Статья «Место и роль внеклассной работы по предмету в развитии познавательной и творческой активности лицеистов»

В статье «Место и роль внеклассной работы по предмету в развитии познавательной и творческой активности лицеистов» учитель делится опытом участия учащихся в конкурсах и олимпиадах по истории. Большое внимание уделяется роли межпредметных конкурсов в развитии творческого потенциала лицеистов, их социализации. Статья содержит ссылки на сайты, организующие конкурсы и олимпиады для учащихся различной сложности и по разным предметам. Материал статьи может быть полезен как учителям-предметникам, так и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зотова И.Е., учитель истории и обществознания

высшей категории


Место и роль внеклассной работы по предмету в развитии познавательной и творческой активности лицеистов

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает

к ним приобщиться, должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег

Работа с одарёнными детьми - одно из приоритетных направлений деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей». Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Мы это хорошо понимаем, а потому создаём такую образовательную среду, которая должна вызывать у школьника интерес; стать средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта; должна быть насыщена ситуациями, способствующими творчеству (причем творческий акт должен сопровождаться проживанием успеха). Успешность обучающихся - важнейшее условие создания их мотивации в учебной и внеучебной деятельности. Поэтому мы предоставляем наиболее способным и одарённым учащимся оптимальные возможности для реализации их индивидуальных способностей, дарований, талантов. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду в решении актуальных проблем современной цивилизации. Не случайно среди целей современных образовательных стандартов особенно важными представляются те, которые заключают в себе личностные характеристики:

  • развитие личности ребёнка, его творческих способностей;

  • формирование интереса к учению, желания и умения учиться;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств;

  • приобретение опыта осуществления разнообразных видов деятельности.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей. В лицее это направление реализуется целенаправленно, в соответствии с долгосрочной целевой программой «Одарённые дети».

Традиционный 45-тиминутный урок. Как много нужно успеть за это время! Часто испытываешь чувство неудовлетворенности, когда понимаешь, что, выполнив запланированную работу, не успел рассказать или сделать что-то интересное, что могло бы увлечь, заинтересовать ребят. Компенсировать нехватку времени на уроке учителя во все времена пытались через организацию предметных недель, внеурочных мероприятий по предмету, учебныхэкскурсий. Для педагогов это всегда связано с большими затратами времени: подготовка мероприятия требует немалых эмоциональных и физических затрат. При всем желании организовывать такие мероприятия часто учитель сделать это не в силах. Сегодня огромную помощь в расширении кругозора ребят как по отдельным предметам, так и в целом могут оказать разнообразные конкурсы.

Выбор таких конкурсов очень широк. Большинство учителей с ними хорошо знакомы. Это всем известные «Русский медвежонок», «Кенгуру», «BritishBulldog» и т.д. При желании можно найти очные и заочные конкурсы и олимпиады, дистанционные и требующие личного присутствия ребенка, сложные и достаточно простые, с большими или меньшими элементами творческого подхода, платные и даже бесплатные. В сети достаточно конкурсов, которые потребуют от вас лишь наличия копировальной техники в школе для распечатки необходимых материалов и дипломов для ребят.

Работая в лицее, я сумела включить внеклассно-образовательную деятельность по истории и обществознанию в целостный учебный процесс. В лицее участие в конкурсах и олимпиадах является для большинства ребят престижной и очень значимой деятельностью. Это непременное условие получения дополнительных знаний по предмету и развития личности лицеиста. Какие-то конкурсы пользуются большей популярностью, в каких-то принимают участие не все, но портфолио каждого лицеиста ежегодно пополняется внушительным количеством грамот и дипломов за участие в конкурсах различного уровня - от муниципального до международного.

Начну с самых распространенных и известных всем. Большой популярностью в лицее пользуется конкурс «Олимпус», его проводят массово практически по всем учебным предметам. Задания этого конкурса достаточно интересны, их не назовешь слишком сложными, выполнение не требует больших затрат времени, сил и финансов. Дипломы участия получают все учащиеся и учителя-организаторы, наиболее отличившиеся ребята могут рассчитывать на дипломы призеров и победителей и подарки. Но сказать, конечно, хочется не об этом. На мой взгляд, для развития ребенка посредством такого рода конкурсов очень важен грамотный подход учителя к выполнению работы. Если провести конкурс «для галочки», собрать выполненные задания и забыть о них, то никакого полезного эффекта ждать не приходится. Стоит обсудить с ребятами задания конкурса. Что показалось для них легким или, наоборот, вызвало затруднения (заодно можно сделать вывод об усвоении тем учебного материала). Попросить найти дома ответы на наиболее трудные вопросы, и обязательно уделить время их обсуждению. Вот тогда мы получим тот эффект, который необходим и для ученика, и для учителя. Знания добыты самим ребенком и надолго отложатся в его голове, полученановая интересная информация по предмету. Часто такая работа стимулирует дальнейшую познавательную активность по отдельным вопросам или предмету в целом.

Похожими на «Олимпус» по способу организации являются Предметные чемпионаты Пермского центра развития одаренности. По содержанию задания этого конкурса более сложные, вопросы предполагают несколько верных вариантов ответов, причем ответ засчитывается только в том случае, если указаны все правильные варианты. Я предпочитаю работать с материалами этого конкурса в старших классах. Ребят постарше не пугает то, что они не знают точного ответа на предлагаемый вопрос, они готовы к рассуждению, обладают большим умением сопоставлять, анализировать, владеют навыками поисковой деятельности, у них более широкий кругозор.

Два года подряд обучающиеся среднего звена лицея принимали участие в конкурсах открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие» и «Светская этика». Данные конкурсы являются бесплатными, сертификаты высылаются по электронной почте и распечатываются самостоятельно. Ребята с удовольствием выполняют задания этих олимпиад, поскольку они не являются слишком сложными, включают задания на логику, ребусы, кроссворды. После проведения школьного тура возможно продолжить участие в муниципальном, региональном и всероссийском этапе.

Совершенно другой уровень заданий в конкурсах и олимпиадах, предлагаемых на портале Национальной образовательной программы "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ". Участие в проектах Программы позволяет участникам реализовать свой творческий потенциал более чем в 70 номинациях по различным направлениям. Проекты Программы входят в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи (в рамках приоритетного Национального проекта "Образование"). В рамках программы действует система поощрения учащихся, педагогов и образовательных учреждений. Задания конкурсов очень интересны, порой сложны, включают ребенка в работу по активному поиску информации, формируют умение эту информацию отбирать, систематизировать, облекать в требуемую организаторами форму. Часто ученикам предлагается самим составить задания для подобных конкурсов. В общем, что еще нужно для развития интеллекта, творческого подхода, учения самостоятельно добывать знания? Единственный, на мой взгляд, недостаток этих конкурсов в том, что организационный взнос за участие в них несколько больше, чем за привычный «Олимпус» или «Русский медвежонок». Несмотря на это, наши лицеисты - очень активные участники программ этого портала. Дважды, в 2011-12 и 2012-13 учебном году, лицей по итогам этой программы вошел в список ста лучших школ России.

Отдельного внимания, на мой взгляд, заслуживает участие в дистанционных турнирах «Град знаний». Во всяком случае, для пятиклассников лицея в прошлом учебном году эти турниры стали настоящим праздником. Турниры проводятся в форме командной игры. По своей сути командные игры - это готовый педагогический инструмент, открывающий широчайшие возможности для развития учащихся, формирования их личностных качеств и интеллектуально-творческих способностей, стимулирования социализации, мотивирования к дальнейшему самообразованию и популяризации знаний через игровую деятельность. Турниры рассчитаны на команды до 6 человек. Каждый тур чемпионата состоит из одной игры из списка: «Что? Где? Когда?», «Командная своя игра», «Пять подсказок», «Азбука». Продолжительность игр составляет от 45 минут до 1 часа 10 минут. Координатор получает задания для проведения тура по электронной почте, что гарантирует своевременный и полный доступ к игровым материалам. Материалы турнира можно без дополнительных затрат использовать в будущем.
Готовые игровые материалы содержат все необходимые методические рекомендации, советы ведущему, подробные описания заданий и комментарии к верным ответам.
Мультимедийные презентации к каждой игре позволяют сделать подачу информации наглядной и доступной. Благодаря стандартизированной системе подсчета каждая команда непосредственно по окончании игрового тура знает количество заработанных баллов в общей турнирной таблице. Задания рассчитаны на широкую аудиторию и разную степень готовности команд. Формат всероссийского турнира позволяет в заочной форме соревноваться с соперниками из разных городов России.

Особенностью организованного в лицее турнира «Умка» было то, что кураторs 5, и 7 классов, решили провести его, сформировав смешанные команды. Сознательно сделав это, мы преследовали следующие цели:

- обеспечить успешную адаптацию пятиклассников к новым условиям,

- помочь им познакомиться со старшими лицеистами,

- сформировать умение работать в группе,

- показать положительный пример взаимодействия более организованных и дисциплинированных семиклассников друг с другом и младшими лицеистами,

- расширить кругозор ребят, стимулировать их познавательную активность, создать благоприятную среду для дальнейшего развития различных форм интеллектуальной деятельности.

Благодаря хорошей организации турнира, высокому профессионализму кураторов, дисциплинированности, активности и организованности семиклассников и, конечно же, замечательным материалам, подготовленным организаторами турнира, все четыре игры прошли в необыкновенно комфортной, дружеской, наполненной творческим поиском и интеллектуальным духом атмосфере. Ребята с нетерпением ждали каждой следующей игры. Пятиклассники получили бесценный опыт сотрудничества, толерантности, приобрели новых друзей, получили новые знания. Такая форма работы - замечательная возможность разнообразить внеклассную деятельность для классных руководителей и стимулировать познавательную активность ребят для учителей-предметников.

Известный немецкий ученый и публицист Георг Кристоф Лихтенберг писал: «Не следует ложиться спать прежде, чем не скажешь себе, что за день ты чему-то научился. То, что понимаю я под словом "научился", - это стремление раздвинуть границы нашего научного и какого-либо иного полезного знания». Мы с ребятами можем присоединиться к этим словам, потому что каждый день мы можем сказать себе, что открыты новые горизонты знаний, усвоено что-то важное, укрепилось желание учиться новому, общаться со сверстниками в интересной, творческой интеллектуальной деятельности. Коллегам-учителям предлагаю полезные ссылки для тех, кого заинтересовала работа в этом направлении.

gradznanij.com - сайт центра дистанционных турниров «Град знаний»

olimpus.org.ru - сайт общероссийских предметных олимпиад «Олимпус»

цро.рф - сайт Центра развития одаренности, проводящего предметные чемпионаты по всем предметам

future4you.ru - портал Национальной образовательной программы "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ"

vot-zadachka.ru - сайт Центра развития мышления и интеллекта

centrtalant.ru - сайт Центра поддержки талантливой молодежи

prodlenka.org - дистанционный образовательный портал

nic-snail.ru - сайт центра дополнительного образования «Снейл»

zarptica.umi.ru - образовательный портал «Жар-птица», всероссийские конкурсы, викторины и олимпиады

mir-konkursov.ru - сайт «Мир конкурсов»

umc21.ru - официальный сайт международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир»


© 2010-2022