• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ ХОРЕОГРАФИИ И ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ ОТ 5 ДО 18 ЛЕТ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ ХОРЕОГРАФИИ И ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ ОТ 5 ДО 18 ЛЕТ»

Учебная и воспитательная работа в хореографическом ансамбле «Калинка«строится с учетом возрастных особенностей и уровнем восприятия обучающихся. Методы дифференцированного обучения позволяют обучать детей, первоначально не обладающих необходимы способностями к занятиям хореографией (например, чувством ритма). Распределение изучаемого материала по принципу: «от простого к сложному» позволяет детям быстрее овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. В данной методической разработке п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Ворошиловского района г. Волгограда

«СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИСКУССТВУ ХОРЕОГРАФИИ И ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА УЧАСТНИКОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО АНСАМБЛЯ ОТ 5 ДО 18 ЛЕТ»

(МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА)

Разработчик:

Попова Надежда Владимировна

педагог дополнительного образования

Волгоград - 2014


Данная программа является модифицированной (в основе была типовая) и относится к программам художественно-эстетической направленности. Данная ДОП. отличается типовых использованием методических разработок, делающих процесс обучения более эффективным, и личного опыта педагога.

ИНФОМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

ТЕМА ОПЫТА: Система воспитания интереса к искусству хореографии и освоения навыков исполнительского мастерства воспитанников хореографического ансамбля от 5 до 18 лет.

АВТОР ОПЫТА: Попова Надежда Владимировна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель детского хореографического ансамбля «Калинка».

МЕСТО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ: г. Волгоград, Ворошиловский район Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества. Ул. Козловская дом 10.

НОВИЗНА ОПЫТА в данной программе заключается в организации эвристической и исследовательской деятельности педагога. Учебный процесс строится на основе дополнительной образовательной программы «Хореографический ансамбль», разработанной автором на 5 лет. В данной программе представлена концепция обучения хореографии детей, начинающих заниматься в любом возрасте от 6 до 17 лет без специального отбора, кроме медицинских показаний. Обучение планируется так, чтобы в начале каждого учебного года отводилось время на «возвращение к азам», то есть на первых уроках повторяются упражнения, которыми обязательно должны овладеть начинающие танцоры , которые необходимо повторить уже танцующим детям.

Такой подход помогает новичкам «догнать» свою возрастную группу, а также заинтересовать детей разного возраста искусством хореографии и вызвать потребность к занятиям танцевальной деятельностью. Распределение учебного материала по принципу «от простого к сложному» позволяет детям быстрее овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПЫТА. Такой опыт в работе с коллективом применяется с момента его возникновения с 1999 года. Новички принимаются в любую возрастную группу без специального отбора. С этими воспитанниками проводятся индивидуальные беседы, подготавливающие к занятиям.

В данной работе ОПЫТ ПРЕДСТАВЛЕН предполагаемым описанием и следующими приложениями:

Приложение №1: Дополнительная образовательная программа.

№2: План открытого занятия.

№3: Разработки сценариев КТД, тематических программ, программы отчетных концертов.

№4: Фотоматериалы.

№5: Репертуарный план на 2008-2009 учебный год.

№6: Копии дипломов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ. В настоящее время педагогическая практика

испытывает следующие затруднения: 1) Отсутствие единой программы обучения.


  1. Отсутствие социальной активности детей и взрослых.

  2. Отсутствие интереса у детей к познанию чего-то нового,

  3. Дефицит общения во внеурочное время.

5) Снижение двигательной активности детей и подростков. Поэтому система воспитания интереса к искусству хореографии и освоения навыков исполнительского мастерства, предлагаемая автором позволяет привлечь больше детей' к занятиям, тем самым, отвлекая их от улицы, способствуя воспитанию коммуникативности и избавляя подрастающее поколение от дефицита двигательной активности.

Для решения этих проблем автором была разработана дополнительная программа по предмету «Хореографический коллектив «Калинка»» приобщение детей к искусству детей разного возраста, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов в сфере общечеловеческих ценностей;

социальная адаптация детей через коммуникативную деятельность в коллективе; выявление и развитие в процессе занятий способности к профессиональной деятельности.

Вышесказанное способствует решению следующих ЗАДАЧ:

  1. Формирование в учениках танцевальных знаний, умений и навыков.

  2. Развитие двигательных функций, в том числе профессиональных данных (выворотности ног, гибкости тела, шага, прыжка и др.), исправление недостатков осанки.

  3. Воспитание интереса к искусству хореографии.

  4. Воспитание патриотических чувств на примере изучения русских народных танцев.

Ожидаемый результат:

За время обучения учащиеся должны получить представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация. Учащиеся должны получить общие сведения об искусстве хореографии, ее специфики, особенностях, что даст возможность правильно воспринимать образцы профессиональности хореографического искусства; должны овладеть азами хореографии и получить первоначальные знания, умения и навыки, которые позволят желающим продолжить профессиональное обучение.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПЫТЕ. Система воспитания интереса к искусству хореографии и освоения навыков исполнительского мастерства строится по следующим видам деятельности:

  1. Учебно-тренировочная работа: - азбука музыкально-ритмического движения,

  • элементы балетной партерной гимнастики

и акробатики,

-элементы классического танца,

-элементы народно-сценического танца, -элементы историко-бытового и бального

танца,

-элементы сценического детского танца, -элементы современного танца.

  1. Танцевально-художественная деятельность:

-танцевальная импровизация,

-уроки актерского мастерства.

  1. Ансамбль: - постановочная работа,

-репетиционная работа,

-концертная деятельность.

  1. Контроль и анализ: - контрольные и открытые уроки,

  • диагностика индивидуальных возможностей,




- творческие отчеты.

  1. Мероприятия воспитательного и познавательного характера:

  • организационная работа,

  • беседы о ЗОЖ и ТБ,

  • беседы об искусстве хореографии,

  • коллективно-творческая деятельность.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. Учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей и уровнем восприятия обучающихся. Методы дифференцированного обучения позволяют обучать детей, первоначально не обладающих необходимы способностями к занятиям хореографией (например, чувством ритма). Распределение изучаемого материала по принципу: «от простого к сложному» позволяет детям быстрее овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками.

На первом этапе обучения детей 4-8 лет основным видом является игровая деятельность. Через музыкально-ритмические игры дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамотой. В ходе игры у детей постепенно происходит укрепление опорно-двигательного аппарата и развивается эластичность мышц. Эти упражнения изучаются детьми через образные сравнения в игровой форме: «клювики», «утюжки», «стрелочка», «птичка», «кошечка», «собачка» и другое. Такие упражнения подготавливают мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса, требующего высокого физического напряжения.

На втором этапе обучения в 9-12 лет основной учебной деятельностью становятся элементы классического танца у станка и на середине зала, как средство выработки правильной постановки корпуса, ног, рук, и головы; выворотности суставов, тренировки силы и эластичности разных групп мышц; формирования правильной осанки, обеспечивающий устойчивость (апломб) при исполнении движений классического танца. Движения у станка выполняются в четырех положениях:

1) стоя лицом к станку,

  1. стоя спиной к станку,

  2. стоя за станком,

  3. стоя боком к станку.

Все движения исполняются сначала у станка, затем на середине зала в то же последовательности.

Упражнения строятся по степени сложности.

Элементы народно-сценического танца становятся ведущим средством развития ганцевальности и исполнительского мастерства. Большое внимание уделяется основам русского народного танца и казачьему фольклору, тем самым преследуя цель сохранения национального наследия родного края, воспитания патриотических чувств учащихся. Кроме того, изучается фольклор таких народов как: татарские, узбекские народные танцы, что способствует ближе узнать культуру и быт других народов.

Элементы историко-бытового и бального танцев знакомят учащихся со стилями и манерами разных эпох, способствуют развитию танцевальности, музыкальности, чувству позы. В программу включены основные движения таких танцев, как менуэт, гавот, полька, вальс, полонез.

На элементах сценического детского танца, народно-сценического танца, современного эстрадного танца строится танцевальный репертуар коллектива.

Элементы современной хореографии вводятся для изучения на третьем этапе с детьми 13-17 лет, как средство поддержания интереса к искусству хореографии и продолжают развитие опорно-двигательного аппарата, структуры мышц и способствует достижению выразительности исполнения и совершенствованию исполнительской техники.

Для воспитания интереса к искусству хореографии в дополнительную образовательную программу включена танцевально-художественная деятельность: занятия по актерскому мастерству, танцевальная импровизация. Такая деятельность


привлекает учащихся к сотворчеству в постановочной работе, развивает их художественное воображение, асоциальную память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей, умение передать содержание музыки, образа в движении.

Особо важная роль в системе воспитания интереса к искусству хореографии и повышения исполнительского мастерства отводится концертной деятельности коллектива. Она побуждает учащихся, более добросовестно относится к занятиям, так как для участий в концертах привлекаются наиболее успевающие танцоры. При этом возможность выразить себя предоставляется на разных этапах всем детям, дифференцированно подбирая танцевальный репертуар.

Концертная деятельность коллектива «Калинка» строится на выступлениях на праздниках внутри коллектива, в детских садах и школах, в оздоровительных лагерях, в МОУ ЦЕНТР, на мероприятиях района, города и области. Коллектив принимает участие в городском фестивале «Детские фантазии», в областном фестивале детского и юношеского творчества «Феона».

В раздел программы «контроль и анализ» включена методика диагностики индивидуальных возможностей ребенка, которая проводится 2-3 раза в год, прослеживая, таким образом, динамику развития индивидуальных возможностей учащихся. Два раза в год (декабрь, май) проводятся открытые занятия для родителей. Один раз в год в конце учебного года проводится отчетный концерт ансамбля перед родителями и друзьями.

Мероприятия воспитательного и образовательного характера включают:

1 .Организационную работу, которая проводится в течении учебного года по комплектованию групп, проведению родительских собраний 2-3 раза в год, подготовке выездных концертов.

  1. Беседы по здоровому образу жизни и правилам по технике безопасности жизни проводятся обязательно 2 раза в год и подкрепляются напоминаниями на каждом занятии.

  2. Беседы об истории хореографического искусства, подкрепляют интерес учащихся к искусству танца. На этих занятиях используются по возможности видеоматериалы, журналы «Балет», «Пяти-па» и другая литература по хореографии. 1-2 раза в год дети посещают коллективно концерты профессиональных хореографических коллективов. После просмотра спектаклей проводятся обсуждения, анкетирование, зарисовки впечатлений.

Особенно важную роль для поддержания интереса к деятельности ансамбля играет коллективно-творческая деятельность. По традиции старшие дети принимают активное участие в планировании и проведении этих мероприятий. В начале каждого учебного года, в сентябре, проводится «День рождения ансамбля», на котором подводятся итоги прошедшего творческого сезона, просматриваются видео и фотоматериалы прошедших

ктд.


© 2010-2022