Рабочая программа по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию «ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

Государственное казенное оздоровительное образовательное

учреждение Ростовской области

санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,

санаторная школа - интернат №28

г. Ростова-на-Дону

«Рассмотрено и рекомендовано»

на заседании

педагогического Совета санаторной школы-интерната № 28

протокол №1

от « » августа 2014г.

«Утверждаю»

Директор санаторной школы-интерната № 28

_____ /Т.Л. Воронько /


Приказ № от

« » августа 2014г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию


«ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО»








Разработчик:

Воспитатель В.Я.Становая






Ростов-на-Дону

2014г.

Пояснительная записка


В современных условиях семьям требуется систематическая квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения в вопросах воспитания детей. Представленная авторами программа реализует систему жизнетворческого воспитания детей, обучающихся на ступени начального общего образования. Она отражает проблемы духовно-нравственного и эстетического воспитания, являющимися одним из основных проблем в нашем обществе. Программа духовно-нравственного и эстетического развития и воспитания отражает теоретические положения и методические рекомендации по созданию целостной образовательной среды и духовно-нравственного развития младшего школьника как уклада школьной жизни. Главными ориентирами для создания программы авторы взяли Концепцию и Примерную программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Наше ОУ, работающее по новым ФГОС, формирует образовательное пространство, объединяющее урочную и внеурочную деятельность детей, обеспечивает тесное взаимодействие с родителями и социальными партнёрами по вопросам воспитания.

Данная программа представляет целостный образ творческого становления личности как субъекта собственной жизни и становления мира, развитию целеполагания, потребности в изберательстве, ценностному отношению к жизни на основе сказок, былин и др. жанров литературы. Воспитанники получают возможность реализовывать субъективный опыт в практической деятельности, по формированию человека высокой культуры.

По мнению авторов, данная программа является актуальной в современных жизненных условиях. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание необходимы для формирования и воспитания духовно-нравственных и культурно-образованных граждан РФ.

Цель программы: формирование человека высокой культуры, гражданина, творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни при специально организованной жизнедеятельности средствами, доступными младшему школьнику.

Задачи программы


  1. Знакомство детей и родителей с возможностями эстетического и культурного развития, предоставляемыми культурной средой города;

  2. Развитие творческого потенциала каждого ребёнка, фантазии, наблюдательности, воображения, реализация собственной жизнедеятельности.

  3. Воспитание положительных нравственных ценностей: справедливости, доброты, согласия, вежливости.

  4. Развитие положительных эмоций и восприиимчивости к прекрасному.

  5. Развитие интереса к истории родного города.

  6. Приобщение детей и их родителей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в т.ч. и отечественной.

  7. Принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Ресурсы и условия реализации программы

Данная программа разработана для детей начальной школы 7-11 лет. Программа рассчитана на 4 учебных года.

Первый год обучения - 34 часа.

Второй год обучения - 34 часа.

Третий год обучения - 34 часа.

Четвёртый год обучения -36 часов.

Формы работы:


  • познавательные занятия;

  • творческие исследования;

  • занятия - беседы;

  • викторины, тесты, конкурсы;

  • дидактические игры;

  • игры - занятия;

  • детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).

Благодаря социально разработанным занятиям, викторинам, конкурсам, играм и упражнениям у детей формируются ценностные установки и основные направления воспитания и социализации обучающихся, создаётся единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся, формируется самопознание, самооценка, самореализация, самостоятельность, ответственность. В центре внимания в процессе реализации программы «Жизнетворчество» выступает личность, познающая себя, реализующая свои познавательные потребности и преобразующая окружающий мир, собственную жизнь, стремящуюся к сотрудничеству с другими людьми.

Материально-техническое обеспечение:


  • компьютерные средства;

  • библиотечный фонд;

  • скульптуры;

  • фотографии;

  • технические средства: слайд - проектор, экран;

  • листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Календарно-тематическое планирование содержания деятельности.

Первый год обучения.

п/п

Название темы, мероприятия

Общее кол-во часов

Форма проведения

Цель

теория

практика

Введение 6ч.

1

Особенности школьной жизни ребёнка


1

игра-занятие

Адаптация детей к школе. Элементарные требования к поведению в школе.

2-5

Давайте знакомиться

1

3

беседы, занятия, рассказ

Знакомство детей с педагогами, друг с другом.

6

Моя семья


1

детская продуктивная деятельность

Понимание роли и места семьи в жизни человека.

Я творю себя 7ч.

7

Человек - часть природы и общество

1


познавательные занятия, игры

Анализировать сходства и различия между человеком и другими живыми существами.

8-9

Отличие людей друг от друга


2

игра-занятие

Понимать своеобразие общих черт, объединяющих всех людей.

10-11

Правила поведения учащихся в школе, их роль в жизни

1

1

игра-занятие

Анализировать черты своего характера с точки зрения нравственных норм.

12-13

Здоровый образ жизни человека. Сколиотическая болезнь. Необходимость гигиены.


2

занятие-беседа

Прививать детям правила здорового образа жизни. Значение позвоночника для здорового образа жизни.

Я творю отношения 8ч.

14

Я и мои друзья


1

игра-занятие, инсценировка ситуаций по теме

Понимать содержательные аспекты дружбы

15-16

Дружба. Правила общения, совместной деятельности

1

1

занятие,интеллектуальные игры

Проявлять рефлексию игровой деятельности, общения, игры.

17-18

Уметь говорить и уметь слушать


2

занятие,интеллектуальные игры

19-20

Я и время. Единицы измерения во времени. Понятие возраста.

1

1

занятия-беседы

Уметь характеризовать приоритетную информацию и выполнять поставленные задачи.

21

Значение внимания и наблюдательности. Тренинг внимания


1

познавательное занятие, интеллектуальные игры

Рефлексия нравственного поведения, общения и совместной деятельности

Я творю окружающий мир 5ч.

22-23

Планета - наш общий дом. Ценности планеты

1

1

познавательные занятия, тесты, экскурсия

Проявлять бережное отношение ко всему живому

24-25

Мир вокруг нас

2

творческие исследования, интеллектуальные игры

Учить понимать значение человека в мире природы

26

Взаимоотношения человека и природы, их последствия

1

исследования, экскурсия

Учить моделировать ситуации, связанные с приятными соприкосновениями от общения с природой

Я творю свою жизнь 6ч.

27-28

Соблюдение режима дня школьника как необходимое условие здорового образа жизни

2

игры-занятия, викторины

Характеризовать значение режима дня для учащихся

29

Творчество на уровне воображения

1


творческие исследования, интеллектуальные игры

Конструировать позитивный образ, творение волшебства сказки

30-31

Счастье в жизни. Человек как условие счастья


2

викторины, тесты, интеллектуальные игры-фантазии

Понимать содержание ценностных ориентаций. Самооценка причин счастья

32-33

Ценность человеческой жизни

1

1

инсценировки ситуаций по теме

Обобщение. Представление детей о своём счастье и счастье других

Всего часов 8 23 Всего часов 33ч.

Планируемые результаты освоения программы:


  1. Адаптация детей к школе.

  2. Формирование навыков поведения в школе и общественных местах.

  3. Принятие детьми новой социальной роли ученика.

  4. Понимание структуры и организации деятельности школы, осмысление и принятие существующих норм и правил.

  5. Активное участие в жизни школы на доступном для учащихся первого класса уровне.


Второй год обучения

п/п

Название темы, мероприятия

Общее кол-во часов

Форма проведения

Цель

теория

практика

Введение 6ч.

1-2

Жизнь замечательных детей-творцов. Особенности сказок Г.Х.Андерсена

1

1

занятия-беседы

Воспринимать нравственный смысл устного народного творчества

3-4

Понятие фольклора как устного народного творчества. Виды фольклора


2

занятия-беседы

Уметь создавать тематическую композицию

5-6

Человекообразующая роль фольклора

1

1

конкурсы, викторины

Характеризовать ключевые понятия, связанные с устным народным творчеством

Я творю себя 7ч.

7-8

Это - я. Образ человека.


2

Познавательные занятия, имитационные игры

Сосредоточить внимание детей на осмысление их инд. особенностей.

9-10

Духовность человека реализуемая в поступках и творчестве (скульптуры, картины). Творения человека как отражение духовности.

1

1

рассматривание иллюстраций, презентации

Понимать необходимость познания опыта, накопленного человечеством

11-12

Азбука здоровья. Здоровый образ жизни.


2

викторины, дидактические игры, тесты, конкурсы

Проявлять потребность в самопознании, саморазвитии

13

Условия успешной учёбы


1

занятие-беседа, исследовательская работа

Работать над формированием условий успешной работы

Я творю отношения 8ч.

14-15

Отношение человека к предметам, событиям, другим людям, к себе

1

1

занятия-беседы, продуктивная деятельность

Понимать значение чувств и переживания

16-17

Общечеловеческие ценности. Роль и функция женщины в обществе

1

1

тесты, конкурсы, продуктивная деятельность

Проявлять заботливость, преданность, понимание, любовь к матери

18-19

Генеалогическое древо. Изучение межличностных отношений

1

1

анализ жизненных впечатлений

Характеризовать генеалогическое древо

20-21

Азбука вежливости. Речевой этикет


2

беседа, занятие, рассказ

Дать детям понятие о происхождении этикета, формировать правила хорошего тона

Я творю окружающий мир 4ч.

22-23

Опасные ситуации в жизни

1

1

занятие-беседа, практическая работа

Культура предупреждения опасностей

24-25

Игрушки - путь освоение мира, отражение красоты природы и окружающего мира. Виды и назначение игрушек


2

продуктивная деятельность, игры имитационные

Понимать смысл и возникновение разнообразных видов искусств как воплощение мыслей, чувств, юмора



Я творю свою жизнь 9ч.

26-27

Основы экологических знаний

1

1

викторины, тесты, конкурсы

Понимать, что человек - часть природы, необходимость охраны окружающей среды

28

Материальные и духовные блага природы


1

разыгрывание ситуаций

Проявлять заботу об охране окружающей среды

29-30

Красная книга и её роль в сохранении животного мира нашей планеты

1

1

занятия-беседы,игры, тесты

Проявлять любовь к природе, ко всему живому

31-32

Формы творческой человеческой деятельности и её результаты. Виды творчества

1

1

беседа, практическая работа

Дать понятие о формах творческой человеческой деятельности

33-34

Создание проекта «Как я буду творить окружающий мир»


2

тесты, викторины

Проявлять бережное отношение ко всему живому

Всего часов 10 24 Всего часов 34ч.

Планируемые результаты освоения программы:


  1. Сформировать представление о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа.

  2. Освоение правил совместной деятельности с другими людьми.

  3. Формирование умений самостоятельно формулировать и выполнять правила.

  4. Соблюдение баланса рационального и эмоционального в познании мира.

  5. Формирование ценностного и эстетического отношения к природе.



Третий год обучения

п/п

Название темы, мероприятия

Общее кол-во часов

Форма проведения

Цель

теория

практика

Введение 6ч.

1-2

Моя школа

1

1

беседа, диагностика

Развитие целеполагания. Создание условий для саморазвития учащихся

3

Виды литературного творчества


1

творческая разминка

Освоение опыта собственного жизнетворчества средствами литературного творчества. Развитие потребности в творческих видах деятельности

4

Жизнь замечательных детей-писателей, изобретателей


1

беседа-занятие, творческая разминка

Создание условий для самореализации детей в художественном и техническим творчестве

5-6

Особенности интерьера. История и современность

1

1

рассказ, занятие, творческая разминка

Развитие индивидуального стиля творческой деятельности вербальными и невербальными

Я творю себя 7ч.

7

Появление человека духовного. Духовность - главное качество человека

1


рассказ, диагностика, проявление фантазии

Развитие нравственных качеств учащихся

8-9

Помоги себе сам

1

1

обсуждение тезисов, творческая разминка

Воспитание ценностей здорового образа жизни

10-11

Учусь учиться. Роль книги в познании мира


2

обсуждение, практическая работа

Саморазвитие учащихся в познавательном творчестве. Развитие читательских навыков

12-13

Создай сам свою внешность

1

1

тесты, занятия, творческая разминка

Воспитание адекватной самооценки. Развитие эстетического вкуса

Я творю отношения 8ч.

14-15

Учусь дружить. Ценности дружбы

1

1

занятие-беседа, анкетирование, творческая разминка

Воспитание понимания ценности дружбы. Развивать видение нравственных ценностей в конкретном человеке

16-17

Правила поведения в обществе


2

рассказ, творческая разминка «Дискуссионные качели»

Воспитание внешней и внутренней культуры поведения. Развитие адекватной самооценки и взаимооценки

18

Мы и наши родители


1

беседа-занятие, творческая разминка

Развитие взаимоотношений между детьми и взрослыми, потребности общения со взрослыми

19-21

Ораторское искусство. Турнир ораторов

1

2

рассказ, турнир ораторов, игра «О чём говорят слова»

Развитие коммуникативной культуры: речевого этикета, дикции, средства передачи информации и становления рефлексии учащихся

Я творю окружающий мир 5ч.

22-23

Воображение и фантазия

1

1

конкурс «Живая картинка», диагностика

Развитие воображения и фантазии. Развитие познавательных УУД

24-26

Экологическая культура


3

Творческая разминка (работа с пословицами и поговорками), игра «Защита растительного мира»

Развитие у детей экологического восприятия мира. Воспитание экологической культуры

Я творю свою жизнь 8ч.

27-28

Права и обязанности человека. Права и обязанности учащихся нашей школы

1

1

творческая разминка, обсуждение сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино»

Развитие рефлексии поведения. Воспитание гражданской позиции и основ гражданской идентичности

29

Любовь человеческая


1

анализ сказки Аксакова «Аленький цветочек», игра «Карусель»

Развитие ценностных ориентаций доброжелательности, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости

30-31

Для чего я живу? Пути решения проблем - позитивный и негативный

1

1

анализ сказки «Сказки про старый дом», творческая разминка

Воспитание добротворчества, заботливости

32

Народные приметы в нашей жизни


1

рассказ, творческая разминка

Развитие адекватного восприятия окружающего мира. Развитие наблюдательности, рефлексия поведения

33-34

Я творю свою жизнь по общечеловеческим ценностям


2

игра «Три зеркала», творческая разминка «Волшебный калейдоскоп»

Развитие адекватной самооценки. Воспитание ценностного отношения к родным и близким, родному дому

Всего часов 14 20 Всего часов 34ч.

Планируемые результаты освоения программы:


  1. Уметь отличать свою школу от других, найти своё место для творчества в ней.

  2. Использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве

  3. Сформировать навыки поведения в житейских ситуациях, коммуникативной культуры.

  4. Использовать правила речевого этикета, отношений с окружающим миром


Четвёртый год обучения

п/п

Название темы, мероприятия

Общее кол-во часов

Форма проведения

Цель

теория

практика

Введение 6ч.

1

Моё жизнетворчество


1

рефлексивная оценка своего поведения, творческая разминка

Уметь конструировать собственную жизнедеятельность

2-3

Виды творчества. Творчество и его особенности в связи с созиданием

1

1

творческая разминка, занятие-беседа

Вырабатывать индивидуальный стиль творческой деятельности вербальными и невербальными средствами

4-5

История художественного творчества. Мифы и легенды.

1

1

беседы дискуссии

Рефлексия нравственных качеств

6

Общечеловеческие ценности


1

игра «О чём говорят слова?», викторины

Уметь осуществлять свою связь с другими людьми, обществом, природой

Я творю себя 7ч.

7

Проявление человека творческого


1

творческая разминка, игра «Мы не скажем, а покажем»

Воспитание потребности в творческом развитии

8-9

Возникновение искусства Древнего мира

1

1

практическая работа: эстафета жанров, обсуждение картин и скульптур

Развитие потребности в личностном самосовершенствовании

10-11

Культура здоровья. Здоровый образ жизни

1

1

Мини-дискуссия «Здоровый человек. Кто он?», проекты детей «Я умею выбирать».

Воспитание валеологической культуры. Воспитание представлений о своём физическом развитии

12-13

Зачем надо изучать себя? Самооценка, самопознание, самосовершенствование


2

беседа, самооценка, игра «Ассоциация», упражнения на внимание, творческие работы

Воспитание самооценки, нравственных качеств. Развитие самооценки

Я творю отношение 8ч.

14

Дружба в человеческих отношениях


1

беседа, творческая разминка, мимические упражнения

Вырабатывать соотношения нравственных понятий и видеть нравственные ценности

15-16

Особенности общения. Ценность человеческих общений

1

1

анализ сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», игра «Человек рядом»

Развитие рефлексии

17-18

Взаимоотношение детей и родителей

1

1

обсуждение рассказа Осеевой «Сыновья», творческая разминка

Воспитание отношения к родителям и всем членам семьи. Заботливость, преданность, понимание.

19

Какого ты рода-племени?


1

творческая разминка, презентации

Развитие возрастных новообразований; рефлексии, содержательного анализа

20-21

Навыки общения. Культура поведения


2

практическая работа: разыгрывание различных речевых ситуаций, ролевые игры

Развитие навыков общение, умения характеризовать многообразие речевых ролей

Я творю окружающий мир 5ч.

22-23

Культура предупреждения экологических опасностей


2

обсуждение опасных ситуаций в жизни, творческая разминка, практическое занятие

Воспитание творческого отношения к проблемам экологии. Установить взаимозависимость человека и природы.

24-25

Взаимоотношения «человек - природа»


2

экологическая акция «Накорми животных». Экскурсия.

Формирование активной позиции учащихся в решении экологических проблем. Обогащение личного опыта по взаимодействию с окружающей средой

26

Искусство - средство формирования и развития творческих способностей образного мышления

1


беседа, творческая разминка, составление фотоколлажа «Дом моей мечты»

Развитие творческого отношения к видам искусства. Развитие творческого восприятия произведений искусства

Я творю свою жизнь 8ч.

27

Особенности поэзии как литературного жанра

1


творческая разминка «Живые картины», обсуждение стихотворений

Уметь характеризовать особенности поэзии как жанра литературы, развивать гибкость мышления

28-29

Творческая деятельность по созданию стихов

1

1

ролевые игры «Театр-экспромт»

Развитие целеполагания в творческих видах деятельности

30-31

Жизнь замечательных детей - великих поэтов, композиторов (А.Пушкин, А.Моцарт)



творческая разминка «Моё творение», рисунки, сочинения, поделки

Понимать необычность, одарённость, других детей

32-33

Романтика творческих поисков и открытий



анализ отрывка из повести «Белый Бим - чёрное ухо», игры-фантазии

Развитие гибкости мышления

34

Можно ли научиться творить? Мастерская творчества.



игра «Три зеркала», творческая разминка, фантазии детей

Развитие творческих способностей, мышления, наблюдательности, видеть романтику творческих поисков и открытий

Всего часов 10 24 Всего часов 34ч.

Планируемые результаты освоения программы:


  1. Осознать себя как личность, понимать свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой.

  2. Сформировать навыки поведения в обычных житейских ситуациях.

  3. Обогатить личный опыт по взаимодействию с окружающей средой.

  4. Осознать своё «Я» в окружающем мире.

Список литературы


  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1999г.

  2. Богомолова Е.А. Индивидуальные варианты умственной развитости у младших школьников. Калуга 2006г.

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1998г.

  4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Волгоград 2004

  5. Медведев А.М., Нежнов Н.Г. Исследование теоретического анализа у школьников// Вопросы психологии. 1998.№5

  6. Родари Дж. Грамматика фантазии М.1978

  7. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль. 2009

  8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. М. 2012

  9. Щуркова Н.Е. Классное руководство в культурологической концепции воспитания // Классный руководитель 2000 №1

  10. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 2011


© 2010-2022