- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лисенкова Н.И. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение Перевозского муниципального района
Нижегородской области
«Средняя общеобразовательная школа г.Перевоза»
Классный час
В форме фольклорного праздника
(из цикла деревни и сёла Перевозского района)
В мире русской деревни
Подготовила:
Учитель биологии и химии
МБОУ СОШ г.Перевоза
Лисенкова Н.И.
г.Перевоз
2014
Актуальность: Работа классного руководителя по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников всегда было актуальным и важным. Данная работа, сценарий фольклорного праздника «В мире русской деревни», адресована учащимся 6-8 классов. Материал классного часа могут использовать учителя, которые реализуют внеурочную деятельность в начальной школе по патриотическому и нравственному воспитанию, а также в период работы пришкольных лагерей в дни тематических занятий. Использование предложенных материалов позволит педагогам в интересной форме познакомить детей с селами и деревнями Перевозского района, с историческим наследием, традициями местного населения.
Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, народов, проживающих рядом с ребёнком, и о родной природе.
Цели классного часа:
- формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций;
- развитие познавательного интереса к изучению родного края;
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- прививать уважение к культуре и традициям родного края;
- прививать чувство любви к своему Отечеству;
- развивать творческие способности, знакомить с традициями края, страны, достижениями людей;
- уточнить и расширить сведения ребят о своей Родине, о родном крае.
- воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, чувство патриотизма и любви к своей Родине, воспитывать любовь к книге.
- развивать у учащихся коммуникативные навыки.
Ожидаемый результат:
- в повышении познавательного интереса детей, который проявляется во внеурочной деятельности;
- в повышении уровня знаний учащихся о родном крае, который, достигается благодаря использованию сведений из различных источников;
- в умении ребят организовывать свой досуг в стенах родной школы, умение распределять поручения в небольшой группе, контролировать их выполнение;
- в воспитании тёплых, дружеских отношений между ребятами, развивать самоуправление и саморазвитие личности;
- в развитии творческой деятельности учащихся, результатом которой могут быть собственные рисунки, исследовательские проекты и т.д. что является отражением личностного отношения восприятия мира.
Оборудование: Авторский медиапродукт - презентация из 30 слайдов, компьютер, экран, проектор, старинные костюмы, самовары, сладости для детей, фонограммы с песнями,
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!
Добро пожаловать, дорогие гости!
Сегодня речь пойдёт о русской старине, о том, как жили - не тужили наши деды. Старое уходит, но нам его нужно знать и беречь.
На праздник наш собрались ребята умные, бывалые, а главное, старину любят. Давайте
Перенесёмся в прошлую жизнь старинного русского села Вельдеманова.
1 ученик: Первое поселение на территории села появилось около 600 лет назад. В давние времена росли здесь могучие дубы, вековые сосны да ели. И поселились в местных лесах разбойники.
2 ученик: Главарём у них был Вельдем. Когда шайку Вельдема разгромили, поселение стало называться Вельдеманово.
1 ученик: В 17 веке бытуют в селе разные ремёсла: есть здесь и плотники, и кузнецы, и пивовары, и бочкари, пастухи, портные и многие другие.
2 ученик: Здесь на улице Красная горка в 1605 году родился мальчик Никита, будущий патриарх Всея Руси второй половины 17 века - Никон, реформы которого всколыхнули всю Россию.
1 ученик: В 18 веке построено здание церкви, которая носит имя Казанской Божьей Матери.
2 ученик: В начале 19 века в селе появилась первая частная библиотека.
Ведущий: О библиотеке мне хотелось бы рассказать более подробно. В 1910 году организована первая частная библиотека в доме Строкина Пигасия Ивановича. Этой библиотекой пользовались грамотные крестьяне, интеллигенция села. В этом доме проходили революционные сходки. Библиотечный фонд насчитывал более 500 экземпляров книг.
После революции 1917 года и конфискации помещичьих владений в 1918 году в Вельдеманово был перевезён дом помещика Криковского. В доме было 16 комнат. Вместе с домом была перевезена и библиотека помещика (не менее 2х. тысяч книг). В этом доме также разместился сельский совет, гримерные и раздевалки. Здесь ставились пьесы и спектакли силами учителей школы. Заведовала этой библиотекой Сабанеева Мария Ивановна (с 1918 - 1924). В 1924 году это здание сгорело вместе с книгами. Библиотека временно размещается то в одном доме, то в другом. Книги собирались по домам, позднее привезли из уезда. В 1930 году был построен, на месте сгоревшего дома помещика, клуб. Здесь начала работать и библиотека, её фонд составлял 550 экз. С 1947 года заведующей библиотекой стала работать Писарева Нина Ивановна. В 1970 году она уходит на заслуженный отдых. Вместо неё начинает работать Тимачёва Лидия Ивановна. Книжный фонд составляет 9156 экз.
2 ученик: А ещё Вельдеманово - родина Героя Советского Союза Волкова Лазаря Григорьевича.
1 ученик: много прекрасных слов можно сказать о нашем селе Вельдеманове. Про него даже книга написана. Авторы её Рыньковы Валерий Владимирович и Владимир Валентинович.
2 ученик: Мы любим родное село и стараемся узнать подробнее его историю. А вас, дорогие гости, приглашаем, познакомится с традициями села, играми, песнями, кушаньями.
Вместе: Милости просим в нашу горницу!
3 ученик: Рада видеть вас у печки
Без неё и дом пустой
В ней и жарить, в ней и парить
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
«Печь нам мать родная всем
На печи всё красно лето,
У печи и сплю, и ем».
4 ученик: А ещё так говорили: всё, что в печи - на стол мечи.
Для наших предков еда была не просто физическим насыщением. Поев вместе хлеба, щей или каши люди в дальнейшем считали друг друга настоящими родственниками.
Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на помощь хозяина, но и сам не смел, причинять ему зла. Приветливость хозяина оценивалась его хлебосольством.
Ведущий: Правила общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках, таких точных, мудрых, что можно учиться по ним житейской мудрости.
Продолжите следующие поговорки:
«Гостю щей не жалей, а побольше налей».
«Не бойся гостя сидящего, а бойся стоящего».
«Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды».
«Гость часто за шапку берётся, не скоро домой вернётся».
А ещё в народе так говорили: «Хлеб всей жизни голова».
5 ученик: Славится он первым на селе,
Славится он первым на столе,
Ветер его холит, холят его степи,
Он лежит сейчас парной
Ситный, белый и ржаной.
Выбирай на вкус любой!
Ведущий: Хлеб обычно пекли раз в неделю, поскольку это занятие сложное и трудоёмкое. С вечера хозяйка готовила тесто для хлеба. Для этого использовалась специальная деревянная кадка. И тесто и кадка назывались одинаково. Как? ( Квашня).
6 ученик: Ни один праздник не обходился без пирогов. Пироги пекли из разного теста: дрожжевого, пресного, слоёного. Различались пироги подовые (значит, выпечены без масла), пряжные (испечённые в масле).
Пироги пекли с яйцами, кашами, фруктами, ягодами, грибами, изюмом, маком. С мясом, рыбой и творогом.
7 ученик: На русских свадьбах существовал обычай: когда торжество заканчивалось, гостям раздавали маленькие пряники - разгонян. Это означало, что гостям пора расходиться по домам.
Ведущий: Повседневной горячей пищей каждой крестьянской семьи были щи да каша. «Щи да каша - пища наша» - говорили в народе. Каша считалась простой, сытной и доступной едой. Многие старинные каши мы едим и по сей день.
Многое изменилось в питании народа за последние три столетия. На нашем столе заняли место такие овощи, как помидоры, картофель - о которых раньше даже и не знали. А вот некотырые овощи почти совсем исчезли из нашего меню - репа. А когда-то на Руси считали её «вторым хлебом». Крестьяне хранили этот «второй хлеб» чуть ли не всю зиму. Плоды репы укладывали в кадку слоями - слой песка, слой репы и т. д. Репу ели в свежем виде, парили в печи. Даже поговорка в народе есть «проще пареной репы».
А вот еще одна народная пословица гласит: «Не хлебом единым сыт человек». Ни один праздник не обходился без песен, частушек и гармони.
Ведущий: Эй, сударушки-подружки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей
Чтобы было веселей!
Частушки:
1. Чтобы печка разгоралась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась
Надо пляской помогать!
2.Тише, тише господа
Пол не проломите
У нас в подполе вода
Вы не утоните!
3. Я плясала в три ноги
Потеряла сапоги
Оглянулася назад-
Сапоги мои летят.
4. Я секрет румян достала
У прабабки Фёклы-
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свёклы!
5. Ухажёров нынче много
Под моим окошком.
Все желают получить
Пирожок с картошкой.
6. Мой милёночек прислал
К празднику записку,
Что меня он обожает
Как салат с редиской.
7. Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто.
Все наряды я одела,
Как кочан капусты.
8. Ой, подружки дорогие,
Дайте мне капусты.
Я всё лето загорала,
В огороде пусто.
9. Ох, довольно мы напелись,
Дайте смену новую
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.
Ведущий: Ох, спасибо, потешили нас русской частушкой.
Пришла пора детушек спать укладывать.
Всякой матери своё дитя мило.
Послушайте: какие колыбельные песни пели
Женщины своим деткам в Вельдеманове:
1. Котя, котенька, коток
Котя-серенький лобок
Приди котя ночевать.
Нашу Дашеньку качать
За работу мы дадим
Кусочек пирожка,
Бутылку молока.
2. Ой качи- качи-качи
Пекла баба калачи.
Прибежал мальчонка
Я не тятькин сын
Я не мамкин сын
Я на ёлке рос,
Меня ветер снёс.
Я упал на пенёк,
Стал кудрявый паренёк.
На пеньке том деньги
Купили дочке серьги.
На остальные пятаки
Купим Ване башмаки.
3. Баю-баюшки-баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
Схватит тебя за бочок,
Унесёт в тёмный лесок,
Под ракитовый кусток.
Там татары-воры
Курицу кололи
На базар носили
Три рубля просили.
Ведущий: Впрочем мамы не только пели песни, они рассказывали прибаутки и сказки в стихах, потешки. А дети их разыгрывали:
- Заяц белый, куда бегал?
-В лес дубовый.
-Что там делал?
-Лыко драл.
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто украл?
-Родион.
-Выйди вон.
-Чей нос?
-Савин.
-Где был?
-Славил.
-Чего наславил?
-Копейку.
-Что купил?
-Калач.
-С кем съел?
Ведущий: Долгими зимними вечерами за прялкой рассказывались истории, повествующие о ведьмах, леших, разных поверьях. Ребята собирали эти истории у жителей села и сейчас они расскажут некоторые из них.
Рассказчик Юдина Александра Григорьевна (родилась в селе Вельдеманове в 1925 году. Работала 40 лет зоотехником. Пенсионерка).
«Приметам раньше верили все, потому что многое сбывалось. Если встретишь зайца в лесу - это к добру, а если лису, волка, кабана, то жди беды. Если сорока сядет близко к тебе в лесу и начнёт стрекотать, то ей говорили так: «Если с добром - добро пожаловать, а если с плохой новостью - уходи». А вот про змею, которых у нас всегда было много в лесах, особенно в лесных оврагах гадюк, было множество, говорили так: «Если змея приползёт к жилищу человека - жди болезни или смерти…».
Рассказчик Аверчева Клавдия Александровна (1927 года рождения. Родилась и живёт в селе Вельдеманове, пенсионерка).
«Когда я ещё девочкой была, случай произошёл в селе. Мужик (имя забыла) один ездил на ярмарку, в Перевоз. Проезжая мимо Чёртова моста, лошадь увидела кого-то в чаще леса; потом увидел и хозяин. Это был получеловек, полуживотное. Страшное, всё обросшее шерстью, с копытами, но с человечьим лицом. После увиденного человек забыл, куда он ехал и откуда. Его лошадь долго плутала по лесу. Мужик этот чуть с голода не помер от долгого плутания. До сих пор это место люди стороной обходят. А на Чёртовом мосту часто несчастные случаи происходят, то разобьётся кто, то поломка, какая на транспорте произойдёт. Заколдованное место…».
Ведущий: А сейчас ребята покажут старинные русские игры в которые играли наши бабушки и дедушки. (Ребята показывают несколько вариантов игры «Голышек»).
Ведущий: По русской традиции чай лучшее завершение праздника. К нему подают мёд, бублики. Варенье, печенье, пряники.
В 1679 году появились в России самовары. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, будит мысли, освежает тело.
В трубу самовара закладывали шишки, угли, раздували сапогом и пили горячий чаёк.
1. В прежние годы чай любили,
С сахарком да медком пили.
И в прикуску и в накладку,
А бывало и в приглядку.
2. Псидеть у самовара
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
Унего горят бока.
3. Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Ведущий: Ребята, дорогие гости! Много замечательных людей живёт в нашем селе. Сложилось много замечательных традиций.
Так давайте же любить своё село, украшать его, заботиться об окружающей природе. Беречь традиции наших предков, чтобы каждый из нас мог с гордостью сказать: «Моё село - Вельдеманово!
Живи! Здравствуй и процветай!».