Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах

Мероприятие проведено в рамках недели науки в лицее и посвящено открытиям русского учёного и поэта М.В. Ломоносова. В игре создаются условия для участия учащихся разного школьного возраста, что позволяет эффективно формировать коммуникативные умения обучающихся и развивать метапредметные связи в обучении. Развитие познавательных интересов у детей в различных областях знаний - одна из задач эвристического марафона, поэтому материал игры можно использовать и в этой форме внеклассной работы.
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

12

Игра -турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах

Аннотация

В мероприятии принимали участие учащиеся разного школьного возраста, что позволило эффективно создать условия для формирования коммуникативных умений и реализовать метапредметные связи в обучении. Дети работали в группах, деятельность которых направляли ученики 9-ых классов. Учащиеся каждой группы представляли достижения Ломоносова в конкретной области: Ломоносов - математик, Ломоносов - лингвист, Ломоносов в химии, физике, в географии и т.п.

Данный материал можно использовать во время Недели науки как эвристический марафон.

Цель: Приобщение детей и подростков к научному и творческому осмыслению научного и литературного наследия Михаила Васильевича Ломоносова

Задачи

  • Развитие познавательных интересов у детей и подростков в различных областях знаний;

  • Приобщение подростков к основам исследовательской и практической деятельности;

  • Воспитание у юного поколения чувства гордости за свой край - родину великого ученого М.В. Ломоносова;

  • Выявление и распространение интересного опыта работы с наследием М. В. Ломоносова.

Оргмомент: Команда - самоорганизующийся творческий коллектив (дети разделены на разновозрастные команды)

Ученики 5-ых классов читают:

1 чтец:

Среди полночных диких скал
При блеске северных сияний
Его томила жажда знаний
И свет науки привлекал.
2 чтец:

Его пленяло с ранних пор
Величье северной природы:
Двины стремительные воды
И моря Белого простор,

3 чтец:

Юношей, светлой надеждой манимый,
‎Зимнею ночью, тайком,
С севером смело расставшись родимым,
‎Отчий покинул он дом.
4 чтец

Начал под звонкие колокола звуки
‎Дальнего севера сын
Жадно умом погружаться в науки,
‎В тайну их вечных глубин.


5 чтец
И искусства, и науки

Изучал не ради скуки.
‎Он пытливостью своей
‎Превзошел учителей.
6 чтецСловно молотом тяжким ковал
Он певучее русское слово,
И стихами его зазвучал
Наш язык величаво и ново.
7 чтец

Он познал тяготенье миров,
В горных недрах металлов рожденье.
Грозный ток молньеносных громов
И небесных созвездий теченье.
В темный век свой всезрящим умом
Разгадал он средь тайн мирозданья,
Что теперь лишь мы смело зовем
Достояньем наук и познанья.
8 чтец

‎Тебя страна родная
‎Уж третий славит век,
‎Тебе хвалу слагая,
‎Великий человек.

II.Вступительное слово учителя 5 класса:

- Феноменальная эрудиция, энциклопедическая память и поистине пророческая дальновидность не просто соседствовали, а крепли с волевым северным характером и могучей статью верного сына земли поморской. Таким был и таким останется в умах потомков Михайло Васильевич - неутомимый труженик, пытливый исследователь всего неизвестного, бескомпромиссный борец за науку и торжество разума.
Оглядываясь на путь, проторённый учёным, мы вспоминаем бессмертные слова о «собственных Платонах и быстрых разумом Невтонах»: именно молодёжь способна перенять эстафету знаний и пронести свет учения на века вперёд. Именно молодым мы доверяем сегодня сказать своё слово в истории ломоносовского наследия. Своим собственным, поморским «штилем».

Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах

Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классахИгра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах

Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классахИгра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах

Конкурс I Начинаем наш турнир "Я знаю о Ломоносове":

Блиц: (1 балл за правильный ответ.)

  1. Вспомните, к какой народности принадлежал Ломоносов.

  • Карелы

  • Поморы

  • Угры

  • Финны

  1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова?

  • Земледельцем

  • Путешественником

  • Рыбаком

  • Священником

  1. Откуда взяты эти строки и кто их автор: "Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик"?
    (Н.А. Некрасов, стихотворение "Школьник".)

  2. Какие учебники сам Ломоносов назвал "вратами своей учености"?
    ("Арифметику" Магницкого и "Грамматику" Смотрицкого.)

  3. Кем приходится Ломоносову Елизавета - Христина Цильх?
    (Женой.)

  4. О каких металлах говорилось в первой работе Ломоносова?
    (О серебре и радии.)

  5. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?
    ("Размышление по поводу северного сияния", "Письмо о пользе стекла".)

  6. По мнению Ломоносова, "…косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без...". Чего?
    (Грамматики.)

  7. Сколько языков знал Ломоносов?
    (30 языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский и др.)

  8. В 1748 году Михаил Васильевич написал оду в честь очередной годовщины со дня восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Какова была награда?
    (Он был награждён двумя тысячами рублей. Так как в казне на тот момент были только медные деньги, награда была выдана ими. Для того, чтобы доставить награду Ломоносову, потребовалось два воза.)

  9. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: "Стихотворство - моя ..., физика - мои упражнения"?
    (Утеха.)

  10. М.В.Ломоносов жил в бедности. Свои деньги часто тратил на опыты, нужды академии. Как-то раз на приеме один богатый вельможа заметил дырочку на кафтане Ломоносова и, решив поиздеваться над ним, спросил: «Что, сударь, я полагаю, это ученость выглядывает оттуда?» Внимание вопрос: Что ответил великий русский ученый?
    (Ломоносов ответил: «Это глупость заглядывает туда».)

  11. О чем говорится в произведении Ломоносова "Утренние размышления о Божьем Величестве".

"Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся
Борющись множество веков.
Там камни, как вода кипят
Горящи там дожди шумят". (О Солнце.)

(1 балл за правильный ответ.)

  1. «По Ломоносовским местам»
    Участники, учащиеся 5 классов, представляют на суд жюри электронные презентации туристических маршрутов по родным местам М.В. Ломоносова, виртуальные экскурсии по городам, в которых жил и работал М. В. Ломоносов. К презентации прилагается текст экскурсии.


II тур «Науки юношей питают»

Участники, учащиеся 9 класса представляют Ломоносова как учёного

1 команда Ломономов - химик (с показом опытов)

2 команда Ломоносов -физик

3 команда Ломоносов- лингвист

4 команда Ломоносов - математик

ПРИЛОЖЕНИЕ

Физика - Основным его достижением в этой сфере является молекулярно-кинетическая теория тепла. Она была революционной для своего времени, поэтому чаще отвергалась его современниками, чем принималась. В своих трудах на данную тему он отверг бытовавшую в то время «теорию теплорода», предлагаемую Робертом Бойлем, и выдвинул абсолютно новую идею. Она предполагала, что причиной теплоты является «внутреннее вращательное движение связанной материи».

Химика Михаил Васильевич Ломоносов считал химию одной из главных областей своего научного творчества. Не зря в течение двух веков химию называли спагирической наукой от греческого спао - отделять и агейро - соединять. Он начал заниматься химическими исследованиями уже в ранний период своей деятельности, будучи студентом Марбургского университета. Первый научный труд Ломоносова «О превращении твердого тела в жидкое, в зависи­мости от движения предсуществующей жидкости» написан в 1738 г. Вторая работа «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» была завершена год спустя. Эти работы будущего ученого явились началом изучения мельчайших частичек материи, из которых состоит вся природа. Через два десятилетия они оформились в стройную атомно-молекулярную концепцию, обессмертившую имя ее автора.

Ломоносов и математика

Ломоносов не оставил после себя работ, которые можно было бы в строгом смысле слова назвать математическими, однако без понимания его отношения к математике представление о его научном наследии было бы неполным. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни, возможности её приложений в самых разных областях знания.

Ломоносов получил фундаментальную для своего времени подготовку по математике и естественным наукам. В Марбургском университете он слушал лекции Х.Вольфа по математике, астрономии, алгебре, физике, механике, логике и другим дисциплинам, а в дополнение к перечисленному брал ещё уроки арифметики, геометрии и тригонометрии. Примечательно, что свои первые работы там Ломоносов подписывал как «студент математики и философии». После возвращения в Россию он продолжал заниматься точными науками и совершенствовать свои познания в области математики, о чём говорит, в частности, его письмо в канцелярию Академии наук: «Потребна мне, нижайшему, для упражнения и дальнейшего происхождения в науках математических Невтонова «Физика» и «Универсальная арифметика», которые обе книги находятся в Книжной академической лавке». В своих работах Ломоносов постоянно ссылается на труды Вольфа, Ньютона, Эйлера, Д. Бернулли и других учёных того времени.

Лингвист-Ломоносов

(Звучит музыка.)

Сценка.

Чтец: Пришел Мишенька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало.

Мишенька Ломоносов: Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.

Дед: А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.

Мишенька Ломоносов: Хорошо.

Дед: А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.

Бабка Матрена: Вот так разошелся у нас дедушко!

Дед: А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны... Эва, сравнил, - дуду с воеводой.

Мишенька Ломоносов: А ломаный нос хорошо ли?!

Бабка Матрена: А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля.

Мишенька Ломоносов: А полуостровы как называются?

Бабка Матрена: Нельмин Нос, Канин Нос!

Дед: А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.

Бабка Матрена: Будя ужо, развоевался Аника-воин. Внук с улицы пришел, угостить надо чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.

Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты - ЛОМОНОСОВ!

Учитель: Навсегда запомнились Михаилу Ломоносову слова деда и бабки, и куда бы судьба его не кидала, высоко нес он фамилию - ЛОМОНОСОВ. А дорога будущего ученого была терниста и трудна, часто она требовала чудеса стойкости и упорства. Когда отец Василий Дорофеевич, крестьянин, поморский рыбак, отказался отпустить его учиться, он почти пешком, с тремя рублями отправился в Москву. Выходец из самых низов народа, благодаря своим способностям, стремлению к знаниям, несгибаемой воле и энергии достиг вершин науки и обогатил многие из ее областей своими трудами.

Конкурс II "Врата учёности".

Задание 1.

Напишите в цепочку на карте (карту продолжить) названия и даты тех населенных пунктов, где в разные годы жил и учился Ломоносов (3 мин.). Карты раздать командам.

(Начисляется 1 балл за каждый правильный ответ (максимальное количество баллов в этом конкурсе - 7.)

Ответы: Холмогоры - Москва - Санкт-Петербург - Киев - Марбург - Фрейберг - Гаага - Роттердам.

Задание 2.

Отгадайте, что лежит в черном ящике?

В академии широко применялось наказание "каркулюсом". Смысл этой "педагогической" меры сводился к тому, что ученику, допускающему ошибку, вешался на шею некий знак ученического нерадения. Этот знак украшал грудь провинившегося до тех пор, пока ему не удавалось заметить ошибку у своего товарища и таким образом его "наградить" позорным знаком.

Ответ: бумажный свиток ("каркулюс").

(Максимальный балл - 2.)

Сценка (Елизавета и Ломоносов) .

(На сцену выходит Ломоносов. Елизавета сидит.)

Елизавета: Здравствуй, Михайла Васильевич! Заходи, заходи, жду.

(Ломоносов кланяется.)

Ломоносов: Здравствуй, матушка Елизавета Петровна!

Елизавета: Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.

(Ломоносов садится.)

Елизавета: Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с радостью Но просит переслать ему сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра... Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо...

Для нас важно, что книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.

Ломоносов: Соглашусь с тобой, матушка, ибо историческая наука должна служить на пользу своего народа и отвечать требованиям строгой правды, ибо справедливостью своей полезна.

Елизавета: Ну, ступай с Богом. Надеюсь на тебя, что не подведёшь.

(Уходит со сцены Елизавета. Ломоносов садится за стол, пишет. Заканчивает писать.)

Ломоносов: Нет, здесь у меня произошло смешение штилей: высокого и низкого. Не должно так быть. Низким штилем подобает токмо басни писать. Сумароков и Тредиаковский засмеют. Ну, всё, получилось.

(Откладывает листы в сторону, читает.)

Ломоносов:

О вы, которых ожидает
Отечества от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумов Невтонов
Российская земля рождать!

Конкурс III "Он зрил сквозь целые столетья".

Задание 1.

Известно, что Михаил Васильевич Ломоносов совершил научные открытия в разных областях. Перечислите области и те научные открытия, которые были совершены нашим гениальным ученым.

На парте схема-таблица с "лучиками" - направления научных исследований учёного. Перечислить. Прокомментировать (какие открытия сделал, какие идеи выдвинул).

Каждый верный ответ (научные направления оценивается в 1 балл, каждый комментарий 2 балла).

Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах

Правильные ответы.

Физика:

  1. Учение о том, что весь мир состоит из корпускул. (В XIX веке это учение было подтверждено, а корпускулы названы молекулами.)

  2. Закон сохранения материи и движения. (Этот закон вошёл в историю под названием "закон сохранения массы".)

  3. Изобретение "ночезрительной трубы", предшественницы современных приборов для ночных наблюдений.

Астрономия:

  1. Открытие атмосферы на Венере. (В конце XVIII века это открытие было подтверждено наблюдениями западных ученых.)

  2. Теория самосвечения комет и полярных сияний.

Химия:

  1. Разработка принципов новой науки - "физической химии".
    «К химическим опытам присовокуплять… оптические, магнитные и электрические опыты, так как… химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают».

  2. 1738 г. - Первый научный труд Ломоносова «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предсуществующей жидкости».

  3. 1739г. - Вторая работа «О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул» (молекул).

  4. 1743 г. - Ломоносов написал первый вариант своей известной работы «О действии химических растворителей вообще».

  5. 1745 г. - Ломоносов пишет работу «О металлическом блеске», чуть позже «О рождении и природе селитры».

Геология и минералогия:

  1. Теория о постоянных геологических изменениях земной поверхности под действием"подземного огня".

  2. Теория о возникновении металлов и минералов вследствие геологических изменений земной поверхности.

География:

  1. Разработка принципов новой науки - "экономической географии".

  2. Доказательство возможности Северного морского пути в Индию.

Литература и языкознание:

  1. Создание теории стилей в русском языке и разработка правил грамматики русского языка.

  2. Разработка новых стихотворных размеров.

  3. Открытие того, что славянский язык принадлежит к древнейшим индоевропейским языкам. Установление факта, что древнерусский язык произошел из славянского языка.

Изобразительное искусство:

Создание русского мозаичного искусства.

Задание 2.

Угадать, что лежит в чёрном ящике?

Это предмет, из которого Ломоносов делал мозаику. (Цветные стёкла - смальты.)

Задание 3.

Составление мозаичных полотен.

Учитель: В 1752 году Ломоносову удалось получить разрешение на строительство стекольной фабрики. Проделав огромное количество опытов, он получил новый способ изготовления цветных стекол, не уступающих по своему качеству и внешней красоте выдающимся образцам итальянских мозаик. Ломоносов создал несколько мозаичных портретов, а также уникальную по своим размерам и художественно-техническим достоинствам картина.

IV. Творческий конкурс «Я знак бессмертия себе воздвигнул»
Участники, учащиеся 5 - 9 классов, представляют на суд жюри письмо в Нобелевский комитет с просьбой выдвинуть кандидатуру М. В. Ломоносова на присуждение ему Нобелевской премии.
Письмо предоставляется на бумажном носителе, с указанием данных автора (фамилия, имя, школа, класс), руководителя (ФИО, место работы и должность), контактного телефона. Письмо может быть написано в форме эссе, рассказа, оды и т.д.

V. Турнир красноречия. «Дерзайте, ныне ободренны»

Задание 1.

Большое значение Ломоносов придавал искусству красноречия. Он рассматривал человеческое слово как средство общения, как орудие мысли и труда.

Красноречие, по мысли Ломоносова, не столько дар природы, сколько результат выучки, плод систематических упражнений. Одновременно с этим он предостерегал от механического усвоения "техники" ораторского искусства. Речь красит не пустое "извитие словес", а глубина, важность её содержания".

Чтение с листа.

Прочитать по строфам стихотворение Ломоносова М.В. "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния".

(Максимальное количество баллов - 3.)

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния.

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав,
Вам путь известен всех планет;
Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верьхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

Задание 2.

Произнести "речь" на тему: "Что меня поразило в личности М.В.Ломоносова?"

Побеждает тот, кто дольше и содержательнее говорит.

(Максимальное количество баллов 5.)

III. Подведение итогов.

Заключительное слово жюри.

Награждение.

Отзывы учащихся о проведенном конкурсе.













Игра –турнир «Науки пользуют везде…» в 5-ом и 9-ом классах

© 2010-2022