- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию «ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО»
Рабочая программа по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию «ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Становая В.Я. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Государственное казенное оздоровительное образовательное
учреждение Ростовской области
санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,
санаторная школа - интернат №28
г. Ростова-на-Дону
«Рассмотрено и рекомендовано»
на заседании
педагогического Совета санаторной школы-интерната № 28
протокол №1
от « » августа 2014г.
«Утверждаю»
Директор санаторной школы-интерната № 28
_____ /Т.Л. Воронько /
Приказ № от
« » августа 2014г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию
«ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО»
Разработчик:
Воспитатель В.Я.Становая
Ростов-на-Дону
2014г.
Пояснительная записка
В современных условиях семьям требуется систематическая квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения в вопросах воспитания детей. Представленная авторами программа реализует систему жизнетворческого воспитания детей, обучающихся на ступени начального общего образования. Она отражает проблемы духовно-нравственного и эстетического воспитания, являющимися одним из основных проблем в нашем обществе. Программа духовно-нравственного и эстетического развития и воспитания отражает теоретические положения и методические рекомендации по созданию целостной образовательной среды и духовно-нравственного развития младшего школьника как уклада школьной жизни. Главными ориентирами для создания программы авторы взяли Концепцию и Примерную программу духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Наше ОУ, работающее по новым ФГОС, формирует образовательное пространство, объединяющее урочную и внеурочную деятельность детей, обеспечивает тесное взаимодействие с родителями и социальными партнёрами по вопросам воспитания.
Данная программа представляет целостный образ творческого становления личности как субъекта собственной жизни и становления мира, развитию целеполагания, потребности в изберательстве, ценностному отношению к жизни на основе сказок, былин и др. жанров литературы. Воспитанники получают возможность реализовывать субъективный опыт в практической деятельности, по формированию человека высокой культуры.
По мнению авторов, данная программа является актуальной в современных жизненных условиях. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание необходимы для формирования и воспитания духовно-нравственных и культурно-образованных граждан РФ.
Цель программы: формирование человека высокой культуры, гражданина, творческой личности, становление её как субъекта собственной жизни при специально организованной жизнедеятельности средствами, доступными младшему школьнику.
Задачи программы
-
Знакомство детей и родителей с возможностями эстетического и культурного развития, предоставляемыми культурной средой города;
-
Развитие творческого потенциала каждого ребёнка, фантазии, наблюдательности, воображения, реализация собственной жизнедеятельности.
-
Воспитание положительных нравственных ценностей: справедливости, доброты, согласия, вежливости.
-
Развитие положительных эмоций и восприиимчивости к прекрасному.
-
Развитие интереса к истории родного города.
-
Приобщение детей и их родителей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в т.ч. и отечественной.
-
Принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.
Ресурсы и условия реализации программы
Данная программа разработана для детей начальной школы 7-11 лет. Программа рассчитана на 4 учебных года.
Первый год обучения - 34 часа.
Второй год обучения - 34 часа.
Третий год обучения - 34 часа.
Четвёртый год обучения -36 часов.
Формы работы:
-
познавательные занятия;
-
творческие исследования;
-
занятия - беседы;
-
викторины, тесты, конкурсы;
-
дидактические игры;
-
игры - занятия;
-
детская продуктивная деятельность (свободное рисование, лепка, аппликация).
Благодаря социально разработанным занятиям, викторинам, конкурсам, играм и упражнениям у детей формируются ценностные установки и основные направления воспитания и социализации обучающихся, создаётся единство урочной и внеурочной деятельности обучающихся, формируется самопознание, самооценка, самореализация, самостоятельность, ответственность. В центре внимания в процессе реализации программы «Жизнетворчество» выступает личность, познающая себя, реализующая свои познавательные потребности и преобразующая окружающий мир, собственную жизнь, стремящуюся к сотрудничеству с другими людьми.
Материально-техническое обеспечение:
-
компьютерные средства;
-
библиотечный фонд;
-
скульптуры;
-
фотографии;
-
технические средства: слайд - проектор, экран;
-
листы бумаги, карандаши, фломастеры.
Календарно-тематическое планирование содержания деятельности.
Первый год обучения.
№
п/п
Название темы, мероприятия
Общее кол-во часов
Форма проведения
Цель
теория
практика
Введение 6ч.
1
Особенности школьной жизни ребёнка
1
игра-занятие
Адаптация детей к школе. Элементарные требования к поведению в школе.
2-5
Давайте знакомиться
1
3
беседы, занятия, рассказ
Знакомство детей с педагогами, друг с другом.
6
Моя семья
1
детская продуктивная деятельность
Понимание роли и места семьи в жизни человека.
Я творю себя 7ч.
7
Человек - часть природы и общество
1
познавательные занятия, игры
Анализировать сходства и различия между человеком и другими живыми существами.
8-9
Отличие людей друг от друга
2
игра-занятие
Понимать своеобразие общих черт, объединяющих всех людей.
10-11
Правила поведения учащихся в школе, их роль в жизни
1
1
игра-занятие
Анализировать черты своего характера с точки зрения нравственных норм.
12-13
Здоровый образ жизни человека. Сколиотическая болезнь. Необходимость гигиены.
2
занятие-беседа
Прививать детям правила здорового образа жизни. Значение позвоночника для здорового образа жизни.
Я творю отношения 8ч.
14
Я и мои друзья
1
игра-занятие, инсценировка ситуаций по теме
Понимать содержательные аспекты дружбы
15-16
Дружба. Правила общения, совместной деятельности
1
1
занятие,интеллектуальные игры
Проявлять рефлексию игровой деятельности, общения, игры.
17-18
Уметь говорить и уметь слушать
2
занятие,интеллектуальные игры
19-20
Я и время. Единицы измерения во времени. Понятие возраста.
1
1
занятия-беседы
Уметь характеризовать приоритетную информацию и выполнять поставленные задачи.
21
Значение внимания и наблюдательности. Тренинг внимания
1
познавательное занятие, интеллектуальные игры
Рефлексия нравственного поведения, общения и совместной деятельности
Я творю окружающий мир 5ч.
22-23
Планета - наш общий дом. Ценности планеты
1
1
познавательные занятия, тесты, экскурсия
Проявлять бережное отношение ко всему живому
24-25
Мир вокруг нас
2
творческие исследования, интеллектуальные игры
Учить понимать значение человека в мире природы
26
Взаимоотношения человека и природы, их последствия
1
исследования, экскурсия
Учить моделировать ситуации, связанные с приятными соприкосновениями от общения с природой
Я творю свою жизнь 6ч.
27-28
Соблюдение режима дня школьника как необходимое условие здорового образа жизни
2
игры-занятия, викторины
Характеризовать значение режима дня для учащихся
29
Творчество на уровне воображения
1
творческие исследования, интеллектуальные игры
Конструировать позитивный образ, творение волшебства сказки
30-31
Счастье в жизни. Человек как условие счастья
2
викторины, тесты, интеллектуальные игры-фантазии
Понимать содержание ценностных ориентаций. Самооценка причин счастья
32-33
Ценность человеческой жизни
1
1
инсценировки ситуаций по теме
Обобщение. Представление детей о своём счастье и счастье других
Всего часов 8 23 Всего часов 33ч.
Планируемые результаты освоения программы:
-
Адаптация детей к школе.
-
Формирование навыков поведения в школе и общественных местах.
-
Принятие детьми новой социальной роли ученика.
-
Понимание структуры и организации деятельности школы, осмысление и принятие существующих норм и правил.
-
Активное участие в жизни школы на доступном для учащихся первого класса уровне.
Второй год обучения
№
п/п
Название темы, мероприятия
Общее кол-во часов
Форма проведения
Цель
теория
практика
Введение 6ч.
1-2
Жизнь замечательных детей-творцов. Особенности сказок Г.Х.Андерсена
1
1
занятия-беседы
Воспринимать нравственный смысл устного народного творчества
3-4
Понятие фольклора как устного народного творчества. Виды фольклора
2
занятия-беседы
Уметь создавать тематическую композицию
5-6
Человекообразующая роль фольклора
1
1
конкурсы, викторины
Характеризовать ключевые понятия, связанные с устным народным творчеством
Я творю себя 7ч.
7-8
Это - я. Образ человека.
2
Познавательные занятия, имитационные игры
Сосредоточить внимание детей на осмысление их инд. особенностей.
9-10
Духовность человека реализуемая в поступках и творчестве (скульптуры, картины). Творения человека как отражение духовности.
1
1
рассматривание иллюстраций, презентации
Понимать необходимость познания опыта, накопленного человечеством
11-12
Азбука здоровья. Здоровый образ жизни.
2
викторины, дидактические игры, тесты, конкурсы
Проявлять потребность в самопознании, саморазвитии
13
Условия успешной учёбы
1
занятие-беседа, исследовательская работа
Работать над формированием условий успешной работы
Я творю отношения 8ч.
14-15
Отношение человека к предметам, событиям, другим людям, к себе
1
1
занятия-беседы, продуктивная деятельность
Понимать значение чувств и переживания
16-17
Общечеловеческие ценности. Роль и функция женщины в обществе
1
1
тесты, конкурсы, продуктивная деятельность
Проявлять заботливость, преданность, понимание, любовь к матери
18-19
Генеалогическое древо. Изучение межличностных отношений
1
1
анализ жизненных впечатлений
Характеризовать генеалогическое древо
20-21
Азбука вежливости. Речевой этикет
2
беседа, занятие, рассказ
Дать детям понятие о происхождении этикета, формировать правила хорошего тона
Я творю окружающий мир 4ч.
22-23
Опасные ситуации в жизни
1
1
занятие-беседа, практическая работа
Культура предупреждения опасностей
24-25
Игрушки - путь освоение мира, отражение красоты природы и окружающего мира. Виды и назначение игрушек
2
продуктивная деятельность, игры имитационные
Понимать смысл и возникновение разнообразных видов искусств как воплощение мыслей, чувств, юмора
Я творю свою жизнь 9ч.
26-27
Основы экологических знаний
1
1
викторины, тесты, конкурсы
Понимать, что человек - часть природы, необходимость охраны окружающей среды
28
Материальные и духовные блага природы
1
разыгрывание ситуаций
Проявлять заботу об охране окружающей среды
29-30
Красная книга и её роль в сохранении животного мира нашей планеты
1
1
занятия-беседы,игры, тесты
Проявлять любовь к природе, ко всему живому
31-32
Формы творческой человеческой деятельности и её результаты. Виды творчества
1
1
беседа, практическая работа
Дать понятие о формах творческой человеческой деятельности
33-34
Создание проекта «Как я буду творить окружающий мир»
2
тесты, викторины
Проявлять бережное отношение ко всему живому
Всего часов 10 24 Всего часов 34ч.
Планируемые результаты освоения программы:
-
Сформировать представление о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа.
-
Освоение правил совместной деятельности с другими людьми.
-
Формирование умений самостоятельно формулировать и выполнять правила.
-
Соблюдение баланса рационального и эмоционального в познании мира.
-
Формирование ценностного и эстетического отношения к природе.
Третий год обучения
№
п/п
Название темы, мероприятия
Общее кол-во часов
Форма проведения
Цель
теория
практика
Введение 6ч.
1-2
Моя школа
1
1
беседа, диагностика
Развитие целеполагания. Создание условий для саморазвития учащихся
3
Виды литературного творчества
1
творческая разминка
Освоение опыта собственного жизнетворчества средствами литературного творчества. Развитие потребности в творческих видах деятельности
4
Жизнь замечательных детей-писателей, изобретателей
1
беседа-занятие, творческая разминка
Создание условий для самореализации детей в художественном и техническим творчестве
5-6
Особенности интерьера. История и современность
1
1
рассказ, занятие, творческая разминка
Развитие индивидуального стиля творческой деятельности вербальными и невербальными
Я творю себя 7ч.
7
Появление человека духовного. Духовность - главное качество человека
1
рассказ, диагностика, проявление фантазии
Развитие нравственных качеств учащихся
8-9
Помоги себе сам
1
1
обсуждение тезисов, творческая разминка
Воспитание ценностей здорового образа жизни
10-11
Учусь учиться. Роль книги в познании мира
2
обсуждение, практическая работа
Саморазвитие учащихся в познавательном творчестве. Развитие читательских навыков
12-13
Создай сам свою внешность
1
1
тесты, занятия, творческая разминка
Воспитание адекватной самооценки. Развитие эстетического вкуса
Я творю отношения 8ч.
14-15
Учусь дружить. Ценности дружбы
1
1
занятие-беседа, анкетирование, творческая разминка
Воспитание понимания ценности дружбы. Развивать видение нравственных ценностей в конкретном человеке
16-17
Правила поведения в обществе
2
рассказ, творческая разминка «Дискуссионные качели»
Воспитание внешней и внутренней культуры поведения. Развитие адекватной самооценки и взаимооценки
18
Мы и наши родители
1
беседа-занятие, творческая разминка
Развитие взаимоотношений между детьми и взрослыми, потребности общения со взрослыми
19-21
Ораторское искусство. Турнир ораторов
1
2
рассказ, турнир ораторов, игра «О чём говорят слова»
Развитие коммуникативной культуры: речевого этикета, дикции, средства передачи информации и становления рефлексии учащихся
Я творю окружающий мир 5ч.
22-23
Воображение и фантазия
1
1
конкурс «Живая картинка», диагностика
Развитие воображения и фантазии. Развитие познавательных УУД
24-26
Экологическая культура
3
Творческая разминка (работа с пословицами и поговорками), игра «Защита растительного мира»
Развитие у детей экологического восприятия мира. Воспитание экологической культуры
Я творю свою жизнь 8ч.
27-28
Права и обязанности человека. Права и обязанности учащихся нашей школы
1
1
творческая разминка, обсуждение сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино»
Развитие рефлексии поведения. Воспитание гражданской позиции и основ гражданской идентичности
29
Любовь человеческая
1
анализ сказки Аксакова «Аленький цветочек», игра «Карусель»
Развитие ценностных ориентаций доброжелательности, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости
30-31
Для чего я живу? Пути решения проблем - позитивный и негативный
1
1
анализ сказки «Сказки про старый дом», творческая разминка
Воспитание добротворчества, заботливости
32
Народные приметы в нашей жизни
1
рассказ, творческая разминка
Развитие адекватного восприятия окружающего мира. Развитие наблюдательности, рефлексия поведения
33-34
Я творю свою жизнь по общечеловеческим ценностям
2
игра «Три зеркала», творческая разминка «Волшебный калейдоскоп»
Развитие адекватной самооценки. Воспитание ценностного отношения к родным и близким, родному дому
Всего часов 14 20 Всего часов 34ч.
Планируемые результаты освоения программы:
-
Уметь отличать свою школу от других, найти своё место для творчества в ней.
-
Использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве
-
Сформировать навыки поведения в житейских ситуациях, коммуникативной культуры.
-
Использовать правила речевого этикета, отношений с окружающим миром
Четвёртый год обучения
№
п/п
Название темы, мероприятия
Общее кол-во часов
Форма проведения
Цель
теория
практика
Введение 6ч.
1
Моё жизнетворчество
1
рефлексивная оценка своего поведения, творческая разминка
Уметь конструировать собственную жизнедеятельность
2-3
Виды творчества. Творчество и его особенности в связи с созиданием
1
1
творческая разминка, занятие-беседа
Вырабатывать индивидуальный стиль творческой деятельности вербальными и невербальными средствами
4-5
История художественного творчества. Мифы и легенды.
1
1
беседы дискуссии
Рефлексия нравственных качеств
6
Общечеловеческие ценности
1
игра «О чём говорят слова?», викторины
Уметь осуществлять свою связь с другими людьми, обществом, природой
Я творю себя 7ч.
7
Проявление человека творческого
1
творческая разминка, игра «Мы не скажем, а покажем»
Воспитание потребности в творческом развитии
8-9
Возникновение искусства Древнего мира
1
1
практическая работа: эстафета жанров, обсуждение картин и скульптур
Развитие потребности в личностном самосовершенствовании
10-11
Культура здоровья. Здоровый образ жизни
1
1
Мини-дискуссия «Здоровый человек. Кто он?», проекты детей «Я умею выбирать».
Воспитание валеологической культуры. Воспитание представлений о своём физическом развитии
12-13
Зачем надо изучать себя? Самооценка, самопознание, самосовершенствование
2
беседа, самооценка, игра «Ассоциация», упражнения на внимание, творческие работы
Воспитание самооценки, нравственных качеств. Развитие самооценки
Я творю отношение 8ч.
14
Дружба в человеческих отношениях
1
беседа, творческая разминка, мимические упражнения
Вырабатывать соотношения нравственных понятий и видеть нравственные ценности
15-16
Особенности общения. Ценность человеческих общений
1
1
анализ сказки Г.Х.Андерсена «Девочка со спичками», игра «Человек рядом»
Развитие рефлексии
17-18
Взаимоотношение детей и родителей
1
1
обсуждение рассказа Осеевой «Сыновья», творческая разминка
Воспитание отношения к родителям и всем членам семьи. Заботливость, преданность, понимание.
19
Какого ты рода-племени?
1
творческая разминка, презентации
Развитие возрастных новообразований; рефлексии, содержательного анализа
20-21
Навыки общения. Культура поведения
2
практическая работа: разыгрывание различных речевых ситуаций, ролевые игры
Развитие навыков общение, умения характеризовать многообразие речевых ролей
Я творю окружающий мир 5ч.
22-23
Культура предупреждения экологических опасностей
2
обсуждение опасных ситуаций в жизни, творческая разминка, практическое занятие
Воспитание творческого отношения к проблемам экологии. Установить взаимозависимость человека и природы.
24-25
Взаимоотношения «человек - природа»
2
экологическая акция «Накорми животных». Экскурсия.
Формирование активной позиции учащихся в решении экологических проблем. Обогащение личного опыта по взаимодействию с окружающей средой
26
Искусство - средство формирования и развития творческих способностей образного мышления
1
беседа, творческая разминка, составление фотоколлажа «Дом моей мечты»
Развитие творческого отношения к видам искусства. Развитие творческого восприятия произведений искусства
Я творю свою жизнь 8ч.
27
Особенности поэзии как литературного жанра
1
творческая разминка «Живые картины», обсуждение стихотворений
Уметь характеризовать особенности поэзии как жанра литературы, развивать гибкость мышления
28-29
Творческая деятельность по созданию стихов
1
1
ролевые игры «Театр-экспромт»
Развитие целеполагания в творческих видах деятельности
30-31
Жизнь замечательных детей - великих поэтов, композиторов (А.Пушкин, А.Моцарт)
творческая разминка «Моё творение», рисунки, сочинения, поделки
Понимать необычность, одарённость, других детей
32-33
Романтика творческих поисков и открытий
анализ отрывка из повести «Белый Бим - чёрное ухо», игры-фантазии
Развитие гибкости мышления
34
Можно ли научиться творить? Мастерская творчества.
игра «Три зеркала», творческая разминка, фантазии детей
Развитие творческих способностей, мышления, наблюдательности, видеть романтику творческих поисков и открытий
Всего часов 10 24 Всего часов 34ч.
Планируемые результаты освоения программы:
-
Осознать себя как личность, понимать свою связь с другими людьми, обществом, природой, культурой.
-
Сформировать навыки поведения в обычных житейских ситуациях.
-
Обогатить личный опыт по взаимодействию с окружающей средой.
-
Осознать своё «Я» в окружающем мире.
Список литературы
-
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. 1999г.
-
Богомолова Е.А. Индивидуальные варианты умственной развитости у младших школьников. Калуга 2006г.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1998г.
-
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. Волгоград 2004
-
Медведев А.М., Нежнов Н.Г. Исследование теоретического анализа у школьников// Вопросы психологии. 1998.№5
-
Родари Дж. Грамматика фантазии М.1978
-
Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. Ярославль. 2009
-
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. М. 2012
-
Щуркова Н.Е. Классное руководство в культурологической концепции воспитания // Классный руководитель 2000 №1
-
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 2011