Статья

Усложнившаяся современная действительность потребовала  от системы образования дать ученику целостную картину окружающего мира: общечеловеческие ценности, приоритет, которых лежит в основе нового мышления, главное место принадлежит ценностям нравственным. Не случайно именно нравственные проблемы прямо или косвенно ставятся сейчас средствами массовой информации и специальными изданиями, звучат в выступлениях общественных деятелей и в наших повседневных разговорах.    В эти проблемы, безусловно, упирается и решение многих вопросов школьной практики в целом, обучение языку и литературы в частности. Не надо много примеров из школьного преподавания, чтобы убедиться , в какой мере учителей волнует нравственное воспитание молодежи, которое невозможно без правды о забытых художниках слова, о литературных произведениях , о жизни, нашедшей в них отражение, о событиях сегодняшнего бурного времени.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Восхождение по ступеням культуры. Учитывать реальности.

Усложнившаяся современная действительность потребовала от системы образования дать ученику целостную картину окружающего мира: общечеловеческие ценности, приоритет, которых лежит в основе нового мышления, главное место принадлежит ценностям нравственным. Не случайно именно нравственные проблемы прямо или косвенно ставятся сейчас средствами массовой информации и специальными изданиями, звучат в выступлениях общественных деятелей и в наших повседневных разговорах.

В эти проблемы, безусловно, упирается и решение многих вопросов школьной практики в целом, обучение языку и литературы в частности. Не надо много примеров из школьного преподавания, чтобы убедиться , в какой мере учителей волнует нравственное воспитание молодежи, которое невозможно без правды о забытых художниках слова, о литературных произведениях , о жизни, нашедшей в них отражение, о событиях сегодняшнего бурного времени.

Однако может ли правдивая информация существенно повлиять на наших учеников, воспитанников, способствовать развитию у них духовных запросов, веры в творческие и нравственные силы человека как главной ценности , если их школьная жизнь не очищена от лжи и несправедливости, от расхождений между словом иделом в поведении самих учителей и воспитателей?! Не пора ли нам открытыми глазами посмотреть на те противоречия , о которых прекрасно знает каждый , но которые мы научились изящно обходить стороной- то ли по привычке, то ли по неопределенной боязни, «как бы чего не вышло» , то ли по принципу , «что мне больше всех нужно»? И получается , что мы все продолжаем -таки соблюдать давно принятые нами правила игры в благополучие. Весьма заманчива эта игра: она дарит ощущение безопасности и покоя. И нам , привыкшим( пусть в разной мере) «служить делу» с оглядкой на «лица»( если не просто служить лицам!) , нелегко от нее отказаться. Иначе чем же объяснить наше умение не замечать того , что лежит на поверхности?

Обратимся прежде всего к оценки учебной деятельности наших учеников и ее результатов.

Как известно, в педагогике, существует мнение, подкрепляемое авторитетом многих ученых, о целесообразности и перспективности у учеников познавательных интересов. Безусловно, познавательные интересы личности- надежный стимул учебной деятельности. Однако можем ли мы в настоящее время ориентироваться на него как на основной? Иными словами , возможно ли сейчас отказаться от оценок , которые должны фиксировать уровень знаний , умений и навыков, достигнутый каждым школьником на том или ином этапе обучения? Представляется, что без оценок пока не обойтись. Отметка для ученика -свидетельство того, насколько он усвоил или не усвоил изучаемый предмет в школе, сигнал, по которому он решает, что нужно делать , чтобы достичь необходимого уровня образованности. Учителю отметка показывает , насколько правильно он обучает своих воспитанников, и помогает наметить пути совершенствования своей работы. Если отметка выставляется неправильно , если нарушается главное педагогическое требование к ней - объективность, то она, естественно, перестает выполнять свои функции, но при этом становится не просто бесполезной, а вредоносной, ибо дает ложную информацию. Несмотря на очевидность этих банальных истин, мы упорно продолжаем выставлять необъективные оценки. Чтобы не испорть качество знаний, как в школе, так и на уровне выше. Конечно же, речь идет прежде всего о тех двойках, которые мы прикрываем в журналах, в аттестатах «положительными» тройками. Создавая для детей и для начальства видимость благополучия. А о ЕГЭ и ОГА вообще говорить вслух нельзя. «Система» , которая «загнала» учителя в «угол». Об это нужно говорить особенно громко!

Любопытно проследить трансформацию отношения к необоснованной ( то есть ,попросту говоря , фальшивой) тройке в среде образования, в том числе и учителей. Вспомним середину 20 столетия «удовлетворительно» ставили с большим неудовольствием, под нажимом администрации. При этом возникали довольно острые конфликты , находились учителя, которые так и не шли на сделку с совестью и предпочитали услышать свою фамилию в черном списке , но оставаться честными перед детьми и не вредить своей работе с ними. Постепенно сопротивление угасло , конфликты загонялись внутрь. Новой инструкцией о переводных и выпускных экзаменах « запрет» на выставление двоек снят, но это очень слабо повлияло на объективность оценок. Оказалось, что за последнее время сложилась новая учительская мораль : ставить двойки - безжалостно по отношению к детям, двойкой можно травмировать психику ребенка , искалечить его судьбу и т. д и т. п. Да, очень много плохого можно сделать двойкой.

Но не пора ли подумать - а что мы делаем тройкой, той самой , которая вместо двойки? К чему она в действительности приводит и как нравственно калечит детей?

В общем-то, это хорошо известно каждому. Но, может быть, небесполезно сформировать для себя и произнести вслух хотя бы некоторые последствия нашего педагогического «милосердия». Нашей игры с оценками.

Во-первых, выставляя фальшивые тройки , мы ежедневно насаждаем ложь, утверждаем ее как норму жизни, подкрепляем учительским авторитетом и авторитетом государственных документов. И все это не где-нибудь , а в общении, в работе с детьми, доверенными нам для воспитания. И все это совершает ни кто-нибудь , учитель, который на свои уроках, ставит, объясняет, обсуждает, решает с детьми самые важные для формирующего человека нравственные проблемы. Вот и получается, что к созданию дефицита нравственности каждый из нас приложил руку в тот момент, когда действовали по принципу «три пишем- два в уме». Конечно, мы не должны ставить двойки необдуманно или «под настроение». Но ведь и недопустимо продолжать существующую практику. Нужно , чтобы каждый учащийся уяснил наконец, что положительная оценка зарабатывается и возможна только за определенные усилия, за определенный труд.

Во-вторых, мы слишком спокойно относимся и к тому , что обманываем общество , выпуская из школы людей без знаний, которые необходимы для дальнейшего обучения, для работы. И вместе с тем нас возмущает необразованность и низкий профессионализм врачей, учителей , строителей, администраторов - всех тех, с кем приходится сталкиваться в жизни.

Одним словом, нам представляется , что вопрос об объективности оценок требует в настоящее время самого пристального внимания , обсуждения и решения в кратчайшие сроки.



© 2010-2022