Рабочая программа Моя Малая Родина

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное БЮДЖЕТНОе образовательное учреждение

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО Г. МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

Решением методического совета Директор МБОУ ДОД ЦВР

Протокол № _____ ____________ Н.Х. Горелова

«___» _______________ 2015 г. «___» _______________ 2015 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Моя малая Родина»

8 класс



программа рассчитана на детей 13-14 лет

срок реализации 1 год






Педагог дополнительного образования:

Адельмурдина Эльза Амировна





г. Межгорье

2015



Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Закон «Об образовании в РБ» от 01.072013 г. №696-з;

  3. Конституция РБ (24.12.1993 г.);

  4. Конституция РФ (12.12.1993 г.);

  5. Конвенция о правах ребёнка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.)

  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14);

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  8. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  9. Положение о дополнительной общеобразовательной программе МБУДО ЦВР от 25.05.2015 г.

В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Программа курса «Моя малая Родина» расширяет минимум содержания общего образования. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.

Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, исследовательскую, краеведческую - в единое образовательное содержание.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Программа «Моя малая Родина» рассчитана на детей 13-14 лет. Срок реализации программы 1 год, на занятия отводится три часа в неделю. Общий объем программы - 105 часов. Продолжительность занятия - 45 минут.

Цель программы: способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, использовать свои знания в нестандартных ситуациях, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи программы:

1. Дать знания об истории родной школы, города, Белорецкого района;

2. Формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем своей малой Родины;

3. Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

4. Воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

5. Развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей г. Межгорье;

6. Развивать эстетическое восприятие и чувства.

Формы организации работы: экскурсии, консультации, кинопросмотры, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, посещение музея, оформление фото - выставок, оформление альбомов, встречи с интересными людьми. (по возможности)

Прогнозируемые результаты:

1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Межгорье, Белорецкого района, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2. В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.

3. В развивающей сфере: достижение учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий по школе, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:

В результате реализации программы «Юный краевед» учащиеся познакомятся:

1. С историей, традициями родной школы, города;

2. Будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

3. С жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

4. Посетят памятники города;

5. Научатся видеть «прекрасное» в окружающем мире;

6. Научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Метапредметные связи на занятиях кружка:

1. с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений.

2. с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

3. с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам работ

Способы проверки ожидаемых результатов:

1. Педагогическое наблюдение;

2. Выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков, презентаций);

3. Анкетирование родителей;

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;

  • отбирать необходимые знания из большого объёма информации;

  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;

  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами обще развивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;

  • формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;

  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;

  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;

  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.


Возможные результаты («выходы») краеведческой деятельности школьников: альбом, гербарий, коллекция, плакат, план, серия иллюстраций, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.

Содержание курса


Тема №1. Краеведение. (2ч.)

Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.

Тема №2. Мой край на карте России. (17ч.) Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн. Районы Республики Башкортостан. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы. Реки и озера моего района. Города и деревни. Полезные ископаемые района. Мой любимый уголок родного края. Что можешь сделать ты? Решение проблем экологии. Фотоконкурс «Красота моего края».

Практическое занятие №1: правила техники безопасности.

Практическое занятие №2: картография.

Практическое занятие №3: работа с картой.

Практическое занятие №4: сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города, района.

Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.)

Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения. Конкурс «Лучший гербарий».

Практическое занятие №1: создание гербария

Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)

Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые. Конкурс презентаций «Животный мир моего края».

Практическое занятие №1: викторина о животных.

Тема №5. Красная книга Башкортостана. (7ч.)

Редкие растения и животные моего края. Конкурс «Красная книга глазами детей»

Практическое занятие №1: Оформление Красной книги.

Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (15ч.)

Появление города Межгорье. История названий улиц города. Традиции нашего города.

Проблемы моего посёлка. Экскурсия по городу Межгорье. Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города». Конкурс стихотворений «Мой город - самый лучший город Земли»

Практическое занятие №1: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.

Практическое занятие №2: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.

Практическое занятие №3: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.

Практическое занятие №4: разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.

Практическое занятие №5: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.

Тема №7. Школа - наш общий дом. (18 ч.)

Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье. Директора нашей школы. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны. Школьный краеведческий музей. Школьная библиотека. Я и моя школьная семья. Конкурс сочинений «Моя школа через 20 лет…»

Практическое занятие №1: создание летописи.

Практическое занятие №2: сбор материала о директорах, работавших, в нашей школе.

Практическое занятие №3: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.

Практическое занятие №4: создание буклета.

Практическое занятие№5: анализ книжного фонда библиотеки.

Практическое занятие №6: проект «Мой класс».

Тема №8. Люди нашего города. (13ч.)

Численность населения. Национальный состав. Коренные жители г. Межгорье. Знаменитые жители нашего города. Конкурс проектов «Знаменитые люди города Межгорье».

Практическое занятие №1: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.

Практическое занятие №2: Сбор материала о коренных людях города.

Практическое занятие №3: Сбор материала о знаменитых людях города.

Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.

Тема №9. Я и моя семья. (14ч.)

Имя твоё. Что означает твоё имя. Фамилия - флаг семьи. Что означает твоя фамилия. Моя семья. Семейные традиции. Семейный герб. Семейные реликвии. Летопись семьи.

Практическое занятие №1: создание портфолио.

Практическое занятие №2: создание презентации: Моя семья.

Практическое занятие №3: составление герба своей семьи.

Практическое занятие №4: фотография семейной реликвии.

Практическое занятие №5: составление генеалогического древа семьи.

Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(6ч.)

Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

Великая Отечественная война в судьбе моей семьи. Конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам!»

Практическое занятие №1: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Практическое занятие №2: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».

Тема №11. Подводим итоги (3ч.)

Практическое занятие №1: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина». Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.

Учебно - тематическое планирование занятий:



Наименование занятий, тем



Теория


Практика

Тема №1. Краеведение. (3ч.)

Занятие 1. Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.

Практическое занятие: правила техники безопасности

2

1

Тема №2. Мой край на карте России. (17ч.)

Занятие 1. Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн.


2


Занятие 2. Районы Республики Башкортостан.

Практическое занятие: картография

2

1

Занятие 3. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы.

Практическое занятие: картография.


2


1

Занятие 4. Реки и озера моего района.


2



Занятие 5. Города и деревни моего района.

2


Занятие 6. Полезные ископаемые моего района.

1


Занятие 7. Мой любимый уголок родного края.

1


Занятие 8. Что можешь сделать ты? Решение проблем экологии.

Практическое занятие: сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города, района.

1

1

Занятие 9. Фотоконкурс: «Красота моего края».


1

Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.)

Занятие 1. Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.

Практическое занятие: создание гербария.


2


1

Занятие 2. Конкурс: «Лучший гербарий».


1

Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)

Занятие 1. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

Практическое занятие: викторина о животных.

2

1

Занятие 2. Конкурс презентаций: «Животный мир моего края».


1

Тема №5. Красная книга Башкортостана. (7ч.)

Занятие 1. Редкие растения и животные моего края.

Практическое занятие: Оформление Красной книги.


2


2

Занятие 2. Конкурс: «Красная книга глазами детей»


3

Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (15ч.)

Занятие 1. Появление города Межгорье.

Практическое занятие: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.


1


1

Занятие 2. История названий улиц города.

Практическое занятие: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.


1


1

Занятие 3. Традиции нашего города.

Практическое занятие: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.


1


1

Занятие 4. Проблемы моего посёлка.

Практическое занятие: разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.


1


2

Занятие 5. Экскурсия по городу Межгорье.

Практическое занятие: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.


1


1

Занятия 6. Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города».


2

Занятие 7. Конкурс стихотворений: «Мой город - самый лучший город Земли»


2

Тема №7. Школа - наш общий дом. (18 ч.)

Занятие 1. Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье.

Практическое занятие: создание летописи.


1


2

Занятие 2. Директора нашей школы.

Практическое занятие: сбор материала о директорах, работавших, в нашей школе.


1


1

Занятие 3. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны.

Практическое занятие: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.


1


2

Занятие 4. Школьный краеведческий музей.

Практическое занятие: создание буклета.

1


2

Занятие 5. Школьная библиотека.

Практическое занятие: анализ книжного фонда библиотеки

1

2

Занятие 6. Я и моя школьная семья.

Практическое занятие: проект «Мой класс».

1

1

Занятие 7. Конкурс сочинений: «Моя школа через 20 лет…»


2

Тема №8. Люди нашего города. (13ч.)

Занятие 1. Численность населения. Национальный состав.

Практическое занятие: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.


1


1

Занятие 2. Коренные жители г. Межгорье.

Практическое занятие: сбор материала о коренных людях города.


1


2

Занятие 3. Знаменитые жители нашего города.

Практическое занятие: сбор материала о знаменитых людях города.


1


2

Занятие 4. Труд людей нашего города. Предприятия, магазины города.

Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.

1

2

Занятие 5. Конкурс проектов: «Знаменитые люди города Межгорье».


2

Тема №9. Я и моя семья. (14ч.)

Занятие 1. Имя твоё. Что означает твоё имя.

1


Занятие 2. Фамилия - флаг семьи. Что означает твоя фамилия.

Практическое занятие: создание портфолио.

1

2

Занятие 3. Моя семья. Семейные традиции.

Практическое занятие: создание презентации: Моя семья.


1


1

Занятие 4. Семейный герб.

Практическое занятие: составление герба своей семьи.


1


1

Занятие 5. Семейные реликвии.

Практическое занятие: фотография семейной реликвии.

1

1

Занятие 5. Летопись семьи.

Практическое занятие: составление генеалогического древа семьи.


1


1

Занятие 6. Исследовательский проект: «История моей семьи - история моего народа».


2

Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(7ч.)

Занятие 1. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).

Практическое занятие: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.


2


2


Занятие 2. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.

Практическое занятие: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».


1


1

Занятие 3. Конкурс рисунков: «Поклонимся Великим тем годам!»


2

Тема №11. Подводим итоги (3ч.)

Занятие 1. Практическое занятие: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина»


1

Занятие 2. Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.

1


1



© 2010-2022