На тему Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в лицейском образовательном пространстве

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в лицейском образовательном пространстве


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Приднестровья, принимающий судьбу Республики как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Приднестровской Молдавской Республики.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. И соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Важная роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане Приднестровья. Академик Лихачёв говорил: «Если человек равнодушен к старым улицам - значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла». Поэтому надо, вовремя приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию - необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.

Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности - солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности - отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо корыстного интереса.

Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива.

Соответственно и патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых коллективообразующих эффектов совместной деятельности - отношений дружбы и товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности иному, идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой группе.

Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела - не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности.

Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного воздействия воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой уровень общественного коллективизма, группового развития это воздействие обеспечивает. Вместе с тем понятно, что патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и коллективной идентичности. Успешность формирования детских и молодежных коллективов определяет эффективность практик конкретных воспитательных систем, но не системы патриотического воспитания на государственном уровне. Как первооснова этого воспитания коллективизм не имеет большего значения без духовно-этической мотивации коллективных действий и поступков. Патриотические мотивы имеют особую побудительную силу исключительно под влиянием соотнесения, отождествления себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству»).

Современная история Приднестровья показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданина общества и демократического правового государства. Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах, образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой. Чем более высоким ценностным статусом наделяются образцы патриотического поведения, чем больше образцы такого поведения приобретают черты культа (культ самоограничения, служения, принятия бремени государственных обязательств и т. д.), тем более самодовлеющим и самодостаточным становятся мотивируемые образами чувства долга, ответственности и т. д.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Это справедливо, патриотическое воспитание - залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Работая в этом направлении, мы стараюсь воспитывать у своих лицеистов такие христианские качества, как доброта, смирение, терпимость, милосердие, трудолюбие, честность, дисциплинированность.

Воспитать гражданина, целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого - это долг каждого учителя-воспитателя.

Система лицейской воспитательной системы включает девять основных направлений, основное место в которой занимает духовно-нравственное и гражданско-патриотическое направление - это встречи с защитниками Приднестровья, посещение музеев города и района, шефство над участниками Великой Отечественной войны и их семьями. Участие в республиканских акциях - «Юный инспектор дорожного движения», «Юный патриот Приднестровья», «Юный эколог Приднестровья».

Важную роль в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко)

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.

Неоспоримым доказательством могут служить слова почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее - безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам лишь некоторую сумму знаний. Нет и не может быть без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью самостоятельной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и Отечеству».

© 2010-2022