Родительский всеобуч Влияние семьи на формирование ответственного поведения ученика

«Кому поручают, тот и отвечает» - народная мудрость  Задачи: 1.             Оказать помощь в сохранении физического и психологического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке  уважении друг друга. 2.             Выработать правила эффективного общения с ребенком, чтобы уберечь его от вредных привычек, воспитать ответственного человека. Почему же наши дети безответственны? Давайте вместе порассуждаем! "КОВЁР ИДЕЙ" Поделимся на группы по 5 - 6 человек. Мы вместе попытаемся ответить на этот вопрос в несколько этапов. 1 этап. Понимание проблемы (почему такая проблема существует?)          2 этап. Поиск решений (что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?) 3 этап. Индивидуализация деятельности (что я лично сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию, какие конкретные действия предпримем вместе)            4 этап. Оц...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ с. Старопохвистнево

муниципального района Похвистневский Самарской области



Родительский всеобуч

Влияние семьи на формирование ответственного поведения ученика

Занятие подготовила и провела

Артемьева Нонна Ивановна -

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Старопохвистнево






2012 год

«Кому поручают, тот и отвечает» - народная мудрость

Задачи:

  1. Оказать помощь в сохранении физического и психологического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке уважении друг друга.

  2. Выработать правила эффективного общения с ребенком, чтобы уберечь его от вредных привычек, воспитать ответственного человека.

Ход занятия

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада, что вы интересуетесь проблемами ваших детей, класса, что вас заинтересовала тема занятия «Влияние семьи на формирование ответственного поведения ученика».

В известной песне поется «Родительский дом - начало начал…». С этим трудно не согласиться, так как именно дома ребенок получает первые азы: учится ходить, говорить, есть, убирать свои игрушки, бережно относиться к своим вещам, быть внимательным к родителям и близким, у ребёнка появляются первые обязанности.

Ко времени поступления в школу ребенок уже имеет определенные навыки: слушать, выполнять поручения, вести себя, отвечать, реагировать на замечания. Нам учителям не представляет труда с первых дней определить, какие взаимоотношения, уклад жизни, требования существуют в той или иной семье. Если в доме царит порядок, выработан определенный режим, существуют обязанности у каждого члена семьи, то у ребенка всегда будут выполнены уроки, книги обложены, принадлежности аккуратны и в порядке. Он знает, что на уроке он должен слушать и работать. За это он получит положительную оценку.

Дома ребенок всегда делится с родителями своими успехами или неудачей. При этом, я думаю, вы, родители, не ограничиваетесь словом «Молодец», а интересуетесь, как он добился успеха, что больше всего понравилось учителю (или не смог ответить на вопрос). Такой ребенок понимает: родителей интересует не только результат его труда, но и как он его добился.

Сегодня мне бы с вашей помощью хотелось бы решить проблему, которая с некоторых пор возникла в нашем классе. Часто наши дети приходят в школу без тех или иных школьных принадлежностей, не у всех обложены учебники. Ребятки могут поиграть и забыть игрушку, книгу, карандаши, фломастеры там, где играли, не убрать на своё место. Бывали случаи, игрушки как бы нечаянно ломались. Нередки случаи, когда наши малыши не соблюдают правила поведения, принятые в школе, получают замечания по поводу своего поведения. Каждый день мне приходится несколько раз напоминать ученикам о том, что игрушки, детали конструктора, карандаши после игры следует убрать на место. Откуда такое несерьёзное, безответственное отношение к выполнению домашних заданий, прямых обязанностей ученика?

Почему же наши дети безответственны? Давайте вместе порассуждаем!

Поделимся на группы по 5 - 6 человек. Мы вместе попытаемся ответить на этот вопрос в несколько этапов.

1 этап. Понимание проблемы (почему такая проблема существует?)

На ваших столах вы видите листы А3, на которых написан один и тот же вопрос. У каждой группы есть листочки разного цвета. На листах жёлтого цвета, поразмыслив в группах, в течении 2-3 минут, напишите «Почему дети безответственны? Почему они нарушают правила принятые в обществе? Приклейте свои ответы на большой лист.

Выберите одного представителя от команды, который прочитает нам ответы вашей команды на вопрос «Почему дети безответственны?»

2 этап. Поиск решений (что можно сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?)

Теперь нам известен ответ на этот вопрос. Мы переходим ко второму этапу нашего поиска решения данной проблемы. На листочках бумаги белого цвета напишите, предварительно обдумав в группе в течении 3-4 минут, ответ на вопрос «Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, то есть дети стали бы ответственными в своих поступках?» и приклейте их на свой ковёр.

Один представитель от группы, прочитает нам ответы вашей команды на вопрос

3 этап. Индивидуализация деятельности (что я лично сделаю, чтобы изменить существующую ситуацию, какие конкретные действия предпримем вместе)

Каждому из вас я раздам по листочку третьего цвета. Прежде чем что-то написать вы, ребята, каждый обдумайте свой ответ на вопрос и выберите из своих ответов один, самый главный, по вашему мнению, ответ на вопрос, «Что я лично делаю, чтобы мой ребёнок был ответственным, не нарушал правила принятые в обществе?» Листочки сразу не приклеивайте.

Теперь соберите все свои полоски в руках вашего представителя. Клеить их в этот раз пока не надо. Мы прочитаем все наши действия таким образом: по очереди каждая группа будет читать по одной полоске, если в другой группе есть такая же идея, то она откладывается в сторону. А ваши ответы я буду приклеивать на доску.

Учитель ответы родителей прикрепляет к доске. Оставшиеся ответы родители приклеивают на своих коврах, которые команд вывешиваются над ответами детей.

4 этап. Оценивание (эвалюация) идей (индивидуальное принятие решения: что сделаю я наверняка, а что постараюсь сделать для решения этой проблемы)

У каждого из вас по две наклейки красного и жёлтого цвета. По очереди каждая команда подходит к ответам, вывешенным на доске. Заново их прочитывает и снова делает свой выбор. Что вы уже делаете, а что постараетесь сделать, чтобы ваш ребёнок стал ответственным человеком? Красная наклейка означает, это я уже делаю, а жёлтая, постараюсь сделать для решения проблемы.

(Учитель после выбора родителей делает вывод - прочитывает путь решения заданной проблемы).

Нервные стрессы, отрицательные эмоции, физические и умственные перегрузки стали преобладать в жизни современного человека. Если в семье не налажена организованная жизнь, нет определенных традиций, привычек, есть место конфликтам, у каждого родителя свои требования друг к другу, к ребенку, и они не выполняются, что можно ожидать от ребенка в школе? Если ребёнок не приучен заниматься полезным делом, выполнять обязанности по дому; у него не вырабатывается чувство ответственности, умение вести здоровый образ жизни и, наконец, общаться на доброжелательной ноте. Такие дети предоставлены сами себе и легко попадают в группу риска. А ведь навыки, выработанные в семье - основа будущей бытовой, моральной, психологической жизни ребенка. И мы можем совершить ошибку, полагая, что жизнь научит. Да, жизнь научит, но какой ценой?!

Пожар легче предупредить, чем его тушить. Поэтому нам необходимо с раннего детства прививать жизненно важные навыки, научить быть уверенными в себе и принимать решения. А все это начинается с психологического климата в семье и любви, которую дети чувствуют с рождения. Психологический комфорт в семье, который создают родители, является важным условием воспитания ответственного человека. Состояние души, когда тебе хочется поделиться своими радостями и огорчениями с близкими людьми, зная, что тебя поймут, не осудят, порадуются вместе с тобой, дадут хороший совет, протянут руку помощи. Это, когда в доме царит согласие и взаимопонимание, где есть место уединения со своими мыслями и раздумьями, и уютная обстановка позволяет снять гнет прошедшего дня. И этот комфорт создают родители.

Наше общение дома. Каким тоном говорим друг с другом, умеем ли прощать ошибки, признавать свои? Обращаясь к ребенку часто можно слышать назидательный или приказной тон. Не надо забывать, что в будущем ребенок будет отвечать той же монетой.

Мы сами навязываем такую манеру общения. Пусть чаще звучит просьба, сопровождаемая словом «Пожалуйста». Наблюдая за общением детей между собой в школе, нетрудно понять, откуда берутся некоторые назидательные нотки в разговоре между мальчиками и девочками. Мальчик подражает отцу, девочка - маме.

Организация домашнего быта. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Не исключение и дети. Помыть посуду, прибраться в доме, сходить в магазин, забрать братишку или сестренку из детского сада, приготовить школьные принадлежности, портфель самому к следующему учебному дню согласно расписанию. Такие несложные задания должны выполняться регулярно и самостоятельно, а не по окрику родителей. Это приучает к ответственности, к умению выполнять пусть неприятную, но нужную для дома работу.

Беседуя с детьми о школе, слушая жалобы ребенка, не поддавайтесь соблазну осудить учителя вслух. Вы нанесёте вред не только учебной деятельности ребенка, но и процессу воспитания. Постарайтесь выслушать, извлекая информацию о причинах и следствиях поступка или слов учителя. Если вы считаете, беспричинно нанесен моральный ущерб, то потрудитесь выслушать и вторую сторону - учителя. Ведь очень часто субъективные выводы детей до ужаса бывают абсурдными. У вас есть возможность присутствовать на уроках этого учителя. Если вы взвесите все «за» и «против» после посещений, то сможете сделать объективный вывод. Только после этого можете осуждать или оправдывать, корректировать или воспитывать. Научите вашего ребенка критично подходить к оценке своих поступков и слов («посмотри на себя со стороны»).

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что этические нормы поведения, выработанные и закреплённые в семье, организация быта, учебной деятельности, формирование чувства долга, взаимопомощи, любви к близким способствуют ответственному поведению ребенка в школе и вне: на улице, в транспорте, общественных местах, с друзьями, взрослыми и т. д.

В заключении, хочу дать слово членам родительского комитета, которые помогли мне в подготовке занятия и приготовили для всех небольшие памятки с «Правилами эффективного общения с ребенком». Пусть они помогут вам установить в семье отношения взаимного уважения и доверия, ведь важные правила, становятся простыми, если входят в привычку. (Памятки раздаются родителям)

Правила эффективного общения с ребенком

  • Слушая ребенка, нужно дать ему понять и почувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он рассказывает. Надо выслушать его, а потом повторить то, что услышали. Для чего? Для того, чтобы ребенок понял, что вы его слушаете; услышав себя как бы со стороны, он лучше осознает свои чувства, а также убеждается, что вы его правильно поняли.

  • Следите за мимикой, жестами, анализируйте их. Когда слова и мимика не совпадают, отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.

  • Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.

  • Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон говорит не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.

  • Поощряйте ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.

  • Искренне оценивайте достоинства ребенка и не скупитесь на похвалу.

  • Прежде. Чем критиковать ребенка, признайтесь в своих ошибках.

  • Никогда не говорите с ребенком приказным тоном. Предоставьте ему возможность самому выполнить работу, понять важность порученного дела.

Спасибо все за участие. Всего доброго.

Литература

  1. messia.ru/r2/2/213.htm

  2. art.thelib.ru/children/school2/kak_privit_rebenku_otvetstvennost.html

  3. searchebookonline.com/book_447_glava_19_N.html

  4. mamka.ru/11635-psixika-i-povedenie-mladshix-shkolnikov.html

  5. mama.neolove.ru/schoolboy/education/psixologija_mladshix_shkolnikov_ix_povedenie_i_vospitanie_v_semj.html

  6. revolution.allbest.ru/pedagogics/00336012_0.html

  7. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1995

  8. Бриллинг Е. Подросток: бить или любить. М., Дрофа. Плюс., 2005

  9. МатвееваЛ., Выбойщиков И., Мякушкин Д. практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. М., 1999

  10. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А.Савиной, Е.О.Смирновой, 2003


© 2010-2022