Классный час Хакасия. Земля моя родная!

Хакасия едва не единственный регион в Сибири, где ландшафты сформированы археологическими памятниками. Степные пейзажи дополнены могильными курганами и менгирами (одиноко стоящими каменными стелами), а многие горные вершины и скальные хребты хранят на себе следы многовековой деятельности человека. Во всех районах Хакасии есть скалы с петроглифами. Традиция общения человека с камнем сформировалась еще в эпоху палеолита и продолжилась практически до наших дней. Сведения о деятельности человека, ег...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эпиграф:

"Для России село - частица,
А для нас он - родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем".

(Фоном звучит песня «С чего начинается Родина»)

Родина - страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Вы родились в России. Россия - огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Известная поговорка гласит: «Человек без Родины что соловей без песни». Ведь и правда соловей, лишенный своего хрустального голоса, всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.

Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Но ведь даже у больших рек есть исток - маленький ключик, из которого река берёт своё начало. Это- малая Родина-тот уголок, где вы родились, сделали первые шаги, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.

Слышишь песенку ручья?

Это - Родина твоя!

Слышишь голос соловья?

Это - Родина твоя!

Школа, где твои друзья.

Это - Родина твоя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина -

Это тоже Родина!

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Малая Родина и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается огромная страна Россия, гражданами которой мы являемся.

Говорят, все пути ведут к дому,

Говорят, он начало начал.

Человек, как никто, По-любому

Тосковал по нему и скучал.

Человек здесь на свет появился.

И отсюда пойдет он вперед,

Только где бы он не поселился,

Дом родной его вновь позовёт.

И порой невозможно вернуться

Нам туда, где полжизни прошло.

Дом далёк, и года всё несутся,

Но лишь там нам светло и тепло

Народная мудрость гласит: не зная прошлого, не поймешь и настоящего.

-что вам известно из истории о Хакасии?

В марте 1707г. Петр I подписал Указ о сооружении в Хакасии острога - дата вхождения Хакасии в состав России. За последующих два столетия территория Хакассии была заселена и освоена русским населением. ХХ век стал переломным в истории Хакасии. 20 октября 1930г. хакасскому народу предоставлена государственность в форме автономной области. В послевоенный период область наполнилась современными индустриальными предприятиями. В июле 1991г. область была преобразована в Республику Хакасия.


  • 2014 год в России - Год культуры

В Указе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "…привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всём мире".

Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности. Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам - вот черта истинно культурного человека».

Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости.
А.С. Пушкин.

Хакасия едва не единственный регион в Сибири, где ландшафты сформированы археологическими памятниками. Степные пейзажи дополнены могильными курганами и менгирами (одиноко стоящими каменными стелами), а многие горные вершины и скальные хребты хранят на себе следы многовековой деятельности человека.

Во всех районах Хакасии есть скалы с петроглифами. Традиция общения человека с камнем сформировалась еще в эпоху палеолита и продолжилась практически до наших дней. Сведения о деятельности человека, его представления о мире дошли до нас через рисунки на камнях. Наскальное искусство посвящено изображениям духов, предков, культовых животных, обрядов, магических символов и предметов. Петроглифы составляют сокровищницу культурного наследия Хакасии.

Особое место в историко-культурном фонде республики занимают курганы. На сегодня выявлено и учтено более 30 тысяч курганов, что составляет около 30% всех видимых памятников археологии. Аналогов большинству из этих памятников нет нигде в мире.

Я видел множество могил,
Которому мой взор конца не находил,
Сии старинные курганы,
Рассеянные по полям,
У коих камни по углам,
Стоят как грозны великаны…
А.К. Кузьмин.

И начнем мы с Салбыкского кургана ---
В Салбыкской степи находится несколько больших курганов, среди них широко известный Большой Салбыкский курган. Он уже раскопан в 1954-1956 гг., а стены ограды, состоящие из каменных монументов, оставлены для посетителей в первоначальном виде. Так возник музей в степи (рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3, рисунок 4).

Приведем некоторые цифровые данные, характеризующие величину этого памятника, претендующего на славу египетских пирамид.

Курган до раскопок имел вид холма высотой 11 метров, занимая площадь у основания 0,5 гектар. После расчистки стен снаружи от земляной насыпи обнаружена ограда, состоящая из громадных каменных плит. Объем же насыпи составляет не менее 24000 м2. Вес угловых и боковых плит доходил от 20 до 50 тон. Ближайшие выходы девонских песчаниковых плит, откуда они были доставлены, находятся в 15 км, от Салбыка. Поражает большая изобретательность древних каменотесов, добывавших строительный материал на отвесных склонах скалы. Однако техника доставки таких крупных монолитов и сооружений их на месте остаются до сих пор загадкой.

Руководитель раскопок профессор С. В. Киселев считал, что земленная насыпь кургана первоначально имела высоту не менее 20 м. (30 м.) и представляла из себя четырехгранную пирамиду, но со временем насыпь пирамиды сгладилась, приняла форму округлого холма.

Что же нашли археологи в этом кургане?

Прежде всего, очень важным является определение времени, когда и кому, то есть к какому классу принадлежащему человеку был сооружен этот грандиозный курган.
В 1955г. газета «Советская Хакасия» о ходе исследования этого кургана писала: «Результаты раскопок позволяют утверждать, что Салбыкский курган был воздвигнут в III веке до н. э. В склепе оказалось только семь человеческих останков, гончарные, бронзовые предметы домашнего обихода. Эти погребенные, по видимому, принадлежали одной семье, занимавшей в обществе того времени выдающееся положение. Наряду с погребенными в склепе, в других местах кургана похоронены зависимые от них люди: двое при сооружении коридора (дромоса склепа). Причем мужчина был убит и кинут лицом вниз. Обнаружен так же убитый в связанном виде под угловой плитой ограды, он убит вместе с другими жертвами, принесенными во время постройки».
Известный путешественник и ученый А. Кастрен в первой половине 19 в. записал в Хакасских улусах легенды и придания о курганах. Хакасы издавна почитали курганы как памятники далеких

Он же услышал в улусе Кайбалы о «последствиях» археологических раскопок академика Палласа, путешествовавшего в Хакасии в 70 годах 18 столетия. Местные жители с сожалением уверяли Кастрена в том, что после Палласа случился сильный падеж скота и это связывали с раскопками курганов.

В религиозных воззрениях древних хакасов существовало представление о богах, олицетворяющих силы природы - культ солнца, культ неба. Представление о небе сливалось с представлениями горы, высоты. Видимо, высокие курганы, являющиеся замечательными памятниками Тагарской культуры, были символами горы - неба. В хакасских степях они расположены группами.



Сколько курганов в Хакасии?

Их слишком много, насчитываются десятками тысяч.
Многие из них на современной поверхности почти не заметны, их может обнаружить только опытный глаз археолога.

"…Я видел древних письмена
На диких скалах Енисея
Таинственная старина,
Потомков поздних не жалея,
проводит хитрые черты
для их гадательной мечты"

И конечно вы знаете, что отличительной чертой Хакасии являются каменные изваяния, памятники с которыми связано не мало различных легенд. Современные хакасы их не сооружали и получили могильные стелы, которые называют «козее» или «обаа», в наследие от своих предков. Согласно мифологии, памятники «козее» представляют застывших в камне богатырей Хонгорая, души которых стали или звездами на небе, или горными духами на земле. Поэтому их именовали «алып козее» - богатырские обелиски. Кроме того, стелы, изображающие фигуры людей, носили названия: «иней тас» - бабий- камень, «апсах тас» -старик -камень, «хуртуях тас» - старушечий камень, т.е. каменная баба. О ней пойдет наш дальнейший разговор (рисунок 8).

По отношению к памятникам «козее», согласно законам Белой веры, общинники должны проявлять особую дань почтения. Проезжая мимо них, хонгорцы должны были остановиться, окропить изваяние вином, намазать маслом или другой снедью рот и глаза, а затем троекратно обойти по солнцу с поклонами. Миновать древние обелиски без подобного почтения считалось крайне предосудительным, ибо духи- хозяева истуканов рассердятся и отомстят. У тех, кто не почитал обычай, переворачивались телеги, распрягались кони, вслед им летели камни. Память предков надо было чтить, а потому, находясь рядом с каменными идолами, запрещалось громко разговаривать и смеяться, тем более нельзя было наносить им какой- либо вред и, боже упаси, выкапывать из земли. Благочестивым людям, следовавшим заветам предков, древние герои, застывшие в камне за свои подвиги, изредка представали в живом облике и дарили счастье.

Изваяния «иней тас» или «хуртуях тас» - т.е. каменные бабы содержали, якобы, в себе жизненную силу людей (хут), являясь покровителями детей и семейного счастья. Поэтому женщины, желавшие родить ребенка, обращались к ним с соответствующей просьбой, а общинники ежегодно совершали жертвоприношения, дабы не прервался род человеческий. В долине Абакана, в местности Хамхазы, стояла почитаемая каменная особа - «Улуг хуртуях тас» - великая каменная старуха. В верхней части изваяния было высечено женское лицо, над которым возвышалась остроконечная шапка, напоминающая головной убор хакасской свахи, а на груди красовался нагрудник «пого». Взор ее был обращен на восток. Около нее была сделана небольшая изгородь, внутри которой находились каменные валуны, имевшие грубую форму животных. Они представляли скот старухи «хуртуях тас». Если вокруг нее появлялось много валунов, то, значит, у хакасов будет много крупного рогатого скота. Согласно хонгорским мифам, «хуртуях тас» появилась вместе с детьми со стороны верховьев Енисея ( по другой версии - с верховьев Абакана). Каменные гряды крепостных стен, недалеко от ее местонахождения, получили названия « хуртуях чолы», т.е. дорога каменной старухи, по которой она пришла. В результате великой семейной ссоры ее муж «Хара тас», ее дочь хыс козее» и она сама окаменели. «Отправляясь на звериный промысел или проезжая мимо, - писал в 19 веке Н.А. Костров, - жители Хонгороя подходят к каменной старухе с поклонами, обливают ее молоком, а выпуклое, грубо изваянное лицо истукана с отверстым ртом обмазывают сметаной и салом с таким усердием, что рот почернел от жирного слоя. Изваянию «хуртуях тас» ежегодно совершали моления обитатели аскизских степей, ибо оно охраняло жизненную силу сагайского племени.

В 1954 году археолог А.Н. Липский выкопал « хуртуях тас» и установил ее в стелларии Хакасского краеведческого музея. Ее возраст около 5 тысяч лет. Статуя из песчаника, высотой 3 метра, с грубыми чертами лица и большим животом, на котором изображен некий космический знак. Жители Аскизского района тяжело переживали «исход» каменной бабы: ездили в музей, приносили подношения, молили о возвращении. В советские времена судьба статуи решалась однозначно: это памятник культуры, ему место в музее, все разговоры о божествах - от темноты. Но с 1996 года имя Хуртуях звучало на всех съездах хакасского народа. Жители Аскизского района умоляли вернуть Хуртуях, а археологи и искусствоведы возражали: нельзя поставить изваяние, сравнимое по исторической ценности с Венерой Милосской, посреди степи. Дожди, ветра и туристы «убьют» бабу. За последние сто лет она и так не похорошела, сыплется с боков, отломан нос. Древние художники, прежде чем нанести рисунок на камень, специально обрабатывали его поверхность, вощили. А теперь, когда защитный слой поврежден, камень разрушается быстрей. Под открытым небом этот процесс ускорится. Совет старейшин стоял на своем: Хуртуях была установлена в энергетически активной точке земной поверхности - ее целительная сила действует только там. Возвращение «старухи» поможет возродить обычаи предков и укрепить самосознание хакасов. Противостояние науки и народа закончилось переселением бабы в степь. В Аскизском районе открылся музей одного экспоната на участке земли 50 на 70 метров. У бабы будет навес, освещение и охрана. Если Хуртуях станет хуже, ее вернут в музей. Местные жители ликуют. Говорят, что чувствуют энергетическую волну от статуи за несколько метров. Местные женщины сшили для Хуртуях огромное платье и платок.

Если вместе с национальным божеством к людям вернулась вера и надежда в светлое завтра, то все хлопоты по переносу Хуртуях тас не напрасны. Подробности о возвращении статуи описываются в статье «В святое место, в степь - туда, где жизнь…» от 15 сентября 2003 года в газете «Хакасия».

Хакасия - земля древняя, о ней сложено немало легенд и сказаний. Свое отношение к ней местные поэты выражают в стихах:

«Хакасия»

Хакасия. Земля моя родная!
Поселки, деревеньки, города.
Полей совхозных нива золотая,
Саянская железная руда.
Распадки голубые от тумана.
Цветущий вереск на изломах скал
И бирюзовый гребень Абакана…
Хакасия, сквозь дни и километры
В какой бы ни застряла я глуши,
В четыре голубых крылатых ветра
Всегда к тебе любовь моя спешит.
Твой труд, твое упорство и уменье
Живут в душе, и навсегда со мной
Внезапное тахпанов вдохновенье,
Народных тоев разудальный зной.
Хакасия, родная сторона,
Ты счастлива в семье многоязычной,
Ты равноправна, как батыр сильна!

Хорош ли плох мой край, я здесь рождён
Мои здесь корни и моё гнездовье,
Здесь день от утренней зари заряжен,
Здесь всё, что есть одной со мною крови …»


Скажи о родине слова добра

Скажи о родине ты добрые слова,
Возьми все это из своих воспоминаний,
Пусть не вершатся там великие дела,
Зато о счастье много там напоминаний.

Там детство, мать, отец,
Там куча старых у тебя друзей осталось,
И там красивая природа, наконец,
И там всегда частенько и легко мечталось.

Вот только тяжело все это осознать,
Все это вдалеке не сразу понимаешь,
Сначала хочется о жизни о другой мечтать,
Ну а потом вдали ты просто таешь…

Ведь родина заключена в тебе,
Она наполнила тебя, взрастила, научила,
Теперь она во всей своей красе,
В тебе находится, и, знаешь, в этом сила.

И ты вернешься, чтобы осознать, -
Тебя влечет родное с детства место,
По телу пробежит и разольется благодать,
И промелькнет пред взором снова детство.

Скажи о родине слова добра,
О том, что скука по всему родному,
Добавь побольше чуть тепла,
И с легкостью пройди к родному дому…

(Ольга Фокина)


© 2010-2022