Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час адресован воспитанникам среднего звена общеобразовательной школы-интерната.   Цель: осознание воспитанниками значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России. Задачи: Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции – основному закону страны. Расширить представления воспитанников о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней. Познакомить с историей Государственного герба, фл...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ РО Цимлянская школа-интернат

основного общего образования

г. Цимлянска Ростовской области


Открытый классный час на тему:

«Символы России. Конституция

Российской Федерации»

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ




Дата проведения: 1.09.2013 г.

Участники: учащиеся 5кл, воспитатели, завуч по ВР

Подготовила и провела: Ничкова Л. В. - кл рук 5 «А» класса

Согласовано: Кочергина Л. А. - директор шк-инт

Прокопьева О. В. - зам директора по ВР






2013 год









Классный час адресован воспитанникам среднего звена общеобразовательной школы-интерната.

Цель: осознание воспитанниками значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России.

Задачи:

Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны.

Расширить представления воспитанников о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней.

Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России.

Познакомить с понятиями и терминами: «геральдика», «держава», «скипетр».

Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма.

Развить познавательную активность воспитанников.

Работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.

Коррекция и развитие личностных качеств воспитанников, эмоционально-волевой сферы.

Оборудование:

Проектор, экран.

Слайды, составленные в программе Power-Point: портреты президента РФ, изображение штандарта президента, флага, герба, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.

Текст Конституции Российской Федерации.

Форма проведения: общение.

Место проведения: классная аудитория.

Продолжительность:45 минут.





















ХОД ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Постановка цели классного часа.

Учитель. Вступительное слово (Приложение 1)

Сегодняшний классный час мы свами проведем в форме командного состязания. (Приложение 2, Слайд 1)

Вы поделились на две команды.

Мы беседуем по нашей теме и по ходу вы отвечаете на мои вопросы, команде за правильные ответы - баллы.

Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации (Приложение 2, Слайд 2).

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Российская Федерация, Россия - это равнозначные названия нашего государства.

- Назовите столицу нашего государства? (Город - герой Москва)

- Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (Флаг, гимн, герб)

- Когда сложились современные символы России?

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно - в течение последнего десятилетия. (Приложение 2, Слайд 3)

- Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это - Президент.

- Назовите имена президентов РФ (Приложение 2, Слайд 4)

- Назовите символ президентской власти. (Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Штандарт (флаг) президента Российской Федерации (Приложение 2, Слайд 5) представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета (цвета Государственного флага России Федерации). В центре - золотое изображение Государственного герба Российской Федерации. Полотнище окаймлено золотой бахромой. На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту. Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации - городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля). При вступлении в должность вновь избранного президента Российской Федерации оригинал штандарта располагается рядом с главой государства. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией президента Российской Федерации в Москве, над другими резиденциями во время пребывания президента Российской Федерации в них, устанавливается и поднимается на транспортных средствах президента Российской Федерации. (Приложение 2, Слайд 6)

- На этом слайде вы видите Конституцию, на которой проходят инаугурацию наши президенты.

- Как вы понимаете слово «инаугурация»? (Это церемония вступления в должность, от латинского слова «посвящаю».)

Текст присяги закреплён в Конституции России (ст. 82) и состоит из 33 слов (вместе с предлогами).

Вопросы командам:

- Что за день - 12 декабря? (День Конституции Российской Федерации.)

- В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? (12 декабря 1993 года.)

- Что такое Конституция? (Конституция - это основной закон, по которому мы живём.)

Конституция (от лат. constitutio - устройство) - нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

- Подумайте, что такое законы? (Это правила, которые устанавливает государство.)

- Для чего они издаются?

Чтение учителем вводной статьи к Конституции РФ

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Блиц-опрос.

- Из чего состоит Конституция?

- Сколько в ней разделов? (2)

- На что они делятся? (Главы)

- На что подразделяются главы? (Статьи)

- Какая глава Конституции рассматривает права и свободы человека и гражданина?

- Какие права человека вы знаете?

- Когда человек приобретает права?

- Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)

- Что значат слова: обязанность человека?

- Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)

- Какие обязанности вы знаете?

- С какого возраста человек может отвечать по своим обязательствам? (С 18 л)

- Какие символы государственности вы знаете? (Приложение 2, Слайд 8) (Флаг, герб, гимн.)

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны - Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

Герб (Приложение 2, Слайд 9) Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, - Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля - Св. Георгий, на остальных - орел. С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март - ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1, 2 и 5-рублевых монетах). Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца - заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка - наследие, наследство. Рассмотрим герб РФ. Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.

- Что мы знаем о создании гербов?

1 воспитанник: Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. Создание герба - деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники - эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем - фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

2 воспитанник: Государственный герб РФ - официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Учитель. Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.

3 воспитанник: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца - заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

- Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца? (Приложение 2, Слайд 10)

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах. В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы - столицы России.

Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.

4 воспитанник. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны.

Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.

- Что символизирует герб? (Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.)

Командное мини-соревнование:

называть, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах и т.д.). Кто больше назвал за ограниченный отрезок времени, та команда получает дополнительные баллы.

Флаг РФ (Приложение 2, Слайд 11)

Дата принятия: 08.12.2000

- Что такое флаг? (Это символ государства.)

- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

6 воспитанник. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II - последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

7 воспитанник. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий - цвет Богоматери, белый - цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий - веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет - силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

8 воспитанник. Нам есть чем гордиться и есть что беречь,

- И хартия прав, родимая речь,

И мир, охраняемый нами,

И доблесть народа, и доблесть того,

Кто нам и родней, и дороже всего,

Кто наше победное знамя!

А. Ахматова

Задание: на доске изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии. Найти изображение флага РФ.

- Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)

9 воспитанник: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

- Что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

Задание: назвать государства, которые используют в гос. символике триколор. Команда, справившаяся с большее кол-вом, получает дополнительный балл.

- Молодцы! Справились с этим заданием. Следующий символ государства - это гимн.

Гимн РФ (Приложение 2, Слайд 12)

10 воспитанник: Гимн - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Учитель: Со слов «Боже, Царя храни» начинался первый официальный государственный гимн России. Известна точная дата его появления - 18 декабря 1833 года. В 1917-м его на короткое время - бессмертной строчкой «Отречемся от старого мира» - сменила «Марсельеза», за ней в 1918 году последовал «Интернационал» с его «Вставай, проклятьем заклейменный».

В 1944 году в качестве гимна СССР утвердили мелодию А. Александрова, написанную ранее как «Гимн партии большевиков», со словами С. Михалкова и Г. Эль - Регистана: «Союз нерушимый республик свободных».

Первый гимн современной России на музыку М. Глинки, появившийся в 1990 году, был немым, потому что текст к нему так и не смогли написать. В результате спустя ровно десять лет была создана рабочая группа по подготовке проекта государственного гимна РФ, которая и рекомендовала принять - с учетом опроса общественного мнения - в качестве гимна РФ мелодию гимна СССР. Тогда же «Союз нерушимый республик свободных» был переделан Сергеем Михалковым в «Могучие крылья, расправив над нами». Но этот вариант был рабочим и, в конце концов, переродился в: «Россия - священная наша держава».

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? (Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.)

- Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.

Исполнение гимна РФ на слова С. Михалкова. (Приложение 2, слайд 13)

Дата принятия: 07.03.2001.

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

- Автор гимна С. Михалков умер. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.

III. Итог классного часа

- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

Определение победителей.


Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»



Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»



Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»



Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»



Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»

Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»Классный час на тему: «Символы России. Конституция Российской Федерации»


© 2010-2022