Классный час «Как бороться с агрессией, злом». Выступление на заседании ШМО Детская агрессия

Перед сценарием классного часа  «Как бороться с агрессией, злом».  идет выступление на заседанании ШМО "Детская агрессия". Виды, причины и способы устранения.Возрастные особенности учащихся.   В конспекте классного часа даны упражнения борьбы с агрессией, психологическая диагностика "Уровень агрессивности" и рисуночный тест, беседа, обсуждение классного руководителя и учащихся. Цель этого классного часа"Дать возможность детям понять, что значит агрессия, и почему она возникает. Научить детей бор...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2.

Детская агрессивность и способы её преодоления.
Выступление на ШМО классных руководителей.

Классный руководитель Есенжолова Э.С.

Детство - период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми.

Среди них - детская агрессия. Педагоги отмечают, что участились случаи проявления агрессивности детей по отношению друг к другу. Для решения данной проблемы необходимо разобраться в происхождении такого поведения.

Унижение ребенка взрослыми, ежедневная демонстрация сцен насилия на телевизионных экранах - основные причины детской агрессивности.

В этиологии данного феномена можно выделить две особенности:

^ Первая определяется биогенетическими и психогенетическими факторами и представлена в индивидуально-типологических свойствах человека. Вторая имеет социогенетические корни, проявляется, как способность к адаптации и связана с условиями биологического, социального развития и жизненного опыта ребенка.

Агрессивность рассматривается как предрасположенность к реализации агрессивной модели поведения, обеспечивающей адаптацию человека и являющейся одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресс, деривация, фрустрация).

В связи с этим важно различать агрессию конструктивной направленности, когда адаптация удовлетворение потребности происходят социально приемлемым способом и деструктивной (враждебной, асоциальной) направленности, когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающему миру или себе.

Агрессивные действия у людей можно наблюдать уже в период раннего детства. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма агрессивного поведения, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг руга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако, во-первых, такая «возня» детей - это всего лишь форма игры, которая, как и всякая игровая активность, носит добровольный характер и доставляет им удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их лицах. Кроме того, если ребенку это неприятно, и он испытывает страдания, то логичным было бы стремление избежать общения с «агрессором», а не затевать с ним очередную «кучу-малу».

Во-вторых, игры-потасовки способствуют развитию у детей определенных двигательных способностей, навыков социального общения, налаживанию эмоциональных контактов: дружбы, любви, сотрудничества, умению совместно решат проблемы и т.д.

В-третьих, хотя «игры-потасовки» и являются распространенной детской формой выражения агрессии, они нередко мотивированы стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Если это и случится, то по неосторожности, из-за недостаточного моторного контроля или при низкой социальной компетентности.

В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником игр, так как в большинстве случаев его начинают избегать и не принимать в игру.

^ Психологическую основу таких «игр-потасовок» составляет желание поделиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни.

В школьном возрасте более четко прослеживается значимые половоз-растные различия в способах выражения агрессивности мальчиками и девочками. Было обнаружено, что девочки старших возрастных групп используют в основном непрямые способы агрессивного поведения в отличие от мальчиков, прибегающих к прямым способам агрессии, причем способность к использованию непрямых способов агрессивного поведения формируются у девочек к 11-12 годам.

При анализе ряда экспериментальных исследований было установлено, что с возрастом частота и интенсивность отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков возрастает, у девочек убывает. Объясняется это тем, что девочки боятся проявлять свои агрессивные тенденции из страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся спокойнее.

С возрастом эти модели закрепляются: число проявлений агрессии в поведении девочек постепенно сокращается и они становятся менее агрессивными, даже если в раннем детстве были очень задиристыми.

Согласно традиционным представлениям об особенностях формирования мужской и женской агрессивности в онтогенезе, и мальчики, и девочки в той или иной степени учатся регулировать собственные агрессивные побуждения. Однако у мальчиков больше возможностей для свободного проявления агрессивности.

Если же в процессе развития, ребенок не научился контролировать свои агрессивные импульсы, то в подростковом возрасте это может вылиться в агрессию с преимущественной ориентацией на подростков, а в юношеском - приведет к разгульному поведению.

Таким образом, по мере взросления в результате взаимодействия человека с окружающим миром происходит трансформация, социализация агрессии.

^ Социализацией агрессии можно назвать процесс обучения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в приемлемых для общества формах. В процессе социализации многие обретают способность гасить свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям социума.


Совершенно ясно, что «природный агрессивный потенциал» с возрастом никуда не исчезает. Просто в результате социализации многие обретают способность регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям социума. Другие остаются весьма агрессивными через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования и другие приемы. Третьи ничему не учатся и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

Возникновение агрессии во многом обусловлено атмосферой в семье. Есть доказательства того, что если ребенок, ведущий себя агрессивно, получает одобрение со стороны родителей, то вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов, в конце концов, формирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.

Также на возникновение агрессии часто оказывают влияние и ситуативные причины. К их числу можно отнести следующие:

Оценка другими людьми. Было установлено, что присутствие других лиц уже само по себе может усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Эксперименты показали, что если за поведением детей наблюдает человек, воспринимаю-щийся детьми как лицо, склонное к агрессии (например, тренер по восточным единоборствам), то они проявляют больше актов агрессивного характера. Если в этой же ситуации наблюдателем является человек, воспринимаемый детьми как противник агрессии (например, учитель), то их поведение отличается большей сдержанностью.

^ Намеренность агрессии. Существует точка зрения, что до начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет по отношению к тебе враждебные намерениями, хотя непосредственного акта нападения не было. В таких случаях обычно основным стимулом выступает гнев как эмоциональная реакция на планируемое насилие. Если же противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, очень часто гнев не возникает вообще и ответной агрессии не происходит.

^ Восприятие агрессии. Обилие видео- и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов, которые убеждены, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако некоторые детские психоаналитики считают эти утверждения бездоказательными. По их мнению, смотря подобные фильмы, ребенок бессознательно реализует свои агрессивные потребности через образы героев сюжетов. Чрезмерное увлечение подобными фильмами возникает только у детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут проявить себя в реальной жизни.

^ Желание возмездия. Часто агрессия возникает как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что - либо. Например, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие на его глазах совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику, их наблюдение ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют потребность в агрессии.

^ В психологической литературе выделяют три основных вида агрессии:

1. Физическая агрессия. Использование физической силы против друго-го лица. Она может выражаться, как в драках, так и в форме разрушительного отношения к вещам. Дети рвут книги, разбрасывают и крушат игрушки. Ломают ненужные вещи. Иногда агрессивность и желание разрушить совпадают, тогда ребенок швыряет игрушки в других детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании или какими-то драматическими событиями.

^ 2. Словесная (вербальная) агрессия, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань). За такой агрессией часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды. Иногда дети ругаются совершенно невинно, не понимая значения слов. В других случаях они, не понимая смысла бранного слова, используют его, желая огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает и так, что брань становится средством выражения эмоций в неожиданных неприятных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его подразнили или задели. В этом случае ему полезно указать на альтернативу брани - научить словам, которые можно с чувством произносить в качестве разрядки (ёлки-палки, ну и ну)

^ 3. Косвенная агрессия. Это вид агрессии, направленной окольными путями на другое лицо (злобные сплетни, шутки) или на кого-то конкретно не направлено (взрыв ярости, проявляющимися в крике, ругани, топанье ногами, битье кулаками по столу)

^ Предупреждение и преодоление агрессивного поведения.

Первым шагом на этом пути является попытка сдержать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить его окриком, отвлечь игрушкой или каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту. Если агрессию предотвратить не удалось, надо показать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо, окружив при этом «жертву» повышенным вниманием и заботой. Ребенок должен четко уяснить, что сам он только проигрывает от таких поступков. В случае разрушительной агрессии взрослому следует выразить свое недовольство подобным поведением и предложить ребенку устранить учиненный им разгром.

Вербальную агрессию предотвратить трудно, и приходится реагировать на неё после того, как акт агрессии уже свершился. Если обидные слова ребенок адресует взрослому, то целесообразно проигнорировать их и при этом понять, что за чувства и ощущения стоят за ними. Если же ребенок оскорбляет других детей, посоветуйте им вежливо ответить обидчику.

Работая с детьми, нужно помнить, что проявление страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка может только стимулировать его к агрессии. Конечная цель преодоления детской агрессивности состоит в том, чтобы ребенок понял, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, вызывающие положительную реакцию окружающих.







Открытое мероприятие Приложение 3.

Учитель МОАУ «СОШ №54 г. Орска»

Есенжолова Э.С.

Классный час «Как бороться с агрессией, злом».

Цель: Дать возможность детям понять, что значит агрессия, и почему она возникает. Научить детей бороться с агрессией, которая возникает у них внутри .

Ребятам предлагается сесть в круг и обсудить, что такое зло, как они это понимают. Причём высказаться должен каждый, передавая по кругу, какой-нибудь предмет.

Потом учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе добро. После этого его нужно нарисовать, пользуясь разноцветными карандашами и фломастерами.

Затем можно соорудить выставку, и обязательно по кругу, нужно обсудить какие чувства возникали у ребят во время представления и рисования добра.

Тоже делаем с понятием «зло». Представляем его с закрытыми глазами и рисуем.

Рисунки, как правило, получаются мрачные. После просмотра рисунков со злом. Каждый высказывается, какие чувства у него в данный момент.

Вместе с классным руководителем учащиеся обсуждают, что нужно сделать, если злишься. Ребята отвечают, что можно послушать музыку, поиграть, порисовать, почитать, то есть дети приходят к выводу, что нужно что-то сделать, можно даже ударить стенку, подушку, если злость очень сильная.

Далее кл. руководитель предлагает выполнить упражнение, которое может избавить от злости, агрессии.

«Рубка дров».

Поднять руки и соединить их в кистях, резко опустить, имитируя рубку дров, с резким выдохом и вскриком «УХ». И так продолжать в течение нескольких минут.

Другое упражнения на снятие негатива, агрессивности

«Свеча».
дыхание на счет 5 - 5 - 5 (вдох - пауза - выдох)

Советы психолога:

Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, когда вы хотите избавиться от пугающих воздействий обиды, подозрительности, раздражения, представьте свечу, в пламени которой сгорает все плохое. Прислушайтесь к шуму воды, открыв кран, представьте, как вода смывает всю злость и агрессию, очищая вашу душу.
Включите приятную музыку, посмотрите любимые фотографии или насладитесь картинами природы.

Затем, чтоб окончательно избавиться от зла, дети разрывают на мелкие кусочки рисунки со злом, а рисунки с добром предлагается повесить дома на видном месте.

Во время подведения итогов следует опять вспомнить, как можно избавиться от порывов агрессии и обсудить, какие чувства возникли у ребят после того, как они порвали рисунки.

Примечание.

В старших классах перед классным часом можно провести следующую диагностику:

Психологический тест «Уровень агрессивности»

Проверьте себя: попробуйте выявить у себя агрессивные тенденции, отвечая "да" или "нет" на предлагаемые суждения и ситуации.

1. Временами я неожиданно "взрываюсь" злостью, гневом.

2. Если я вижу, что мое раздражение или злость передается другим, то обычно тут же беру себя в руки.

3. Чтобы избавляться от накопившейся злости, я придумала себе особый ритуал: периодически колочу подушку, боксирую в стенку, бегаю вокруг дома и т. п.

4. В школе обычно сдерживаюсь, а дома бываю невыдержанным.

5. Иногда я понимаю, что вызываю у кого-либо злость, раздражение, но мне трудно изменить свое поведение или не хочу это делать.

6. Если мне хамят, я, как правило, сдерживаю себя от резкости.

7. Иногда я честно признаюсь себе: я плохой человек.

8. Стоит мне разозлиться, как я добиваюсь своего от окружающих.

9. Нередко я оказываюсь вовлеченным в какую-нибудь противоборствующую группировку.

10. Время от времени меня словно тянет поругаться с кем-нибудь.

11. Я часто расплачиваюсь за свою резкость или грубость.

12. Часто какой-нибудь пустяк выводит меня из себя.

13. Разозлившись, я могу ударить кого-либо.

14. Чувствуя прилив злости, я могу разрядиться на неодушевленных предметах (бью кулаком о стол, что-нибудь ломаю, бью посуду).

15. Я позволяю себе злость или гнев там, где меня никто не знает.

16. Я знаю, что мой характер - не подарок.

17. Если кто-нибудь из знакомых плохо отзовется по моему адресу, я выскажу ему все, что думаю о нем.

18. Бывают минуты, когда я ненавижу или презираю себя.

19. Чтобы заставить себя сделать что-либо трудное или сложное, мне иногда надо себя хорошенько разозлить.

20. Бывало так, что я оказывался членом нехорошей компании (группировки).

21. Обычно, когда я поругаюсь с кем-нибудь, мне становиться легче.

22. Некоторые люди обижены на меня за мою резкость или злобу.

23. Когда я очень устаю, легко могу разозлиться, выйти из себя.

24. Моя злость обычно быстро проходит, если тот, кто ее вызвал, извиняется или признает свою неправоту.

25. Мне удается гасить раздражение и прочие напряженные состояния в активном отдыхе - в спорте, туризме, культурных мероприятиях.

26. Бывает, я выясняю отношения с учителем или родителями на повышенных тонах.

27. У меня острый язык: палец мне в рот не клади.

28. Я обычно легко "завожусь", когда сталкиваюсь с грубостью, агрессивностью или злостью окружающих.

29. Многое из того плохого, что случилось со мной в жизни, я наверняка заслужил.

30. Злость чаще всего помогает мне в жизни.

31. Я часто ругаюсь в очередях.

32. Иногда мне говорят, что злюсь, но я этого не замечаю.

33. Переживание злости или гнева явно вредит моему здоровью.

34. Иногда я начинаю злиться ни с того ни с сего.

35. Если я разозлюсь, то чаще всего отхожу почти мгновенно.

36. Чтобы успокоить нервную систему, я часто специально начинаю заниматься каким-либо делом (чтение, теле-визор, хозяйственные заботы).

37. В общественных местах я бываю более агрессивен, чем в школе.

38. Я человек резкий или очень категоричный.

39. Если кто-либо будет зло шутить по моему адресу, я скорее всего поставлю его на место.

40. Я часто злюсь на себя по какому-либо поводу.

41. В общении дома я часто специально придаю своему лицу суровое выражение.

42. Если бы понадобилось пойти на баррикады, я бы пошел.

43. Обычно моя злость дает мне импульс активности.

44. Бывает, я по несколько дней переживаю последствия того, что не смог сдержаться от злости.

45. Бывают моменты, когда мне кажется, что я всех ненавижу.

46. Когда я чувствую прилив злобы или агрессии, то часто ухожу куда-нибудь, чтобы никого не видеть и не слышать.

47. Я часто успокаиваю себя тем, что сгоняю зло на вещах обидчика.

48. Иногда я бываю столь агрессивен, что потом переживаю неловкость за себя.

49. Я часто бываю несговорчивым, упрямым, непослушным.

50. Я легко лажу с людьми, которые провоцируют грубость, или злость.

51. Если бог когда-нибудь накажет меня за мои грехи, то это будет заслуженно.

52. Чтобы повлиять на окружающих, я часто лишь изображаю гнев или злость, но глубоко не переживаю, не испытываю этих состояний.

53. Я бы принял участие в стихийном митинге протеста, чтобы отстаивать вместе со всеми свои насущные инте-ресы.

54. После вспышки раздражения, злобы я обычно хорошо чувствую себя некоторое время.

55. Моя раздражительность отрицательным образом сказывалась на отношениях с близкими или друзьями.


^ Обработка данных.

Опросник позволяет вывести "индекс агрессии" с учетом 11 параметров. За каждый ответ, соответствующий "клю-чу" начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.

1. Спонтанность агрессии: «да» на утверждения 1, 12, 23, 34, 45;

2. Неспособность тормозить агрессию: «нет» на утверждения 2, 24, 35, 46; «да» на утверждение 13.

3. Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты: «нет» на утверждения 3, 14, 25, 36, 47;

4. Анонимная агрессия: «да» на утверждения 4, 15, 26, 37, 48;

5. Провокация агрессии у окружающих: «да» на утверждения 5, 16, 27, 38, 49;

6. Склонность к отраженной агрессии: «да» на утверждения: 17, 28, 3;. «нет» на утверждения 6, 50.

7. Аутоагрессия: «да» на утверждения 7, 18, 29, 40, 51;

8. Ритуализация агрессии: «да» на утверждения 8, 19, 30, 41, 52;

9. Склонность заражаться агрессией толпы: «да» на утверждения 9,20,31,42, 53;

10. Удовольствие от агрессии: «да» на утверждения 10, 21,32, 43, 54;

11. Расплата за агрессию: «да» на утверждения 11, 22, 33, 44, 55.

****************************************************************************************

0 - 8 баллов - очень низкий уровень агрессивности. Скорей всего, вы не были полностью искренни, когда отве-чали на вопросы. Возможно, вы очень стремитесь соответствовать социальной норме. Такие показатели встреча-ются у людей со сниженной самокритичностью и завышенными притязаниями. Попробуйте еще раз ответить на вопросы. Но в этот раз - постарайтесь быть честными с самим собой. Вы - как и все люди - многогранны. И можете не всегда соответствовать принятому в обществе моральному идеалу.

9-20 баллов - средний уровень агрессивности. Отмечается у большинства опрашиваемых. Вы склонны к спонтан-ной агрессии и не совсем умеете переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты (хотя, в этом, возможно, и нет необходимости). Постарайтесь осознавать те моменты, когда только начинаете злиться. Подумайте, на что именно возникли чувства и по какой причине. Если Вы станете замечать чувство, как только оно возникает, не будет необходимости долго его накапливать, а потом спонтанно обрушивать на других.

21-30 баллов - уровень выше среднего. Вы выражаете агрессию спонтанно, несколько анонимно - например, выбираете для этого незнакомых людей. Вам сложно остановиться в выражении гнева. Вряд ли Вам приносит удовлетворение такое ваше поведение. Ведь перебрасывание злобы на других не дает результата. Попробуйте честно признаться: на кого именно обращен ваш гнев. Проделайте шаги, предложенные выше. Постарайтесь сказать о чувстве прямо тому, кто его вызвал.

31 - 40 баллов. Высокий уровень агрессивности. Часто, вы чувствуете вину за то, что проявляли злость. При этом вы сами провоцируете людей на агрессию в свой адрес. Вы, можно сказать, в такой себе ловушке. И не выражать гнев - невыносимо, и выражать - тоже, потому что за это вы вините себя. Скорее всего, Вам очень одиноко и у вас сложные отношения с людьми. Подумайте, как Вы не позволяете себе чувствовать гнев, как копите его, как отвергаете других и винитесь? И сходите к психологу.

41 и более баллов - очень высокий уровень агрессивности. Вероятно, Вы много злитесь, получаете удовольствие от агрессии, перенимаете агрессию толпы, провоцируете агрессию у окружающих. Но, возможно, переживаете сильное чувство одиночества. Ведь отношения с окружающими практически испорчены. И найти близость трудно. Скорее всего, Вы пережили не лучшее детство. Чтобы попытаться изменить поведение, лучше обратиться к пси-хотерапевту.



Литература:

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. Питер, 2001

  2. upsihologa.com.ua/ («У психолога»)

  3. Фопель К. / Как научить детей сотрудничать // М.: Генезис, 2001

Есенжолова Э.С. МОАУ «СОШ №54 г. Орска»


© 2010-2022