- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа Моя Малая Родина
Рабочая программа Моя Малая Родина
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Адельмурдина Э.А. |
Дата | 04.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное БЮДЖЕТНОе образовательное учреждение
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО Г. МЕЖГОРЬЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением методического совета Директор МБОУ ДОД ЦВР
Протокол № _____ ____________ Н.Х. Горелова
«___» _______________ 2015 г. «___» _______________ 2015 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя малая Родина»
8 класс
программа рассчитана на детей 13-14 лет
срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования:
Адельмурдина Эльза Амировна
г. Межгорье
2015
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
-
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
-
Закон «Об образовании в РБ» от 01.072013 г. №696-з;
-
Конституция РБ (24.12.1993 г.);
-
Конституция РФ (12.12.1993 г.);
-
Конвенция о правах ребёнка (утверждена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
-
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
-
Положение о дополнительной общеобразовательной программе МБУДО ЦВР от 25.05.2015 г.
В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Программа курса «Моя малая Родина» расширяет минимум содержания общего образования. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, исследовательскую, краеведческую - в единое образовательное содержание.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Программа «Моя малая Родина» рассчитана на детей 13-14 лет. Срок реализации программы 1 год, на занятия отводится три часа в неделю. Общий объем программы - 105 часов. Продолжительность занятия - 45 минут.
Цель программы: способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания, использовать свои знания в нестандартных ситуациях, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи программы:
1. Дать знания об истории родной школы, города, Белорецкого района;
2. Формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем своей малой Родины;
3. Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
4. Воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
5. Развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей г. Межгорье;
6. Развивать эстетическое восприятие и чувства.
Формы организации работы: экскурсии, консультации, кинопросмотры, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, посещение музея, оформление фото - выставок, оформление альбомов, встречи с интересными людьми. (по возможности)
Прогнозируемые результаты:
1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории г. Межгорье, Белорецкого района, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2. В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3. В развивающей сфере: достижение учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий по школе, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость:
В результате реализации программы «Юный краевед» учащиеся познакомятся:
1. С историей, традициями родной школы, города;
2. Будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;
3. С жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
4. Посетят памятники города;
5. Научатся видеть «прекрасное» в окружающем мире;
6. Научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Метапредметные связи на занятиях кружка:
1. с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений.
2. с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
3. с уроками технологии: изготовление различных элементов по темам работ
Способы проверки ожидаемых результатов:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков, презентаций);
3. Анкетирование родителей;
Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений
-
переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
-
отбирать необходимые знания из большого объёма информации;
-
конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
-
систематизировать учебный план;
-
пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами обще развивающего характера;
-
высказывать содержательно свою мысль, идею;
-
формулировать простые выводы на основе двух - трёх опытов;
-
решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
-
свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
-
переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.
Возможные результаты («выходы») краеведческой деятельности школьников: альбом, гербарий, коллекция, плакат, план, серия иллюстраций, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия.
Содержание курса
Тема №1. Краеведение. (2ч.)
Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.
Тема №2. Мой край на карте России. (17ч.) Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн. Районы Республики Башкортостан. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы. Реки и озера моего района. Города и деревни. Полезные ископаемые района. Мой любимый уголок родного края. Что можешь сделать ты? Решение проблем экологии. Фотоконкурс «Красота моего края».
Практическое занятие №1: правила техники безопасности.
Практическое занятие №2: картография.
Практическое занятие №3: работа с картой.
Практическое занятие №4: сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города, района.
Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.)
Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения. Конкурс «Лучший гербарий».
Практическое занятие №1: создание гербария
Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)
Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые. Конкурс презентаций «Животный мир моего края».
Практическое занятие №1: викторина о животных.
Тема №5. Красная книга Башкортостана. (7ч.)
Редкие растения и животные моего края. Конкурс «Красная книга глазами детей»
Практическое занятие №1: Оформление Красной книги.
Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (15ч.)
Появление города Межгорье. История названий улиц города. Традиции нашего города.
Проблемы моего посёлка. Экскурсия по городу Межгорье. Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города». Конкурс стихотворений «Мой город - самый лучший город Земли»
Практическое занятие №1: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.
Практическое занятие №2: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.
Практическое занятие №3: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.
Практическое занятие №4: разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.
Практическое занятие №5: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.
Тема №7. Школа - наш общий дом. (18 ч.)
Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье. Директора нашей школы. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны. Школьный краеведческий музей. Школьная библиотека. Я и моя школьная семья. Конкурс сочинений «Моя школа через 20 лет…»
Практическое занятие №1: создание летописи.
Практическое занятие №2: сбор материала о директорах, работавших, в нашей школе.
Практическое занятие №3: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.
Практическое занятие №4: создание буклета.
Практическое занятие№5: анализ книжного фонда библиотеки.
Практическое занятие №6: проект «Мой класс».
Тема №8. Люди нашего города. (13ч.)
Численность населения. Национальный состав. Коренные жители г. Межгорье. Знаменитые жители нашего города. Конкурс проектов «Знаменитые люди города Межгорье».
Практическое занятие №1: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.
Практическое занятие №2: Сбор материала о коренных людях города.
Практическое занятие №3: Сбор материала о знаменитых людях города.
Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.
Тема №9. Я и моя семья. (14ч.)
Имя твоё. Что означает твоё имя. Фамилия - флаг семьи. Что означает твоя фамилия. Моя семья. Семейные традиции. Семейный герб. Семейные реликвии. Летопись семьи.
Практическое занятие №1: создание портфолио.
Практическое занятие №2: создание презентации: Моя семья.
Практическое занятие №3: составление герба своей семьи.
Практическое занятие №4: фотография семейной реликвии.
Практическое занятие №5: составление генеалогического древа семьи.
Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(6ч.)
Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).
Великая Отечественная война в судьбе моей семьи. Конкурс рисунков «Поклонимся Великим тем годам!»
Практическое занятие №1: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Практическое занятие №2: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
Тема №11. Подводим итоги (3ч.)
Практическое занятие №1: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина». Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.
Учебно - тематическое планирование занятий:
Наименование занятий, тем
Теория
Практика
Тема №1. Краеведение. (3ч.)
Занятие 1. Краеведение - наука о родном крае. Вводная беседа.
Практическое занятие: правила техники безопасности
2
1
Тема №2. Мой край на карте России. (17ч.)
Занятие 1. Башкортостан - Родина моя. Государственные символы - герб, флаг, гимн.
2
Занятие 2. Районы Республики Башкортостан.
Практическое занятие: картография
2
1
Занятие 3. Белорецкий район. Положение на карте РБ. Границы.
Практическое занятие: картография.
2
1
Занятие 4. Реки и озера моего района.
2
Занятие 5. Города и деревни моего района.
2
Занятие 6. Полезные ископаемые моего района.
1
Занятие 7. Мой любимый уголок родного края.
1
Занятие 8. Что можешь сделать ты? Решение проблем экологии.
Практическое занятие: сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды города, района.
1
1
Занятие 9. Фотоконкурс: «Красота моего края».
1
Тема №3. Растительный мир моего района. (4ч.)
Занятие 1. Цветы и травы. Деревья. Лекарственные растения.
Практическое занятие: создание гербария.
2
1
Занятие 2. Конкурс: «Лучший гербарий».
1
Тема №4. Животный мир моего района. (4ч.)
Занятие 1. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
Практическое занятие: викторина о животных.
2
1
Занятие 2. Конкурс презентаций: «Животный мир моего края».
1
Тема №5. Красная книга Башкортостана. (7ч.)
Занятие 1. Редкие растения и животные моего края.
Практическое занятие: Оформление Красной книги.
2
2
Занятие 2. Конкурс: «Красная книга глазами детей»
3
Тема №6. Моя малая Родина - мой город Межгорье. (15ч.)
Занятие 1. Появление города Межгорье.
Практическое занятие: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении города Межгорье.
1
1
Занятие 2. История названий улиц города.
Практическое занятие: создание иллюстративного текста об истории названий улиц.
1
1
Занятие 3. Традиции нашего города.
Практическое занятие: организация конкурса рисунков, посвященная традициям города.
1
1
Занятие 4. Проблемы моего посёлка.
Практическое занятие: разработка социального проекта: выбор проблемы, сбор материала, обработка материала, оформление и защита проекта.
1
2
Занятие 5. Экскурсия по городу Межгорье.
Практическое занятие: подготовить в группах рассказ о полученной информации во время экскурсии.
1
1
Занятия 6. Творческая работа. Сочинение «Если бы я был мэром города, чтобы я сделал для города».
2
Занятие 7. Конкурс стихотворений: «Мой город - самый лучший город Земли»
2
Тема №7. Школа - наш общий дом. (18 ч.)
Занятие 1. Заочный экскурс: История, традиции средней общеобразовательной школы №1 города Межгорье.
Практическое занятие: создание летописи.
1
2
Занятие 2. Директора нашей школы.
Практическое занятие: сбор материала о директорах, работавших, в нашей школе.
1
1
Занятие 3. Гордое звание - учитель. Учителя-ветераны.
Практическое занятие: сбор материала об учителях, работавших, в нашей школе.
1
2
Занятие 4. Школьный краеведческий музей.
Практическое занятие: создание буклета.
1
2
Занятие 5. Школьная библиотека.
Практическое занятие: анализ книжного фонда библиотеки
1
2
Занятие 6. Я и моя школьная семья.
Практическое занятие: проект «Мой класс».
1
1
Занятие 7. Конкурс сочинений: «Моя школа через 20 лет…»
2
Тема №8. Люди нашего города. (13ч.)
Занятие 1. Численность населения. Национальный состав.
Практическое занятие: составление сводной ведомости, согласно переписи 2010 года.
1
1
Занятие 2. Коренные жители г. Межгорье.
Практическое занятие: сбор материала о коренных людях города.
1
2
Занятие 3. Знаменитые жители нашего города.
Практическое занятие: сбор материала о знаменитых людях города.
1
2
Занятие 4. Труд людей нашего города. Предприятия, магазины города.
Практическое занятие: сбор информации по теме: Предприятия, магазины города.
1
2
Занятие 5. Конкурс проектов: «Знаменитые люди города Межгорье».
2
Тема №9. Я и моя семья. (14ч.)
Занятие 1. Имя твоё. Что означает твоё имя.
1
Занятие 2. Фамилия - флаг семьи. Что означает твоя фамилия.
Практическое занятие: создание портфолио.
1
2
Занятие 3. Моя семья. Семейные традиции.
Практическое занятие: создание презентации: Моя семья.
1
1
Занятие 4. Семейный герб.
Практическое занятие: составление герба своей семьи.
1
1
Занятие 5. Семейные реликвии.
Практическое занятие: фотография семейной реликвии.
1
1
Занятие 5. Летопись семьи.
Практическое занятие: составление генеалогического древа семьи.
1
1
Занятие 6. Исследовательский проект: «История моей семьи - история моего народа».
2
Тема №10. Я не участвую в войне, война участвует во мне.(7ч.)
Занятие 1. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу).
Практическое занятие: поиск информации о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
2
2
Занятие 2. Великая Отечественная война в судьбе моей семьи.
Практическое занятие: защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи».
1
1
Занятие 3. Конкурс рисунков: «Поклонимся Великим тем годам!»
2
Тема №11. Подводим итоги (3ч.)
Занятие 1. Практическое занятие: составление и разгадывание кроссвордов на тему: «Моя малая Родина»
1
Занятие 2. Подведение итогов работы кружка. Награждение самых активных. Выставка проектов, рисунков.
1
1