Разработка классного часа на тему: Литературное село

    На  этом  классном  часе  дети знакомятся с  местными поэтами,  которые    посредством своего творчества раскрывают тему любви  к  родной природе, родной земле, людям,  живущим рядом с ними.     Учащиеся,  в свою очередь, рассказывают о своей исследовательской  работе по теме: "Литературное село", а так же  читают  стихи  не  только  поэтов  родного села, но и стихи  собственного  сочинения. На  этом занятии ребята   ведут  беседу,  задавая  вопросы.   
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Классный час: ЛИТЕРАТУРНОЕ СЕЛО.

Цель: Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.

Задачи: показать, как местные поэты посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной природе, родной земле, людям, живущим рядом с ними; формировать у учащихся духовно - нравственные потребности.

Оборудование: выставка книг, газет местных поэтов.

Ход занятия:

Учитель:- Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости, местные поэты: Липатов Владимир Алексеевич, Антонина Тимофеевна Лабина и Белкова Валентина Ивановна. Сегодня они нам почитают свои стихи, а мы им расскажем о своем проекте, который готовили к Юбилею нашего села. В этом году Мотовилову исполнилось -400 лет. Три года назад вся школа взялась за работу МЕГА проекта, который получил название «Мотовилову - 400». Для каждого класса были разработаны мини - проекты. Нам было поручено собрать материал и подготовить проект на тему сегодняшнего занятия: «Литературное село». Давайте заслушаем ребят и вспомним как это происходило.

Ученица: Работать над проектом оказалось очень интересно, увлекательно и, вместе с тем, не так легко, как казалось поначалу. Собирая материал для проектной работы, мы узнали как много удивительных людей в нашем селе - каждый из них настоящая личность, трудом и упорством добившаяся определенных результатов.

В итоге получились интересные материалы о неравнодушных, активных, творческих людях из глубинки, способных самостоятельно делать свою судьбу, не ждать помощи извне и претворять в жизнь самые интересные идеи. Это люди разных профессий и возрастов, отличающиеся от своих земляков неординарным взглядом на жизнь или имеющие необычное увлечение.

Ученик: Лобанов М.М. Родился 19 марта 1901 г. в селе Мотовилово.

Был участником ВО войны, где занимался развитием советской радиолокации. Написал 4 книги по истории отечественной радиолокации, ряд статей и стихи.

Я часто вспоминаю своё детство

И жизнь, прошедшую в селе.

Как скромное, но милое наследство

Оно и до сих пор так любо мне.

Нельзя не помнить озера большого,

Где мы ловили карасей, купались

И на коньках до часа позднего, ночного

Зимой на льду так весело катались.

Нельзя не помнить улиц сельских,

Коротких, длинных и кривых,

Изб новых, старых, хижин ветхих

И глинобитных мазанок средь них.

Нельзя забыть и нашу школу,

И вяз столетний перед ней,

Где сотни гнезд вилось в ту пору

Крикливой армией грачей .

А как не помнить утра раннего весны,

Когда на улицах пастух в рожок играл

И на околице села на выгон стадо собирал,

И первой пахаря глубокой борозды,

И песни жаворонка звонкой,

И пелены над озером тумана тонкой.

Нельзя забыть воскресных хороводов,

Что проводились по весне,

Их песен, красочных нарядов

И молодух в сомкнувшемся кольце.

(вставить фильм про Улетову Галину Михайловну)
Ученица: 2003-2004 годы вышла книга «Беглянка», куда вошли ее стихи и рассказы, фотографии и статьи, отображающие ее творческий путь.

На горбатом, на гвозде, у печки

Золотистых луковиц пучок.

У иконы чуть сверкала свечка, О своем о чем-то пел сверчок.

Половицы скрип, ворчанье ставен, Со двора в ночи « кукареку»- Это все однажды я оставил Лоскутками память на скаку

В передышке лес окинешь взглядом, По траве пройдешься босиком. Под лопаткой или где-то рядом. Будто по живому тесаком.

Упаду ли, выскребу ли славу, Убежав от милого крыльца. На коне или пешком, по праву. В дом верну наивного слепца.

Ученик: Садов Сергей Степанович родился в 1908 году в селе Мотовилово в семье бедного крестьянина. В колхозе Сергей Степанович работал бригадиром. Потом четыре года работал в редакции газеты «За большевистские колхозы» в с. Чернуха. В августе 1941 году Сергей Степанович ушел на фронт. После войны С.С.Садов работал завклубом в Мотовилове. Принимал активное участие в создании музеев в Мотовиловской школе и в с. Чернуха. Написал книгу по истории становления советской власти в сёлах Чернухинского района, в которую вошли воспоминания как жителей села Мотовилово, так и близлежащих сёл. А так же сочинял стихи.

Ученица: Иван Васильевич Шмелев- участник Второй мировой войны. В начале Отечественной войны он громил врага на Кольском полуострове и на подступах к Ленинграду. Был тяжело ранен. После войны жил в родном селе Мотовилово. Будучи на пенсии он написал историко-повествовательный роман «История села Мотовилова».В хронологическом порядке они описали жизнь наших односельчан с её обычаями, традициями и бытом. Чувствуется мастерство поэтов, умеющих не просто привлечь внимание читателя, а захватить его своей мыслью, заставить увидеть и почувствовать так же, как видят и чувствуют сами поэты. Проникнув в мир поэтических образов, мы начинаем ощущать себя участниками тех событий, которые произошли с нашими односельчанами в прошлом. Вот небольшой отрывок из его произведения: Иногда в Масленицу, на льду, устраивали карусели: - прорубали во льду отверстие, вмораживали в нем кол, надевали на него колесо от телеги, к которому прикрепляли жердь, и карусель готова. Садись на концы этой жерди и катайся сколь в тебя влезет: забавы, удовольствия, смеха и озорства здесь для детворы нет предела. Эти чувства должны помочь нам сохранить человечность, а значит, и человечество.

Ученик: Василий Корочкин. Малая родина Василия Корочкина - село Вторусское. Воспитанный в крестьянской семье, получивший образование агронома, Василий Корочкин был связан единой жизнью с землёй, жил в едином ритме с её дыханием. Такое единение не только воспитало в нём трудолюбие, но и призвало воспевать смысл бытия и суть жизни, которая проходила рядом с трудолюбивыми и бескорыстными земляками.

В настоящее время Корочкин живёт в г. Дзержинске. Публикует свои произведения в газете «Дзержинец». В стихах разрабатывает в основном сельскую тему. Но связь с арзамасской землёй и с газетой «Арзамасские новости» осталась постоянной. Автор поэтического сборника «Благовест», вышедшего в г. Арзамасе.

«Была прекрасной эта церковь:

Озерный берег, как откос.

Литой фундамент прочно, цепко,

Держа колонны, в землю врос.

Стояла светлой, как невеста,

Покровской названа была.

Чистейшим, нежным благовестом

Народ порадовать могла.

Стрижами высь её кружилась,

Крестами светлыми горя.

На гладь озерную ложилась

Покровом алая заря…» Василий Корочкин

Ученик: - Русские люди всегда любили свою родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни, былины, сочиняли стихи. Так уж повелось в русской поэзии, что любовь к родной земле и тончайшее чувство к живой природе сплелись воедино. Это мы наблюдаем и в стихах Антонины Тимофеевны. Сегодня мы хотим, что бы вы почитали нам свои стихи.… Антонина Тимофеевна, а какие для вас самые любимые стихи? ...Спасибо.

Ученица: - Лирические стихи о вечном, о любви, о нежности и чувствах. Что может быть прекрасней этих стихов? Только сами стихи, которые заставляют думать и переживать, надеяться, верить и любить. Лирические стихи, которые дают надежду на лучшее, которые дают силы любить даже в разлуке, верить своим любимым и в свои идеалы. Стихи Владимира Алексеевича читаются легко и на одном дыхании...Владимир Алексеевич расскажите нам немного о себе и о своем творчестве.

Ученик: - А вы когда нибудь задумывались о том, что сочинять стихи может целая семья? А вот так происходит у Валентины Ивановны. Стихи сочиняют и её сестра, Звонкова Татьяна Ивановна, и дочка, наша выпускница, Мария, и сама Валентина Ивановна. Валентина Ивановна расскажите нам немного о себе и о своей работе, которая тесно связана с темой нашего классного часа (работа с уч-ся нашей школы Котковыми Кириллом и Настей). Пожалуйста, Вам слово. … ...Спасибо.

Учитель: - Стихи ...это что-то особенное и не просто рифмованные строчки, сплав образов, чувств, и много чего еще что выходит за пределы строчек...Как все-таки начать, что для этого нужно? Или если дано, то само проявится, и не стоит пытаться? Но как без них жить? Без поэзии...это музыка жизни, в чем то себя лишаешь без нее.. Можно конечно быть хорошим читателем и ценителем поэзии других людей, и есть немало прекрасного...Но может быть попытаться открыть свою тропинку в этом, может и она окажется живой, откроет что-то новое, настоящее…Но как? Вдруг получится? И вот сейчас попробуем сочинить необычное стихотворение СИНКВЕЙН. Давайте вспомним что это такое?

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма:

Первая строка- тема синквейна,

Вторая строка- два слова ( прилагательные ),

Третья строка- образована тремя глаголами,

Четвертая строка- фраза из четырёх слов,

Пятая строка- одно слово-резюме.

Вспомнили? Вот сейчас каждый попытается сочинить синквейн на тему: Моя малая родина (село Мотовилово)

Учитель: - А вот закончить нашу встречу мне бы хотелось стихами учащихся нашей школы. Месяц назад у нас был объявлен конкурс (на сочинение стихотворений) сочинить стихотворение о малой родине, любви...в этом конкурсе приняли участие все желающие. Самое удачное мы сейчас автора этого стихотворения и попросим прочитать.

Спасибо всем большое.

Спасибо вам, дорогие мои земляки, что бережно храните и пополняете богатства души родного края


© 2010-2022