Волонтёрское движение – один из путей стабилизации психологического микроклимата классного коллектива

Предлагаю Вашему вниманию статью "Волонтёрское движение - один из путей стабилизации психологического микроклимата классного коллектика". В данной статье рассматривается волонтёрское движение по пропаганде здорового образа жизни и его роль в формировании классного коллектива, даётся оценка значимости подобной работы, её эффективность на примере класса средней школы № 68. Автор статьи является руководителем волонтёрского отряда 10 лет, за это время было выпущено 2 класса, в которых активно внедря...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Волонтёрское движение - один из путей стабилизации

психологического микроклимата классного коллектива.

В работе классного руководителя часто встаёт вопрос: «Каким образом улучшить и стабилизировать психологический микроклимат в классном коллективе?», тем более что все ученики имеют разный темперамент, увлечения, стиль общения, реферативные группы. Мы пришли к выводу, что подростков необходимо просто объединить какой - то общей, интересной идеей. Таким образом в 2006г. на базе 9б класса общеобразовательной школы 68 нами был организован волонтёрский отряд, основными целями которого стали:

1. сплочение классного коллектива, стабилизация психологического микроклимата;

2. проведение мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни и профилактикой употребления психоактивных веществ в молодёжной среде.

В современном мире среди молодёжи достаточно широко распространено употребление психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества, употребляемые даже в малых количествах, серьёзно изменяют биологическую и психическую стороны организма. При проведении исследований выяснилось, что дети уже в 8 - 12 лет (12%) начинают пробовать наркотики, а к 14 - 15 годам у каждого второго школьника в крупных городах уже имеется эпизодический опыт употребления. Решить эту проблему не просто, т.к. ПАВ достаточно доступны, а подростки активно поддаются влиянию коллектива, поэтому работа должна вестись по всем направлениям: в семье, школе, на массовых мероприятиях, психологами, медиками и т.д. Одно из наиболее массовых направлений - это создание волонтёрских объединений, ведущих пропаганду ЗОЖ.

Волонтёрская работа активно ведётся во всех районах Удмуртской Республики. Подростки, включённые в эту работу, не только сами знакомятся с принципами здорового образа жизни, но и проводят мероприятия по пропаганде ЗОЖ среди сверстников, что является весьма эффективным методом, ведь в подростковом коллективе ребёнок, в первую очередь, интересуется и доверяет информации, которая исходит от такого же подростка, авторитет взрослых сильно снижается. Именно поэтому одним из эффективных способов профилактики употребления ПАВ является вовлечение в эту деятельность самих подростков - тех, кто является ярким противником асоциального поведения, и тех, кто ещё не определился в своих приоритетах. Для этого и создаются волонтёрские отряды. Волонтёр - это человек, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

Волонтёры, занимающиеся профилактикой ЗОЖ, также преследуют цель удалить подростков от наркотиков и токсических препаратов, предлагая в качестве альтернативы ведение здорового образа жизни. Важнейшим разделом работы с волонтёрами является проведение обучающих семинаров, к проведению которых привлекаются специалисты в области спорта, медицины, педагогики и психологии.

Исследователи выявили, что информация, поданная увлекательно и необычно, всегда приковывает к себе внимание. Например, лекции усваиваются на 10%, схемы - 10 %, радио - 10 %, кино-видео 50 %, выставки - 50 %, походы, экскурсии - 50 %, театрализованное представление - 90 %, иммитация реальной ситуации - 90 %, участие в развитии реальной ситуации - 90 %. Исходя из приведённых данных целесообразно утверждать, что активная работа волонтёров по направлению профилактики употребления ПАВ должна строиться именно на театрализованных выступлениях, ролевых и подвижных играх.

В 2010 г. было проведено анкетирование волонтёров 6б класса, в котором они ответили о причинах и результатах своей работы. На вопрос «Причины, по которым вы решили стать волонтёром?» были даны следующие ответы: здесь хорошая компания - 70%, возможность интересно и весело провести время - 50%, важно донести обществу идеи ЗОЖ - 60% и по 10% выбрали ответы: стал серьёзнее относиться к своему здоровью, изменились мои взгляды на здоровье в лучшую сторону. Следовательно, волонтёры уже задумываются о собственном здоровье и надеемся, что среди них не будет людей, употребляющих ПАВ.

На вопрос «Что тебе даёт участие в волонтёрском отряде?» 90% указали, что узнают полезную информацию, 70% - знакомство и общение с людьми по интересам, возможность делиться полезной информацией, 10% теперь более внимательно относятся к своему здоровью, их стали больше уважать сверстники и окружающие взрослые.

На вопрос «Что узнал полезного о ЗОЖ, работая в отряде?» 100% написали, что много нового, не вдаваясь в подробности.

При ответе на вопрос «Чего ты добился, работая в отряде?» мнения разделились: научился выступать перед аудиторией - 50%, добился от друзей, чтобы бросили курить - 20%, уважения - 10%, понимания - 20%.

«Что понравилось тебе при работе в волонтёрском отряде?» 30% отметили выступления, 20% - слёты волонтёров, 10% - участие в конкурсах, 10% - коллективная работа, 10% - игровая деятельность, 20% - всё понравилось.

На вопрос «Чему ты научился, работая в отряде?» респонденты отвечали следующим образом: выступать перед аудиторией - 30%, работать в команде - 30%, общаться - 10%, проводить мероприятия - 10%, хорошему - 10%

Все 100% участников движения хотят продолжать работу в волонтёрском отряде.

Из проведённого исследования можно сделать вывод, что ребятам не хватает общения, и они хотят работать в волонтёрском отряде, потому что это не только возможность интересно и с пользой провести свободное время, но и возможность показать себя, поделиться информацией с другими, поработать на мероприятиях. Волонтёрский отряд сближает подростков, даёт им возможность общаться, находить решения вопросов в коллективе, вести дискуссии, отстаивать своё мнение. Подобная работа является достойной альтернативой телевизору, Интернету, распитию пива в подъездах. А работа, направленная на профилактику употребления ПАВ вдвойне важна, т.к. во-первых, сами волонтёры, получив знания об опасности ПАВ, не будут их употреблять, ведь, как говориться, кто предупреждён, тот вооружён. Во-вторых, мероприятия, проводимые волонтёрами по профилактике употребления ПАВ более понятны и близки подростком. Ведь молодёжь с большим интересом слушает сверстников, чем взрослых, а игровые формы подачи информации откладывают более сильный отпечаток и на долго запоминаются, в отличие от лекций.

Работая с классами, в которых организована волонтёрская работа (9б - 11б и 5б - 6б), мы можем сделать вывод, что общая увлекательная идея не только позволяет объединить коллектив, но и стабилизировать психологический микроклимат, ведь подростки, занимаясь интересной и увлекательной работой, по другому выстраивают социальные отношения с одноклассниками и ровесниками.



3

© 2010-2022