

мель

щука

Пословицы и поговорки


Еще рыба не поймана,

А уже принялись уху варить.

Хочется рыбку съесть,

Да не хочется в воду лезть.

Без труда не вытащишь и рыбку

из пруда.

Астрахань осетрами, а Сибирь соболями

богата.

Бьется как рыба об лед.

Рыба ищет, где глубже,

а человек - где лучше.

Рыба с головы гниет.

Рыбак рыбака видит издалека.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды рыб водятся в реках и озерах нашей области?

2. Назови сходства и различия рыбака-любителя и рыбака-профессионала.

3. Объясни смысл пословицы «Еще рыба не поймана, а уже принялись уху варить».

4. Какие неприятности может принести весенний разлив рек и озер для любителей подледной ловли?

ЛИТЕРАТУРА

Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2009.

Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. - М.: АПК и ППРО, 2004. - С. 73-79.

Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. - 2004. - № 2 (4).

Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 378 с. - (Мудрость тысячилетий).

Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. - М.: Глобус, 2006.

Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. - М. : Педагогика, 1987.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 519

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З - О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 503.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П - Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2007. С - 519

Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. - М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. - 240с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. - М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

1000 загадок. Для детей 3-6 лет. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 240с. - Серия «Программа развития и обучения дошкольника

Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.


© 2010-2022