Доклад Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения

Доклад "Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения" Интенсификация учебного процесса, рост учебной нагрузки, выз­ванные модернизацией современной отечественной системы об­разования, в сочетании с социально-политическими, экономическими и нравственными проблемами современного общества способствова­ли усилению невротизации школьников, развитию у них психосома­тических и вегетативных расстройств. Перегрузка психики ребенка, являясь одной из причин школьной дез...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И. Борзова

села Середниково Шатурского муниципального района Московской области



ДОКЛАД







«Индивидуальный подход к различным категориям детей

как основа здоровьесбережения»







Подготовила

Соколова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов


с. Середниково

2014

Индивидуальный подход к различным категориям детей

как основа здоровьесбережения


Интенсификация учебного процесса, рост учебной нагрузки, вызванные модернизацией современной отечественной системы образования, в сочетании с социально-политическими, экономическими и нравственными проблемами современного общества способствовали усилению невротизации школьников, развитию у них психосоматических и вегетативных расстройств. Перегрузка психики ребенка, являясь одной из причин школьной дезадаптации, негативно сказывается на состоянии его здоровья.

Это приводит к необходимости разработки и апробации новых технологий и моделей школьного образования, адекватных конкретному индивидуально-психологическому, возрастному развитию учащихся, а также уровню его социального опыта.

Здоровьесберегающие технологии - это образовательные технологии, соответствующие следующим основным критериям:

- определение целей образования с учетом всех требований к их постановке: диагностичность, реальность, доступность, достижимость, однозначность и конкретность, позитивная значимость для всех и каждого, постепенная усложняемость, системность, преемственность и т. д.

  1. - отбор и структурирование содержания образования;

  2. - оптимальная организация образовательного процесса (методы, приемы, формы и средства организации совместной деятельности с учетом принципов и закономерностей педагогического процесса и прочих психолого-педагогических характеристик);

  3. - разработка параметров анализа успешности в продвижении к целям (включая промежуточный анализ);

  4. - использование объективных методов оценки образовательных результатов (качественных и количественных характеристик);

  5. - создание благоприятной среды для реализации общих целей и формирование гармоничных отношений всех участников образовательного процесса;

  6. - высокий уровень профессиональных компетенций педагога.

Таким образом, понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Личностно-ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае выступает в роли эффективного способа закрепления тех или иных личностных качеств.

Динамические особенности нервной системы учащихся, с одной стороны, и формы построения учебно-воспитательных ситуаций, с другой, зачастую противоречат друг другу. Поэтому слабые и инертные учащиеся не могут действовать в указанных ситуациях адекватно своим природным возможностям.

Учитывая индивидуальные особенности своих учеников, педагог по отношению к ним может применить специальные приемы, способствующие созданию ситуации успеха при выполнении той или иной деятельности:

  1. - не требовать от учащегося немедленного включения в работу;

  2. - не ставить «слабого» в ситуацию неожиданного выполнения упражнений, особенно демонстрационных, так как активность в выполнении нового вида заданий возникает постепенно;

- формировать у учащегося уверенность в своих силах, создавая для него ситуации успеха, постоянно подбадривая его словами «молодец», «очень хорошо» и т. п., осторожно оценивая его неудачи, так как он и сам очень болезненно к ним относится;

- разбивать сложные задания на части и отрабатывать их ступенчато, постепенно наращивая темп, также поступенчато оказывая помощь или привлекая для этого других детей;

  1. - постепенно увеличивать нагрузку, чередуя выполнение сложных и простых заданий;

  2. - предоставлять возможность для повторного выполнения работы, не давая низких оценок;

  3. - в минимальной степени отвлекать учащегося, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную обстановку.

Учащиеся со слабой нервной системой склонны планировать свою деятельность. Поэтому им необходим оптимальный алгоритм ее выполнения. Предварительный разбор задания или его элемента также дает возможность не отставать от других учеников. Частые перерывы для отдыха снижают быструю утомляемость таких учеников.

Успех выполнения заданий детьми со слабой и инертной нервной системой зависит от того, насколько им удалось овладеть приемами приспособления к требованиям деятельности, педагогу на это необходимо постоянно обращать внимание и создавать благоприятные условия, обеспечивающие эффективность их деятельности.

Детям инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Например, эффективна такая форма деятельности, как совместное рисование, когда капризные, агрессивные, инертные, гиперактивные дети все вместе создают общий рисунок. Развивается общий сюжет, состоящий из отдельных историй, и у каждого ребенка своя история. Одновременно рисуя и комментируя, дети научаются общаться друг с другом.

Успешное включение слабых и инертных учащихся в деятельность (при прочих равных условиях) возможно только тогда, когда в набор педагогических и методических воздействий в равной мере будут включены и такие, которые учитывают их индивидуальные особенности. Только в этом случае учащиеся смогут в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, способности, смогут испытывать чувство удовлетворения от выполняемой деятельности, чувство уверенности в себе, в свои силы. Если же условия организации образовательной деятельности находятся в противоречии с динамическими особенностями слабых и инертных учеников, то это будет тормозить их личностное развитие в целом.

Одним из самых распространенных следствий нарушения, либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в ее поведении. Отклоняющееся поведение - это поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом поведенческих норм.

У детей с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности к общению - одно из важнейших направлений воспитательной работы с ними. При этом надо учитывать, что отчужденность подростков часто возникает как следствие их закомплексованности, низкой самооценки. Важно воспитывать у них чувство собственного достоинства, проявляя по отношению к ним повышенную заботу, надо поверить в них, опираться на положительные качества их личности.

Большое значение в коррекции девиантного поведения имеет педагогическая поддержка. Важно помочь трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, сверстниками, родителями, учителями, приобрести необходимые знания, сформировать творческие увлечения. Работу надо построить так, чтобы подросток поверил в реальность поставленной цели.

Эффективность работы с трудными детьми обусловлена, прежде всего, установлением отношения уважения и доверия со стороны участников воспитательного процесса.

Рассмотрим конкретные стратегии педагогического воздействия на ребенка и эффективного воздействия с ним.

При коррекции поведения гиперактивного ребенка взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий:

  1. - эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными эти попытки не были;

  2. - избегать жестких оценок, упреков, слов «нет», «нельзя», «прекрати»; - разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко;

  3. - давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

  4. - поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение, конструирование);

  5. - ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, так как это чрезмерно возбуждает ребенка;

  6. - оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля;

  7. - предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать энергию.

Физическую подвижность гиперактивного ребенка сдерживать нежелательно, необходимо подчинить действия ребенка конкретной цели и приучать достигать ее.

Воспитательное воздействие на ребенка, проявляющего демонстративное поведение, направлено на попытку предупреждения капризов, явных «демонстраций». В этих случаях желательно отвлечь ребенка, переключить его внимание, оставить его одного, без «зрителей». Изредка целесообразна тактика «разрешающего поведения», когда ему позволяют «исполнить» каприз, демонстративный поступок полностью, до конца. К нему можно даже присоединить весь класс, всю группу. Видя, что на этот раз подобное поведение не осуждается и разрешено другим детям, ребенок прекращает каприз.

Работая с агрессивным ребенком, необходимо следовать следующей тактике. Важно пытаться сдерживать его агрессивные порывы непосредственно перед их проявлением. Ребенка можно остановить словом, отвлечь внимание каким-либо предметом, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту. Допустивший агрессивную выходку ребенок подвергается осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений и занятий. Приведение в порядок комнаты после учиненного разгрома не является наказанием за содеянное. Ребенку даже лучше в этом помочь.

Труднее предотвратить вербальную (словесную) агрессию. Взрослому целесообразно проигнорировать обидные слова, сказанные в его адрес, однако при этом надо постараться понять, какие чувства и переживания стоят за ними, поговорить с ребенком, когда он «остынет». Как вариант реакции - превращение ситуации в шутливую, ироническое отношение к себе (если это позволяют конкретные сказанные фразы, не причиняется вред достоинству взрослого).

Склонным к агрессии детям важно создавать ситуации переживания удовольствия от демонстрации социально одобряемого поведения перед аудиторией. С этой целью можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. Ребенок при этом должен быть успешен, так как неудача может вызвать акт агрессии, как к предмету деятельности, так и к окружающим, что в дальнейшем серьезно затруднит работу педагога с таким ребенком. Необходимо предоставлять возможность агрессивному ребенку проявлять свои лидерские качества, но только не через агрессивные действия. Наказывать ребенка с агрессивным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним доверительные отношения.

Инфантильное поведение ребенка можно предупредить, если своевременно выработать у него навыки произвольного поведения, произвольной регуляции своих действий, поступков; если систематически и последовательно формировать у него положительную социальную активность, самостоятельность и ответственность.

Конформное поведение ребенка требует систематического развития и поощрения сознательно аргументированной убежденности ребенка в правильности или ошибочности его поступков, оценок, интересов и предпочтений.

Особо следует остановиться на проблемах воспитания одаренных детей.

Одаренность или общая одаренность - способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.

Условия успешной работы с одаренными учащимися:

  1. - создание системы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного ее функционирования;

  2. - расширение и совершенствование деятельности психологической службе в школе;

  3. - включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы;

  4. - осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования особой образовательной среды;

- включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, проявляет уважение к индивидуальности ученика; взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие его способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; цель учителя - помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь в социализации; учитель веритв собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы; он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений; учитель считает одаренных детей способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, что им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать, стремление к творчеству; учитель способствует формированию положительной самооценки ученика, уважает его ценности; одаренные для педагога являются источником скорее положительных эмоций, чем отрицательных; учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием;

- постоянная работа по совершенствованию образовательного процесса в школе с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся: разработка гибких индивидуальных программ; создание теплой, эмоционально безопасной атмосферы в классе; предоставление учащимся обратной связи; использование различные стратегий обучения.

Взрослым следует учить таких детей справляться с их завышенными ожиданиями в отношении собственных возможностей. Необходимо привести самооценку ребенка в соответствие с его высокими умственными возможностями.

Индивидуализация образовательного процесса предполагает включение ребенка в посильную для него деятельность, как учебную, так и воспитывающую. Это может быть реализовано педагогом, имеющим достаточно высокий уровень антиципации (способности к предвосхищению), позволяющий прогнозировать особенности реагирования ребенка при включении его в те или иные ситуации в процессе решения многочисленных педагогических задач.



Литература:

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. № 2 - 2000.

2. Нечаев М.П. Рефлексивные технологии воспитания в современной школе. - М., 2009.

3. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. - М., 2001.

4. Романова Г.А. Здоровьесберегающие технологии в работе классного руководителя. - М., 2012.



© 2010-2022