Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков

Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска   Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи: ·              развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;  ·              повышение учебной мотивации;  ·              формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;  ·              формирование основ здорового образа жизни у де...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков




Профилактические тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения среди подростков

Составила: педагог-психолог Щербина Л.А.

  • принятие решения;

  • способность оценивать его возможные последствия:

  • готовность принять и держать ответ за каждое из них:

  • Обсуждение ситуаций.

Задача: отработка навыка принятия ответственного решения.

Ситуация I. В магазине самообслуживания Оксана, расплатив-

шись и отойдя от кассы, обнаружила неоплаченный товар. Она

о нем забыла, а кассир не заметила. Оксана решила идти домой

не заплатив. Но за ней, оказывается, наблюдал контролер-

охранник.Кассир получила выговор. Теперь ей грозит увольнение.

О проишествии сообщили в отделение милиции. Оксане сказали,

что если подобное повторится, ее поставят на учет в детскую

комнату милиции. Маму, тоже вызвали в милицию для беседы.

Ситуация 2. В школе организовалась группа подростков, кото-

рые промышляли те,. что по вечерам срывали с прохожих шапки,

цепочки т.д. Вырученные деньги тратит на выпивку, развлечения. Заправлял в группе десятиклассник Вадим Его одноклассник

Сергей -застенчивый и робкий человек- немало страдал от насме-

шек ребят. Вадим взял его под защиту, и издевательства прекратились. Однажды Вадим решил, что Сергею тоже пора принимать участие в «деле». Как внутренне не противился под-

росток, он не нашел в себе силы отказаться. В первый же раз его задержала милиция. Ему грозит суд.

обсуждение: повлияло ли решение Оксаны и Сергея еще на

кого-нибудь? Каковы отсроченные последствия данных поступ-

ков?

4.Завершение занятия. Подведение итогов

Занятие №8

Цель: содействие осознанию смысла жизни.

1.Сказка «Волшебная страна внутри нас»

Цель: помощь в развитии эмоционально-волевой сферы.

Материал: магнитофон, спокойная музыка, листы бумаги А3,

краски, карандаши, непроливайки.

Время: 45-60 мин.

Описание: прочтение сказки под музыку, обсуждение, рисование

Тренинговые занятия.

Занятие №1.

Цель: создать благоприятные условия для работы группы, ознакомить участников с основными принципами обучения, продумать и принять правила работы в группе.

1.Упражнение «Знакомство с группой.»

Материалы: бейджики, фломастеры, карандаши, маркеры)

Время: 15 мин.

Описание: оформление визитки, где должно быть указано тренинговое имя. Взаимное представление (подчеркивание своей индивидуальности, объясняем, почему взяли данное имя, подчеркиваем свои особенности, которые отличают вас от окружающих)) в общем кругу.

2. Обсуждение и принятие правил группы.

Материалы: лист бумаги, маркер.

Время: 20 мин.

3. Упражнение «Фруктовый салат».

Цель: разогрев участников, поднятие эмоциональной активности, снятие напряжения.

Время: до 10 мин.

Описание: группа сидит в круге. Тренер, обходя участников. Дает каждому имя - название фрукта. Игроки превращаются в апельсин, банан. Абрикос. Персик, сливу, ананас. В кругу более 5-6 наименований давать не стоит, хорошо, когда каждый фрукт «представлен» хотя бы 2-3 игроками (больше-лучше!). когда все получили «имя», из круга убирается один стул, а тот, кто сидел на нем, становится ведущим.

Ведущий объявляет: «Готовим ФРУКТОВЫЙ САЛАТ из ананасов!» (Все ананасы вскакивают, меняются местами. Тот, кто остался без стула, готовит «фруктовый салат», предположим из апельсинов).

4. Подведение итогов, обратная связь.

Время: 10-15 мин.

Занятие №2

Цель: повышение самооценки, знакомство с группой.

Не беспокойтесь о том, что думают о вас другие.

Они слишко заняты, беспокоясь о том,

что думаете о них вы.

5 Артур Блох.

1. Упражнение «Артем - артистичный»

Цель: потренироваться в умении говорить комплименты - себе

самому.

Время: до 10 мин.

Описание: называя, свое имя (по кругу), каждый присоединяет

к нему эпитет - прилагательное, начинающееся с буквы его

имени. (Артем - артистичный, Гена - героический и т.д.)

2. Задание.

После этого упражнения очень кстати может быть разговор о

том, как мы себя воспринимаем. Что такое самооценка и от чего

она зависит? Легко ли нам делать комплименты другим и себе?

Можно попробовать сделать комплименты другим.

Время: 20-30 мин.

3.Упражнение «Пусть встанет тот, кто…»

Цель: продолжение знакомства друг с другом.

Время: 5-7 мин.

Описание: в этом варианте ведущий называет какие-то вещи,

которые связаны с его собственными привычками,

пристрастиями, умениями, размышлениями…

  • Пусть встанет тот, кто любит домашних животных!

  • (Встают все дюбители животных и меняются местами. Оставшийся без места предлагает свои вопросы.)

  • Пусть встанет тот, кто любит путешествовать!

  • Пусть встанет тот, кто боится высоты!

4.Упражнение «Мои добрые дела»

Материалы: ручки, листы бумаги.

Время: нужно вспомнить какое конкретное доброе дело вы

сделали вчера, кому сказали доброе слово? Кто был этот

человек?

Что вы чувствовали при этом? Как он вас отблагодарил?

Участникам дается 5 мин. для того, чтобы они письменно

ответили на заданные вопросы, записали добрые дела.

Сделанные для людей.

Обсуждение в группе написанного и размышление на

вопросы: «Какими должны быть, по вашему мнению,


6

ответят хотя бы по два игрока из каждой команды, то есть будет получено не менее восьми ответов.

После каждого тура тренер сообщает командам результат - сколько очков получила каждая из групп. Очки начисляются за полноту и скорость ответа, логичность, творчески! подход... Все эти критерии тренер должен объявить командам перед началом игры.

Вопросы, предлагаемые для игры, могут быть такими:

  • Как быть, если нельзя, но очень хочется?

  • Почему некоторые люди любят быть несчастными? ;

  • Всегда ли настоящий друг должен поддерживать твои идеи?

  • Как стать счастливым?

  • Что нужно, чтобы произвести впечатление на девушку твоей мечты?

  • Что лучше: быть лучшим из худших или худшим из лучших?

  • «Добро должно быть с кулаками»?

Обсуждение игры

Какие вопросы показались вам наиболее интересными и почему

Какие ответы вам запомнились?

На какой вопрос было сложнее всего ответить?

Какой вопрос вы бы предложили для мозгового штурма?

2.Упражнение «Я - взрослый»

Задача: осознание собственного эмоционального отношения к взрослению.

Время: 15 мин.

Описание: ведущий предлагает каждому участнику вспомнить ситуацию из своей жизни, которая побуждала бы почувствовать себя взрослым.

Обсуждение: что общего в названных ситуациях? Понравилось ли вам тогда ощущение взрослости?

3.Дискуссия на тему: «Кем лучше быть - ребенком или взрослым?»

Задача: осознание способности принятия ответственности на себя как основное условие взросления.

Входе обсуждения определяемся ключевое понятие взрослости - ответственность Ведущий подводит подростков к:

-определению понятия "ответственность" (необходимость или обязанность отвечать за свои поступки);

-выделению его основных сторон. 19

-Пришел за советом, значит, слушай, что тебе говорят! Приведи

козу и посели с собой в доме!!!Через несколько дней прибегает

еврей.

-Ребе, совсем невмоготу! Жить невмочь!!!

-А ты теперь выведи козу!

...Вывел еврей козу, и жить стало несравненно проще и лучше.

А теперь - задание.

В течение двух-трех минут каждый составляет личный список

проблем, забот, помех, которые занимают его внимание, заботят,

не дают успокоиться в эти минуты.

Прочитайте список того, что вас тревожит, еще раз. Сложите, пожалуйста, свои листки, спрячьте в портфели, карманы, сумки. «Выведите козу!» И... забудьте о том, что написано, как минимум

до конца нашей встречи!

Занятие№7

Цель: формирование представления о необходимости нести ответственность за собственные решения.

1. Упражнение «Что ты об этом думаешь?»

Цели: а) активизировать творческие возможности участников тре-

нинга; б) потренироваться в умении посмотреть на проблему гла-

зами других, быть готовым к «стереоскопичности» взгляда на вещи. многообразию многообразию подходов к проблеме;

в) создать проблемную и недирективную среду, способствующую самостоятельному поиску решения задачи;

г) побудить участников тренинга к активному проявлению креатив-

ных качеств; гибкости мышления, изобретательности, наблюдательности, воображения.

Время: 20 минут.

Описание: Вся команда выстраивается в квадрат. Каждая из четы-

рех сторон квадрата представляет самостоятельную команду. Та-

ким образом, в нашей игре будут соперничать четыре группы. Най-

дите имя для каждой команды.

Игра проводится с мячом. Прежде чем перебросить мяч игрокам команды-соперницы, тренер задает вопрос. Тот, кто получил от

тренера мяч, должен быстро и четко ответить на прозвучавший

вопрос, а затем перебросить мяч игрокам другой команды. Таким образом, на вопрос тренера ответят игроки из всех команд. Желательно, если на каждый вопрос 18

формы благодарности? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарности в виде подарка? и т.д.)

5.Подведение итогов занятия.

Занятие №3

Цель: умение распознавать и адекватно выражать чувства. 1.Упражнение Восточный рынок».

Цели:

а)помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить ди-
станцию в общении;

б)снизить чувство напряженности благодаря включению в игровую ситуацию «здесь и теперь»;

с) обратить внимание участников друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях.

Размер группы: оптимальный - 15-20 человек.

Ресурсы: комната, позволяющая свободное передвижение участников; лист бумаги, ручка/карандаш на каждого игрока.

Время: 10 минут.

Ход упражнения

Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке «Али- Баба и сорок разбойников»? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание «восточный базар»?

Запах еды и пряностей...

Яркость, буйство красок...

Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже...

Замечательно! А вот как описал чувственность и яркую энергетику восточного рынка известный израильский писатель Амос Оз:

...Была невероятная притягательность в этих переливающихся через край и растекающихся вокруг базарах, завораживающих и искушающих так, что перехватывало дыхание и плавилась душа. Коленки дрожали от обилия овощей, фруктов, сыров, сдобренных разными приправами, от острых запахов и кушаний, дерущих горло, потрясающих, чуждых, чужих, странных, дразнящих, возбуждающих... И эти алчные руки, которые щупают, роются, погружаются в потаенную глубину этих груд из фруктов, зелени, красных перцев, пряных маслин... И изобильная нагота этой мясной плоти, болтающейся на крюках, окровавленной, обнаженной,

от которой поднимается пар, лишенной кожи и не знающей

стыда... И всё это разнообразие приправ, пряностей, специй, доводящее едва не до обморока, всё это разнузданное и

околдовывающее многоцветье горького, острого и соленого.

А над всем этим еще и необузданный аромат кофе,

проникающий до . самых печенок, и запахи, поднимающиеся

от всяких стеклянных сосудов, наполненных напитками всех

цветов с кусочками льда и дольками лимона. И эти крепкие

базарные грузчики, смуглые, взлохмаченные, обнаженные до

пояса, мускулы играют под кожей, подрагивая от

напряжения, потные тела их лоснятся под солнцем.

Итак, через несколько минут мы попадем с вами на настоящий

рынок. Он разный в разных странах, разных культурах. Но всегда

и везде это - символ общения, деятельности, активной жизни.

...Каждый получает лист бумаги и карандаш, ручку. Складываем

лист пополам но горизонтали и разрываем на две половинки. Их,

в свою очередь, опять сгибаем пополам и разрываем.

Получившиеся четвертушки тоже складываем и разрываем

пополам. Теперь у каждого в руках восьмушки листа. На каждой

из восьмушек разборчиво и крупно напишем свои имя и фамилию. Теперь каждую записку несколько раз сложим текстом внутрь. Подготовленные записки со своими именами положите,

пожалуйста, в центр комнаты.

(Горка записок, сложенных в центре комнаты, тщательно перемешивается тренером.)

- Вот теперь, когда все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный базар. По моему хлопку вы должны

подойти к горке записок и взять записки с именами. Затем в

течение пяти минут вам придется уговорами, спорами, путем

обмена... найти и вернуть себе - «купить» - все восемь

записок с вашим именем. Через пять минут рынок закроется,

так что советую поспешить. Первые три «покупателя», которым удастся быстрее всех вернуть себе дорогой товар, подойдут ко

мне со своими записками. Вопросов нет?

Начали!



8

вопрос, который вас волнует. Это может быть личная проблема,

поиск выхода из сложной ситуации, попытка услышать совет.

Голубой листок предназначен для вопроса, касающегося вашей группы. Можно спросить мнение товарищей о программе. Услышать оценку той или иной встречи, попросить прокоментировать участие кого-то из товарищей в тренинге.

Белый листок поможет вам ответить на любой вопрос. Не относя-

щийся конкретно ни к вам, ни к тренингу. Хотите узнать что-то но-

вое? Любознательность требует выхода? Это - материал доля вопроса на белом листе.

Каждый заполняет 3 листочка соответствеущими вопросами, сворачивает листочки в трубочку и бросает в коробочку, в которую ведущий вопросы собирает для всей команды.

Собрав все записки, ведущий подходит к любому игроку и просит

его достать из шляпы 3 листка разного цвета и ответить на вопросы. (если игрок вытащил случайно свои же записки, он может вернуть их в шляпу, предварительно вновь свернув листки в трубочку.)можно предложить группе принять участие в ответах на вопрос - добавлять, уточнять игроков, а можно право ответа оставить только за отвечающим по очереди участником.

2. Упражнение «Выведи козу»

Цели: а) снять напряжение и провести эмоциональный разогрев группы, подготовить ее к началу тренинга;

б) сфокусировать внимание группы на «здесь и сейчас»;

в) развить навыки снятия эмоционального напряжения и ментальных барьеров.

Материалы: бумага и ручки, карандаши.

Время: 15 минут

Описание:Сперва - хасидская притча, давшая название упражнению:

Бедный, еврей пришел к раввину.

-Ребе, как жить? Семья большая - все в одной каморке. Нет больше сил, посоветуй, как справиться, как преодолеть напасти?

-У тебя коза есть? - спрашивает раввин.

-Есть.

-Приведи ее в свою каморку.

-Но там ведь в одной комнате и я, и жена, и пятеро детишек. Куда же еще козу приводить? На голову себе я ее посажу?

Вариант 2Можно предложить еще одну модификацию «Ассоциаций» - соревнование на самого проницательного игрока: в этом случае чемпионом станет тот, кому для определения загаданного игрока потребуется меньше всего времени / количества вопросов.

Обсуждение итогов игры

Кого и.) игроков было сложнее всего «вычислить» и почему?

Какие ассоциации, названные товарищами в ходе игры, показались

вам наиболее точными? Наименее точными?

Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии груп- пы в свой адрес?

2.Упражнение: «Алфавит»

Цель: сломать «лед» настороженности, снять напряжение, неловкость.

Время: до 10 минут.

Описание: -Я прошу всех расположиться таким образом, чтобы «ваше» место в круге соответствовало алфавитному порядку ваших имен. Этот стул (произвольно выбранный в круге) - точка отсчета. От него вправо по часовой стрелки вы рассядетесь «по алфавиту». Начали.

Подведение итогов. Ведущий просит каждого из присутствующих (начиная со «стартового стула») громко ичетко назвать свое имя. Группа проверяет соответствие порядка мест участников алфавиту.

Занятие№6

Цель: почувствовать, что подросток не один имеет многообразие проблем, проблемы схожи и решаемы. Найти выходы из сложных ситуаций.

1.Упражнение: «Три вопроса»

а) освоить активный стиль общения и развить

в группе отношение партнерства;

б) создать, свободную от барьеров и страхов атмосферу

в группе.

Материалы : цветные листочки и ручки.

Время: около 20-30 мин.

Описание: хотите научиться поддерживать беседу? Узнать

ответ на мучающий вас вопрос, услышать совет, найти выход

из сложившейся ситуации? Считаете необходимым освоить

навыки самопрезентации? Тогда эта игра - для вас!

Каждый участник групп получает 3 листочка разного цвета.

Скажем белый, голубой и зеленый.

На зеленом листике нужно (не подписываясь) написать

...Игра начинается. Она сопровождается активнейшим контактом между игроками, криками, смехом и т. д. Тренер поддерживает

накал страстей, объявляя, сколько минут осталось до «закрытия рынка». Закрывая «рынок», объявляем имена трех победителей

игры.

Подведение итогов

Что вам понравилось в прошедшей игре, а что - нет?

Какую тактику вы использовали во время «торга»: активный

поиск, ожидание встречных предложений, применение агрессии, взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

2.Игра: Передача чувств»

Цель: умение распознавать и адекватно выражать чувства Время:15 мин.

Описание: все сидят лицо в круг, как можно теснее. Тернер говорит»Сейчас мы все закроем глаза, и я без слов. Только руками, передам своему соседу справа какое-то чувство.

Он передаст это чувство следующему, и так мы будем передавать это чувство молча по кругу, пока оно не

приедет опять ко мне. Я скажу вам об этом, и можно будет открыть глаза». Здесь, слово «чувство» употребляется не

в строгом смысле: тренер может передавать поддержку, одобрение, подбадривание, успокаивание, дружественность, нежность, ласку и т.д.. когда передаваемое чувство обойдет круг, тренер просит ребят по-очереди, начиная с соседа

справа, рассказать, какое чувство они получили.

3. Сказка «Колючка» (И. Стишенок)

Цель: помочь ощутить себя единым целым и пережить

радость взаимного принятия.

Время: 15 мин.

4.Подвидение итогов.

Занятие №4

Цель: обнаружить и обсудить те смыслы, которые подросток вкладывает в понятия «воля», «сила воли», «волевые качества», и получить информацию о волевой сфере конкретного человека.

1.Упражнение «Что дальше»

Цели: а) создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу;

9

б) помочь участникам сократить дистанцию в общении;

в) ввести в коллективное понимание группы готовность

говорить об эмоциях, чувствах, волевых качествах.

Материалы: легкий мячик.

Время: 20 мин.

Описание: тренер начинает предложение, продолжение которо-

го договаривает тот участник. Кому тренер бросает мяч. Напри-

мер:

Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием…

(бросает мяч участнику А)

А. (ловит мяч и продолжает)… (бросает мяч участнику Б)…

и т.д.

Примеры предложений:

  • Я радуюсь, когда….

  • Я горжусь собой, если…

  • Я проявляю решительность, когда…

  • Я думаю, что друг - это…

  • Мне не хотелось бы чувствовать себя…

  • Настоящий интеллигент - это…

  • Я самостоятелен, когда…

  • Самое страшное в жизни - это…

  • Мне ужасно смешно, если…

  • Выдержка необходима, когда…

  • Мне трудно заставить себя…

  • Терпеть не могу, когда…

  • Я дисциплинирован в случае…

  • Я ставлю себе цель, если…

  • Я проявляю инициативность…

  • Я очень люблю…

Это упражнение не требует особенного послесловия, но все же

стоит коротко обменяться мнениями о самых необычных ответах

и о том, что запомнилось в реакциях товарищей.

2.Упражнение «Круг Воли».

Цель: уточнение и расширение представлений подростков о

волевом компоненте образа «Я», активизация интереса к

волевой сфере личности.

Время: 30 мин.

3. Подведение итогов занятия

Занятие №5

Цель: узнать себя со стороны окружающих, сопоставить полученное со своим мнением о себе.

1.Упражнение»Ассоциации»

Цели: а) через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, волевых, эмоциональных функций;

б) способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления;

в) поощрять возникновение эмоциональной и творческой свободы в группе при решении общей творческой задачи.

Время:30-45 мин.

Описание: Вариант 1

Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут выйти из комнаты. За время его отсутствия остальные игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы, с тем чтобы определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз или телосложения. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.

К примеру, вопросы могут быть такими:

На какой цветок похож загаданный человек?

С каким временем года он ассоциируется?

Если он - музыкальный ритм, то какой?

На какое животное он похож?

Он - «да», «нет» или «быть может»?

С каким стилем одежды его можно сравнить?..

В детско-юношеском варианте игры можно не ограничивать отгадывающего игрока рамками: пусть спрашивают сколько угодно раз, получая удовольствие от самого процесса метафоризации и поиска ответов!

Этой игрой тренер дает группе несколько возможностей:

потренироваться в ассоциативном мышлении;

развить проницательность и умение анализировать информацию;

получить метафорическую обратную связь, помогающую понять, как воспринимают тебя окружающие. 15

Нарисуйте круг (это 100 % силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как Вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте

сектора, отражающие степень представленности каждого

из этих качеств в Вас самих:

1. Решительность 2. Настойчивость

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков

3. Смелость 4. Самостоятельность

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков

5. Целенаправленность 6. Инициативность

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков

7. Выдержка 8.Дисциплинированность

Тренинговые занятия по предупреждению отклоняющегося поведения подростков



14

Материалы. Стандартный чистый лист бумаги,

8 карандашей (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, серый, черный) и простой карандаш.

Описание.

1.«Давайте вместе обсудим такую непростую тему, как
умение управлять собой, своим поведением. Чтобы уметь вла-
деть собой, необходимо обладать такой чертой характера, как
воля. Воля-- это сознательные действия, поступки, которые
человек совершает для преодоления трудностей при достиже-
нии цели. Люди различаются между собой - у кого-то это по-
лучается лучше, у кого-то хуже.

Нарисуйте круг. Это круг вашей воли. Полный круг- это 100%. Закрасьте на нем сектор, который покажет, сколько, как вы

считаете, у вас силы воли. Вы можете закрасить весь круг или

какую-либо его часть».

2.«Воля проявляется в целеустремленности, самостоятель-
ности, решительности, настойчивости, выдержке, дисциплини-
рованности, смелости, инициативности. Это- волевые каче-
ства. Их тоже, как и силу воли, можно оценить в самом себе.
Для того чтобы определить выраженность волевых качеств,
прежде необходимо понять, как они проявляются, какие у них
признаки».

Признаки решительности:

-быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того

или иного действия или поступка;

-уверенное выполнение принятого решения без колебаний;

отсутствие растерянности при принятии решений в затруд-

ненных условиях и во время эмоционального возбуждения;

-проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки самостоятельности:

-выполнение субъектом посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подска-

зок выполнить трудовое, учебное задание и т. п.);

-умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. п.);

-умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямство, если не прав. 11

Признаки дисциплинированности:

-Сознательное выполнение установленного в данной

деятельности порядка;

-Соблюдение требований учителей, своевременное выпол-

нение поручений, правил ит. п.;

-Добровольное выполнение правил, установленных коллект-

ивом;

-Соблюдение дисциплинированного поведения при измене-

нии обстановки.

Признаки настойчивости:

-стремление постоянно доводить начатое дело до конца;

умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в

борьбе с трудностями;

-умение продолжать деятельность при нежелании заниматься или

при возникновении возможности занятия другой, более интерес-

ной деятельностью;

-умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смена коллектива, условий труда и т. п.).

Признаки выдержки:

-проявление терпения в деятельности, выполняемой в затруднен-

ных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);

-умение владеть собой в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

-умение сдерживать проявление чувств при сильном эмоциональ-

ном возбуждении (большой радости, негодовании ит. п.);

-умение контролировать свое поведение в непривычной обстано-

вке.

Признаки смелости:

-преодоление чувства страха;

-сохранение присутствия духа перед опасностью, трудностями;

-проявление верности своим принципам вопреки давлению со

стороны других людей, откровенное выражение собственного

мнения.

Признаки инициативности:

-проявление субъектом творчества, выдумки, рационализации;

-участие в осуществлении разумного новшества, хорошего

начинания, исходящего от других;

-активная поддержка коллектива в реализации намеченных

планов.

Признаки целеустремленности:

-умение анализировать свои желания и выбирать приоритетные

из них;

-умение поставить перед собой цель, реально оценивая свои возможности;

-умение осуществлять намеченное.

3.«А сейчас я предлагаю для каждого из перечисленных волевых

качеств подобрать определенный, как вы считаете, наиболее подходящий цвет, и этим цветным карандашом нарисовать круг.

У вас получится восемь кругов, соответствующих перечисленным волевым качествам».

4.«В каждом круге закрасьте ту часть круга, тот сектор, который соответствует, на ваш взгляд, степени выраженности этого качес-

тва у вас».

5.«Проранжируйте круги волевых качеств по степени закрашен-

ности секторов от наибольшего к наименьшему».

6.«Обсудите с партнером (психологом), насколько представ-

ления собеседника о своих волевых качествах соответствуют полученным данным, какие, по его мнению, качества развиты в достаточной степени, а над развитием каких качеств ему необхо-

димо поработать».

Если большинство кругов закрашены полностью или закрашен-

ные части, сектора кругов очень малы, то с подростком обсуждает-

ся, действительно ли его волевые качества имеют такую высокую

или такую низкую степень выраженности. Консультативная беседа

в таком случае будет направлена на выработку адекватных представлений о своих волевых качествах .

В ходе подведения итогов работы обсуждается зависимость поведе-

ния от адекватности представления человека о самом себе, в частно-

сти, о своей волевой сфере.

«Круг воли»

Ф.И……………………………………………. Возраст…… Дата


13

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ.



  1. Упражнение «Знакомство с группой.»

  2. Упражнение «Фруктовый салат»

  3. Упражнение «Артем -артистичный»

  4. Упражнение «Пусть встанет тот, кто…»

  5. Упражнение «Мои добрые дела»

  6. Упражнение «Восточный рынок»

  7. Упражнение «Передача чувств»

  8. Сказка «Колючка»

  9. Упражнение «Что дальше»

  10. Упражнение «Круг Воли»

  11. Упражнение «Ассоциации»

  12. Упражнение «Алфавит»

  13. Упражнение «Три вопроса»

  14. Упражнение «Выведи козу»

  15. Упражнение «Что ты об этом думаешь?»

  16. Упражнение «Я - взрослый»

  17. Дискуссия «Кем лучше быть - ребенком или взро-

слым?»

  1. Сказка «Волшебная страна внутри нас»

  2. Упражнение «Паровоз»

  3. «Сказка о Волшебнике».

  4. Упражнение «Окно»

  5. Упражнение «Я как подарок»

  6. Упражнение «Азбука тренинга».




4

понравившегося героя, сюжета.

Обсуждение рисунков.

Занятие №9

Цель: подведение итогов занятий.

1.Упражнение «Паровоз»

Цель: способствовать физическому раскрепощению игроков, возникновению партнерских отношений.

Время: 15 мин.

Описание: участники становятся в ряд, берут друг друга за плечи, закрывают глаза. Первый участник с открытыми глазами водит остальных по комнате. Затем первые идут назад колонны, сменяются вторыми и т.д. Когда все участники побуду в роли локомотивов и вагонов идет обсуждение: С кем было спокойней идти? Менялось ли настроение при перемене «локомотива»? какие чувства испытываете сейчас?

2. Сказка о «Волшебнике»

Цель: релаксация, гармония внутреннего «Я»

Материалы: магнитофон, спокойная музыка.

Время: 10 мин.

3. Упражнение «Окно»

Материалы: листы А4 с нарисованным окном, ручки.

Время: 20 мин.

Каждый рассказывает, что нового он о себе узнал, заполняет схему «Окно».ее приготавливают заранее на листе нарисовано окно, в одной половине которой вверху располагается надпись «Узнал о себе сам», в другой - «об этом сказали другие», кроме того, оставлена форточка как скрытая область знаний о себе. Если не остается свободного места для заполнения окно рисуется с другой стороны.

Задание№10

Цель: подведение итогов, прощание с группой.

1.Упражнение «Я как подарок»

Цели:

а)освоить навыки составления психологического портрета человека;

б)закрепить навыки активного стиля общения.

Время: в зависимости от количества участников.

Наш тренинг заканчивается. Приходит время расставаться. Я хочу предложить вам подумать о том, что бы вы хотели оставить на память товарищам по группе. 21

Игра, которую мы сейчас проведем, называется «Я как подарок...».

Не обязательно ведь дарить людям плюшевых медведей, музыкаль-

ные диски или конверты с деньгами. Каждый из нас может стать уникальным, неповторимым подарком для других. Для тех, с кем вместе принимал участие в тренинге, для каких-то других знакомых людей, а может быть, для кого-то, кого мы не знаем, но представ-

ляем, что подарок сделает его счастливее, поможет в чем-то...

Подумайте, пожалуйста, о том, что вы за подарок? Есть ли у него название? Это что-то конкретное или абстрактное? Как выглядит этот подарок? А самое важное - для кого вы предназначены? Кому этот подарок должен достаться?

Из материалов группового тренинга

Я - кладовка, в которой масса необходимых для жизни вещей.

Это такой темный, узкий, забитый разнообразными вещами

чулан... Для кого я предназначена? Для того, кто не побоялся

бы справиться с таким богатством!

Я - воздушный шарик. Яркий, веселый, устремленный в небо...

Я предназначен для людей, у которых, как у Олега, плохое наст-

роение. Потому что шарик заставит их улыбнуться, поднять

голову вверх, расправить плечи, вдохнуть свежий воздух...

Я чудесный, спокойный сон. Возможность отдохнуть, набра-

ться сил... Я - подарок Ирине. Она выглядит очень устав-

шей, жалуется на напряжение на работе, сложности с проектом...

Мне кажется, что я - самый актуальный для нее подарок!

Подведение итогов. Каковы ваши ощущения после окончания игры?

Приятно ли было дарить подарки? Почему? Какой подарок вы бы сделали себе сами? От кого из присутствующих вы хотели бы получить подарок? Какие подарки показались вам самыми неожиданными?

2. Упражнение: «Азбука тренинга.»

Цели: а)поупражняться в необычном способе получения обратной
связи;

б)содействовать переходу от обычной формы мышления к не-
обычной, образной.

Материалы: листы бумаги, фломастеры, ручки.

Время: 15-30 минут

Описание: Каждый из участников тренинга получает лист, на котором в одном или двух столбцах расположены буквы русского алфавита (то же можно делать с буквами любого другого языка, на котором

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «128 лучших игр и упражнений для любого тренинга»

Михаил Кипнис.- «Прайм-ЕВРОЗНАК» Санкт-Петербург 2009

  1. «Практика сказкотерапии» Н.А. Сакович. - «Речь» Санкт-Петербург 2005.

  2. «Справочник психолога средней школы» О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто - «ФЕНИКС» Ростов-на-Дону 2003.

  3. «Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением» Т.Г. Зенкова; Л.К.Чаусова; В.В. Скарга Ростов-на-Дону 2002

  4. «Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков» Т.Г. Зенкова; П.Н. Серов, Л.К.Чаусова; Л.А Гейденрих Ростов-на-Дону 2002.

  5. «Программы для социально-психологического сопровождения детей-беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей» Т.Г. Зенкова; Л.К.Чаусова; Г.П Беляева Ростов-на-Дону 2002


3

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сказка о Короле и его слугах. Приложение 1

Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть сказочная страна, есть король и слуги. Но на сколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или изгнании. Как, например, было, когда власть захватили

слуги по имени Обида, Злость и страх. А случилось это так…

Конечно приятнее видеть слугу Радость, Удовольствие, Интерес; а Злость, Обиду, Страх величать не часто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все поданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Обида и Страх? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»

Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но если о нас говорят за глаза, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Конечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно неприятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее хорошие или плохие? Многие люди когда о них плохо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие поступки. Так случилось и в нашей чудесной стране чувств. Так вот, темной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать страны. "Им. видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!" - фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. "Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!"

И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля, и бросили его в темницу.

-Когда на следующее утро придворные, по своему обыкновению, собрались в тронном зале, они замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне сидел слуга по имени Злость (или Страх - в зависимости от того, какую проблему вам важно проработать: агрессивность или тревожность). Он пытался надеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон.

Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Да, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более, что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?Конечно, страна разрушалась и превратилась...Видите, что может произойти со страной, если у власти оказались не законный Король, а Обида, страх и Злость забывшие о Мере?.. Приятно ли на это смотреть?..Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется,обижается…Давайте попробуем честно себе ответить на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть, во внутреннем королевстве захватывает слуга по имени Обида, или

Злость, или Страх? Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?

Итак, к власти пришел самозванец, и в стране начались разруха, бедствия. Ничего другою невозможно ожидать, если у власти находятся Злость или Страх.

А наши изгнанники, слуги Короля - Радость, Удовольствие, Интерес, что же стало с ними? Конечно их ceрдце не могло вынести такого страшного зрелища. Они вспомнили, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени... Как вы думаете, каково ее имя ?.. Конечно же, волшебницу зовут Любовь!Ох. и нелегок же путь, к волшебнице! Сколько испытаний пришлось выдержать верным слугам Короля. И сразиться с ужасными людоедами, и гигантскими муравьями, пройти через Черный лес... Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали невероятный прилив сил и ликования. Сомнений не было - они ощутили Любовь.

Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.

Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней сказочной стране Любовь. Давайте приложим руку к сердцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких людях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех. кто нас обидел. Чувствуете тепло своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте выйдя из сказочной страны, подарим Любовь тем. Кто сейчас заботится о нас. а потом и нашим близких) людям. А как это сделать подскажет сердце...

Но наша история не закончилась. Слушайте, что было дальше.

Конечно, путь домой легче, чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с Любовью! Итак, слуги по имени Радость, У довольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель

-А как мы будем им пользоваться? - спросили люди.

-Можно представить себя здоровым и красивым человеком, рассмотреть свой образ и запечатлеть его в своем сердце, а потом вылепить его из глины, - ответил Волшебник. - И постепенно, даже незаметно для себя, вы начнете меняться.

Можно научиться слышать внутренний Ритм другого человека, находить соответствие со своим Ритмом, и тогда каждый день будет дарить радость взаимопонимания.Можно научиться видеть в каждом событии Урок для себя, и тогда на смену тревогам и волнениям придут покой и ясность...

И отправился Волшебник в путь. А люди остались. Они хорошо запомнили слова Волшебника. Жили, слушая свой внутренний Ритм, и очень скоро в каждом из них проснулся Творец. Спокойно и с любовью они каждый день создавали свою жизнь, излучая вокруг добро и радость.»

И сейчас, если мы приложим руку к груди, то услышим спокойное биение своего сердца, ритм дыхания. И творец, живущий внутри нас, напомнит о себе теплой волной радости. А мы сделаем глубокий вдох и выдох, и потихоньку будем возвращаться обратно.

Для заметок

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Сказка о Волшебнике. Приложение 3

Занятие начинается с чтения сказки о Волшебнике под спокойную музыку.

А сейчас займите удобную для Вас позу, закройте глаза. Мы сделаем глубокий вдох и выдох. Теперь мы можем перенеслись к другой мир - мир удивительной сказочной страны и послушать одну из ее историй.

Давным-давно это было. Жил на свете один удивительный человек. Был он красив и добр. Сложно сказать, сколько ему было лет. У него так задорно блестели глаза, что многие думали: «Он очень молод». Но, глядя на его длинную седую бороду и волосы, другие говорили: «Он стар и мудр». Этот человек умел делать то, чего не умели другие. Он разговаривал с деревьями

и цветами, животными и рыбами, подземными водами и корешками. Он мог вылечить заболевшее растение, животное и даже человека. Многие прихо-

дили к нему за советом.

Люди называли его Волшебником. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все.

Менялись поколения, а Волшебник все жил среди людей, и они чувство-

вали, что находятся под его защитой.

Как-то раз Волшебник сказал людям:

Я долго жил среди вас. Чувствую, что пришло время мне отправляться в путь.

Зачем же ты оставляешь нас? - грустно сказали люди. - Нам будет нелегко без твоей защиты и доброго совета. Передай нам хотя бы частичку твоей мудрости, - попросили они.

Посмотрите вокруг, - сказал Волшебник, - вы живете в прекрасном мире. Каждый день вы можете встречать и провожать солнце, слушать, как шумят деревья и плещется вода, потрескивают поленья в костре и дышит земля. Давайте на минуту замрем и прислушаемся. Чувствуете? Все, что нас окружает, живет в своем Ритме. И свой ритм у каждого из нас.

Люди замерли, закрыли глаза и услышали, как дышит земля - ровно и спокойно, как плещутся о берег волны - то быстро, то не торопясь. И главное, каждый из них услышал собственный ритм: спокойное биение сердца, свободное дыхание... И вдруг людей охватило чувство, что с ними происходит что-то новое и необыкновенное. Удивительное и Волшебное растет внутри нас, - с восторгом сказали они Волшебнику.

Похоже, вы открыли самый главный мой секрет, - улыбнулся Волшебник. - Ведь Волшебство - это умение слышать и чувствовать Ритм Природы, все-

го, что нас окружает, и жить в соответствии с ним, совершая удивительные преобразования вокруг, созидая окружающий Мир. Надо только услышать свой Ритм и разбудить Творца, живущего внутри каждого, и начнется Волшебство.

пригубил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уверенность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.

Как только самозванцы - слуги по имени Обида, Злость и Страх - увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: "Вот. Ваше Величество, мы же говорили Вам надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!

Но Kopoль остановил их: "Дело не в моих слугах, дело в Дурных мыслях и разговорах! Я даю им3 дня сроку, пусть они сами решат: покинуть ли нашу страну или найти в ней себе достойное применение".

Так сказал великодушный Король. Как вы думаете. правильно ли он поступил?

Через три дня слуги по имени Злость. Обида и Страх пришли к Королю и сказали. "Ваше Beличество! Простите нас и Вы, и вы жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли наше назначение в стране. Позволь нам построить свои дома на границе государства".

"Почему же на границе? - удивился Король "

Вот, что сказали слуги. "Слуга Ваш, по имени Страх, самый чуткий, самый осторожный, он далеко чувствует опасность и сможет Ваше Величество предупредишь вовремя. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость, придаст Вам силы для борьбы с врагом, сможет быстро наказать обидчика, но не «переусердствовать», ибо помнит о Мете. Слуга по имени Обида чуток к дурным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия.

Вот как закончилась эта история. Сосуд с любовью установили на самом красивом месте. К этому месту мог легко подойти каждый, как только чувствовал себя раздраженным или тревожным. Ведь любовь приносила покой в души жителей. Так слуги по имени Злость. Страх. Обида охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо"

Эта история, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, помогает ребятам осознать причины своего деструктивного поведения и понять свои сильные и слабые стороны. Теперь мы всегда сможем спросить нашего воспитанника: кто правит в твоей стране. Король или самозванец? Гели самозванец, что может сделать Король, чтобы восстановить порядок вещей?

Конечно, "скоро сказка сказываемся, но нескоро дело делается"... Для того, чтобы внутренний Король подростка вырос, требуется огромное терпение и время. Но путь теперь освещен.




Колючка (И. Стишенок) Приложение 2

Эта сказка рекомендуется для работы с теми, кто испытывает чувство острого одиночества, кому необходимо изменить взгляд на себя и свою жизнь. Сказка иллюстрирует работу психолога с членами коллектива. Цель: помочь ощутить себя единым целым и пережить радость взаимного принятия.

На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много разных цветов и трав, высоко в небе светило солнышко, пели птицы, но колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, и если кто и растет рядом, то одни только репейники - колючие, жесткие и холодные. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она гордо росла на полянке, смотрела в синее небо и размышляла: вот небо - большое, чистое и светлое, а вот солнце - теплое, ласковое и нежное, но они так далеко от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле.

Она размышляла так изо дня в день, и все больше сжималась от одиночества, и все жестче становились ее иголочки. Но однажды утром случилось что-то необыкновенное. Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Открыв глаза, она увидела солнечный Лучик.

Привет, - сказал он ей. - Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?

Что значит - цветут? - удивилась Колючка, - я об этом ничего не знаю.

-А ты посмотри вокруг и увидишь, - улыбнулся Лучик.

Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом шелестели цветы - яркие и нежные, легкий ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а птицы пели веселые песни.

Как же так? - удивилась Колючка. - Вокруг такая интересная жизнь, а я ничего не видела, смотрела только в себя и грустила от одиночества. Как глупо! Лучик! - воскликнула она, - помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!

Но это же так просто, - ответил ей Лучик, - доверься этому миру, открой ему себя, и все случится само собой.

Как это? - подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.

И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка пошевелила корнями и почувствовала, как земля поит ее своими соками, подняла голову и ощутила, как согревает солнышко, пошевелила листиками и ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка вдруг расцвела.

-Расцвела! Я расцвела! - воскликнула она. - Как это просто. И как сложно мне было к этому прийти. Спасибо тебе, Солнечный Лучик. Я смогла открыться и довериться миру, и мир протянул мне руку помощи. Он всегда готов помочь, а я об этом и не догадывалась. Красавица Колючка радостно трепетала - у нее начиналась Новая Жизнь.


об итогах тренинга, о том, что смогло произойти, что ожидалось, но, увы, не состоялось, о встречах, темах, о работе группы и ведущего, об открытиях... Потом на каждую из букв алфавита попросим написать по проводится тренинг). В течение 15 минут просим участников подумать слову или предложению-ассоциации. Таким образом мы получаем ассоциативную карту итогов тренинга.

В качестве примера - фрагмент из одной работы участника группы.

ПРИМЕР: АЗБУКА ТРЕНИНГА «ВЛАСТЬ ГОЛОСА»

А - Алекс был тренером, который позволил мне задуматься над своими физическими возможностями применительно к развитию голоса.

Б - было прикольно!

В - власть - это страшно...

Г - группа была интересной. Жаль, что не много людей

участвовало в тренинге, хотелось больше общаться. Д - давайте жить дружно! Е - еще хочу участвовать в таких семинарах!!!

Как видно из при веденного примера, ответ носит субъективный, свободный и ассоциативный характер. Полезно после окончания индивидуальной работы предложить озвучить свою азбуку в группе. Это поможет участникам развернуть в полное высказывание какие-то ассоциации, намеки, полуфразы, даст возможность сравнить оценки, проявит эмоции.



© 2010-2022